Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На преступность несовершеннолетних и против несовершеннолетних, и основные направления профилактической деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Исторический анализ свидетельствует, что периоды мощных общественных сдвигов (а именно таковым является наше время) всегда сопровождаются всплесками вандализма, жестокости, тяжких преступлений, индивидуальной и коллективной агрессивности молодого поколения как реакции на социальные проблемы, перед лицом которых оно оказалось. К тому же открытие трагических истин советской и российской действительности после десятилетий узаконенного вранья имело не только положительные последствия, но и рост пессимизма и цинизма. Уродливые формы реакции на подобную ситуацию, включая интенсивную криминализацию подростковой и молодежной среды, рождаются в качестве альтернативы несбывшимся общественным обещаниям, которые так много даются молодежи и которые давно превратились в ничего не значащий штамп. Расходы государственного бюджета на охрану здоровья, воспитание, обучение подрастающего поколения катастрофически снижены. Практически во всех регионах страны отмечаются нарушения гарантированных законом прав личности на образование. Большое распространение получило необоснованное отчисление «трудных» подростков из общеобразовательных школ. Отсутствие денег на ремонт, покупку школьного оборудования, учебной литературы заставляет руководителей образовательных учреждений незаконно переуступать помещения в аренду коммерческим структурам. Неуклонно падает объем предоставляемых семьям социальных услуг. Большая часть детей не может посещать спортивные секции, кружки, летние лагеря отдыха и санаторные учреждения. Стремительно криминализируется их досуговая сфера. Значительный криминогенный потенциал несет в себе необеспеченность конституционного права детей на жилище. В стране насчитывается почти 1 миллион бездомных детей, из них более 700 тыс. – сироты. Одним из постоянных источников пополнения этой категории служат выпускники детских домов. Многие из них, даже имея законные основания на получение жилья, реализовать свое право не могут. По данным криминологов, год спустя после выхода из детского дома примерно 30 % бывших воспитанников превращаются в бомжей, 20 % становятся уголовниками, 10 % кончают жизнь самоубийством. Примерно такая же участь постигает детей, оставшихся без жилья в результате продажи родителями приватизированных квартир. Причем нередко родители идут на это осознанно. Семья остается без квартиры и без денег, а дети оказываются брошенными на вокзалах, попадают в притоны. Аналогична ситуация с обеспечением конституционного права на труд. Именно не достигшим совершеннолетия подросткам сложнее всего сегодня найти работу, трудоустроиться. Предприятия и организации не проявляют заинтересованности в приеме в свои коллективы несовершеннолетних. Да и под сокращение попадают в первую очередные, неквалифицированные. Безработица среди этой категории лиц особенно опасна, по сути криминогенна. Еще одним существенным криминогенным обстоятельством является острейший (и имеющий давние истоки) процесс маргинализации как следствие грубейших ошибок в экономической и социальной сферах. Он выразился в том, что массы населения «вымывались» из сельской местности в города, которые росли без обретения достаточной социально-культурной инфраструктуры. В городах формировался контингент, оторванный от родных корней, склонный к психологической и физической агрессии, с большой предрасположенностью к криминализации. Общество само подпитывало почву для роста преступности несовершеннолетних и молодежи. Не случайно интенсивность роста подростково-молодежных группировок с криминальной направленностью совпадала с образованием новых городских районов, а ребята, входящие в них, – в большинстве своем из рабочей среды, учащиеся ПТУ. Речь идет, таким образом, о возникновении того самого «гетто», которое как в западных странах, так и у нас, питает подростковые и юношеские формы преступности. Специфическое, криминогенное, преломление издержки упомянутых выше макропроцессов, свойственных современной России, находят в непосредственных сферах социального бытия детей и подростков. В частности, в рамках причинного комплекса данного уровня криминологи выделяют издержки семейного воспитания, кризисную, неблагополучную атмосферу или полное разрушение родительской семьи. Эта ситуация неуклонно обостряется снижением материального уровня жизни или обнищанием большинства семей. Неизбежным следствием происходящего являются рост криминогенных настроений, конфликтных ситуаций между близкими, жестокости и насилия в отношении детей. В унисон с влиянием названных обстоятельств осуществляется деморализующеее воздействие на детей и подростков дворовой, уличной микросреды, включая прямое вовлечение их криминальными элементами в преступную деятельность, иное антиобщественное поведение, в паразитический образ жизни. Современная школа нередко демонстрирует использование антипедагогических форм и методов воспитательного воздействия или, как минимум, проведение воспитательной и профилактической работы без должного учета возрастных, психологических, нравственных особенностей несовершеннолетних. Существенную роль в причинной обусловленности преступного поведения несовершеннолетних и против несовершеннолетних играют просчеты, недостатки в организации и проведении профилактической работы, правоприменительной деятельности соответствующих субъектов системы антикриминогенного воздействия.
