Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Монографии, учебные пособия, сборники научных трудов↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ
Криминология является одной из уголовно-правовых дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях на юридическом факультете. Криминология является комплексной наукой. Именно поэтому криминология самым тесным образом связана, прежде всего, с науками уголовно-правового цикла, но также и с социологией, психологией, психиатрией, статистикой, судебной медициной и другими науками. Криминология как комплексная наука использует базовые данные всех выше указанных отраслей права. Криминология в России начала развиваться вместе с бурным расцветом правовых наук после судебных реформ в 60-х годах XIX века. Большой интерес представляют и поныне работы Д.А. Дриля об алкоголизме и преступности, о детской преступности, о преступлениях женщин в России и другие труды этого русского криминолога, работы по психологическому исследованию преступников академика В.М. Бехтерева и профессора Л.Е. Владимирова, сочинения известных русских юристов А.Ф. Кони, А.Ф. Кистяковского и др. Целью преподавания дисциплины «Криминология» является получение студентами четкого представления о преступности как социально-правовом явлении, ее детерминантах, личности преступника, жертве преступления, теории и практике предупреждения преступности в целом и отдельных ее групп(видов), способах и методах профилактического воздействия на преступность. При этом у студента должны быть сформированы следующие виды компетенций: - формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6); - умение анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); - умение осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); - способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12); - умение давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); Криминология является одной из уголовно-правовых дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях на юридическом факультете. Криминология является комплексной наукой. Именно поэтому криминология самым тесным образом связана, прежде всего, с науками уголовно-правового цикла, а также и с социологией, психологией, психиатрией, статистикой, судебной медициной и другими науками. Криминология как комплексная наука использует базовые данные всех выше указанных отраслей права. Изучение криминологии – необходимая предпосылка профессионального становления будущих юристов. В рамках изучения дисциплины приобретаются навыки: - умение прогнозировать преступное поведение личности; - способность раскрыть условия совершения тех или иных преступлений, объяснить их причины; - теоретически и на практике осуществлять общую, специальную, непосредственную, индивидуальную, раннюю и виктимологическую профилактику; - умение использовать статистические данные о состоянии преступности в стране, материалы судебной практики, публикуемые в сборниках постановлений Пленума Верховного Суда, анализировать законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие - владение методикой разработки нормативно-правовых документов, направленных на предупреждение преступности; разработка программ предупреждения преступности. Эти результаты освоения дисциплины «Криминология» достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования данных компетенций у студентов: лекция-информация, обзорная лекция, проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция. Использование современных методик проведения практических и семинарских занятий: Теоретический семинар, семинары – диспуты, система докладов и обобщений статистических данных, судебной практики, мозговой штурм, ролевые игры, работа в малых группах, организация и ведение кружков по криминологии, подготовка межвузовских конференций. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Проблемы уголовного права», «Проблемы уголовного процесса», «Криминалистика». Курс «Криминология» включает в себя следующие разделы: общие положения, предмет и метод науки криминология, история развития криминологии, основные характеристики элементов, входящих в предмет изучения криминологии, изучение отдельных видов (групп) преступности и мер, направленных на их предупреждение. Компетенции, приобретенные в ходе изучения криминологии, готовят студента к освоению профессиональных компетенций.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Продолжительность изучения дисциплины – 6 семестр.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Учебники Криминология: учеб./ под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. Криминология: учеб./под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ под ред. С.Я.Лебедева, М.А.Кочубей. М.,2007. Криминология:учеб./под ред.Г.А. Аванесова.4-е изд., перераб. и доп.М., 2006. Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. А.И.Долговой.3-е изд., перераб. и доп. М., 2007 Криминология 6 учеб.для вузов/под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2003. Криминология: учебное пособие / Г.И.Богуш, О.Н. Ведерникова, М.Н.Голоднюк и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010
