Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозно-нравственная философия права России (Соловьев, Трубецкой)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Соловьев «Кризис Западной философии», «Оправдание добра», «Россия и вселенская церковь». Русский религиозный мыслитель. Россия может и обладает важными и самобытными духовными силами, но для проявления ей нужно принять и усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, который выработаны Западной Европой. К числу положительных общественных форм жизни Запада относил правовое государство, но не считал его идеалом. В основе всего лежит сверхприродное духовное начало – Бог. Люди в своей жизни прошли несколько этапов: 1) природное. Нет юридической жизни, люди враждебны друг другу; 2) приход от природы к духовному. История должна подготовить переход к духовному началу. Конец истории – царствие Божие на земле. Государство определяется Божьей волей, создается на определенном этапе софией. Государство состоит из экономической сферы, собственно государства и церкви. Церковь и государство не отделены, а две грани одной и той же сферы. Только одна практическая, а другая нравственная. Между ними возникает синтез, в котором одно место занимает церковь, государственный элемент находится в свободному подчинении первому. Государство – это минимум нравственности. Государство должно быть уравновешено силой, также задача и закона. Государство должно нести в себе сверхзадачу, быть деятелем нравственности. Идея нравственности (сверхгосударсвто) Критикует концепцию народного суверенитета. Идеал – вселенская теократия, при этом церковь не вмешивается в экономические дела. Человек – носитель безусловной свободы. Человек и его права не тождественны гражданину и его правам. Право – это низший предел нравственности. Естественное право не противостоит положительному. Оно есть формальная идея права, выведенная из общих принципов философии. Естественное право сводится к дум критериям – свобода и равенство. Необходимо, чтобы право всегда имело силу осуществляться. Трубецкой. «История философии права», «Социальная утопия Платона». Право регулирует внешнюю свободу и не может вторгаться в сферу морали и нравственности. Право – внешняя свобода. Определение права, в котором фигурирует слово «власть», «государство» и «принуждение» имеют тот недостаток, что всякое государство или власть обусловлены правом. Они не понимают в расчет за разновидность права, которое существует, независимо от признания их государством. Скопище несовершенства имеют теории права «как силы» и права «как интереса». Нормы нравственные и правовые не исключают друг друга, так как внешнее поведение В подходе его присутствует мысль о гармонизации позитивного права с естественным, причем последнее играет движущее начало в истории.
Л. А. Тихомиров (1852 г.р.) Окончил юридический факультет Московского университета. В молодости был членом революционной организации «Земля и воля». В 1888 г. написал статью «Почему я перестал быть революционером». Автор работы «Монархическая государственность», в которой первым в России обосновал теорию монархии. Тихомиров понимал, что Россия не может избежать революции, в то же время он обосновывал бессмысленность последней. Он подвергнул критике марксизм, в том числе и тезис Маркса об отмирании государства. Тихомиров говорил о трех формах государства: монархии, аристократии и демократии. Для России лучшая форма правления – монархия. На нижнем уровне управления возможна комбинация элементов аристократии и демократии. В России монархия всегда играла роль положительного фактора, сдерживающего от анархии и деспотии. Государство – это верховная власть, которая будет существовать всегда. Если монархия утрачивает свой смысл – деспотия, если творческая сила монархии уйдет – гибель. Абсолютизм порождает бюрократию, фальсифицируется идея монарха. Парламент не является культурным и государственным идеалом России. Русский человек, как подчеркивал Тихомиров, - либо монархист, либо анархист. В российском государстве господствует этическое начало, а не юридическое. В монархической власти должно присутствовать мистика. Если ее нет, то остается голый абсолютизм и бюрократия. Тихомиров отмечал, что в России существует духовный кризис, связанный с заимствованием у Европы. Суть кризиса заключается в возникшем противоречии: Россия заимствует у Европы просвещение и одновременно утверждают, что лешие – православие и монархия.
