Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью.

Поиск

1. Использование возможностей ООН и других международных ор­ганизаций в борьбе с преступностью.

2. Особенности сотрудничества стран СНГ в области борьбы с преступностью.

3. Деятельность ИНТЕРПОЛА и ЕВРОПОЛА в рамках предупреждения преступности.

 

 

Литература:

1. Аслаханова А.А. Борьба с международным терроризмом / А.А. Аслаханова. – М., 2002.

2. Васильева Л.Н. Транснациональные преступления/ Л.Н. Васильева // Юрист-международник. – 2005. – №3

3. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании/ О.Н. Ведерникова. – М., 2002.

4. Волевод З.А. Некоторые организационные аспекты сотрудничества в борьбе с преступностью в Европейском Союзе./ З.А. Волевод// Уголовное право. – 2009. – №1

5. Дондоков Ц.С. Особенности борьбы с организованной преступностью в Дальневосточной республике в 20-е годы / Ц.С. Дондоков// История государства и права. – 2008. – №11

6. Кай С. Криминологическая характеристика организованной преступности в КНР (1990 - 2009 гг.) / Сюй Кай// Журнал российского права. – 2009. – №11

7. Квашис В. Преступность как глобальная угроза/В. Квашис // Юридический мир. – 2005. – №10

8. Кубов Р.Х. Состояние организованной преступности в государствах - участниках СНГ и меры противодействия / Р.Х. Кубов//Российский следователь. – 2008. – №15

9. Кубов Р.Х.Анализ законодательного акта СНГ "О борьбе с организованной преступностью". / Р.Х. Кубов// Российский следователь. 2008. – №11

10. Кубов Р.Х. Правовое и ресурсное обеспечение международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью (по материалам СНГ) / Р.Х. Кубов // Российский следователь. – 2007. – №20

11. Кудрявцев В.Н, Эминов В.Е. Криминология: Учебник для вузов/ В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов – М.: Юристъ, 1997

12. Малков В.Д. Криминология: Учебник для вузов / В.Д. Малков – М.: Юстицинформ, 2006

13. Мансуров Т.Т. Понятие и общие признаки преступлений международного характера/ Т.Т. Мансуров // Юрист-международник. – 2005. – №1

14. Махарамов Р.А. Предупреждение преступности в России и в Рес­публике Узбекистан/ Р.А Махарамов. – М.: Былина, 2003.

15. Мирнова Л.И., Кузнецов А.П. Зарубежный опыт предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов / Л.И. Мирнова,А.П. Кузнецов//Международное публичное и частное право. – 2007. – №3

16. Мусеибов А.Г. Техника предупреждения преступлений как раздел криминологии (постановка проблемы)/ А.Г. Мусеибов// Общество и право. – 2008. – №1

17. Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире / Р. В. Нигматуллин // Российская юстиция. – 2009. – №11

18. Сухаренко А.Н. Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы / А.Н. Сухаренко // Международное публичное и частное право. – 2007. – №2

19. Трунцевский Ю.В. О некоторых уголовно-правовых и криминологических проблемах борьбы с преступностью / Ю.В. Трунцевский // Российский следователь. – 2009. – № 15

20. Тункин Г.И. Международное право: Учебник /Г.И. Тункина. – М.: Юрид. лит., 1994.

21. Шарифуллин Р.А. Некоторые правовые аспекты международного сотрудничества в области предупреждения преступности./ Р.А. Шарифуллин.// Российский судья. – 2006. – №5

 

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Где первоначально располагалась штаб – квартира ИНТЕРПОЛА?

Где располагается штаб – квартира ИНТЕРПОЛА в настоящее время?

§ Вена

§ Париж

§ Брюссель

§ Берн

§ Берлин

 

2. Назовите преступления, затрагивающие интересы государств и всего международного сообщества. Раскройте их.

3. Каковы формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендации по выполнению письменных работ по криминологии

 

Учебным планом подготовки студентов предусмотрено написа­ние письменных работ по криминологии, целями и задачами которых явля­ются систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний в решении конкретных задач, развитие навыков самостоятельной творческой работы и овладение методами современных научныхисследований при решении конкретных проблем и вопросов.

