Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И классификация предупредительных мерСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Предупреждение преступности – это комплекс взаимоувязанных социально-экономических, политических, культурно-воспитательных мер, осуществляемых государственными, муниципальными органами, общественными формированиями и отдельными гражданами в целях противодействия преступности, преодоления причин, ее порождающих. В криминологической литературе используется целый ряд терминов и определений для характеристики предупредительной деятельности – превенция, профилактика, предупреждение. Несмотря на попытки провести между ними грань, в содержательном плане названные термины представляются идентичными. В то же время необходимо различать понятия «предупреждение преступности», «борьба с преступностью», «контроль над преступностью». Как уже отмечалось, суть предупреждения преступности заключается в преодолении ее причин. Борьба с преступностью включает установление законодателем уголовной ответственности за определенные виды общественно опасного поведения, а также меры непосредственного выявления преступлений, пресечения преступной деятельности правоохранительными органами и реализацию мер уголовно-правового воздействия. В целом, предупреждение и борьба с преступностью являются составляющими элементами более общего социального процесса контроля над преступностью. Предупреждение преступности в его наиболее обобщенном содержании (и в идеальном варианте) характеризуется следующими основными чертами. Во-первых, оно представляет собой специфическую область социального управления, а не бессистемный, хаотический набор различных мероприятий. В этом смысле криминологическое предупреждение по сути обнаруживает себя как процесс управления преступностью. Правда, этот термин не вошел еще в понятийный аппарат криминологии. Более того, доминирует позиция, согласно которой управлять преступностью нельзя, можно лишь управлять борьбой с преступностью. Но считать, что управлению поддаются только позитивные социальные процессы и на этой основе отказываться от попыток управленческого воздействия на преступность – значит предоставить развитие преступности власти стихии. В этой связи возникает вопрос: обладает ли преступность как социальный процесс и как система такими внутренними механизмами, через которые можно ею управлять? Если рассматривать преступность только как определенную совокупность преступлений, то ответ должен быть отрицательным. В этом качестве она действительно не представляет собой какое-либо организованное целое и не поддается управлению. Но следует напомнить, что преступность – это не только совокупность разрозненных во времени, пространстве и по субъектному составу преступных деяний. В своем существе она обнаруживает себя как определенная форма функционирования социального организма, как социальная система, обладающая собственными закономерностями. Познание этих закономерностей служит основой для управления преступностью, в частности ее предупреждения. Во-вторых, важнейшей чертой предупреждения преступности является его многоуровневый характер. Это выражается, в частности, в том, что оно складывается из преодоления причин преступности в целом, причин отдельных ее разновидностей, а также причин и условий конкретных преступлений. В-третьих, предупреждение преступности осуществляется как в процессе решения общих задач социального и экономического развития, так и в ходе реализации специально-криминологических мер. В-четвертых, процесс предупреждения преступности складывается из взаимодействия различных его субъектов. В их числе: органы власти и управления, правоохранительные органы, администрация предприятий и учреждений, общественные формирования, отдельные граждане. И, наконец, пятая характерная черта: среди иерархии целей, стоящих перед системой предупреждения преступности, важнейшей является цель раннего предупреждения. Речь идет о предотвращении неблагоприятного формирования личности, т.е. даже самой возможности возникновения криминогенных личностных качеств. Тем самым корни преступного поведения пресекались бы на самом начальном этапе. Именно с раннего предупреждения, а не с профилактического воздействия на лиц, находящихся на грани совершения преступлений или уже преступивших уголовный закон, прежде всего должна начинаться криминологическая превенция.
