Метод изучения уголовных дел, анкетирование, метод экспертных оценок, интервью, наблюдение, эксперимент, использование психологических методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод изучения уголовных дел, анкетирование, метод экспертных оценок, интервью, наблюдение, эксперимент, использование психологических методик



 

1. Довольно часто в исследованиях преступности используется такой высокоспециализированный официальный документ, как уголовное дело. В этом смысле ни одна другая наука не располагает столь подробным и достоверным количеством документированных сведений о событии преступления, как криминология. Опора на уголовные дела позволяет не забывать, что предметом криминологии является не просто девиантное, «отклоняющееся» поведение, а преступность и ее составляющие.

При всей важности сведений, содержащихся в материалах отдельного уголовного дела, они неизбежно страдают определенной ограниченностью, неполнотой. Именно поэтому большое значение имеет работа органов МВД, прокуратуры, суда по обобщению целых категорий уголовных дел, их сплошное или выборочное изучение. Сплошное изучение применяется чаще всего в тех случаях, когда имеется небольшой объем уголовных дел или исследуются редко возникающие в практике дела. Когда же анализируются наиболее распространенные, типичные категории уголовных дел, то целесообразно изучить репрезентативную выборку, а не всю совокупность дел. При любом из названных исследовательских приемов изучение уголовных дел целесообразнее всего проводить по специально разработанной программе. В ее содержании необходимо предусмотреть такие вопросы, которые не включены в официальные статистические карточки на обвиняемого или подсудимого. Перечень вопросов определяется исходя из целей предпринимаемого криминологического исследования. Кроме того, анализ репрезентативного числа уголовных дел может быть дополнен систематизированным опросом по более развернутой программе преступников, их родственников, знакомых, сослуживцев, а также анализом документов, не вошедших в уголовные дела (личных писем, официальных свидетельств и т.д.). В заключение полученные результаты обобщаются, группируются в соответствии с поставленными перед исследованием задачами.

Следует также добавить, что существенным дополнением к анализу уголовных дел являются материалы прокурорских проверок, осуществляемых в порядке надзора за исполнением законов в органах дознания, предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах. Они позволяют существенно расширить представление о характере, причинах, масштабах противоправного поведения, объяснить, почему произошли те или иные изменения в количественных и качественных характеристиках преступности.

 

2. Среди способов сбора фактического материала в криминологических исследованиях одним из важнейших является анкетирование. Заполнение анкет с целью глубокого изучения как преступлений, так и личности преступников – наиболее простой и вместе с тем эффективный способ сбора сведений.

Существуют прежде всего так называемые следственные анкеты (официальные статистические карточки) на совершенное преступление и лицо, совершившее его. Содержание входящих в них вопросов, обеспечивает сбор сведений для изучения личности преступника, причин и условий преступления. Первая часть анкеты охватывает вопросы, характеризующие преступление (краткое его описание, время, место, способ, мотивы совершения, сведения о потерпевшем и нанесенном ущербе). Вторая часть анкеты характеризует личность обвиняемого (общие биографические данные, материальные и жилищные условия, условия жизни и воспитания, характеристика по месту работы и жительства, привлекался ли ранее к уголовной, административной ответственности и т.д.). Третья часть характеризует ход и качество следствия. Отдельная статистическая карта содержит информацию о результатах рассмотрения дела в суде.

Поскольку заполненные следственные анкеты или судебные карточки остаются в наблюдательном производстве, их использование для изучения той или иной группы преступлений или преступников не представляет трудностей. При минимальной затрате времени и сил это позволяет получить значительный по объему фактический материал, который необходим для проведения профилактических мероприятий.

Для получения сведений, не нашедших отражения в официальных статкартах, разрабатываются специальные анкеты в зависимости от целей исследования (анкеты для получения более подробных сведений по месту жительства или работы правонарушителя, анкеты для изучения личности осужденных и т.д.). Подобного рода анкетирование не только позволяет получить данные по таким показателям, которых нет в стандартных статистических картах, но и допускает неоднократную перепроверку этих данных.

