Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты международного права.

Поиск

Под субъектами понимаются лица (акторы), способные от собственного имени самостоятельно участвовать в международных публичных отношениях, а также участвовать в создании норм международного права и обеспечивать принуждение к соблюдению норм международного права. Нормативного определения нет. Исходя из данного определения, любой субъект должен обладать следующими признаками:

1) автономия воли,

2) способность участвовать в создании норм международного права;

3) способность обеспечивать принуждение к соблюдению норм.

 

В международном праве, также как и внутригосударственном, субъект права должен обладать такими свойствами как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правосубъектность у различных субъектов может быть различной. В науке выделяется 2 вида правосубъектности: общая и ограниченная.

Общей правосубъектностью обладает государство. И она всегда включает в себя любые возможные права и обязанности, не противоречащие принципам международного права.

Общая правосубъектность характерна для суверенных, ограниченная правосубъектность характерна для субъектов, созданных на основании международных договоров. Этими же международными договорами она может быть ограничена.

 

В международном праве принято классифицировать субъектов международного права по историческому критерию, или причинам возникновения, 2 вида субъектов:

1. первичные субъекты, которые формируются в результате объективных исторических причин, вне зависимости от воли других субъектов международного права;

2. производные субъекты, которые создаются по воле иных субъектов международного права на основании международных договоров.

 

К субъектам международного права относятся:

· государство;

· международные;

· межправительственные организации;

· государственно подобные образования.

 

В теории существуют нации, народы, борющиеся за независимость. Существует научная дискуссия: считать ли субъектами международного права физических и юридических лиц. В универсальных нормах международного права определения государства нет. В международном праве учитываются признаки государства и даже в меньшем объёме.

4 признака государства:

1) территория – сухопутные и водные пространства в пределах государственных границ, а также воздушное пространство над ними и недра под ними;

2) население – совокупность всех людей постоянно или временно проживающих на данной территории, состоящих из нескольких категорий (апатриды, бипатриды, граждане, иностранные граждане, без гражданства, с двойным гражданством);

3) структура государственных органов наделённых властными полномочиями;

4) суверенитет – распространение своей власти при помощи государственных органов.

 

Государство, как первичный субъект, образуется по объективным причинам. Признание или не признание другими государствами никакого юридического значения для международного признания государство не имеет. Конфедерация в теории государства и права, хоть и относится к государству, но на самом деле государством не является. Понятие признания в международном праве существует давно и до принятия устава ООН признание рассматривалось, как обязательный юридический факт, для того чтобы государство считалось субъектом международного права (конститутивная теория). С момента принятия устава ООН основной стала теория признания декларативная, в соответствии с которой признание означает односторонний акт государства, направленный на установление определённого объёма отношений с признаваемым государством. На международную правосубъектность никак не влияет.

3 вида признания: критерием для подразделения на виды является объём устанавливаемых отношений:

1) признание de jure (полное официальное признание, всегда сопровождается установление дипломатических отношений, устанавливаются международно-правовые отношения в полном объёме);

2) de facto (выражаются в заключении между признающим и признаваемым государством договоров, а также может выражаться в том, что могут являться членами организаций, отношения чаще всего не устанавливаются, дипломатические отношения устанавливаются в договорном порядке);

3) ad hoc (для одного случая, признание ad hoc означает, что между признаваемым государством никаких отношений нет, за исключением одного спорного вопроса для урегулирования этих вопросов).

В теории международного права предусматривается свобода любого государства на признание кого бы то ни было, нельзя кого-то заставить кого-то признать, а если один субъект заставит признать, то нельзя не признать. Признание органов субъектов международного права, т.е. признание правительств. Такой шаг необходим в таких случаях, если на территории уже признанного государства существует несколько альтернативных конкурирующих между собой политических событий.

2 критерия для признания правительства (имеют больше политический, чем правовой характер, потому что не одним эти критерии не закрепляются):

1) признание правительства по принципу законности – легитимности;

2) критерий эффективности – т.е. признаваемое правительство имеет реальную власть на большей части территории государства и поддерживается большей частью населения, вне зависимости от того насколько законно, но пришло к власти).

 

Правопреемство.

В отношении государства существенное значение имеет правопреемство. Правопреемство – в отличие от признания частично урегулированы специальными конвенциями: конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1878г. 2 конвенция о правопреемстве государств в отношении долгов собственности и архивов 1883г. Обе конвенции исходят из свободного права государств преемников, решать будут ли они преемниками государств предшественников.

 

Стоит отметить следующее: правопреемство в отношении договоров предусматривает 2 способа правопреемства: письменный и устный (молчаливый).

Более эффективный – письменный, многосторонний договор. В отношении 2х сторонних договоров: устное, молчаливое правопреемство, государство вновь образованное просто продолжает соблюдать договор.

 

Собственность – конвенция предусматривает следующий порядок правопреемства: если иное не предусмотрено договором, то государство преемник становится собственником всей государственной собственности государства предшественника становится преемником, если эта собственность располагается на территории преемника. В отношении собственности, располагающейся за территорией государства-предшественника, государства-преемники должны договариваться. Долги согласно конвенции – не только кредиторская, но и дебиторская задолженность и эти 2 вида задолженности между собой неразрывно связаны, нельзя стать преемником по кредиторской задолженности, но стать преемником дебиторской задолженности, причём если государств-преемников несколько то они могут распределить задолженности.

 

Архивы: государства-преемники обязаны обеспечивать сохранность архивов государств-предшественников, даже если государство такого требования не заявляет. Если государств-преемников несколько то каждый из них имеет право свободного доступа, ознакомления, копирования, тех частей общих архивов которые их касаются.

 

Ещё один вид правопреемства: правопреемство в отношении гражданства. Европейская конвенция относительно гражданства 1954г., указывается что в результате правопреемства лица имеющие гражданство в государстве предшественнике и после правопреемства не должны стать апатридами.

Государственно подобные образования. К ним относится политико-территориальные образования, чья правосубъектность ограничивается международными договорами. Договор между папой Римским и правительством Италии 1927г. Договор предусматривает возможность во-первых от имени Ватикана может выступать глава церкви папа Римский. Ватикан имеет право устанавливать дипломатические отношения между государствами что подтверждается не только Лютеранским договором, но и конвенцией дипломатических представительств 1961г. Данное государство существует пока есть Лютеранский договор, в случае прекращения договора прекратит существование и Ватикан. Конвенция о праве международных договоров 1969г предоставляет возможность заключать международный договор.

 

Международные и межправительственные организации – объединения государств или иных субъектов международного права для достижения какой-либо цели, соответствующим общим принципам международного права на основании международного договора. С точки зрения международного права конфедерацию нужно рассматривать как международную межправительственную организацию. Международные межправительственные организации всегда производные субъекты с ограниченным объёмом правосубъектности, одинакового объёма правосубъектности у 2-х организаций нет. Объём правосубъектности международных организаций всегда меньше чем у государств.

 

Признаки международной организации:

1. наличие чётко сформулированной цели;

2. учредительный документ, является международным договором;

3. эта цель и договор не противоречат общим принципам международного права;

4. участие в таком объединении основывается на понятии членства.

Нации и народы, борющиеся за независимость: такой субъект появился после 1945г. в связи с активной деколонизацией, по поводу наций и народов было принято несколько рекомендательных договоров, но ни одного обязательного международного договора. Нациями, борющимися за независимость, считались бывшие колониальные страны осуществляющие вооружённую войну с государствами метрополии. В основу их правосубъектности ложился принцип права народов на самоопределение.

 

Лекция №2 19.09.09



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.007 с.)