2. Теорией криминологии и практикой профилактической работы сформулирован ряд требований, которым должна отвечать система предупреждения преступности: демократизм, законность, обоснованность и реальность, конкретность этих мер. Демократизм в осуществлении профилактических мероприятий предполагает прежде всего широкое участие населения в предупреждении преступности, в каких бы формах она ни проявлялось. Только таким образом можно достичь высокой степени эффективности предупредительной работы. Требование законности профилактических мер выражается в том, что все они должны иметь прочную правовую основу, не ущемлять права и законные интересы граждан. В частности, индивидуальная профилактика всегда связана с вторжением в частную жизнь, но при этом может осуществляться только в рамках строгого правового режима. Недопустимо применение предупредительных мер, противоречащих действующему законодательству, как бы «убедительно» и «целесообразно» в сложившихся условиях это ни выглядело. Обоснованность и реальность мер профилактики предполагает прежде всего полноту и правильность установления закономерностей преступности (в том числе ее причинных факторов), а, значит, и практическую возможность (и необходимость) их осуществления в реальной ситуации. Конкретность предупредительных мер – одно из необходимых условий их успешности. Общие лозунги «усилить», «устранить», «объявить всенародную войну преступности» сами по себе не обеспечивают эффективность профилактической деятельности. К сожалению, именно с такой формулировкой рекомендаций по предупреждению преступлений приходится нередко сталкиваться в реальной практике. Уместно отметить, что хотя рекомендации по устранению криминогенных причин и условий, даваемые следователем или судом, обычно не выходят за рамки конкретного уголовного дела, носят ограниченный характер, однако как составная часть системы предупреждения, осуществляемой в масштабах всего государства, они также должны отвечать перечисленным выше требованиям.
3. В реальной жизни меры предупреждения преступности довольно многочисленны и разнообразны. В силу этого они могут быть классифицированы по ряду оснований. Смысл классификации заключается прежде всего в том, что она 1) дает возможность применения уже упоминавшегося системного подхода к осуществлению мер предупреждения и 2) помогает разграничить компетенцию различных субъектов предупредительной деятельности, повысив тем самым ее эффективность. Из существующих многочисленных разновидностей классификации остановимся лишь на основной, наиболее традиционной – на делении предупреждения преступности на общесоциальное и специально-криминологическое. При некоторой условности избранной терминологии, она призвана подчеркнуть существенное различие, между предупредительными мерами, связанными с одной стороны, с глобальными социальными и экономическими процессами в обществе, а с другой – непосредственно направленными на криминогенный комплекс (преступность и ее причины). Характерным признаком общесоциального предупреждения преступности является направленность на решение общих задач поступательного экономического, социального, политического, нравственного, культурного и правового развития общества. Преследуя гораздо более широкие цели, чем контроль над преступностью, эти прогрессивные процессы попутно решают проблему нейтрализации, преодоления криминогенных явлений, выполняя тем самым предупредительную функцию. К указанной категории относятся прежде всего социально-экономические меры, связанные с устранением деформаций в структуре экономики, преодолением спада производства, повышением материального уровня жизни широких масс населения, снижением безработицы и т.д. Успешное решение этих задач своим попутным следствием имеет, как правило, сокращение преступлений с экономической мотивацией, бытовой насильственной преступности, связанной с настроениями жизненной безнадежности, криминальных проявлений социально-протестного характера (вандализма, массовых беспорядков, терроризма). В целом социально-экономические мероприятия подобного плана сокращают резерв, источники подпитки субъектного состава преступности. Существенное значение для предупреждения преступности имеет позитивное (не на словах, а на деле) социально-политическое реформирование общества и государства. Но для этого необходимо реальное совершенствование системы общественных отношений, развитие демократических начал, политической и служебной корректности, честности и добросовестности, создание условий для беспрепятственной реализации гражданами их прав и свобод. Все перечисленное положительным образом сказывается на готовности населения поддерживать режим законности, правопорядка, на сокращении должностной преступности, преступлений против порядка управления, правосудия и целого ряда других общественно опасных деяний. Несомненный антикриминогенный эффект дают общесоциальные мероприятия по развитию образования, культуры, общественной морали и индивидуальной нравственности. Выше уже отмечалась корреляционная зависимость между образовательным, культурным, нравственным уровнем людей и интенсивностью криминогенных проявлений. В процессе воздействия на сознание людей с позиций осуждения пороков и необходимости преодоления культурной деградации, так или иначе решаются и профилактические задачи. Уместно здесь дать оценку антикриминогенному потенциалу религиозного воспитания. Из исследований зарубежных социологов, специалистов по социальной психологии, криминологии известно, что преступники – одна из наиболее религиозных категорий людей. Еще в начале ХХ века один из основателей социальной психологии Г.