Наконец, несколько слов о так называемом прогностическом анкетировании, которое по существу и составляет метод экспертных оценок. Суть его состоит в выяснении мнений эспертных групп ученых и практиков (обычно с помощью анкет) о будущем развитии каких-либо процессов и тенденций, свойственных преступности. Результаты этих оценок обрабатываются по специальным шкалам и служат базой для последующих стадий прогнозирования. Следует, правда, признать, что не всегда такой способ (по вполне понятным причинам) позволяет делать достаточно детализированные и обоснованные выводы.

 

3. Наряду с рассмотренными методами, достаточно распространенным в криминологических исследованиях является интервьюирование, т.е. беседа, один из участников которой отвечает на вопросы другого. Разница между анкетированием и интервьюированием заключается в том, что в интервью ответы на вопросы даются в устной форме. Это существенная особенность: устная форма позволяет получить необходимые сведения быстрее, а подчас и полнее, чем при анкетировании.

Однако личный контакт при интервьюировании создает определенные психологические трудности, особенно когда вопросы касаются подробностей совершенного преступления, которые опрашиваемый неохотно освещает. Кроме того, проведение интервью для исследователя – работа более трудоемкая, чем распространение анкет. В силу названных причин интервью в криминологическом исследовании встречается реже, чем анкетирование. В основном оно применяется для изучения личности осужденных в местах лишения свободы.

Существуют два основных типа интервью. Первый тип – свободное (неформальное) интервью, которое допускает изменение числа и содержания вопросов в зависимости от хода беседы. Заранее намечается лишь общее направление беседы и основные вопросы. Свободное интервью дает возможность более глубоко раскрыть взгляды собеседника и выявить особенности его личности. Второй тип – стандартизированное (формальное) интервью. Оно ограничено четко сформулированными вопросами (5-6), которые всем опрашиваемым лицам задаются по возможности в одинаковой форме. Цель формального интервью – получить наиболее сопоставимые результаты. Этот тип интервью целесообразно применять при изучении общественного мнения, когда необходимо получить массовые данные.

Интервью может повторяться в отношении одних и тех же лиц через различные промежутки времени. В этом случае речь идет о так называемом панельном интервью, цель которого – обнаружить и зафиксировать изменения в социальной жизни, во взглядах людей. Панельные интервью полезны при длительном изучении личности правонарушителя, при проверке эффективности профилактических мер, ранее уже применявшихся. Для проводящего беседу важно установить хороший контакт с опрашиваемым. Результаты опроса фиксируются в ходе беседы в виде кратких заметок, полезно также использовать магнитофон.

 

4. Применимо в криминологических исследованиях наблюдение, т.е. непосредственное изучение социальных (в том числе криминогенных) явлений, отношений между людьми, жизненных ситуаций, условий быта и т.д. Но в изучении криминологических проблем оно имеет ряд особенностей. Ведь вряд ли этично наблюдать, скажем, процесс формирования умысла на совершение преступления, особенности развития той или иной преступной деятельности, не предпринимая ничего для воспрепятствования криминогенным проявлениям. В силу этого метод наблюдения в криминологии используется главным образом при обследовании условий жизни лиц, уже совершивших преступления, при изучении процесса исправления правонарушителей, а также при анализе эффективности профилактических мер.

Существуют три разновидности этого метода: полное наблюдение, включенное наблюдение и наблюдение-участие. Разница между видами, входящими в данную классификацию, по существу сводится к степени активности наблюдателя. При полном наблюдении его функции ограничиваются пассивным фиксированием фактов, наблюдаемых как бы со стороны. Полное наблюдение возможно, например, в уголовно-исполнительных учреждениях, если оно проводится научным или практическим работником в исследовательских целях. Наблюдатель, проводящий включенное наблюдение, сам является участником той группы, которую он изучает, исследуя ее, таким образом, изнутри. В российской (и советской) криминологии подобный прием имел ограниченное применение. Однако он не исключался при изучении причин преступности (например, наблюдение за обстановкой в школе, в специальном воспитательном учреждении и т.п.). Очень широкое применение он нашел в американской криминологии (и социологии делинквентного поведения). Служащие профилактических центров в Чикаго, Нью-Йорке проникали в так называемые делинквентные группы подростков, проводили наблюдение и старались переориентировать их активность в законопослушное русло. По существу в последнем случае имела место третья разновидность – наблюдение-участие, которое является еще более активным, чем включенное наблюдение. Наблюдатель здесь не только входит в исследуемую группу, но и активно участвует в ее деятельности.