Выбор темы — первый и весьма ответственный этап работы над курсовым и дипломным проектом. От правильного выбора темы зависит успех всего исследования. Она должна быть актуальной, т. е. посвящена рассмотрению важных в теоретическом и практиче­ском плане вопросов.

Курсовые и дипломные работы по криминологии должны соот­ветствовать современному состоянию и перспективам развития нау­ки. Междисциплинарность криминологии как социолого-правовой науки определяет широкий диапазон тематики криминологических работ, которые, отвечая общим требованиям актуальности, соответ­ствия перспективам развития науки, практической направленности, должны характеризоваться и тесной связью с анализом процессов общественно-политической жизни, хозяйственно-экономической деятельности и т. п.

Так, курсовые и дипломные работы, посвященные изучению ор­ганизованной, экономической преступности и других преступных проявлений, порожденных особенностями социального развития российского общества на современном этапе, требуют анализа соци­ально-экономических, политических, идеологических, организаци­онно-управленческих и других противоречий, которые детерминиру­ют данные виды преступных проявлений. Помимо криминологиче­ской литературы, такие исследования предполагают изучение статистических данных, содержащихся в различных статистических сборниках, например в сборнике «Преступность и правонарушения», который содержит данные о преступности и судимости за пять лет, издается ежегодно МВД России совместно с Судебным департамен­том при Верховном Суде РФ и Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в ежегодном сборнике ГИАЦ МВД «Состояние пре­ступности в России», содержащем данные за истекший год; сборнике «Преступность и правопорядок в России: статистический аспект», изданном Госкомстатом России (М., 2003) или в Интернете на официальном сайге МВД России (www.mvdinform.ru), а также науч­но-исследовательских работ по вопросам политики, экономики, де­мографии, образования, социальной культуры и т. п.

В качестве информационного источника могут использоваться материалы СМИ. Собранные за достаточно значительный промежу­ток времени они позволяют вскрыть закономерности социальных процессов, лежащих в основе целого ряда преступлений.

Рассмотрение личности преступника, особенно в ее социально-психологическом аспекте, сопряжено с изучением проблем со­циальной психологии, генетики, психиатрии, физиологии, антропологии. Студенты, занимающиеся этой проблематикой, помимо ис­следования собственно криминологических источников обязаны ознакомиться с работами, посвященными основным направлениям указанных отраслей знаний. Это поможет им разобраться в доста­точно сложных дискуссионных вопросах социально-биологической природы личности преступника, ее структуры и механизма поведе­ния.

Дипломные и курсовые работы, посвященные истории развития криминологии, требуют обращения к антропологическим, статисти­ческим, социально-экономическим, социологическим, социаль­но-правовым исследованиям ученых XIX в., которые легли в основу криминологии как самостоятельной науки, а также к трудам отече­ственных ученых, внесших существенный вклад в развитие крими­нологической теории.

Таким образом, написание курсовых и дипломных работ по лю­бой из широкого круга криминологических проблем требует надле­жащего информационного обеспечения.

Соответствующую литературу студенты могут найти в каталогах библиотек. Обратившись в лабораторию правовой информации и кибернетики юридического факультета, можно найти необходи­мые источники по справочным правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» или через Интернет.

Следует учитывать, что перечень курсовых и дипломных работ по криминологии, разрабатываемый кафедрой, является пример­ным. Наряду с указанными в нем темами научный руководитель мо­жет предложить студенту актуальные направления исследования, которые не получили отражения в перечне, но представляют значи­тельный интерес. Студент имеет возможность самостоятельно вы­брать тему курсовой и дипломной работы с учетом собст­венных научных интересов и после одобрения этой темы научным руководителем приступать к ее разработке.

Не рекомендуется выбирать для исследования слишком широкие темы. Когда студент пытается в своей работе рассмотреть весь ком­плекс вопросов, включенных в такие сложные многоаспектные темы, как, например, «Личность преступника» или «Причины и условия преступности», это приводит к поверхностному изложению материала, что существенно снижает качество работы. Обычно студентам предлагаются для рассмотрения отдельные аспекты указанных тем.

