Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт зарубежных стран в борьбе с организованной преступностью

Поиск

Во многих странах мира организованная преступность распространена настолько широко, что уже разрушительным образом воздействует на внутренние демократические процессы. В связи с этим обзор деятельности, проводимой различными странами мира в их борьбе с организованной преступностью, представляется весьма полезным.

Достигнутые результаты в борьбе с организованной преступностью в зарубежных странах во многом определяются организационными мерами — созданием специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Подобные подразделения и службы достаточно давно существуют в разных странах. В США борьбу с организованной преступностью возглавляет министерство юстиции, разрабатывающее общую стратегию и осуществляющее методическое руководство всеми правоохранительными органами. Основным подразделением, на которое непосредственно возложена борьба с организованной преступностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). Наряду с ним в министерстве действует Администрация по применению законов о наркотиках (АПЗН), занимающаяся расследованием преступлений, связанных с деятельностью международных и национальных синдикатов наркобизнеса.

В министерстве юстиции США созданы еще три службы, имеющие прямое отношение к борьбе с организованной преступностью: Служба иммиграции и натурализации (занимающаяся наряду с решением других задач предотвращением незаконного ввоза в страну наркотических средств); Служба судебных исполнителей (защита свидетелей и членов их семей при расследовании дел об организованных преступлениях); Служба юридической помощи, исследований и статистики (координация и проведение научных исследований в области проблем, связанных с организованной преступностью).

Значительную роль в борьбе с преступностью в США играет министерство финансов, в частности такие его структурные подразделения, как Секретная служба (расследование финансовых дел, связанных с организованной преступностью); Служба внутренних до ходов (выявление фактов коррупции и уклонений от уплаты налогов); Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (выявление нарушений законодательства в части, касающейся производства и сбыта указанных товаров).

Вопросами борьбы с организованной преступностью в США в определенной мере занимаются Таможенная служба, Почтовая служба, министерство труда, Комиссия по ценным бумагам и биржам, госдепартамент[23, с.167].

На местах борьба с организованной преступностью осуществляется непосредственно федеральными полицейскими подразделениями (объединениями «Ударные силы»), территориальная юрисдикция которых распределена таким образом, чтобы в совокупности охватить контролем всю страну. Эти подразделения, подчиненные министерству юстиции, действуют в тесном контакте с другими правоохранительными органами. Немаловажное значение имеет и создание в городских полицейских управлениях специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Важное значение в борьбе с организованной преступностью в России имело образование Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России, преобразованного в настоящее время в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПТ). В его составе функционируют объединенные в оперативно-розыскные бюро подразделения по борьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией преступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей. В состав ДБОПТ также входит организационно-зональное управление, осуществляющее штабные функции (информационно-аналитическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реагирования) [24, с.31].

В последние годы ДБОПТ, региональные управления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел составляют единую систему специализированных подразделений. Ее образование осуществлено прежде всего для документирования деятельности организованных преступных формирований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

· пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп;

· проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, документирование противоправной деятельности лидеров преступных формирований;

· выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований;

· предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конкретных преступлений, совершенных организованными группами.

Для реализации названных задач ДБОПТ обеспечивает оперативно-розыскное предупреждение создания и функционирования межрегиональных и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), а специализированные аппараты субъектов Федерации — предупреждение фактов бандитизма, похищений и незаконного лишения свободы людей, захватов заложников, вымогательства, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами

На базе ДБОПТ создаются единая автоматизированная система информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенная для сбора, обработки и анализа сведений о преступных формированиях, фонотека на их лидеров и активных участников; собран массив фрагментов видео и аудиозаписей, графических изображений. Разработаны методические рекомендации по основам организации и тактики деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью. Осуществляется специализация и следственных работников.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработаны четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

· информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде, либо в конкретных преступных группировках;

· информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД;

· информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства;

· информация высшего порядка, собираемая в течении относительно длительного времени, для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

 

 


Заключение

 

Организованная преступность вышла на новый уровень, проникла во все основные институты государства и общества, произошла ее интеграция во многие сферы жизнедеятельности государства, прежде всего в экономическую. Организованная преступность становится мощным средством перераспределения собственности и капиталов, в том числе криминальных, влияния на власть и политику. Расширяющаяся криминализация экономических отношений и, как следствие, возникновение тенденции подчинения экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур означает, что предупреждение противоправной деятельности организованных преступных структур, особенно в сфере экономики, входит в число первоочередных задач правоохранительных органов.

Систему организованной преступности существенно укрепляет профессиональная и рецидивная преступность, а также преступность несовершеннолетних. При этом, взаимодействуя с организованной преступностью, они сами приобретают новые негативные тенденции: возрождение опасных криминальных профессий (например, похищение людей, торговля людьми), распространение новых опасных видов криминальной деятельности (например, использование потерпевших для трансплантации органов, незаконное усыновление), повышение образовательного и интеллектуального уровня профессиональных преступников; развиваются новые формы организованности и общественной опасности преступности несовершеннолетних; изменяются не только количественные показатели преступлений, совершаемых несовершеннолетними в составе организованных преступных групп, но и их качественные характеристики.

Особенностью структуры современных преступных сообществ (преступных организаций) является объединение нескольких криминальных образований, осуществляющих различные по значимости и содержанию виды криминальной деятельности, которая может иметь направленность от общеуголовной (насильственная, корыстно-насильственная, корыстная) и экономической (отмывание денежных средств, перевод их в легальную экономику и др.) до осуществляемой легально, через созданные коммерческие и иные структуры, благотворительные фонды и другие организации, сопровождаемые развитием коррупционных связей с государственными и правоохранительными органами.