Монографии, учебные пособия, сборники научных трудов Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций.3-е изд. М., 2004. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. Волженкин Б.В. Избранные труды по уголовному праву и криминологии. СПб, 2008. Гернет М.Н. Избранные произведения. М., 1974. Криминология / Под ред. В.Е. Эминова. М.: Норма, 1997. Алексеев А.И. Криминология (курс лекций). М., 1998. Долгова А.И. Криминология. М.: Норма, 1999 Мацкевич И.М. Криминология (план-конспект лекционного курса). М., 1999. Шестаков Д.А. Криминология (краткий курс). Спб. 2001. Шиханцов Г.Г. Криминология. Учебное пособие. Издательство Гревцова 2009. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968. Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984, Гуров А.И. Профессиональная преступность. М., 1990. Эминов В.Е. Предупреждение авиационных происшествий, М., 1990. Антонян Ю.М. Психология убийства. М.: Юрист, 1997. Лунеев В.В. Преступность XX века. М.: Норма, 1997. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. М., 1998. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. М.: Пенаты, 2000. Эминов В.Е., Максимов СВ., Мацкевич И.М. Коррупционная преступность и борьба с ней. М., 2001. Кондратюк Л.В., Овчинский В.С. Криминологическое измерение. М., 2008. Кристи Нильс. Борьба с преступностью как индустрия. М., 2001. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М., 2003. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М.: Юрист, 2003. Курт Бартол. Психология криминального поведения. СПб., 2004.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Литература: 1. Блувштейн Ю.Д., Яковлев А.М. Введение в курс криминологии. - М., 1983. 2. Герцензон А.А. Методика изучения преступности, вопросы изучения преступности. Вып. I. – М., 1958. 3. Герцензон А.А. Практические вопросы организации изучения преступности // Советская юстиция. – 1958. - №1. 4. Гилинский Я.И. Криминология: Курс лекций. - СПб., 2002. 5. Долгова А.И. Методика анализа преступности. Методическое пособие. - М., 1986. 6. Даньшин И.Н. Криминология. Понятие, предмет, задачи и система криминологической науки. Конспект лекций. – Х., 1995. 7. Долгова А.И. Криминология.4-е издание. - М.: «Норма», 2010. 8. Иншаков С.М. Криминология. Практикум. - М., 2001. 9. Ковалёв М.И. Основы криминологии. - М., 1970. 10. Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. - М.,1976. 11.Кудрявцев В.Н., Карпец И.И., Коробейников Б.В. Курс советской криминологии. - М.: «Юридическая литература», 1985-1986. - Т.1 12.Карпец И.И. Сыск: записки начальника уголовного розыска. - М.: «Наука», 1994. 13.Кузнецова Н.Ф., Лунеев В.В. Криминология: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: «Волтерс Клувер», 2005. 14. Номоконов В.А. Методологические основы изучения причин преступного поведения. - В., 1986. 15.Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии // Журнал российского права. – 2005. - №№ 1,2. 16.Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М., 1972. 17. Преступность, статистика и закон. М., Криминологическая Ассоциация, 1997. 18.Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали (1914 г.). -СПб.: «Изд. РХГИ», 1999. 19.Хохряков Г.Ф. Объяснение в криминологии, системный подход в криминологическом исследовании. - М., 1979. 20.Харабет К.В. Принцип дополнительности и его методологическое значение для криминологии (постановка вопроса) // Российская юстиция. -2008. - №4. 21. Шахматов А.В. Преступность: методические указания для применения системного и вероятного методов исследования. Ленинград - Красноярск, 1978. 22. Яковлев А.М. Теория криминологии и социальная практика. - М., 1985.
Задание для самостоятельной работы 1. Специальные службы органов внутренних дел приняли решение изучить специфику и особенности преступной деятельности наркодельцов. С этой целью в одну из наиболее активных группировок был внедрен тайный сотрудник. На протяжении длительного времени он, пользуясь определенным доверием, сумел собрать обширную информацию о наиболее постоянных местах встреч наркодельцов, приемы конспирации их связей, контактов, изучил привычки, жаргон, методы вербовки наркокурьеров, маршруты и способы тайной транспортировки наркотических средств и психотропных материалов. Были также изучены особенности искусственного расширения рынков сбыта наркотиков, увеличения круга лиц, их употребляющих. Вопрос: Определите какой, в данном случае, был использован специальный криминологический метод исследования. Каковы достоинства и недостатки этого метода?
