Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной концепцией является концепция Дуализма

Поиск

Международное право.

 

Сергей Юрьевич – Международное публичное право, Таможенное право. Принимает экзамены.

В сентябре консультации с 17-30 по средам. С октября по понедельникам.

Тункин, Тиунов, Лукашук, Черниченко.

Лекция №1. 14.09.09

Международные договоры:

1. Устав ООН

2. Декларация о принципах 1970 года.

3. Конвенция о праве дипломатических сношений 1961 года.

4. Конвенция о праве международных договоров 1969 года.

5. Конвенция по морскому праву 1982 года.

 

Понятие, предмет МП

МП – под МП понимается совокупность, принципов и норм, создаваемых государствами и иными субъектами МП с целью обеспечения международного мира, безопасности и сотрудничества.

В правовой науке существуют различные точки зрения по поводу того, какое место занимает МП

Основных точек зрения 2:

1. Монистическая концепция (единая концепция). Считают что МП, это составная часть внутри государственного

2. Дуалистическая. Исходит из того, что МП имеет целый ряд особенностей, которые отличают его от любой системы внутригосударственного права. Т.е МП является самостоятельной правовой системой единой для всех государств.

Основной концепцией является концепция Дуализма

По мнению большинства ученых МП, как в России, так и за её пределами у МП есть особенности:

1. Особый предмет регулирования. Предметом являются межгосударственные отношения. Т.е отношения, которые выходят за пределы юрисдикций отдельных государств.

2. Особые субъекты. Субъектами МП являются публичные образования, способные самостоятельно, от собственного имени выступать в межгосударственных и иных международных отношениях публичного характера.

3. Особый порядок нормообразования. В МП нормотворческих органов нет вообще. Нормотворчеством занимаются сами субъекты в процессе согласования волеизъявления. А выражается такое волеизъявление в международных договорах, а так же в признании международных обычаях

4. Особые источники. К источникам МП относятся международные договоры и международные обычаи. Ст. 37 статута международного суда ООН.

5. Особый порядок принуждения. Принуждением занимаются сами субъекты. Принуждения бывают индивидуальным или коллективными (через Международные организации).

6. Действия норм международного права в пространстве, по кругу лиц. Внутри государства право распространяются на всех. Нормы МП распространяются только на тех субъектов, кто участвует в соответствующем МД или признает соответствующий обычай. Единственное исключение составляют принципы МП, принципы в соответствии с п.6 ст.2 устава ООН обязательны для всех.

Современное МП сформировалось в первой половине 20 века. С 26 октября 1945 года. На основании положений устава, сформировалось большинство кодифицирующих источников отраслей МП.

Систему МП можно разделить на Общую и Особенную часть

К общей части – предмет, методы, источники, субъекты, принципы, ответственность и некоторые другие вопросы.

К особенной части относятся конкретные отрасли, на сегодняшний день более 2х десятков отраслей – право внешних сношений, вооруженных конфликтов, морское право, гуманитарное право и т.д.

В рамках большинства отраслей существуют подотрасли, институты.

МП несмотря на существенные отличие от внутригосударственного права может с ним взаимодействовать. С точки зрения истории, первичным является внутригосударственное право. Статья 125 п.6 Конституции – международный договор, противоречащий конституции не подлежит ратификации и применении на территории РФ.

На сегодняшний день, МП в целом оказывает большее влияние на развитие национального права любого государства, чем наоборот. Современное МП не настолько эффективно как внутригосударственное право. Исходя из недостаточной эффективности МП, последнее 15-20 лет стоит актуальный вопрос внесения изменений в устав ООН и реформирования этой организации. (Агрессия – развязывание войны, противоправное действие. Ст39 гласит- что совет безопасности имеет полномочия квалифицировать какие либо деяния как акт Агрессии)

Россия, США, Великобритания, Франция, Китай.

 

Методы МП можно подразделить на 2 категории:

1. Общеправовые методы:

· Основным является диспозитивный.

· Императивный метод присутствует, но в значительно меньшей степени, чем диспозитивный.

2. Специальные методы:

· Метод сотрудничества подразумевает право, но также является обязанностью.

· Метод добросовестного исполнения международных обязательств.

· Метод мирного урегулирования международных споров. Подразумевает, что не допускается военное разрешение споров и в то же время государства должны предпринимать активные действия для урегулирования споров.

 

Правопреемство.

