Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И классификация предупредительных мер

Поиск

 

1. Предупреждение преступности – это комплекс взаимоувязанных социально-экономических, политических, культурно-воспитательных мер, осуществляемых государственными, муниципальными органами, общественными формированиями и отдельными гражданами в целях противодействия преступности, преодоления причин, ее порождающих.

В криминологической литературе используется целый ряд терминов и определений для характеристики предупредительной деятельности – превенция, профилактика, предупреждение. Несмотря на попытки провести между ними грань, в содержательном плане названные термины представляются идентичными. В то же время необходимо различать понятия «предупреждение преступности», «борьба с преступностью», «контроль над преступностью». Как уже отмечалось, суть предупреждения преступности заключается в преодолении ее причин. Борьба с преступностью включает установление законодателем уголовной ответственности за определенные виды общественно опасного поведения, а также меры непосредственного выявления преступлений, пресечения преступной деятельности правоохранительными органами и реализацию мер уголовно-правового воздействия. В целом, предупреждение и борьба с преступностью являются составляющими элементами более общего социального процесса контроля над преступностью.

Предупреждение преступности в его наиболее обобщенном содержании (и в идеальном варианте) характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых, оно представляет собой специфическую область социального управления, а не бессистемный, хаотический набор различных мероприятий. В этом смысле криминологическое предупреждение по сути обнаруживает себя как процесс управления преступностью. Правда, этот термин не вошел еще в понятийный аппарат криминологии. Более того, доминирует позиция, согласно которой управлять преступностью нельзя, можно лишь управлять борьбой с преступностью. Но считать, что управлению поддаются только позитивные социальные процессы и на этой основе отказываться от попыток управленческого воздействия на преступность – значит предоставить развитие преступности власти стихии.

В этой связи возникает вопрос: обладает ли преступность как социальный процесс и как система такими внутренними механизмами, через которые можно ею управлять? Если рассматривать преступность только как определенную совокупность преступлений, то ответ должен быть отрицательным. В этом качестве она действительно не представляет собой какое-либо организованное целое и не поддается управлению. Но следует напомнить, что преступность – это не только совокупность разрозненных во времени, пространстве и по субъектному составу преступных деяний. В своем существе она обнаруживает себя как определенная форма функционирования социального организма, как социальная система, обладающая собственными закономерностями. Познание этих закономерностей служит основой для управления преступностью, в частности ее предупреждения.

Во-вторых, важнейшей чертой предупреждения преступности является его многоуровневый характер. Это выражается, в частности, в том, что оно складывается из преодоления причин преступности в целом, причин отдельных ее разновидностей, а также причин и условий конкретных преступлений.

В-третьих, предупреждение преступности осуществляется как в процессе решения общих задач социального и экономического развития, так и в ходе реализации специально-криминологических мер.

В-четвертых, процесс предупреждения преступности складывается из взаимодействия различных его субъектов. В их числе: органы власти и управления, правоохранительные органы, администрация предприятий и учреждений, общественные формирования, отдельные граждане.

И, наконец, пятая характерная черта: среди иерархии целей, стоящих перед системой предупреждения преступности, важнейшей является цель раннего предупреждения. Речь идет о предотвращении неблагоприятного формирования личности, т.е. даже самой возможности возникновения криминогенных личностных качеств. Тем самым корни преступного поведения пресекались бы на самом начальном этапе. Именно с раннего предупреждения, а не с профилактического воздействия на лиц, находящихся на грани совершения преступлений или уже преступивших уголовный закон, прежде всего должна начинаться криминологическая превенция.

 

2. Теорией криминологии и практикой профилактической работы сформулирован ряд требований, которым должна отвечать система предупреждения преступности: демократизм, законность, обоснованность и реальность, конкретность этих мер.

Демократизм в осуществлении профилактических мероприятий предполагает прежде всего широкое участие населения в предупреждении преступности, в каких бы формах она ни проявлялось. Только таким образом можно достичь высокой степени эффективности предупредительной работы.

Требование законности профилактических мер выражается в том, что все они должны иметь прочную правовую основу, не ущемлять права и законные интересы граждан. В частности, индивидуальная профилактика всегда связана с вторжением в частную жизнь, но при этом может осуществляться только в рамках строгого правового режима. Недопустимо применение предупредительных мер, противоречащих действующему законодательству, как бы «убедительно» и «целесообразно» в сложившихся условиях это ни выглядело.