2. В 1993 году на территории Восточного округа г. Москвы были зарегистрированы первые случаи нападений в подъездах на 11—13-летних мальчиков, которые подвергались физическому и сексуальному насилию. В течение 2 лет, до 1995 года, нападению подверглось около 10 мальчиков. При этом радиус нападений постоянно расширялся. В ходеоперативно-следственных мероприятий был задержан Константин Буров, которому на тот момент исполнилось 18 лет. Через некоторое время он был разоблачен в совершении этих преступлений. Было установлено, что Буров страдал комплексом неполноценного физического развития. Среди мальчиков, на которых он нападал, он выбирал тех, кто, по его мнению, мог стать сильным мужчиной, и тем самым мстил за обиды и унижения, которым сам подвергался в школе со стороны одноклассников. Также на его поведении сказалось, что он вызывал никакого интереса у девушек, что также подвергалось насмешкам. Вопрос: На основе данного уголовного дела составьте анкету для изучения личности серийного преступника.
3.Андрей Чикатило родился в 1936 году на Украине. Его детство пришлось на период массовых репрессий и разразившегося голода сопровождаемого случаями канибализма. Он был членом КПСС (окончил филологический факультет РГУ в Ростове-на-Дону). Некоторое время после этого преподавал в училище, а затем был переведен воспитателем в общежитие. Из КПСС он был исключен за хищения, в которых был изобличен, но уголовной ответственности Чикатило удалось избежать. Он работал техником, монтером, мастером производственного обучения. Руководство училища обратило внимание на жалобы, которые стали поступать от учеников, что Чикатило постоянно искал с ними половой гомосексуальной связи, причем сам выступал в пассивной роли. В 1984 году, когда весь город говорил о череде страшных убийств мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 19 лет (также Чикатило сознался в убийстве 45-летней женщины), Чикатило был задержан работниками милиции, т.к. вел себя подозрительно. У него была определена группа крови, с тем, чтобы сравнить ее с пробами, взятыми на местах происшествий. Поскольку кровь у него была 2 группы, а по найденным следам спермы кровь должна была быть 4 группы, Чикатило отпустили. В 1990 году непосредственно перед арестом и разоблачением Чикатило совершил еще 6 убийств. После того, как он сознался, Чикатило рассказал, что он выбирал своих жертв, как правило, на вокзалах. В основном это были дети или женщины-бродяги. Под разными предлогами он уводил их в безлюдные места, где внезапно нападал на них и наносил множественные удары ножом, а затем совершал с ними сексуальные действия извращенного характера, а также расчленял трупы. Как было установлено судебно-медицинской экспертизой, последние 6 лет перед арестом Чикатило был полным импотентом. У него была семья и двое детей. Вопрос: Составьте план интервьюирования А. Чикатило. В чем преимущества и в чем недостатки интервьюирования по сравнению с анкетированием?
4. Какое из приведенных ниже высказываний о xapактере криминологической науки представляется Вам правильным (ответ обоснуйте)? Криминология — часть науки уголовного права, так как она зародилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и её причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности. Криминология есть наука юридическая. Криминология как наука сочетает в себе право и социологию. По своим задачам, приемам и методам исследования криминология — это социология; по специфичности круга изучаемых явлений — это криминальная судебная социология.
5. В литературе можно встретить различные определения криминологии: - наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества; - общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности её возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях её предупреждения. Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным. Дайте обоснованный ответ.
Тема 3. Преступность. 1. Понятие преступности. Количественные и качественные характеристики преступности. 2. Криминологический анализ таких свойств преступности, как уголовно-правовая наказуемость, общественная опасность, территориальное распределение и др. 3. Латентная преступность. Понятие, виды, методы выявления. 4. Виды преступности: понятие, признаки и основные характеристики. 5. Криминологическая характеристика преступлений. Соотношение их криминологической, уголовно-правовой и уголовно-процессуальной классификации. 6. Основные черты современного состояния преступности в России.