При выборе курсовой работы следует учитывать и перспективу дальнейшего написания по данной теме дипломной работы, в котором будет использован теоретический и практический материал, собранный в процессе работы над курсовым проектом.

Специфической чертой курсовых и дипломных работ по криминологии является то, что они обычно пишутся на основе эмпирического ма­териала. Проведение самостоятельного криминологического иссле­дования, основанного на эмпирическом материале, требует от студента умения правильно разработать его программу и план. Эта ста­дия работы следует сразу после выбора темы и составления плана курсового и дипломного проекта.

Программа включает определение целей и задач исследования, формулирования гипотез, подлежащих проверке (например, о причинах различий уровня правонарушений в сопоставляемых регио­нах, о влиянии на преступность различных факторов), определение круга исходных понятий и теоретических положений, предполагае­мого объема исследования, принципов отбора объектов и методов исследования, а также направления практического использования его результатов. На основе программы составляется организацион­но-технический план, определяющий отдельные этапы работы и конкретные сроки их выполнения.

Поскольку составление программы и плана исследования является важной стадией, от которой зависит результативность работы, студенту, прежде чем приступить непосредственно к сбору инфор­мации, рекомендуется согласовать все вопросы программы и плана исследования со своим научным руководителем. Тесный контакт с научным руководителем необходим на протяжении всей работы, но отсутствие его на указанном этапе может привести к ошибкам, существенно затрудняющим достижение целей и задач исследова­ния, а порой делающим его невыполнимым.

Студенты, работы которых посвящены рассмотрению кримино­логических проблем, требующих сбора эмпирического материала, должны хорошо знать методики криминологических исследований и уметь пользоваться ими.

При сборе материалов для курсовой и дипломной работы студентами наиболее часто применяются два метода исследования: анализ уголовных дел и других документов следственной, судебной и прокурорской практики по утвержденному руководителем работы или проблемной группы вопроснику (справке-анкете); анкетный опрос осужденных, лиц, состоящих на учете в различных подразде­лениях по делам несовершеннолетних, милиции, муниципалитетов, а также различных групп населения. Эти методы, являясь эффек­тивными способами получения криминологической информации, наиболее доступны для студентов, поскольку дают возможность в сравнительно короткий срок с минимальными затратами охватить вполне репрезентативную группу лиц, а также характеризуются от­носительной доступностью статистической обработки заполненных анкет.

Метод анализа уголовных дел и других официальных документов, при использовании которого интересующие студента сведения зано­сятся в специальные справки-анкеты, применяется для сбора инфор­мации о профилактической работе, а также для получения данных о криминологических характеристиках преступления и преступника, обстоятельств, способствующих совершению преступления.

Используя указанные методы сбора криминологической инфор­мации, студенты должны владеть техникой составления анкет, так как от продуманности вопросов, их численности и последователь­ности постановки во многом зависит успех исследования. Навыки по разработке анкет и их применению студенты получают на семи­нарских занятиях по криминологии. Помимо этого при подготовке к такого рода работе рекомендуется ознакомление студентов со спе­циальной литературой, посвященной методике криминологических и социологических исследований.

Многие требования, предъявляемые к анкетам, относятся к вопросникам для проведения формализованных интервью, бесед, в процессе которых реципиенты (опрашиваемые) отвечают на зара­нее сформулированные вопросы. Этот метод сбора эмпирического материала используется при подготовке курсовых и дипломных ра­бот реже, чем анкетный, поскольку предполагает наличие у иссле­дователя специальных психологических навыков для установления контакта с опрашиваемыми.

Специальные знания нужны и для применения психологических методик исследования, которые в комплексе с социологическими по­зволяют получить более глубокое представление о внутреннем мире исследуемого. Однако сложность использования этих методик ограничивает их применение при написании курсовых и дипломных работ.

Студент должен уметь проанализировать собранный материал, сопоставив полученную информацию там, где это возможно, с опубликованными статистическими данными и с результатами об­следования контрольной группы, которую обычно составляют лица с социально позитивным поведением. Подобное сопоставление по­зволяет проверить достоверность полученного материала, а в случае обнаружения расхождений с официальными источниками студенту следует попытаться найти им объяснение.

Качественно сделанный анализ эмпирического материала позволяет вскрыть причины и условия исследуемого явления и разработать рекомендации по совершенствованию его профилактики.

