Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные и муниципальные органы, правоохранительные органы, общественные формирования и отдельные граждане

Поиск

 

1. В решение тех или иных профилактических задач прямо или косвенно вносят свой вклад множество субъектов: органы представительной и исполнительной власти, различные предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, отдельные граждане. В данном вопросе речь идет главным образом о системе субъектов, в рамках общей своей компетенции преследующих в том числе и цель антикриминогенного регулирования.

Следует выделить прежде всего представительные органы, одной из задач которых является постоянное развитие законодательства о предупреждении преступности. Но не менее ответственна профилактическая функция органов исполнительной власти, закрепленная в рамках их общей компетенции (ч.3 ст.80 и п. «е» ч.1 ст.114 Конституции РФ). Речь, в частности, идет о формулировании президентом РФ политики национальной безопасности и стратегии борьбы с преступностью; об осуществлении мер по защите прав, свобод граждан, собственности, общественного порядка правительством страны и всеми иными органами исполнительной власти.

Очень весом и вместе с тем специфичен вклад в профилактику преступности со стороны органов местного самоуправления. Поскольку деятельность этих органов осуществляется по территориальному принципу, то их предупредительная работа неизбежно носит комплексный характер, включает проведение экономических, социальных, культурных, воспитательных и правовых мероприятий, особенно в ходе реализации так называемых планов социально-экономического развития той или иной территории (региона). В содержательном плане, предметно, профилактические задачи должны решаться, во-первых, в ходе проверок силами депутатов, представителей местной администрации состояния законности и общественного порядка с последующим анализом результатов и принятием соответствующих решений; во-вторых, посредством организации повседневного контроля за проведением в жизнь предусмотренных этими решениями мер по контролю над преступностью и организацией профилактических мер. В-третьих, большим профилактическим потенциалом обладают комиссии местных администраций, в частности административные комиссии, комиссии по законности, комиссии по делам несовершеннолетних и др.

 

2. В предупреждении преступности активное участие должны принимать отраслевые управленческие структуры и их учреждения и организации (экономические, здравоохранения, образования, культуры), а также отдельные хозяйственные единицы (предприятия) различных форм собственности, контрольно-реви-зионный аппарат. Хотя для перечисленных субъектов профилактика преступных проявлений не является основной, профилирующей функцией, но, действуя в рамках единой системы предупреждения, они могут вносить вклад в устранение широкого комплекса криминогенных обстоятельств в процессе своей основной деятельности.

Организация такой работы осуществляется с помощью ведомственных приказов, инструкций, распоряжений (скажем, приказы министра о неудовлетворительной постановке работы по предупреждению пьянства и наркомании студентов в ряде вузов страны, по борьбе с правонарушениями студентов и т.д.). Хозяйственные структуры сосредоточивают внимание на недостатках учета и хранения имущества, на нормах расходования сырья и так называемой «естественной убыли», на организации охраны, совершенствовании контрольно-пропускной системы, подборе кадров и т.д. В этом случае предупредительные меры могут состоять в улучшении организации технологического процесса, документооборота, движения материальных и денежных ценностей, регламентации функций работников. Значительный вклад может внести работа по устранению условий, способствующих совершению неосторожных преступлений, связанных с производственной деятельностью. Исключительно важны профилактические функции ведомственного и вневедомственного (государственного и муниципального) контрольно-ревизионного аппарата. От его активности во многом зависит своевременное устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений.

3. Классическими субъектами предупреждения преступности, несомненно, являются правоохранительные органы. В широком значении к их числу принято относить все государственные органы (и некоторые муниципальные структуры), призванные специально, непосредственно осуществлять борьбу с преступностью и иными правонарушениями, обеспечивать точное исполнение законов всеми организациями, должностными лицами, гражданами. Это, в частности, органы МВД, ФСБ, прокуратура, органы юстиции и ряд других, в том числе (на мой взгляд) суды. Обязательность осуществления функции предупреждения названными субъектами прямо подчеркивается в законодательных актах, определяющих их задачи, компетенцию. Предупредительные меры, осуществляемые упомянутыми структурами, должны быть скоординированными, для чего составляется общий межведомственный план с определением главных направлений контроля над преступностью в данном районе, области, республике. Распространенной формой координационной работы являются также межведомственные совещания, на обсуждение которых выносятся проблемы, требующие совместных усилий. Функции главного координатора, а также контроль за выполнением совместных мероприятий возлагаются на соответствующего прокурора.