Обоснованность и реальность мер профилактики предполагает прежде всего полноту и правильность установления закономерностей преступности (в том числе ее причинных факторов), а, значит, и практическую возможность (и необходимость) их осуществления в реальной ситуации.

Конкретность предупредительных мер – одно из необходимых условий их успешности. Общие лозунги «усилить», «устранить», «объявить всенародную войну преступности» сами по себе не обеспечивают эффективность профилактической деятельности. К сожалению, именно с такой формулировкой рекомендаций по предупреждению преступлений приходится нередко сталкиваться в реальной практике.

Уместно отметить, что хотя рекомендации по устранению криминогенных причин и условий, даваемые следователем или судом, обычно не выходят за рамки конкретного уголовного дела, носят ограниченный характер, однако как составная часть системы предупреждения, осуществляемой в масштабах всего государства, они также должны отвечать перечисленным выше требованиям.

 

3. В реальной жизни меры предупреждения преступности довольно многочисленны и разнообразны. В силу этого они могут быть классифицированы по ряду оснований. Смысл классификации заключается прежде всего в том, что она 1) дает возможность применения уже упоминавшегося системного подхода к осуществлению мер предупреждения и 2) помогает разграничить компетенцию различных субъектов предупредительной деятельности, повысив тем самым ее эффективность.

Из существующих многочисленных разновидностей классификации остановимся лишь на основной, наиболее традиционной – на делении предупреждения преступности на общесоциальное и специально-криминологическое. При некоторой условности избранной терминологии, она призвана подчеркнуть существенное различие, между предупредительными мерами, связанными с одной стороны, с глобальными социальными и экономическими процессами в обществе, а с другой – непосредственно направленными на криминогенный комплекс (преступность и ее причины).

Характерным признаком общесоциального предупреждения преступности является направленность на решение общих задач поступательного экономического, социального, политического, нравственного, культурного и правового развития общества. Преследуя гораздо более широкие цели, чем контроль над преступностью, эти прогрессивные процессы попутно решают проблему нейтрализации, преодоления криминогенных явлений, выполняя тем самым предупредительную функцию.

К указанной категории относятся прежде всего социально-экономические меры, связанные с устранением деформаций в структуре экономики, преодолением спада производства, повышением материального уровня жизни широких масс населения, снижением безработицы и т.д. Успешное решение этих задач своим попутным следствием имеет, как правило, сокращение преступлений с экономической мотивацией, бытовой насильственной преступности, связанной с настроениями жизненной безнадежности, криминальных проявлений социально-протестного характера (вандализма, массовых беспорядков, терроризма). В целом социально-экономические мероприятия подобного плана сокращают резерв, источники подпитки субъектного состава преступности.

Существенное значение для предупреждения преступности имеет позитивное (не на словах, а на деле) социально-политическое реформирование общества и государства. Но для этого необходимо реальное совершенствование системы общественных отношений, развитие демократических начал, политической и служебной корректности, честности и добросовестности, создание условий для беспрепятственной реализации гражданами их прав и свобод. Все перечисленное положительным образом сказывается на готовности населения поддерживать режим законности, правопорядка, на сокращении должностной преступности, преступлений против порядка управления, правосудия и целого ряда других общественно опасных деяний.

Несомненный антикриминогенный эффект дают общесоциальные мероприятия по развитию образования, культуры, общественной морали и индивидуальной нравственности. Выше уже отмечалась корреляционная зависимость между образовательным, культурным, нравственным уровнем людей и интенсивностью криминогенных проявлений. В процессе воздействия на сознание людей с позиций осуждения пороков и необходимости преодоления культурной деградации, так или иначе решаются и профилактические задачи.

Уместно здесь дать оценку антикриминогенному потенциалу религиозного воспитания. Из исследований зарубежных социологов, специалистов по социальной психологии, криминологии известно, что преступники – одна из наиболее религиозных категорий людей. Еще в начале ХХ века один из основателей социальной психологии Г.Тард писал, что более 45 % преступников посещали церковь. В настоящее время 19 из 20 американцев посещают церковь, в Польше, Италии, многих других, в том числе мусульманских, странах около 100 % населения получает религиозное воспитание, является церковными прихожанами, но индекс преступности в них гораздо выше, чем в России. По данным современных американских психологов, верующие не только не являются более демократичными, гуманными и высоконравственными, но часто демонстрируют прямо противоположные качества. Все это (и не только) убеждает в том, что не обнаруживается корреляции между повышением религиозности и ростом нравственности. Нравственное воспитание вполне возможно и без религии. Для церкви важно, чтобы человек верил в бога, а не просто выполнял общечеловеческие, нравственные заповеди. Справедливо, однако, и другое: человек, воспринявший не формально, а глубоко и искренне христианские, мусульманские, буддийские и другие нравственные идеалы, неизмеримо реже оказывается в рядах подонков.