59. К. Н. Леонтьев (1831 г.р.) Выходец из дворян, учился на медицинском факультете Московского университета, 7 лет служил дипломатом в Стамбуле, после выхода в отставку начинает публиковаться. Издано 8 томов собраний сочинений. Суть его концепции заключается в следующем. Каждый народ проходит 3 естественные стадии: 1) детство народа, когда закладываются основы социальной жизни; 2) «положительное расчленение», «цветущая сложность». Это период расцвета, творчества и иерархичности; 3) вторичное смесительное упрощение, когда народ слабеет и превращается в этнографическое состояние. По Леонтьеву, предотвратить старение народа может только создание сильного деспотического государства, которое будет защищать иерархичность и многоцветие и не даст народу «состариться». Западный социализм – продукт разложения и смешения, как и эгалитарный, либеральный процесс, который его породил. В результате создается обезличенное всеевропейское государство, государство средних людей одинакового фабричного выпуска. Между тем, политический социализм (продукт верования в благо земное) порождает только свободу от Церкви, государства, общества и семьи. Леонтьев считает, что история России своими началами связана с Византией. Поэтому будущее России может быть понято из исторической составляющей Византии. Россия имеет 3 основания: 1) византийское православие; 2) византийское самодержавие; 3) византийские нравы. Основополагающим в России является сочетание двух – Церкви и царя. Целостную концепцию государства Леонтьев представлял следующим образом. Государство должно быть сложно-крепко-сословно-сурово до свирепости. Церковь должна быть независимым институтом. Иерархия должна быть смелее. Быт должен быть поэтичен и разнообразен в обособленном от Запада единстве. Законы и власть должны быть строже, а люди – добрее. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе. Природа государства должна состоять в насилии, а если государство утрачивает свои свойства, то это приводит к гибели. Российский народ долго жил под сильной монархической властью, и если ее резко устранить, то народ станет опасен для самого себя. Н. Я. Данилевский Автор работы «Россия и Европа», в которой изложил концепцию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это семейство народов, которых объединяет культурное и историческое родство. Каждый из культурно-исторических типов вырабатывает самостоятельные и непередаваемые другим начала цивилизации. Влияние других культур на него ограничено. Данилевский выделял две группы культурно-исторических типов: уединенные и преемственные. Стадии, которые проходит культурно-исторический тип: 1) рост (этнографический период); 2) цветение (период государства); 3) упадок (период цивилизации). Данилевский говорил, что есть народы, которые не сыграли никакой роли. Такие народы он называл этнографическим материалом. Гунны, монголы и турки играют роль бичей Божьих, так как помогают умирающи народам умереть. Данилевский выступал против периодизации истории (на Древний мир, Средние века и т. д.), против европоцентризма. Он считал, что нельзя навязывать народу ценности чужой культуры. Россия по своей культуре и истории не принадлежит «ни к европейскому злу, ни к европейскому добру».
Социологические концепции государства и права в России – Муромцев, Коркунов, Ковалевский. Муромцев Концепция живого правопорядка, создаваемая правовой деятельностью судей и администраторов в практической жизни, создается человеком часто в противовес мертвой норме, выраженной в законе. Задача научной объективной теории права заключается не в систематизации и координации, а в открытии социальных законов развития, преемственности, сосуществования права как определенной группы социальных явлений. В основе не норма и статья, а социальная связь – общественное отношение. Эти отношения нуждаются в защите, которая может быть организованной и неорганизованной. Организация защиты осуществляется при помощи гос органов. Юридические и фактические отношения все вместе составляют субъективное право. Если норма не соответствует фактическим отношениям, то она мертвая норма. Если соответствует – живая. Суд и администратор должен учитывать действительные интересы общества и действовать в их рамках. Лучшая форма правления – демократическая, монархия по английскому образцу (верх и нижн палаты). Коркунов «Лекции по ОТП». Право справедливо разграничивает и согласовывает чьи-либо интересы: ГПП – истца и ответчика; УП – обвиняемого и обвинителя. Объект – юридическая норма. Субъективный – юридические нормы – субъективные права и обязанности - компоненты. Государство и гос