Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организаций в контроле над преступностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Преступность не ограничивается рамками национальной территории отдельно взятого государства. Это – явление интернациональное, что особенно наглядно прослеживается в деятельности преступных сообществ, которая приобрела международные масштабы, породив феномен транснациональной преступности. К этой категории относятся преступления, 1) отдельные стадии и эпизоды которых осуществлены на территории различных государств, 2) последствия которых проявляются за пределами государств, где они были совершены, 3) представляющие опасность для внутренних интересов более чем одной страны. Обладая мощным потенциалом и высокой динамикой, транснациональная преступность представляет новую серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества. Транснациональные криминальные группировки хорошо организованы и оснащены. Правоохранительным органам очень сложно проникнуть в их структуры, поскольку они действуют в пространстве, охватываемом юрисдикцией различных государств и специальных служб. Их деятельность подрывает авторитет законной власти и ослабляет демократические институты, разрушает финансовые рынки и экономики целого ряда стран. Правительственные ресурсы, предназначенные для разрешения широкого спектра социальных и экономических проблем, оказываются совершенно недостаточными для противостояния транснациональной преступности. Эффективный заслон подобной экспансии может быть поставлен только на основе международного сотрудничества, объединяющего законодательные, финансовые, кадровые и технические возможности целого ряда государств. Типичными формами такого взаимодействия выступают заключение и осуществление международных конвенций, двусторонних договоров и соглашений по борьбе с преступностью; оказание взаимной помощи по уголовным и гражданским делам и в исполнении решений иностранных правоохранительных органов; обмен соответствующей информацией и опытом, проведение совместных научных исследований; предоставление материально-технической помощи и содействие в подготовке кадров. Проблемами борьбы с транснациональной преступностью занимаются многие международные организации, среди них – ООН, ее Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию и региональные представительства Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступлений; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; Международная организация миграции и Международный центр по развитию миграционной политики; Всемирная таможенная организация; Специальная финансовая комиссия; Интерпол; Европол и целый ряд других организаций.
2. В силу своего положения в иерархии международных организаций ООН занимается прежде всего стратегическими вопросами налаживания сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Эта функция ООН закреплена в ст.1 ее Устава. Упомянутая функция складывается из нескольких основных блоков: - стратегии по ограничению возможностей транснациональной преступной деятельности; - стратегии по уменьшению уязвимости от преступности национальных экономик; - стратегии по укреплению межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов, а также других государственных органов стран мирового сообщества; - стратегия содействия разработке стандартов и процедур для обеспечения добросовестности в работе этих органов, а также кодексов поведения для представителей соответствующих профессий; - стратегии обеспечения эффективности системы уголовного правосудия в странах мирового сообщества; - стратегии укрепления нравственных ценностей и воспитания гражданского общества, способного противостоять преступности. Проблемы контроля над преступностью периодически обсуждаются на Генеральной Ассамблее, конгрессах ООН, Экономическом и Социальном Совете. На этой основе принимаются соответствующие стандарты, принципы и рекомендации, закрепленные в целом ряде документов, прежде всего в многочисленных декларациях, конвенциях ООН, Программе в области предупреждения преступности и отправления правосудия, Декларации о преступности и общественной безопасности. Основным разработчиком этих важнейших документов с 1992 г. является Комиссия по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, функционирующая в составе Экономического и Социального Совета ООН. Особого внимания в названном перечне документов заслуживают Декларация ООН о преступности и общественной безопасности (1996 г.) и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.). В частности, Декларация настоятельно рекомендует всем государствам – членам ООН принять на себя обязательства взаимного сотрудничества в предупреждении наиболее опасных видов национальной и транснациональной преступности, включая контрабанду наркотиков и оружия, иных незаконных товаров, организованную торговлю людьми, коррупцию, террористические преступления, отмывание доходов, полученных преступным путем. Несомненным шагом вперед в реализации этих обязательств явилась принятая в Палермо (Италия) 12-15 декабря 2000 г. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. В целом она позволяет утверждать, что наконец-то все мировое сообщество и каждое государство в отдельности получили комплексную нормативно-правовую базу, необходимую для осуществления контроля над этой опаснейшей формой преступности. В конвенции универсальность участия государств дополняется универсальностью предмета регулирования. В результате конвенция представляет собой целостный многопрофильный правовой акт, включающий единые принципы и стандарты межгосударственного сотрудничества в предотвращении и пресечении транснациональных организованных преступлений. Конвенция дает возможность каждому государству, присоединившемуся к ней и ратифицировавшему ее, бороться с транснациональной преступной деятельностью, независимо от ее вида, поскольку перечень преступлений, охватываемых конвенцией, является универсальным. Благодаря конвенции правовая база регулирования отношений в области контроля над транснациональной преступностью сегодня является достаточной для его осуществления в рамках международного сообщества. Непременными условиями выступают совершенствование национальных законодательств, их унификация для применения единообразных принципов и подходов в процессе этого контроля. По крайней мере, теперь это возможно с помощью Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Несомненно важное значение имеет также деятельность ООН по подготовке так называемых модальных договоров: Типового договора о взаимной помощи в области уголовного правосудия; Типового договора о выдаче; Типового договора о передаче надзора за условно осужденными и условно освобожденными преступниками; Типового договора о предупреждении преступлений, посягающих на культурное наследие народов и др. Наконец, трудно переоценить значение научных исследований и методических рекомендаций по проблемам контроля над преступностью, которые осуществляются разветвленной сетью учреждений ООН: Центром по международному предупреждению преступности (Вена); Межрегиональным римским научно-исследовательским институтом по вопросам преступности и правосудия; Азиатским и Дальневосточным институтом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Токио); Хельсинским институтом по предупреждению преступности и борьбе с ней и целым рядом других.