2. Первостепенное значение в профилактике преступности несовершеннолетних и против несовершеннолетних имеют нейтрализация, блокирование и ограничение действия упомянутых выше социально-экономических причин, т.е эффективное осуществление мер общесоциального предупреждения. В его содержание должны входить экономические, политические, культурно-воспитательные меры, опосредованно или прямо ориентированные на создание благоприятных условий для формирования подрастающего поколения. Это, в частности, реализация принципа всеобщего обязательного обучения детей и подростков, создание льготных условий трудоустройства молодежи, возрождение широкой системы центров организованного досуга детей и подростков, способствующих их гармоничному психологическому, нравственному, физическому развитию. Необходимо установление жесткого контроля за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, предназначенных для финансирования всего комплекса подобных мероприятий. Государство обязано предоставить всестороннюю поддержку организациям и физическим лицам, оказывающим материальную помощь специальным учебно-воспитательным учреждениям, детским домам, семьям, находящимся в тяжелом материальном положении. Содержание специально-криминологического предупреждения образуют меры, непосредственно направленные на профилактику преступлений среди подростков и против подростков. Они призваны специально воздействовать и на криминогенные факторы, обусловливающие данную разновидность преступности, и на ее субъектов. Концептуальная основа и элементы системы данной разновидности предупредительной деятельности нашли выражение в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. (в редакции ФЗ от 7 июля 2003 г.). Законом предусмотрено создание условий для профилактической работы на комплексной, плановой, системно-целевой основе. К числу наиболее актуальных проблем, требующих неотложного разрешения, отнесены: совершенствование нормативной базы профилактики правонарушающего поведения подростков, координации и взаимодействия ее субъектов, улучшение ее кадрового обеспечения, криминологической и психолого-педагогической подготовки лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Комплекс мер специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних включает меры ранней профилактики, меры непосредственного предупреждения и меры профилактики рецидива.
К мерам ранней профилактики относятся усилия целого ряда субъектов по заблаговременному предупреждению самих возможностей неблагоприятного формирования личности, устранению источников негативных влияний, компенсации негативных последствий сегодняшних социальных процессов. Это – своевременное выявление, бытовое и трудовое устройство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; изъятие детей из неблагополучных семей; совершенствование педагогического надзора за проведением подростками свободного времени, развитие позитивных форм их досуга; активизация правовой пропаганды среди родителей и несовершеннолетних. Примечательно, что усилению акцента на раннюю профилактику сопутствует активно идущий процесс передачи функций предупреждения правонарушений несовершеннолетних от милицейских органов к государственным и общественным структурам, призванным осуществлять социальное обслуживание, защиту прав и интересов подрастающего поколения. Речь идет об органах социальной защиты населения, о центрах социальной помощи семье и детям, центрах психологической помощи, социально-реабилитационных центрах, семейных детских домах, родительских патрулях (посещающих социально незащищенные семьи, дежурящих на дискотеках) и т.д. Пока, к сожалению, ощущается острая нехватка таких учреждений, слаба их материальная, кадровая, методическая и правовая база. Составляющий вторую группу комплекс мер – меры непосредственного предупреждения – включает непосредственное воспитательное воздействие на подростков, склонных к правонарушающему, делинквентному поведению, хотя и не совершивших еще преступления, но находящихся у этой черты; пресечение разлагающего воздействия на несовершеннолетних со стороны антисоциальных элементов; устранение негативных факторов, сформировавших склонность подростков к нарушению моральных и правовых норм. Это меры контроля за поведением подростков, осуществляемые подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних при городских и районных отделах внутренних дел. Названные подразделения выявляют и ставят на профилактический учет подростков, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступлений. С ними проводятся профилактические беседы, предпринимаются шаги по устранению вредных влияний со стороны семьи, сверстников, вовлечению в социально полезные занятия. К этой же группе относятся меры гражданско-правового, административного и уголовно-правового характера, применяемые к родителям и опекунам, не выполняющим своих воспитательных функций в отношении подростков или отрицательно влияющим на них; принудительные меры воспитательного воздействия на подростков, применяемые судами и комиссиями по делам несовершеннолетних. Последние должны являться центральным звеном в системе органов и учреждений, занятых предупреждением преступности несовершеннолетних. Но для этого необходимо укрепить их материальное, кадровое обеспечение, создать условия для того, чтобы комиссии по делам несовершеннолетних превратились в главного координатора и организатора всех субъектов, участвующих в предупредительной работе. Заслуживает поддержки идея создания ювенальной юстиции, построенной на иных, более гуманистических началах, которая включала бы сеть специальных правоохранительных учреждений, в частности судов по делам семьи и несовершеннолетних, специальных правоприменительных служб. Третья группа специально-криминологических мер направлена на профилактику рецидива преступлений со стороны несовершеннолетних, уже совершавших их. Речь идет о перевоспитывающем воздействии на подростков и оказании им помощи в социальной адаптации после возвращения из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний. В частности, в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы несовершеннолетние, отбывающие наказание в колониях, получили право на длительные свидания с родными, трудовые отпуска с выходом за пределы воспитательных колоний и право на проживание за пределами исправительного учреждения в ходе отбывания назначенного наказания. Гораздо хуже обстоит дело с реализацией мер постпенитенциарной помощи несовершеннолетним, вышедшим на свободу. Значительная их часть – это подростки, лишившиеся родительского попечения, сироты, которым не на что и негде жить, у которых очень мало шансов трудоустроиться. Местные органы власти и управления, федеральные и региональные службы занятости зачастую уклоняются от оказания им реальной помощи. Существуют большие резервы в осуществлении специальных мер предупреждения преступлений против несовершеннолетних. Прежде всего, речь идет о необходимости резкого уменьшения латентности насильственных и корыстных деяний в отношении детей и подростков, фактов их вовлечения в совершение преступлений, в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией, обеспечить неотвратимость уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних и т.д. Эта задача в значительной мере ложится на правоохранительные органы, в частности подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, и требует от них гораздо большей настойчивости и последовательности, чем они проявляют сегодня. В ряду упомянутого направления профилактики важную роль играют меры виктимологического предупреждения преступлений против несовершеннолетних. Объектом профилактического воздействия должны быть как реальные, так и потенциальные жертвы, а также факторы, определяющие высокий уровень их виктимности. Рекомендуемая литература 1. Борисова Н.Е. Ювенальная юстиция в России: проблемы становления. М., 1998. 2. Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. М., 1999. 3. Лелеков М.А. Молодежная преступность. Воронеж, 1998. 4. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации. М., 1996. 5. Плешаков В.А. Взаимовлияние организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М., 1998. 6. Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 1996.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.013 с.) |