власть является средством проведения права в жизнь. Государство – общественный союз, самостоятельный, властвующий над свободными людьми. Государство – это юридическое отношение, а не лицо. Субъектами права выступают участники, а объектом – власть. Природа власти в осознании зависимости подвластного. Организаторы власти – распорядители и диспозитарии этого явления. Принцип разделения функций. Правомерная, но самодержавная монархия. Против парламента, ограничения власти монарха, также против наделения граждан политическими правами. Судьи, администраторы должны знать фактические интересы и применять ее. Если нормы не соответствуют, то они должны уклоняться от их исполнения. Ковалевский. «Происхождение современной демократии», «От прямого парламентаризма к представительному, и от патриархата к парламентаризму». Основное понятие – солидарность. Среда замерения (не борьба противоположностей) играет основную роль в возникновении государства. Государство – это общежитие, союз множества людей, расположенных на определенной территории под единой гос властью. Монархия и республика в исторической перспективе меняют свое содержание. Институт права понятие, справедливости меняется исторически. Право первично по отношению к государству. Система индивидов изолирована от общества. Человечество развивается по спирали, спонтанно. Критикует юридический позитивизм. Право – требование солидарности и порождающее ею идеи долга, которые заставляет индивидов брать на себя обязанности с целью сохранения интересов группы.
61. Политические и правовые взгляды «евразийцев» (П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев.) Как движение «евразийцы» оформились в 20-х гг. ХХ в. основные представители данного движения: П. Н Савицкий (географ, экономист), Н. Н. Алексеев (юрист), Г. В. Вернадский (историк, сын В. И. Вернадского). Суть учения «евразийцев» заключалась в необходимости восстановления дореволюционного правления. «Евразийцы» не считали, что России нужна была революция. Россия (Евразия) – обособленный культурный и географический мир. Россия – независимая общность, образованная во времена монгольского завоевания; это замкнутое самодостаточное пространство. Географическое пространство России определяет и ее политическое пространство. По мнению «евразийцев», основателем российского государства был Чингисхан; преемником российского государства стало Московское государство. На сегодняшний день, как говорили евразийцы, Россия отделена от Европы большевиками (маргинальным субэтносом). Это отделение должно происходить на уровне евразийской идеи. Нет высших и низших культур. Под словом «человечество» и «общечеловеческие ценности» скрывается экспансия со стороны романо-германских народов. До Петровской эпохи Русь имела свой религиозный смысл. Начиная с Петра I эта идея упрощена и заменена на позитивно-политическую идею империи и империализма. Культурная задача понималась обеднено, выводя свою идеологию из славянской традиции. С Перта I Церковь превратилась в чиновничий аппарат. «Евразийцы» говорили о необходимости симфонии властей – взаимопроникновения Церкви и государства. Государство должно черпать свою идеологию из Церкви. Против идеи правового государства «евразийцы» выдвигают идею «государства правды», в котором приоритет отдается духовным ценностям, а государство и право соблюдают православие. В «государстве правды» должны править лучшие люди. Чтобы обезвредить абстрактную идеологию (например, идею правового государства), нужно выработать свою идеологию – «идею-правительницу», которая является мотивом внутренней деятельности. Эта идея не может быть до конца понятна и существует, как далекий идеал. Кроме «идеи-правительницы» второй основой государства и права является правящий отбор, который определяет тип народного хозяйства и социального строя. Если правящий отбор находится на службе у «идеи-правительницы», то это хорошо. Но если это не так, то возникает бюрократизм. Политические партии – это западный продукт. В России власть должна быть демотическая, т. е. власть должна отражать волю не всех граждан, а только носителей государственной власти. В России сложилось две формы механизма формирования запретов и дозволений: физическое воздействие и отношение власти и подчинения. Режим должен быть идеомакратическим. «Евразийцы» считают, что феномен Российской империи уникален, так как она не завоевывала, а обживала свои окраины. Они отвергали притязания мелких наций на суверенитет. Создание нации, по их мнению, - это деятельность культуры, а не политический спектакль.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.01 с.) |