Основная литература: 1. Аврутин Ю.Е., Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе. - Л., 1991. 2. Антонченко В.В.Латентность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в воинских формированиях (на примере войск Дальневосточного военного округа) // Военно-юридический журнал. – 2009. -№4. 3. Вицин С.И. Системный подход и преступность. - М., 1980. 4. Гамзиков А.Г. Преступность в период экономических потрясений // Безопасность бизнеса. – 2009. - №4. 5. Ельскене Т.Ю. Понятие латентной преступности // Российский следователь. – 2005. - №9. 6. Жерновой М.В., Дорохов А.П.Состояние преступности в сфере оборота земли на территории Приморского края // Российский следователь. -2009. - №8. 7. Кузнецова Н.Ф., Лунеев В.В. Криминология.Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: «Волтерс Клувер», 2005. 8. Квашис В. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир. – 2005. - №10. 9. Кондратюк Л.В., Овчинский В.С. Криминологическое измерение. - М., 2008. 10. Лунеев В.В. Преступность XX века. - М.: «Норма», 1997. 11. Ли Д.А. Преступность в структуре общества. - М., 2000. 12. Малкова В.Д. Криминология. Учебник. - М.: «Юстицинформ», 2004. 13. Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации. Доклад в Hongkong city university в апреле 2008 г. // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2009. - №1. 14. Омаров Д.М. Понятие и структура латентной преступности // Российская юстиция. – 2008. - №5. 15. Панов С.Л. Латентная преступность, связанная с функционированием залов игровых автоматов // Право и политика. – 2006. - №7. 16. Синенко С.А., Жерновой М.В.Тенденции развития преступности на территории Приморского края // Российский следователь. – 2009. - №3. 17. Юзиханова Э.Г. Изучение тенденций и закономерностей преступности в мировой и отечественной литературе // Право и политика. – 2006. - №12. 18. Яковлев А.В. Факторы латентности преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2007. - №6.
Задание для самостоятельной работы 1. В городе А в течение года зарегистрировано 1200 преступлений. Население города А составляет 430 тыс. человек. В городе В в течение того же года зарегистрировано 920 преступление. Население города В составляет 320 тыс. человек. Вопрос: В каком городе выше интенсивность преступности?
2. В городе А за год привлечено к уголовной ответственности 1 600 преступников (из них несовершеннолетних-120 человек). Население города А составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс. — в возрасте до 14 лет. В городе В за тот же период времени к уголовной ответственности было привлечено 1 100 преступников (из них несовершеннолетних 90 человек). Население города В составляет 320 тыс. преступников, из них в возрасте до 14 лет — 90 тыс. человек. Вопрос: В каком городе выше интенсивность преступности среди не совершеннолетних? Проанализируйте статистические данные и укажите: 1. структуру преступности; 2. динамику преступности; 3. характер преступности. Можно ли, исходя из имеющихся данных, говорить о латентности преступности за соответствующий период?
3. Назовите вид преступности, причины и условия совершения преступления. Как можно было избежать, предупредить это преступление? Ваши рекомендации. *** Разумов познакомился с Букреевой в театре. По окончании спектакля в гардеробе быстро образовалась огромная очередь. Тогда Разумов предложил Букреевой передать ему номерок для получения её шубы, а самой посидеть в стороне. Та согласилась. Получив шубу, Разумов быстро скрылся. *** Приходящая домработница Матвеева имела ключи от квартиры её нанимателя Львовых. По договорённости с ними она должна была убирать квартиру и заниматься домашним хозяйством два раза в неделю (в понедельник и в пятницу). Матвеева же пришла специально в среду, чтобы совершить кражу. Зная, что в незапертой тумбочке обычно лежит золотой браслет хозяйки, она забрала его и подарила своей дочке.
Тема 7. Виктимология. 1. Виктимология: предмет, история, перспективы. 2. Виктимизация и виктимное поведение: понятие и виды. 3. Общая характеристика виктимологической профилактики преступлений. 4. Профилактика отдельных видов преступлений.