Правовая составляющая общесоциальных мер предупреждения преступности состоит в стимулировании социально-позитивного поведения и противодействии факторам, отрицательно влияющим на формирование и жизнедеятельность человеческого общества. Иначе говоря, возможности права в решении профилактических задач не сводятся к правовым запретам и их предупреждающему воздействию, имея в виду специальное, в частности уголовно-правовое предупреждение. Иные отрасли права также в состоянии воздействовать на причины и условия преступлений, устраняя либо ставя заслон криминогенным факторам экономического, социального, культурного и иного характера.

Следует отметить, что в настоящее время правовая база всей системы предупреждения преступности, включая общесоциальные и специальные меры, складывается из широкого комплекса различных законов и иных нормативных актов. В частности, положения, определяющие основные принципы и направленность превенции преступности, содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Российской Федерацией: во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Существенное значение для реализации предупредительных мер имеет ряд положений Конституции РФ: о недопустимости умаления достоинства личности (ст.21), о неприкосновенности жилища (ст.25), имущества (ст.35) и некоторые другие. Отдельные федеральные законы призваны регламентировать функционирование важнейших звеньев системы профилактики. В частности, Федеральный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) закрепил новую государственную систему предупреждения подростковой преступности, включив в нее комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные службы социальной защиты населения, органы внутренних дел, здравоохранения, занятости населения. Наконец, как уже отмечалось, целый ряд крупнейших отраслей российского законодательства обеспечивают реализацию задач предупреждения. Это нормы уголовного права о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, об условном осуждении, о принудительных мерах воспитательного воздействия на несовершеннолетних; нормы уголовно-исполнительного права о порядке освобождения из мест лишения свободы, трудовом и бытовом устройстве освобожденных; нормы уголовно-процессуального права об обязанности следователя и суда выявлять причины и условия конкретного преступления, формулировать на этой основе и направлять конкретным субъектам, соответственно, представления и частные определения; нормы административного права, содействующие профилактике пьянства, наркомании, проституции, незаконного оборота оружия; нормы гражданского права об ограничении дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотиками и целый ряд других отраслей.

Представляется также необходимым выделение в самостоятельную отрасль криминологического надзора с разработкой основ или кодекса законодательства о предупреждении преступности с всесторонней правовой регламентацией вопросов профилактики.

Специально-криминологическое предупреждение отличает прямая направленность на нейтрализацию причин преступности в целом, конкретных категорий преступных проявлений или индивидуального преступного поведения. Специфичны в этом случае мера и средства специальной профилактики, а также субъекты, их применяющие. В частности, субъектами специального предупреждения выступают структуры и лица, в основную компетенцию или отдельную функцию которых входит целенаправленная профилактика преступных проявлений.

Система специально-криминологического предупреждения имеет сложный, многоплановый, многоуровневый, многосубъектный характер.

В частности, по объему и уровню применения могут быть выделены меры, воздействующие на широкий круг обстоятельств и лиц (меры противодействия пьянству, наркомании и связанных с ними преступных проявлений), профилактические мероприятия в отношении отдельных групп криминогенных факторов и находящихся под их воздействием лиц (учащихся школ и профессионально-технических училищ), наконец, меры индивидуальной профилактики в отношении конкретных лиц, находящихся в предкриминальной, криминогенной и посткриминальной ситуациях. По территориальному масштабу меры специального предупреждения могут охватывать территорию всей страны (пример тому – федеральные комплексные программы борьбы с наркоманией, с преступностью), территории субъектов федерации (подобные же программы в Свердловской области), конкретный территориальный объект (предприятие, учебное заведение). По механизму воздействия можно выделить воспитательные, медико-психологические, виктимологические, организационные, технические меры, меры правового воздействия и др. Несомненной спецификой обладают меры специального предупреждения в зависимости от субъектов, их осуществляющих.

2. Субъекты профилактики преступности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.009 с.)