Неотъемлемой частью каждого курсового и дипломного сочине­ния по криминологии является план работы, который систематизи­рует материал, позволяет последовательно рассмотреть основные проблемы исследования, обеспечивает взаимосвязь всех частей ра­боты. Он должен состоять из введения, основной части и заключения. Введение служит для обоснования выбора темы, ее актуально­сти и практической значимости, оценки состояния разработки про­блемы в литературе, определения задач и целей исследования. Основная часть работы состоит обычно из двух-трех глав в зависи­мости от поставленных проблем. Полученные в результате прове­денного исследования эмпирические данные могут быть использо­ваны при изложении теоретических положений либо даны в заклю­чительной главе. Для курсовых и дипломных работ, посвященных криминологическому анализу видов и групп преступлений, реко­мендуется включение специального раздела, в котором формулиру­ются предложения по повышению эффективности деятельности системы профилактики правонарушений, что подчеркивает практи­ческую направленность работы. Заключение подводит итог ра­боты и должно содержать основные выводы и предложения, кото­рые делает студент, анализируя поставленные вопросы.

В конце работы приводится список использованной литературы, включающий только те источники, на которые имеются ссылки в работе.

Таким образом, своеобразие написания курсовых и дипломных работ по криминологии включает наличие самостоятельно собран­ного эмпирического материала, методическую и прежде всего ста­тистическую оснащенность исследования, практическую ориента­цию на внедрение рекомендаций по повышению, эффективности профилактической деятельности.

Примерная тематика курсовых и дипломных работ по криминологии

1. История и этапы развития криминологии в России.

2. Основные школы и направления мировой криминологии.

3. Международное сотрудничество по борьбе с преступностью:

проблемы и решения.

4. Преступность в Москве (состояние, структура, динамика в целом по городу и по отдельным районам).

5. География преступности (территориальные различия преступности в городах и сельской местности, в различных регионах Российской Федерации, их причины).

6. Латентная преступность (понятие, структура, причины, ме­тоды исследования).

7. Личность преступника (понятие, структура, классификация, значение психических и генетических отклонений).

8. Роль мотивации в генезисе преступного поведения.

9. Виктимологические условия преступности.

10. Ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления.

11. Социально-экономический и политический кризисы в России 90-х годов и их влияние на преступность.

12. Профилактика преступности (преступлений) (понятие, классификация мер профилактики, субъекты профилактической деятельности).

13. Прогноз преступности в России и ее отдельных регионах.

14. Основные черты преступности экономической направлен­ности и меры ее минимизации.

15. Организованная преступность (понятие, история, виды, причины, предупреждение).

16. Преступность несовершеннолетних (общая характеристика и анализ отдельных аспектов, например: семейное неблагополучие и преступность несовершеннолетних; преступность несовершенно­летних женского пола; групповая преступность несовершеннолет­них; корыстная преступность несовершеннолетних).

17. Криминологическая характеристика преступности молодежи.

18. Личность насильственного преступника.

19. Криминологическая характеристика заказных и серийных убийств.

20. Коррупция как криминологическая проблема.

21. Элитно-властная преступность: российская проблема и за­рубежный опыт.

22. Преступность и политика.

23. Преступность и средства массовой информации.

24. Правосознание и преступность.

25. Криминологическая характеристика рецидивной преступ­ности.

26. Женская преступность (ее особенности и предупреждение).

27. Криминологическая характеристика преступности в сфере наркобизнеса.

28. Криминологические аспекты терроризма (основные тенден­ции развития, причины и условия, борьба с терроризмом, его пре­дупреждения и пресечение).

29. Профессиональная преступность (понятие, современное со­стояние, прогноз).

30. Преступность в армии.

31. Налоговая преступность.

32. Пенитенциарная (в местах лишения свободы) преступность.

33. Экологическая преступность.

34. Криминологическая характеристика неосторожной преступ­ности.

35. Сравнительные криминологические исследования: мировые и региональные тенденции преступности.

По согласованию с научным руководителем тема может быть из­менена, избрана любая другая в рамках предмета криминологии или использованы отдельные аспекты указанных в перечне тем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.008 с.)