3. Совершенно очевидно, что ООН в силу своего специфического положения призвана решать задачи общего, глобального, в значительной мере – стратегического характера в плане контроля над преступностью. Во многом сходные, но с региональной спецификой, цели преследуют Совет Европы, Европейский Союз, Организация американских государств, Лига арабских стран, Организация африканского единства, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Яркий пример тому, в частности, европейские конвенции по проблемам преступности и уголовного правосудия, аналогичные многосторонние и двусторонние договоры и программы систематического обмена персоналом правоохранительных ведомств государств Северной и Южной Америки и ряда других. Сотрудничество в рамках решения более конкретных задач наглядно представлено постоянными совещаниями министров юстиции, полиции и служб безопасности и Комитета по проблемам преступности европейских стран. Что же касается информационной, тактической и оперативной работы, то особенно ярко элемент сотрудничества присутствует в деятельности Интерпола и Европола. Интерпол – организация международной полиции – создан в 1923 г. и в настоящее время в него входит более 170 государств. Российская Федерация (в составе СССР) была принята в него в 1990 г. Основными целями Интерпола являются: обеспечение широкого взаимодействия всех учреждений криминальной полиции с соблюдением действующего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека; создание и развитие институтов, которые могут содействовать эффективному предупреждению уголовной преступности. Согласно Уставу Интерпола, не допускается его вмешательство во внутренние дела стран-членов этой организации, а также в деятельность военного, политического, религиозного и расового характера. Высшим органом является Генеральная Ассамблея, включающая представителей всех членов Интерпола. Организацию работы Интерпола осуществляет Исполнительный комитет, куда входят президент Интерпола, его заместители и девять делегатов – представителей полицейских органов различных регионов мира. Повседневная работа ведется Генеральным секретариатом, состоящим из полицейского, информационно-исследовательского, административного, технического отделов. Структурными звеньями Интерпола являются Национальные центральные бюро – соответствующие подразделения полиции стран-участниц этой организации. К числу их функций относятся: - обеспечение обмена информацией по вопросам борьбы с транснациональной преступностью между национальными правоохранительными органами, Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола в других странах; - организация через национальные правоохранительные органы мероприятий по обнаружению лиц, предметов и документов, разыскиваемых государствами – участниками Интерпола; - направление в Генеральный секретариат и в государства – члены Интерпола запросов и оповещений национальных правоохранительных органов о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за подозреваемыми в преступлениях, а также другой информации в целях профилактики и раскрытия преступлений; - формирование банка данных о лицах, фактах, предметах и документах на основании информации, получаемой в ходе подобного сотрудничества; - оказание помощи в осуществлении решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи и Генерального секретариата Интерпола. Таким образом, Интерпол является главным координатором международного розыска преступников и источником уникальной базы данных о транснациональной преступности. Наряду с Интерполом, существует механизм организации международного сотрудничества полицейских органов в рамках Европола, решение о создании которого было принято в 1992 г. министрами внутренних дел и юстиции государств Европейского Сообщества. Основные задачи Европола примерно те же, что и у Интерпола, но с большей «привязкой» к региональным интересам 15 европейских стран – членов Европейского Сообщества. Это не исключает сотрудничества Европола с другими странами мирового сообщества, в том числе с Российской Федерацией. Помимо упомянутых видов международной кооперации в контроле над транснациональной преступностью, хорошо зарекомендовал себя опыт создания межгосударственных двусторонних и многосторонних целевых групп. На практике, как правило, одна из стран берет на себя инициативу по формированию подобных групп в ходе проведения конкретных операций. Естественно, для этого необходим достаточно высокий уровень профессионализма всех участников. Скоординированные меры требуют привлечения сотрудников со специальными знаниями и широкой эрудицией. В частности, специалисты одной страны должны быть хорошо знакомы не только с методами деятельности транснациональных преступных организаций, но и с материальным, процессуальным правом соответствующих государств. От них также требуется знание международных конвенций, соглашений и иных правовых механизмов, регулирующих выдачу преступников, перевод заключенных, конфискацию средств, приобретенных в результате преступной деятельности.
4. Нельзя не отметить, что международное сотрудничество в предупреждении и борьбе с транснациональными преступлениями сталкивается с определенными трудностями. Прежде всего это касается проблемы выдачи преступников. Решение ее, в силу чрезвычайно щепетильного отношения государств к собственному суверенитету, до сих пор весьма далеко от удовлетворительного. В ряде стран просто запрещена выдача своих граждан другим государствам. В других (даже при наличии действующего договора об экстрадиции) – выдача не применяется из-за различного толкования преступного или непреступного характера конкретных общественно опасных деяний. Пытаясь обойти эти препятствия на пути международной кооперации в борьбе с транснациональной преступностью, некоторые страны разрешают работникам своих правоохранительных органов выезжать на территорию другого государства (с его согласия) для задержания разыскиваемых преступников. Еще одним вариантом попыток найти более упрощенное, чем экстрадиция, решение является депортация, выдворение правонарушителя из страны вместо формальной выдачи. Однако по-настоящему эффективно проблема в этих случаях не решается. Необходимо повышать степень взаимодействия государств и унифицировать процедуры экстрадиции. В этой связи серьезным вкладом в разрешение существующих трудностей является утверждение Советом Европы процедур, позволяющих сократить число препятствий, связанных с неодинаковым определением технических аспектов выдачи преступников в различных государствах Европы. Другим шагом по улучшению положения в этой области, демонстрирующим универсальное согласие членов мирового сообщества, служит Типовой договор о выдаче преступников, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН.
Сотрудничество стран СНГ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.009 с.) |