Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В контроле над преступностью

Поиск

 

1. Перед Содружеством независимых государств (СНГ) стоит та же, что и перед всем мировым сообществом, задача – эффективного противодействия криминальным проявлениям, включая транснациональные преступления. С гораздо большим динамизмом, чем официальные структуры Содружества, криминальная среда создала свое единое, не считающееся с национальными границами, пространство. Транснациональные преступления – финансовые махинации, убийства по найму, бандитизм, контрабанда сырьевых ресурсов, незаконные операции с наркотиками и целый ряд других – превратились в реальную угрозу национальной безопасности государств Содружества. Это потребовало от межправительственных, правоохранительных органов и организаций СНГ принятия неотложных мер по стабилизации ситуации.

Первыми существенными шагами в этом направлении были подписанная главами государств Содружества 22 января 1993 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и утвержденная Советом глав правительств СНГ 12 марта 1993 г. Программа совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Среди других мер Программой, в частности, предусматривалось создание в рамках СНГ постоянно действующего органа по координации борьбы с названными видами преступности; создание банка данных о них и их субъектах; содействие в межгосударственном розыске и задержании членов криминальных сообществ; разработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью. Кроме того, страны Содружества обязались заключить межгосударственные соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью; с незаконным обращением оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ; с преступлениями в банковской, кредитно-финансовой системе и в сфере внешне-экономической деятельности; с терроризмом на воздушном транспорте и транспортных коммуникациях; о порядке взаимодействия следственно-оперативных групп на территории других государств.

К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин далеко не все из намеченного было выполнено. С учетом этого, в 1996 г. Совет глав государств СНГ утвердил еще одну межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на период до 2000 г. Но и ее реализацию серьезным образом затрудняло отсутствие четких формулировок целей, задач этой деятельности, материально-технической базы ее обеспечения. Позже было сочтено целесообразным создать Концепцию взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ как базовый документ, с учетом положений которого могут разрабатываться и заключаться соответствующие двусторонние и многосторонние договоры. Концепция была одобрена в качестве основополагающего документа, регулирующего совместную деятельность по борьбе с преступностью, следующими структурами СНГ: Координационным советом генеральных прокуроров, Советом министров внутренних дел, Советом руководителей органов безопасности и спецслужб, Советом командующих пограничными войсками, Советом руководителей таможенных служб.

В Концепции констатировалось, что преступность в странах Содружества приобрела транснациональный характер, а ее наиболее опасные виды и тенденции развития во многом схожи во всех государствах СНГ. Концепция провозгласила, что взаимодействие правоохранительных органов в борьбе с преступностью должно осуществляться на основе принципов уважения суверенитета государств, национального законодательства и международного права; всемерного расширения сотрудничества и доверия между правоохранительными органами; приоритета защиты прав и свобод граждан; равноправия сторон. Основная задача взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ – обеспечение эффективности их деятельности по предупреждению, расследованию преступлений, розыску преступников, возмещению причиненного преступлениями ущерба, исполнению наказаний, совершенствованию международно-правовых норм и национального законодательства в сфере борьбы с преступностью.

Согласно Концепции, конкретными целями совместной деятельности правоохранительных органов стран СНГ являются борьба:

- с терроризмом, бандитизмом, захватом заложников;

- «заказными» и серийными убийствами;

- похищениями и торговлей людьми, органами или тканями человека для трансплантации;

- наемничеством, незаконным производством или распространением оружия массового поражения и другими преступлениями против мира и безопасности;

- проникновением через границы СНГ террористических и других преступных групп;

- незаконной миграцией, фальшивомонетничеством, контрабандой, отмыванием грязных денег, налоговыми и другими преступлениями в сфере экономической деятельности;

- незаконным оборотом наркотических и психотропных средств;

- преступлениями в сфере компьютерной информации;

- взяточничеством и коммерческим подкупом;

- нарушениями законодательства об охране окружающей среды;

- целым рядом других опасных преступлений.

Наиболее распространенными формами взаимодействия

правоохранительных органов в осуществлении сформулированных в Концепции целей и задач являются:

- совместные оперативно-розыскные и следственные действия и профилактические мероприятия;

- предоставление одной стороной другой стороне криминалистической техники, транспортных средств, оргтехники, необходимой оперативной информации, обеспечение переводчиками и экспертами;

- оказание содействия в проведении дознания и следственных действий, вызове, доставке и допросе свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых;

- обмен информацией и опытом работы, проведение совместных семинаров, совещаний, учений и сборов;

- выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, передача осужденных для отбывания наказания;

- проведение совместных научных и практических исследований;

- сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных органов;

- развитие согласованных форм и методов профилактики правонарушений.

Согласно Концепции, субъектами всех перечисленных и целого ряда иных аспектов такого сотрудничества выступают органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные, пограничные службы, а также органы налоговой полиции (там, где последние сохранены).

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. М., 1993.

2. Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полиции. М., 2004.

3. Лунеев В.В. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями // Сов. государство и право. 1991. № 2.

4. Межгосударственная программа борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников СНГ // Российская газета. 1996. 22 июня.

5. Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений, подготовленное для ООН Отделом исследований и планирования МВД Англии // Сов. юстиция. 1993. № 2, 3, 5, 6.

6. Сотрудничество правоохранительных органов России и США в борьбе с новыми видами экономических преступлений. М., 1998.

 

 

ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.38 (0.006 с.)