Концепция Филофея «Москва — третий Рим» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция Филофея «Москва — третий Рим»



Был иосифлянином по своей идеологической направленности. О нем известно мало, из простой сельской семьи, постоянно жил в монастыре и был образованным человеком.

Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Мунехину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу.

Считал, что править следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами.

Много внимания он уделял теме о Божественном происхождении царской власти. Царь «поставлен от Бога» и он слуга бо есть Божий». Ему поручено в силу Божественного Промысла «осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду». На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое «царствие со страхом Божиим, и быть властелином над своими подвластными.

Считал, что царь строг ко всем, кто отступает от «правды», но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать «плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих».

Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Право на оказание сопротивления государю отвергает. Не только действия против верховной власти недопустимы, но даже и помысел.

Защищал стяжательский статус всей церковной организации, грозя небесными карами тем, кто обидит церкви и монастыри покушением на их имущество. Власть должна также следить и за благочинением в самой церкви.

Правовые нормы государства названы у него «грацкими законами» и по содержанию определяются им как «правда» с традиционным совмещением в этом термине юридических и нравственных характеристик. Любое действие, нарушающее норму положительного права, рассматривается им как «неправда» и требует по своей природе возмездия, прежде всего от Бога, но и обязательно от земных властей.

Установление в стране правосудия — высший долг великого князя перед Богом и людьми. Он настаивает на необходимости законных форм реализации власти.

Анализ современных мыслителю исторических событий приводит автора к мысли, что именно сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Только верное православию государство может быть объектом Промысла Божия, и им стала Россия.

Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы. Величие и славу России Филофей сравнивает с величием и славой Рима.

Большое внимание уделялось Филофеем и формам идеологического воздействия на население со стороны государственной власти, вопросам внутренней свободы православного христианина в государстве. Резко и категорически он выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований.

1) По заповедям 2) бож происхождение царской власти. А,б,-подчинение3)защита церкви 4) нормы-правда.5)правосудие 6)россия верна православию 7)идеол.возд.

 

24. Политические взгляды Ивана IV Грозного и А. М. Курбского

Иван Грозный – потомок темника Мамая, который проиграл Куликовскую битву. Его мать – Елена Глинская.

Иван Грозный был умным правителем и самым горячим писателем Московии. Он пришел к власти, еще будучи малолетним, и сначала управлял вместе с Избранной радой. В этот период создается и Собор. Чуть позже был учрежден институт опричничества.

Грозный первым признал себя самодержцем (независимым сувереном, а не неограниченным сувереном). «Иван Грозный был первым царем, который почувствовал себя помазанником Божиим в настоящем библейском смысле»

Андрей Курбский был опричником. В 1564 г. сбежал в Речь Посполитую, откуда прислал Грозному три письма, последний Курбскому – два.

Спор у между Грозным и Курбским шел относительно понимания христианства и православия. Этот спор носил скорее не политический, а религиозно-философский характер. Их точки зрения – это два разных понимания государства и государственной власти.

Иван IV Горозный

В своих письмах к Андрею Курбскому Иван Грозный излагал следующее. Став царем, он, как грешный человек, правит государством. Но сам факт становления царем говорит о том, что сам Бог проливает благодать на Русь. Он посредник между Богом и русским народом. Главную ответственность перед Богом на страшном суде Грозный видит в одном: как он управлял своими рабами на пути наставления к истине. Судьей он признает одного Господа. Если он посредник между Богом и народом, то все претензии народа в отношении царя он рассматривает как покушение непосредственно на самого Бога. Предательство власти тождественно предательству веры и Бога.

Иван Грозный называл четыре формы служения Богу:

1) отшельничество;

2) монашество;

3) священство;

4) царское правление.

Главное орудие правителя – это страх. Грозный «хотел страхом Божиим обратить людей к истине и так спасти их души». Отсюда он считал, что имеет право относится к собственному народу, как к телу, которое нужно истязать, ибо только тогда откроется путь к вечному блаженству. Грозный считал, что карая, он отсекал от русского государства грех. Он пытался идеал монашеской жизни перенести на мирскую жизнь, взял на себя духовные вопросы. Поэтому в государстве, по его мнению, он может решать все только сам. Недопустимо никакое коллегиальное начало. Высший суд принадлежит только царю. Царь отвечает за свои действия перед Богом, но если царь виноват в чем-то перед Богом, то наказание за грех несет народ.

Андрей Курбский

По мнению Курбского, цель верховной власти заключается в справедливом и милостивом управлении державой. Он считал русское государство единственной страной, которая сохранила истинное государство.

Исходя из «правости сердечной», он развивал мысль о свободном существовании естества человеческого и о естественном законе, по которому должен жить народ. А Грозный, по Курскому, создал противоестественную систему. Он называет власть Грозного безбожной и беззаконной, так как она не основана на Евангелие. Грозный со своим необузданным нравом не должен быть царем, хотя и получил власть от Бога. Иван IV – вероотступник.

Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что государственный аппарат неэффективен, так как он заменен клеветниками и доносчиками.

Идеальная форма государства, по Курбскому, - монархия, для России – православное самодержавие. При это он допускает существование сословно-представительного органа, должности в котором должны замещаться по заслугам, а не по родству и знатности.

 

 

25. Макиавелли «Государь»

Исключает религиозные точки зрения, основа – исторический опыт. Политические события происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно.

Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства.

Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти служат хорошие законы и хорошее войско. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной.

В государстве должен быть аппарат, который включает государя, министров и чиновников, советников. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя. Симпатии свои Макиавелли отдает единолично управляемым государствам. Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его воли.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса.

В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой.

По о тношению к управляемым советует государю выступать в облике опекуна народа. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их.

Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния.

Макиавелли сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Завоевывать расположение народа — вот его задача. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. С точки зрения Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно. Делая выбор в пользу страха Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии — аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ эгоистичных и злобных.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами.

Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь».

Наилучшая форма правления- умеренная республика, сочетающая монархический, аристократический, демократические элементы и основанная на договоре.

В словаре Макиавелли нет понятия «государственный суверенитет».

1) Исторический опыт 2) власть: крепкой основе-законы,войско. 3) аппарат,единолично. Народ-пассивная масса 4) опекун,благодеяния. 5)повиновение:любовь и страх-порочность.наказание.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.009 с.)