Криминологический портрет лидера организованной преступной группы, в том числе преступного сообщества (преступной организации), существенно отличается от личности «традиционного преступника». Руководители и организаторы преступных объединений обладают способностью воздействовать на других людей, координировать их действия, применять приемы психологического воздействия, свои знания и умения. Их личностные качества играют преобладающую роль в функционировании криминальных структур, что необходимо учитывать оперативным работникам и следователям в выявлении, предупреждении и раскрытии преступных проявлений, относящихся к категории организованной преступности. Это один из основных путей повышения эффективности работы подразделений, в компетенции которых находятся вопросы борьбы с организованными преступными формированиями.

Особенности личности участников необходимо учитывать как в процессе оперативно-розыскной деятельности, в частности при подборе конфидентов, так и во время предварительного расследования (например, при определении роли каждого из участников, выборе тактических приемов проведения отдельных следственных действий).

Сравнивая личностные характеристики лидеров, организаторов и других участников преступных групп и сообществ, можно сделать вывод, что главенствующую роль играют личностные качества организатора, руководителя и активных участников таких преступных объединений.

Существование организованной преступности обусловлено различными факторами, лежащими как внутри самой организованной преступности (прочность криминального контракта, приемы страхования криминальных рисков, механизмы принудительной и материальной мотивации и др.), так и за ее пределами (организованная преступность связана с миграционными процессами, на организованную преступность влияют нравственные причины, неподготовленность надлежащим образом кампаний по борьбе с организованной преступностью.

Специально-криминологическое предупреждение право­охранительными органами организованной преступности как элемент борьбы с нею в большей степени осуществля­ется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совер­шаемых организованными преступными формированиями.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер.

Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно.

 


 

Примечание

1. Кудрявцев, В.Н. Криминология / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. - М.: Юристъ, 2007. – 385 с.

2. Иншаков, С.М. Зарубежная криминология / С.М.Иншаков. - М: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 1997 - 374 с.

3. Подольный, Н.А. Организованная преступность: проблемы определения и методики борьбы с ней / Н.А. Подольный // Следователь. – 2004. – №9. – С. 54–58.

4. Арзамасцев, М.В. Организованная экономическая преступность: понятие, особенности и основные криминогенные факторы / М.В.Арзамасцев // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого–социологических исследований. Выпуск 1. / Под ред. д.ю.н., проф. Н.А.Лопашенко. – Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. – 142 с. – С. 27–38.

5. Разинкин, В.С. Генезис организованной преступности в России / В.С.Разинкин // Российский следователь. – 2003. – № 12. – С. 7–9.

6. Топильская, Е.В. Организованная преступность – государство со знаком минус/ Е.В. Топильская// Уголовное право. – 2008. – № 5. – С.111–116.

7. Третьяков, В.И. Организованная преступность в России: понятие, структура, признаки / В.И.Третьяков // Философия права. – 2008. – № 2. – С.18–22.

8. Криминология: Учебник для вузов / Под общ.ред. А.И.Долговой. — 3–е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. – 912 с.

9. Криминология: Учебник/Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.

10. Криминология / Под ред. Дж.Ф.Шели / Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2003. – 864 с.

11. Гуров, А. И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых организованными группами / А.И.Гуров, Е.С.Жигарев, Е.И.Яковлев. М.: «Право» 2002. – 654 с.

12. Корчагин, А. Г. Организованная преступность и борьба с ней / А.Г.Корчагин, В.А.Номоконов, В.И.Шульга. – Минск: «Амалфея», 1995. – 548 с.

13. Криминология: Учебник для вузов / Под общ.ред. А.И.Долговой. — 3–е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. – 912 с.

14. Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. Кудрявцева, Эминова. – 2–е изд. – М.: Юрист, 1995. – 511 с.

15. Куряков, В.А. Уголовное право. Общая часть: Учеб.–метод. комплекс для студ. юрид. профиля: В 2–х ч. – Новополоцк: ПГУ, 2004. – Ч. 1 – 416 с.

16. Иванцов, С.В. Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка): автореф. … дис. д–ра.юрид. наук: 12.00.08 / С.В.Иванцов. – М., 2009. – 32 с.

17. Криминология. Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова, С.В.Степашина, СПб, 1999,– 608 с.

18. Криминология: Учебник для вузов / под ред. В.Д.Малкова – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. – 528 с.

19. Артишевская, Ж.П. Криминология: учеб.–метод. комплекс для студентов юридического профиля / Ж.П.Артишевская. – Новополоцк: ПГУ, 2005.

20. Иншаков, С.М. Криминология: Учебник / С.М.Иншаков. – М.: Юриспруденция, 2000. – 432 с.

21. Годунов, И.В. Транснациональная организованная преступность в России / И.В.Годунов. М., 2001. С. 36 - 40.

22. Годунов, И.В. Транснациональная организованная преступность в России / И.В.Годунов. М., 2001. С. 36 - 40.

23. Криминология / Под ред. Дж.Ф.Шели / Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2003. – 864 с.

24. Третьяков, В.И. Организованная преступность в России: понятие, признаки/ В.И. Третьяков//Российский следователь. – 2008. – №7. – С.31–32.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1968; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.172 (0.009 с.)