В отношении государства существенное значение имеет правопреемство. Правопреемство – в отличие от признания частично урегулированы специальными конвенциями: конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1878г. 2 конвенция о правопреемстве государств в отношении долгов собственности и архивов 1883г. Обе конвенции исходят из свободного права государств преемников, решать будут ли они преемниками государств предшественников.

 

Стоит отметить следующее: правопреемство в отношении договоров предусматривает 2 способа правопреемства: письменный и устный (молчаливый).

Более эффективный – письменный, многосторонний договор. В отношении 2х сторонних договоров: устное, молчаливое правопреемство, государство вновь образованное просто продолжает соблюдать договор.

 

Собственность – конвенция предусматривает следующий порядок правопреемства: если иное не предусмотрено договором, то государство преемник становится собственником всей государственной собственности государства предшественника становится преемником, если эта собственность располагается на территории преемника. В отношении собственности, располагающейся за территорией государства-предшественника, государства-преемники должны договариваться. Долги согласно конвенции – не только кредиторская, но и дебиторская задолженность и эти 2 вида задолженности между собой неразрывно связаны, нельзя стать преемником по кредиторской задолженности, но стать преемником дебиторской задолженности, причём если государств-преемников несколько то они могут распределить задолженности.

 

Архивы: государства-преемники обязаны обеспечивать сохранность архивов государств-предшественников, даже если государство такого требования не заявляет. Если государств-преемников несколько то каждый из них имеет право свободного доступа, ознакомления, копирования, тех частей общих архивов которые их касаются.

 

Ещё один вид правопреемства: правопреемство в отношении гражданства. Европейская конвенция относительно гражданства 1954г., указывается что в результате правопреемства лица имеющие гражданство в государстве предшественнике и после правопреемства не должны стать апатридами.

Государственно подобные образования. К ним относится политико-территориальные образования, чья правосубъектность ограничивается международными договорами. Договор между папой Римским и правительством Италии 1927г. Договор предусматривает возможность во-первых от имени Ватикана может выступать глава церкви папа Римский. Ватикан имеет право устанавливать дипломатические отношения между государствами что подтверждается не только Лютеранским договором, но и конвенцией дипломатических представительств 1961г. Данное государство существует пока есть Лютеранский договор, в случае прекращения договора прекратит существование и Ватикан. Конвенция о праве международных договоров 1969г предоставляет возможность заключать международный договор.

 

Международные и межправительственные организации – объединения государств или иных субъектов международного права для достижения какой-либо цели, соответствующим общим принципам международного права на основании международного договора. С точки зрения международного права конфедерацию нужно рассматривать как международную межправительственную организацию. Международные межправительственные организации всегда производные субъекты с ограниченным объёмом правосубъектности, одинакового объёма правосубъектности у 2-х организаций нет. Объём правосубъектности международных организаций всегда меньше чем у государств.

 

Признаки международной организации:

1. наличие чётко сформулированной цели;

2. учредительный документ, является международным договором;

3. эта цель и договор не противоречат общим принципам международного права;

4. участие в таком объединении основывается на понятии членства.

Нации и народы, борющиеся за независимость: такой субъект появился после 1945г. в связи с активной деколонизацией, по поводу наций и народов было принято несколько рекомендательных договоров, но ни одного обязательного международного договора. Нациями, борющимися за независимость, считались бывшие колониальные страны осуществляющие вооружённую войну с государствами метрополии. В основу их правосубъектности ложился принцип права народов на самоопределение.

 

Лекция №2 19.09.09

Посредничество

Действия 3-й стороны, не участвующей и не заинтересованной в споре, направленные на урегулирование спора.

Виды:

1. Активное;

2. Пассивное.

 

Международные суды

Создаются на основе международных договоров, самостоятельный орган международной организации.

Международный суд ООН: 1 из 6 главных органов ООН.

Статут международного суда ООН регулирует порядок его формирования и деятельности и является частью Устава ООН.

Имеет постоянный состав (15 судей, на 9 лет) ротация – 1/3 раз в 3 года, количество переизбраний не ограничивается.

Должны быть представители основных правовых направлений: Российско-германский, англо-саксонский, мусульманский. Не может быть 2-х граждан 1 государства. Избирается из списков постоянной палаты третейского суда Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности (абсолютное большинство).

 

Требования:

1. Высокие моральные качества;

2. Соответствие требованиям национального законодательства своих государств, предъявляемых к судьям высших судебных органов.