Тард писал, что более 45 % преступников посещали церковь. В настоящее время 19 из 20 американцев посещают церковь, в Польше, Италии, многих других, в том числе мусульманских, странах около 100 % населения получает религиозное воспитание, является церковными прихожанами, но индекс преступности в них гораздо выше, чем в России. По данным современных американских психологов, верующие не только не являются более демократичными, гуманными и высоконравственными, но часто демонстрируют прямо противоположные качества. Все это (и не только) убеждает в том, что не обнаруживается корреляции между повышением религиозности и ростом нравственности. Нравственное воспитание вполне возможно и без религии. Для церкви важно, чтобы человек верил в бога, а не просто выполнял общечеловеческие, нравственные заповеди. Справедливо, однако, и другое: человек, воспринявший не формально, а глубоко и искренне христианские, мусульманские, буддийские и другие нравственные идеалы, неизмеримо реже оказывается в рядах подонков. Правовая составляющая общесоциальных мер предупреждения преступности состоит в стимулировании социально-позитивного поведения и противодействии факторам, отрицательно влияющим на формирование и жизнедеятельность человеческого общества. Иначе говоря, возможности права в решении профилактических задач не сводятся к правовым запретам и их предупреждающему воздействию, имея в виду специальное, в частности уголовно-правовое предупреждение. Иные отрасли права также в состоянии воздействовать на причины и условия преступлений, устраняя либо ставя заслон криминогенным факторам экономического, социального, культурного и иного характера. Следует отметить, что в настоящее время правовая база всей системы предупреждения преступности, включая общесоциальные и специальные меры, складывается из широкого комплекса различных законов и иных нормативных актов. В частности, положения, определяющие основные принципы и направленность превенции преступности, содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Российской Федерацией: во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Существенное значение для реализации предупредительных мер имеет ряд положений Конституции РФ: о недопустимости умаления достоинства личности (ст.21), о неприкосновенности жилища (ст.25), имущества (ст.35) и некоторые другие. Отдельные федеральные законы призваны регламентировать функционирование важнейших звеньев системы профилактики. В частности, Федеральный закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) закрепил новую государственную систему предупреждения подростковой преступности, включив в нее комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, аппараты управления и специализированные службы социальной защиты населения, органы внутренних дел, здравоохранения, занятости населения. Наконец, как уже отмечалось, целый ряд крупнейших отраслей российского законодательства обеспечивают реализацию задач предупреждения. Это нормы уголовного права о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, об условном осуждении, о принудительных мерах воспитательного воздействия на несовершеннолетних; нормы уголовно-исполнительного права о порядке освобождения из мест лишения свободы, трудовом и бытовом устройстве освобожденных; нормы уголовно-процессуального права об обязанности следователя и суда выявлять причины и условия конкретного преступления, формулировать на этой основе и направлять конкретным субъектам, соответственно, представления и частные определения; нормы административного права, содействующие профилактике пьянства, наркомании, проституции, незаконного оборота оружия; нормы гражданского права об ограничении дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотиками и целый ряд других отраслей. Представляется также необходимым выделение в самостоятельную отрасль криминологического надзора с разработкой основ или кодекса законодательства о предупреждении преступности с всесторонней правовой регламентацией вопросов профилактики. Специально-криминологическое предупреждение отличает прямая направленность на нейтрализацию причин преступности в целом, конкретных категорий преступных проявлений или индивидуального преступного поведения. Специфичны в этом случае мера и средства специальной профилактики, а также субъекты, их применяющие. В частности, субъектами специального предупреждения выступают структуры и лица, в основную компетенцию или отдельную функцию которых входит целенаправленная профилактика преступных проявлений. Система специально-криминологического предупреждения имеет сложный, многоплановый, многоуровневый, многосубъектный характер. В частности, по объему и уровню применения могут быть выделены меры, воздействующие на широкий круг обстоятельств и лиц (меры противодействия пьянству, наркомании и связанных с ними преступных проявлений), профилактические мероприятия в отношении отдельных групп криминогенных факторов и находящихся под их воздействием лиц (учащихся школ и профессионально-технических училищ), наконец, меры индивидуальной профилактики в отношении конкретных лиц, находящихся в предкриминальной, криминогенной и посткриминальной ситуациях. По территориальному масштабу меры специального предупреждения могут охватывать территорию всей страны (пример тому – федеральные комплексные программы борьбы с наркоманией, с преступностью), территории субъектов федерации (подобные же программы в Свердловской области), конкретный территориальный объект (предприятие, учебное заведение). По механизму воздействия можно выделить воспитательные, медико-психологические, виктимологические, организационные, технические меры, меры правового воздействия и др. Несомненной спецификой обладают меры специального предупреждения в зависимости от субъектов, их осуществляющих. 2. Субъекты профилактики преступности:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.179 (0.009 с.) |