Среди других разновидностей данного метода можно назвать индивидуальное и коллективное наблюдение, а также самонаблюдение. Примерами последней разновидности являются, в частности, автобиографии, дневники, письма правонарушителей, которые нередко содержат интересные для криминологии материалы. Непременным условием во всех перечисленных приемах наблюдения является строгое соблюдение законности, недопущение вмешательства в частную жизнь граждан без их согласия.

 

5. Эксперимент также может быть применен в криминологии, но в строго очерченных пределах. Конечно, если мы хотим проверить степень гражданской сознательности различных социальных слоев населения, в частности, какова склонность граждан добровольно участвовать в охране общественного порядка, то для этого достаточно пробежать по улицам, скажем, в различных районах г. Екатеринбурга с криком «держите вора» и подсчитать, сколько прохожих последует за вами. Но вряд ли корректно проводить подобный эксперимент. В равной мере недопустимо экспериментальное создание обстоятельств, способствующих совершению преступления. Криминологический эксперимент должен иметь положительную направленность. Таково, например, экспериментальное осуществление профилактических мероприятий, которые (в случае подтвержденной опытом эффективности) заслуживают более широкого внедрения. Криминологический эксперимент должен быть тщательно подготовлен и, как правило, сочетаться в ходе его осуществления с методами наблюдения и анкетирования.

6. Значение психологических методик в криминологических исследованиях заключается главным образом в том, что они позволяют более глубоко изучить личностные особенности преступников, присущие отдельным их разновидностям – корыстным, насильственным, неосторожным и т.д. Из психологических методик в криминологии чаще всего применяется психологическое тестирование как разновидность опросного метода. В качестве примера можно назвать тест для измерения правосознания граждан. В ходе тестирования излагается практический случай, допускающий различные толкования, и даются варианты решения. Тестируемое лицо просят сделать выбор между решениями. Так, во французской криминологии известен тест о супружеской неверности. Опрашиваемого просили поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений (убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, юридически расторгнуть брак и т.д.). Из подвергнутых этому тесту 578 супружеских пар чисто юридическое решение проблемы предпочло лишь 25 % опрошенных. Таков в данном случае уровень правосознания тестируемых!

К использованию этого метода в российской криминологии отношение различное – от резко отрицательного, до преувеличенно восторженного. Представляется, что при всей сложности психологических тестов (некоторые из них включают до 500 вопросов) они позволяют сравнительно быстро проводить обследование большого количества лиц. И если содержание тестового опроса научно обоснованно, а его процедура хорошо отшлифована, то он, несомненно, может служить достаточно точным и тонким средством диагностики личности. Но для успешного использования этого метода его применение целесообразнее поручать лицам со специальной подготовкой по психологии.

 

7. Бесспорно полезными для криминологии являются также логико-математические методы (экстраполирование, моделирование и др.). В частности, методы математического анализа позволяют более эффективно, чем при использовании обычных статистических таблиц, анализировать полученную в результате исследований информацию. Но подробное рассмотрение тех или иных методов и приемов этой категории не является предметом криминологии. Они настолько специализированы и сложны, что их применение невозможно без участия коллектива математиков и использования ЭВМ. Криминологу приходится ограничиваться лишь постановкой задачи перед соответствующими специалистами.

В заключение вопроса следует отметить, что рассмотренные методики криминологического исследования могут применяться в сочетании, дополняя друг друга. Это обеспечивает наибольшую полноту и объективность получаемых данных.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.203.58.132 (0.014 с.)