Политико-правовые учения английских либералов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые учения английских либералов.



Бентам (1748—1832), родоначальником теории утилитаризма. 4 посталута: 1) получение удовольствия и исключение страдания составляют смысл человеческой деятельности. 2) полезность — самый значимый критерий оценки всех явлений. 3) нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение наибольшего счастья для наибольшего количества людей. 4) максимизация всеобщей пользы есть цель развития человечества.

«Введении в основания нравственности и законодательства», «Фрагмент о правительстве».

Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе.

Для Бентама нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Свобода и права личности не признавал, отвергал вообще школу естественного права. Отрицал идею различения права и закона, таким образом они придают праву антизаконный смысл.

Не разделял он также мнение о том, что общество и государство возникли в истории посредством договора.

В вопросах организации государственной власти стоял на демократических позициях. Он осуждал монархию и наследственную аристократию, являлся сторонником республиканского устройства государства, в котором три основные ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны были быть разделены. Он — за их кооперацию, взаимодействие.

Демократизации подлежит в целом вся политическая система общества. В этой связи он ратует, в частности, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права также и женщинам.

Назначение правительства — гарантировать безопасность и собственность подданных - охранительные функции. У правительства нет права определять, что является счастьем для каждого отдельного человека. Прямое вмешательство государства в сферу экономики крайне нежелательно, может привести к весьма негативным результатам.

Джон Стюарт Милль (1806—1873), «О свободе», «Размышления о представительном правлении».

Индивидуальная свобода означает абсолютную независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого. В качестве граней индивидуальной свободы выделяет: свобода мнения, свобода действовать сообща с другими индивидами, свобода выбора и преследования жизненных целей и самостоятельное устроение личной судьбы.

Государство и общественное мнение могут осуществлять легальное принуждение, если с их помощью пресекаются действия индивида, наносящие вред окружающим его людям, обществу.

Когда он говорит о свободе индивидов, то имеет в виду людей, уже приобщенных к цивилизации, окультуренных. Свобода индивида, частного лица первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное человеческое общежитие. Главное условие существования достойного государства — самосовершенствование народа, высокие качества людей.

Полагает, что государство, гарантирующее все виды индивидуальных свобод одинаково для всех своих граждан.

Повиновение, послушание вообще является первым признаком всякой цивилизации. Люди обязаны не нарушать законные права и интересы других индивидов.

Милль — приверженец и идеолог исторического прогресса. Однако он считает, что дело улучшения человечества не всегда бывает праведным. Индивидуальная свобода есть мощный, постоянный и самый надежный генератор всяких улучшений в обществе.

Залогом прочности и стабильности самого порядка является хорошо устроенная и правильно функционирующая государственность. Ее наилучшей формой, идеальным типом он считает представительное правление. Идея непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства, ответственности народа за состояние государственности.

Цели хорошо устроенной государственности: защита интересов личности и собственности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде.

Сторонник четкого разграничения компетенции ветвей власти.

 

Конт 1)история развития мышления 2)моральный кризис-полож.истины 3)мораль важнее права 4)представление о праве-подчинение законам не противоречит свободе.5)только право исполнять долг 6)исчезновение среднего класса. 7)расса,климат и полит.деятельность. 8)философия координирует как и мораль 9) нет религии бога есть религия человечества.

Основатель философии позитивизма - «социальная физика». «Курс положительной философии» - 6 томов.

Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях — теологической,метафизической и позитивной.

Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые окажутся в состоянии сами по себе привести человечество к миру и счастью.

«Система позитивной политики».

В нормальном обществе главными интеграторами являются семья и отечество, а также философия человечества. Огромную роль в деле социализации индивида выполняет позитивная мораль, которая по своим функциям важнее, чем право.

Он проводил четкое различение между массой, специалистами в области осуществления власти и правителями. Представители политической науки формулируют цели и задачи и придают им привлекательный для общественного мнения вид. Общественное мнение должно затем высказать соответствующее пожелание, публицисты — средства для их выполнения, а правители — их исполнить. Гражданину остается подчиняться власти.