 

Международный Суд ООН заседает в Гааге (Нидерландах). ООН в Нью-Йорке.

Решения принимаются коллегиально, функционировать суд может при делении на палаты (решения палат равны решению всего суда).

Обратиться в Международный Суд можно если обе стороны признают юрисдикцию данного органа.

Суд 1-й инстанции, нет президента/коллегий, обжаловать решение нельзя, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решение обязательны для спорящих сторон, в случае неисполнения они в праве обратиться за обеспечением исполнения в Совет Безопасности.

Только споры между Государствами.

 

 

Лекция №3 21.09.09

ООН.

ООН – это универсальная международная, межправительственная организация, созданная на основании устава ООН 1945г. Процесс создания начался в 1942г. Конференция в Москве 1942г. (между Великобританией, США, СССР). Предложено президентом США Рузвельтом. С 1942г. проходили конференции ежегодные, на которых решались вопросы. В 1943г – конференция в Тегеране. Ялтинская конференция 1944г. в Крыму, СССР. Конференция в США Думбартон Окс. Сан-Франциско май - июнь 1945г. – конференция ООН. 6 главных органов: генеральная ассамблея, совет безопасности, совет по опеке, экономический социальный совет, международный суд и секретариат.

Генеральная ассамблея – представительный орган ООН, формируется из всех членов организации ООН, функционирует сессионно, имеет очередные сессии – раз в год, в третий вторник сентября. Кроме очередных сессий бывают специальные сессии – по инициативе совета безопасности, либо по инициативе членов совета безопасности, начинаются через 15 дней после принятия решения о созыве сессии, чаще экологические вопросы. Чрезвычайные сессии – по вопросам поддержания международного мира и безопасности, в течении 24 часов решения о проведении такой чрезвычайной сессии. Генеральная ассамблея, как правило, принимает рекомендации, за исключением некоторых вопросов. Вопросы членства, принятие членов, формирование органов, по бюджетным вопросам и по процедурным вопросам сессии генеральной ассамблеи. Каждое государство – член ООН вправе присутствовать, иметь один голос, но при этом делегация может состоять из 5 заместителей, 5 представителей и необходимых технических работников, но голос один.

Совет Безопасности состоит из двух категорий членов: постоянные (Великобритания, США, Франция, Китай, Россия как правопреемник СССР) и не постоянные (выбираются генеральной ассамблеей ООН сроком на два года по двум критериям – справедливое географическое представительство и должны активно принимать участие по поддержанию мира и безопасности). Не допускается повторное переизбрание непостоянных членов сразу по истечению сроков. Решение Совета безопасности принимаются квалифицированным большинством не менее чем девятью членами, а по вопросам международного мира и безопасности считаются принятым, если один из непостоянных членов не голосует против, право вето. По некоторым вопросам совет безопасности может давать рекомендации (по вопросам членства, по способу урегулирования международных споров, по формированию некоторых других органов – выбор генерального секретаря).

Экономический и социальный совет состоит из 52 членов ООН избираемых генеральной ассамблеей. С ежегодной ротацией на 1\3. Промежутки заседания у ФСБ не реже 1 раза в 2 недели. Экономический совет действует сессионно, занимается вопросами в области прав человека и экономического взаимодействия. По большинству вопросов решение носит рекомендательный характер. Обязательный характер только по процедурным вопросам и по вопросу утверждения договора с какой-либо иной международной, межправительственной организацией.

Международный суд – состоит из 15 судей избираемых сроком на 9 лет, его решения обязательный для государств – членов ООН и признающих его юрисдикцию, обеспечиваются принудительной силой Совета Безопасности. Решение международного суда не могут быть обжалованы, т.к. отсутствуют вышестоящие судебные органы. По некоторым вопросам международный суд может давать рекомендации в частности – это рекомендации по вопросам толкования международного права.

Секретариат – состоит из генерального секретаря, и иных сотрудников секретариата. Ген секретариат избирается по рекомендации совета безопасности генеральной ассамблеей по рекомендации Совета безопасности, формирует секретариат. При этом состав секретариата должен быть максимально представлен государствами членами ООН. Работники секретариата не должны при выполнении своих функций запрашивать инструкции государства своего гражданства, обязаны действовать исключительной в интересах организации. Наделяются дипломатическими иммунитетом и привилегиями.