Литература: 1. Алиев Р.Х. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений // Общество и право. – 2008. - №3. 2. Басков А.В. Особенности виктимологической профилактики современных корыстно-насильственных преступлений, совершаемых в общественных местах // Российский следователь. – 2009. - №12. 3. Вандышев В.В. Реализация взаимосвязей жертвы и преступника в раскрытии и расследовании насильственных преступлений. - СПб: «ВШ МВД России», 1992. 4. Вишневецкий К.В. Криминальная виктимология: социальный аспект // Юрист. – 2006. - №5. 5. Вишневецкий К.В. Проблемы ювенальной виктимологии в западной криминологической науке // Российский следователь. – 2006. - №5. 6. Варчук Т.В.Учение о жертве преступления // Юридическая психология. – 2008. - №4. 7. Галушко Д.М. Ювинальная виктимология. Криминологические и социально-психологические проблемы: Дисс. канд. юрид. наук. - М., 2003. 8. Голубева Л.Н. Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений // Право и политика. – 2007. - №7. 9. Газиев М.С. Некоторые особенности социально-демографических и нравственно-психологических свойств личности потерпевших от корыстных преступлений, связанных с жилой недвижимостью // Общество и право. – 2009. - №1. 10. Догадина М.А., Пережогин Л.О.Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших // Вопросы ювенальной юстиции. – 2007. - №№4, 5; - 2008. - №№2, 3, 4, 5. 11. Задорожный В.И. Особенности виктимного поведения жертв преступлений // Международное публичное и частное право. – 2006. - №1. 12. Ибрагимова Л.Л. Виктимологические аспекты убийства // Российский следователь. – 2006. - №4. 13. Ильин И.С. Актуальные проблемы виктимологической профилактики убийств, совершаемых по найму // Российский следователь. – 2007. - №14. 14. Квашис В.Е. Основы виктимологии. - М.: «Notabene», 1999. 15. Кузнецова Н.Ф., Лунеев В.В. Криминология. Учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: «Волтерс Клувер», 2005. 16. Кочешев С.П. Виктимологические особенности потерпевшего // Военно-юридический журнал. – 2006. - №10. 17. Кабанов П.А. Современная российская криминальная политическая виктимология: понятие, предмет и ближайшие перспективы развития // Юридическое образование и наука. – 2007. - №3. 18. Кабанов П.А. Криминологическая классификация жертв политических преступлений в современной российской криминальной политической виктимологии // Юридическое образование и наука. – 2007. - №4. 19. Кабанов П.А. Криминологическая типология жертв политических преступлений в отечественной криминальной политической виктимологии // Адвокатская практика. – 2007. - №6. 20. Котельникова О.А., Головешкин А.М. Виктимологические аспекты региональной уличной преступности // Общество и право. – 2008. - №3. 21. Качурова Е.С. Особенности виктимологической характеристики потерпевшего от насильственных преступлений, совершенных в местах лишения свободы // Российский следователь. – 2008. - №18. 22. Лозовицкая Г.П., Фортуныч М.В. Проблемы виктимологической профилактики преступлений против участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. – 2007. - №23. 23. Лелеков В.А., Щеголева А.Н. Информационно-аналитический аспект виктимологической профилактики преступности несовершеннолетних // Общество и право. – 2008. - №1. 24. Морчев И.А. Виктимологические аспекты предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений Российский следователь. – 2006. - №11. 25. Николаева Ю.В. Виктимологическая профилактика преступлений: объект, субъект, правоотношения // Административное и муниципальное право. – 2008. - №6. 26. Окс Л.Е. Криминологическая и виктимологическая характеристика грабежа как корыстно-насильственного преступления против собственности // Общество и право. – 2008. - №2. 27. Папкова Т.П., Ситковский А.Л. Виктимологическое направление в профилактике преступности несовершеннолетних // Российский следователь. – 2007. - №13. 28. Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. Учебное пособие. - Л.: «Изд-во ВПУ МВД СССР», 1975. 29. Ростокинский А.В. Виктимность и девиация // Российский следователь. – 2009. - №13. 30. Цыбелов А. Классификация жертв преступлений экстремистской направленности // Законность. – 2008. - №11. 31. Черных Н.С. Виктимологическая практика и культура общества. Преступность и культура. - М., 1999. 32. Чистова Э.Е.Юридическое лицо - жертва криминальной агрессии // История государства и права. – 2007. - №24. 33. Утков П.Ю. Роль и место социально-педагогической виктимологии в процессе подготовки специалистов с высшим юридическим образованием // Юридическое образование и наука. – 2007. - №1. 34. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. - Душанбе, 1972.