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению. Вот почему всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случае они не способствуют никакому порядку — ни индивидуальному, ни коллективному.

Поскольку божественного права больше не существует, все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг.

В идеальном строе желательно полное исчезновение среднего класса при сохранении богатого патрициата и остальной части – пролетариат.

Тремя источниками общественных изменений являются раса, климат и «собственно политическая деятельность». Человеческое счастье зависит главным образом от «достойного добровольного применения любых сил, которое реальный порядок делает для нас доступным.

Обязанность философии заключаются в координации всех сторон жизни человека, именно в координации, а не в виде непосредственного руководства. Функции философии тесно переплетаются с функциями «систематической морали, представляющей собой естественное характерное приложение философии и повсеместный проводник политики».

Конт сознательно отверг религию христианского Бога и провозгласил религию Человечества, именуемого также Великим Существом, которое есть прежде всего «совокупность прошлых, будущих и настоящих людей, которые способствуют усовершенствованию всеобщего порядка».

 

48. Политико-правовые взгляды Маркса и Энгельса. «Манифесте Коммунистической партии».

1)прогрессивный строй 2) упадок капитализма 3)фаза коммунистич.общества4)надстрока, классовый характер,формации

Капитализм как тип социальной организации окончательно исчерпал себя. Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее.

Государство и право рассматриваются как надстроечные явления по отношению к экономической структуре общества. Опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него - производственные отношения образуют ее условие, определяют ее саму. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества. Политико-юридические институты связывают с экономической структурой и зависимость соответствия.

Утверждается, что «реальный базис» всегда остается первичным и определяющим моментом для политической и юридической надстройки. Это — всеобщий закон. Но это влияние меняется со временем.

В то же время надстройка относительно самостоятельна и постоянно активна. Самостоятельность обнаруживается в движении надстроечных институтов согласно законам, лишь им одним свойственным, в обратном воздействии этих институтов на базис способом, только им одним присущим. Она вырастает из общественного разделения труда.

Сторонники того, что государство и право имеют классовый характер, который связан с 2 свойствами: 1) абстрактные, общие моменты, характеризующие всякое государство и всякое право (обусловленность наличием соц классов, определяемость формы государства и права процессами взаимодействия классов); 2) свойства, порождаемые конкретно-исторической спецификой определенной классовой формации (тип связи законодательной, исполнительной и судебной властей).

Государство и право может быть проводником политики различных классов. Хотя их пронизывает и определяет интерес господствующего класса. Не бывает классово нейтральных ролей государства.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества.

Государство - учреждение, легитимно осуществляющим целенаправленное насилие в обществе. Политическая власть — это организованное насилие одного класса для подавления другого.

Маркс и Энгельс считали, что публичная власть есть функция управления обществом. Она реализует сознательно осуществляемое централизованное согласование индивидуальных поведений и придает всей этой бесконечной массе действий ориентацию, целесообразную для данной социальной системы. Непреходящей остается потребность любого общества в публичной власти.

В исторической эпохе, которую откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс различает три периода: 1) переход к социализму; 2) первую (низшую) фазу коммунистического общества; 3) высшую фазу коммунизма.

При социализме средства производства принадлежат всему обществу, нет больше эксплуататорских классов, но государство на этой ступени сохраняется. При коммунизме полностью отмирает государство.

Энгельс формулирует позицию по вопросу о происхождении и отмирании государства: государство существует не извечно. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство.

 

 

Западники и славянофилы

Западничество Грановский, Ковелин, Чечерин, Соловьев, Тургенев.

Россия – часть всемирной истории. Если человечество – единая семья, то задача – смешение народов и обмен умственного потенциала.

Перенесение политико-правовых институтов и учреждений из Западного мира.

Если перенести парламент, конституцию, идею прав и свобод человека – осчастливить народ.

Против крепостного права. Первичная проблема прав личности, формальный момент.

Россия развивается по единому историческому пути с Западной Европой. Многие процессы и являются в истории России и Европы сходны. Петр первый сблизил Россию и Европу.

В России должна сложиться конституционная монархия, сходная с монархиями в Западной Европе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.012 с.)