 

Лекция №6 19.10.2009

Международное право.

 

Сергей Юрьевич – Международное публичное право, Таможенное право. Принимает экзамены.

В сентябре консультации с 17-30 по средам. С октября по понедельникам.

Тункин, Тиунов, Лукашук, Черниченко.

Лекция №1. 14.09.09

Международные договоры:

1. Устав ООН

2. Декларация о принципах 1970 года.

3. Конвенция о праве дипломатических сношений 1961 года.

4. Конвенция о праве международных договоров 1969 года.

5. Конвенция по морскому праву 1982 года.

 

Понятие, предмет МП

МП – под МП понимается совокупность, принципов и норм, создаваемых государствами и иными субъектами МП с целью обеспечения международного мира, безопасности и сотрудничества.

В правовой науке существуют различные точки зрения по поводу того, какое место занимает МП

Основных точек зрения 2:

1. Монистическая концепция (единая концепция). Считают что МП, это составная часть внутри государственного

2. Дуалистическая. Исходит из того, что МП имеет целый ряд особенностей, которые отличают его от любой системы внутригосударственного права. Т.е МП является самостоятельной правовой системой единой для всех государств.

Основной концепцией является концепция Дуализма

По мнению большинства ученых МП, как в России, так и за её пределами у МП есть особенности:

1. Особый предмет регулирования. Предметом являются межгосударственные отношения. Т.е отношения, которые выходят за пределы юрисдикций отдельных государств.

2. Особые субъекты. Субъектами МП являются публичные образования, способные самостоятельно, от собственного имени выступать в межгосударственных и иных международных отношениях публичного характера.

3. Особый порядок нормообразования. В МП нормотворческих органов нет вообще. Нормотворчеством занимаются сами субъекты в процессе согласования волеизъявления. А выражается такое волеизъявление в международных договорах, а так же в признании международных обычаях

4. Особые источники. К источникам МП относятся международные договоры и международные обычаи. Ст. 37 статута международного суда ООН.

5. Особый порядок принуждения. Принуждением занимаются сами субъекты. Принуждения бывают индивидуальным или коллективными (через Международные организации).

6. Действия норм международного права в пространстве, по кругу лиц. Внутри государства право распространяются на всех. Нормы МП распространяются только на тех субъектов, кто участвует в соответствующем МД или признает соответствующий обычай. Единственное исключение составляют принципы МП, принципы в соответствии с п.6 ст.2 устава ООН обязательны для всех.

Современное МП сформировалось в первой половине 20 века. С 26 октября 1945 года. На основании положений устава, сформировалось большинство кодифицирующих источников отраслей МП.

Систему МП можно разделить на Общую и Особенную часть

К общей части – предмет, методы, источники, субъекты, принципы, ответственность и некоторые другие вопросы.

К особенной части относятся конкретные отрасли, на сегодняшний день более 2х десятков отраслей – право внешних сношений, вооруженных конфликтов, морское право, гуманитарное право и т.д.

В рамках большинства отраслей существуют подотрасли, институты.

МП несмотря на существенные отличие от внутригосударственного права может с ним взаимодействовать. С точки зрения истории, первичным является внутригосударственное право. Статья 125 п.6 Конституции – международный договор, противоречащий конституции не подлежит ратификации и применении на территории РФ.

На сегодняшний день, МП в целом оказывает большее влияние на развитие национального права любого государства, чем наоборот. Современное МП не настолько эффективно как внутригосударственное право. Исходя из недостаточной эффективности МП, последнее 15-20 лет стоит актуальный вопрос внесения изменений в устав ООН и реформирования этой организации. (Агрессия – развязывание войны, противоправное действие. Ст39 гласит- что совет безопасности имеет полномочия квалифицировать какие либо деяния как акт Агрессии)

Россия, США, Великобритания, Франция, Китай.

 

Методы МП можно подразделить на 2 категории:

1. Общеправовые методы:

· Основным является диспозитивный.

· Императивный метод присутствует, но в значительно меньшей степени, чем диспозитивный.

2. Специальные методы:

· Метод сотрудничества подразумевает право, но также является обязанностью.

· Метод добросовестного исполнения международных обязательств.

· Метод мирного урегулирования международных споров. Подразумевает, что не допускается военное разрешение споров и в то же время государства должны предпринимать активные действия для урегулирования споров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.106.174 (0.014 с.)