Задание для самостоятельной работы 1. Прочтите описание преступления. Проанализируйте причины преступного поведения. Что могло бы предотвратить тяжкие последствия? Под окном громко закричали: «Помогите!» Светлана всрепенулась, она уже заснула. Муж тоже проснулся и подошел к окну. У подъезда компания хулиганов кого-то била. -Тебя это не касается. -Нет, я все-таки пойду. Светлана вцепилась в мужа и не выпускала его из квартиры. Утром они узнали, что их соседа несовершеннолетние забили до смерти ногами.
2. Прочите описание преступления. Исследуйте механизм преступного поведения. Проведите виктимологический анализ. Продумайте схему оптимального поведения в аналогичной ситуации. Серов подошел к автобусной остановке как раз вовремя - едва успел вскочить в автобус. Вслед за ним ввалилась ватага молодых людей. Они громко разговаривали, употребляя нецензурные слова, дико хохотали. Все пассажиры в автобусе съежились. Наглость и хамство всегда неприятны. Серов не выдержал: «Молодой человек следите за своей речью. Здесь же дети». Компания озадаченно замолчала. Вперед выступил самый здоровый из этой ватаги и стал бить Серова. После больницы, когда зажили все раны, переломы, Серов все мучался вопросом: надо ли было ему вмешиваться? Может лучше было бы промолчать?
3. Представьте: Вас пригласили на классный час-беседу с первоклассниками. Что бы Вы могли им рассказать в течение 15 минут о виктимологической профилактике уличных грабежей и карманных краж? Как не стать жертвой этих преступлений? Ваши советы-рекомендации.
4. Прочитайте рекомендации А. Бахромеева, сотрудника МУРа, в статье А. Данилкина «Сезон кварт ирных краж», опубликованной в июле 2005 года в газете «Труд-7», и дополните своими советами, как не стать жертвой квартирных воров. Основная часть краж совершается в будние дни с 9.00 до 12.00. Доля рецидивистов среди квартирных воров составляет более 50%. «Большой» воровской сезон открывается с началом майских праздников и продолжается все лето. Хозяева квартир в это время уезжают на дачи, в санатории, за границу, жилища остаются зачастую без присмотра. В город тем временем слетаются бригады гастролёров. Как уберечься от домушников Но стоит рассказывать посторонним, сколько денег вы храните дома. В наши дли не помешает установить металлическую дверь с двумя замками. Дверь должна быть толщиной не менее 7 сантиметров и желательно цельноплотной. Не стоит превращать ее в дорогостоящее произведение искусства: это станет только дополнительной приманкой для воров. Если вы покидаете квартиру надолго, то нет большого смысла трубить об этом на всех перекрестках. А вот хороших соседей стоит попросить, чтобы они понаблюдали за вашим жилищем. По крайней мере, регулярно забирали корреспонденцию из вашего почтового ящика — за ним следят и воры. Наиболее надежным способом охраны остается централизованная охрана с помощью средств сигнализации. Что такое «сезонная волна»? Как она влияет на квартирные кражи? Уличные преступления? Для чего и кому необходимо учитывать это обстоятельство?
5. Перечислите прилагательные – криминогенные качества лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». Ворона – жертва? Высказать свою точку зрения.
6. Дайте несколько советов потенциальным жертвам (для конкретной жизненной ситуации: в силу каких-то обстоятельств Вам предстоит идти по улице в тёмное время суток и …).Капитаны команд получают конкретные задания и отвечают на заданную тему.
7. Объясните смысл следующего сочетания: оружие которое всегда с женщиной. Ваши советы женщинам - потенциальным жертвам для применения этого оружия (почему и когда?).
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рекомендации по выполнению письменных работ по криминологии
Учебным планом подготовки студентов предусмотрено написание письменных работ по криминологии, целями и задачами которых являются систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний в решении конкретных задач, развитие навыков самостоятельной творческой работы и овладение методами современных научныхисследований при решении конкретных проблем и вопросов. Выбор темы — первый и весьма ответственный этап работы над курсовым и дипломным проектом. От правильного выбора темы зависит успех всего исследования. Она должна быть актуальной, т. е. посвящена рассмотрению важных в теоретическом и практическом плане вопросов. Курсовые и дипломные работы по криминологии должны соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки. Междисциплинарность криминологии как социолого-правовой науки определяет широкий диапазон тематики криминологических работ, которые, отвечая общим требованиям актуальности, соответствия перспективам развития науки, практической направленности, должны характеризоваться и тесной связью с анализом процессов общественно-политической жизни, хозяйственно-экономической деятельности и т. п. Так, курсовые и дипломные работы, посвященные изучению организованной, экономической преступности и других преступных проявлений, порожденных особенностями социального развития российского общества на современном этапе, требуют анализа социально-экономических, политических, идеологических, организационно-управленческих и других противоречий, которые детерминируют данные виды преступных проявлений. Помимо криминологической литературы, такие исследования предполагают изучение статистических данных, содержащихся в различных статистических сборниках, например в сборнике «Преступность и правонарушения», который содержит данные о преступности и судимости за пять лет, издается ежегодно МВД России совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в ежегодном сборнике ГИАЦ МВД «Состояние преступности в России», содержащем данные за истекший год; сборнике «Преступность и правопорядок в России: статистический аспект», изданном Госкомстатом России (М., 2003) или в Интернете на официальном сайге МВД России (www.mvdinform.ru), а также научно-исследовательских работ по вопросам политики, экономики, демографии, образования, социальной культуры и т. п. В качестве информационного источника могут использоваться материалы СМИ. Собранные за достаточно значительный промежуток времени они позволяют вскрыть закономерности социальных процессов, лежащих в основе целого ряда преступлений. Рассмотрение личности преступника, особенно в ее социально-психологическом аспекте, сопряжено с изучением проблем социальной психологии, генетики, психиатрии, физиологии, антропологии. Студенты, занимающиеся этой проблематикой, помимо исследования собственно криминологических источников обязаны ознакомиться с работами, посвященными основным направлениям указанных отраслей знаний. Это поможет им разобраться в достаточно сложных дискуссионных вопросах социально-биологической природы личности преступника, ее структуры и механизма поведения. Дипломные и курсовые работы, посвященные истории развития криминологии, требуют обращения к антропологическим, статистическим, социально-экономическим, социологическим, социально-правовым исследованиям ученых XIX в., которые легли в основу криминологии как самостоятельной науки, а также к трудам отечественных ученых, внесших существенный вклад в развитие криминологической теории. Таким образом, написание курсовых и дипломных работ по любой из широкого круга криминологических проблем требует надлежащего информационного обеспечения. Соответствующую литературу студенты могут найти в каталогах библиотек. Обратившись в лабораторию правовой информации и кибернетики юридического факультета, можно найти необходимые источники по справочным правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» или через Интернет. Следует учитывать, что перечень курсовых и дипломных работ по криминологии, разрабатываемый кафедрой, является примерным. Наряду с указанными в нем темами научный руководитель может предложить студенту актуальные направления исследования, которые не получили отражения в перечне, но представляют значительный интерес. Студент имеет возможность самостоятельно выбрать тему курсовой и дипломной работы с учетом собственных научных интересов и после одобрения этой темы научным руководителем приступать к ее разработке. Не рекомендуется выбирать для исследования слишком широкие темы. Когда студент пытается в своей работе рассмотреть весь комплекс вопросов, включенных в такие сложные многоаспектные темы, как, например, «Личность преступника» или «Причины и условия преступности», это приводит к поверхностному изложению материала, что существенно снижает качество работы. Обычно студентам предлагаются для рассмотрения отдельные аспекты указанных тем. При выборе курсовой работы следует учитывать и перспективу дальнейшего написания по данной теме дипломной работы, в котором будет использован теоретический и практический материал, собранный в процессе работы над курсовым проектом. Специфической чертой курсовых и дипломных работ по криминологии является то, что они обычно пишутся на основе эмпирического материала. Проведение самостоятельного криминологического исследования, основанного на эмпирическом материале, требует от студента умения правильно разработать его программу и план. Эта стадия работы следует сразу после выбора темы и составления плана курсового и дипломного проекта. Программа включает определение целей и задач исследования, формулирования гипотез, подлежащих проверке (например, о причинах различий уровня правонарушений в сопоставляемых регионах, о влиянии на преступность различных факторов), определение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.021 с.) |