Обратимся к специфике профилактической работы, осуществляемой каждым из этих ведомств.

Предупредительная деятельность органов МВД, милиции в частности, условно подразделяется на три вида. Первый – предупреждение преступлений в собственном, буквальном смысле путем проведения мероприятий в рамках комплексных планов профилактики. Это и общие меры: такие, как участие в правовой пропаганде, профилактическая работа на улицах, в общественных местах, образовательных учреждениях, в рамках общественных пунктов охраны порядка, руководство специализированными общественными формированиями. Это и более конкретные по содержанию меры, называемые индивидуальной профилактикой (например, надзор за ранее судимыми, иными лицами, стоящими на профилактическом учете).

Второй вид предупредительной деятельности милиции – непосредственное предотвращение преступлений или их раскрытие. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что это, пожалуй, главное содержание деятельности таких подразделений, как уголовный розыск, отдел борьбы с экономическими преступлениями и ряда других.

Третий вид профилактической деятельности милиции реализуется в рамках работы следователя (что, впрочем, характерно и для следователей прокуратуры и ФСБ). Обязанность участвовать в предупреждении преступлений вытекает для следователя из закона, в частности Уголовно-процессуального кодекса. В рамках расследования конкретного уголовного дела он одновременно реализует и профилактическую функцию. Беседы с лицами, вызываемыми на допрос, избрание определенной меры пресечения (подписка о невыезде, задержание, арест) являются и своеобразной формой воспитательного воздействия, пресечением либо недопущением новых общественно опасных деяний со стороны преступника. Закончив расследование и выявив по конкретному делу причины и условия преступления, следователь вносит представление об их устранении в адрес соответствующих должностных лиц и организаций (ч.2 ст.158 УПК РФ), которые должны принять меры и сообщить о них следователю.

Особая роль в предупреждении преступности, а также в координации подобной деятельности всех правоохранительных органов, принадлежит прокуратуре. Это обусловлено самим положением прокуратуры, осуществляющей надзор за точным соблюдением законов всеми организациями и гражданами. Прокурорские меры предупреждения преступности можно подразделить на две основные группы: меры, принимаемые по фактам, вскрытым при осуществлении отдельных видов надзора за законностью; меры, основанные на результатах изучения общего состояния профилактики преступности на подведомственной территории.

В рамках первой группы мер особенно велика роль надзора за исполнением законодательства о профилактической деятельности, общего надзора, надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также уголовно-исполнительных учреждений. Чрезвычайно большое значение в настоящее время имеет прокурорский надзор за соблюдением законности в сфере экономики. Анализируя причины правонарушений в перечисленных сферах, прокурор должен принимать меры по их устранению, и типичной формой реагирования в подобных случаях являются представления в соответствующие инстанции.

При осуществлении второй разновидности профилактических мер, имея в виду организацию общего изучения преступности в регионе и разработку специальных мероприятий по контролю над ней, прокурор еще в большей мере выступает как криминолог-практик. Это накладывает на него обязанность овладения криминологическими методами изучения преступности.

Значительный импульс деятельности прокуратуры на этих приоритетных направлениях дало указание Генерального прокурора Российской Федерации от 28 августа 2001 г. «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений». Во исполнение названной директивы региональные, городские, районные прокуратуры составляют планы мероприятий со сроками исполнения в два года. Планы включают участие прокуратуры в деятельности по разработке региональных программ борьбы с преступностью и ее предупреждения, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних и др.

Особую ответственность прокуратура несет не только за выявление нарушений закона и их профилактику, но и за работу по преодолению ведомственной разобщенности в осуществлении предупредительных мер. В рамках этой задачи все большее значение приобретают усилия прокуратуры по налаживанию взаимодействия субъектов профилактики по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. На координационных совещаниях правоохранительных органов с привлечением представителей региональных органов власти и управления обсуждается общее состояние контроля над преступностью и борьбы с отдельными видами криминальных проявлений. Обсуждениям предшествуют совместные выезды на места работников правоохранительных органов с участием представителей министерств образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты для тщательного изучения организации предупредительной работы в городах и районах. Нередко в выездных заседаниях координационных совещаний принимает участие весь местный актив, руководители сельских и поселковых администраций, предприятий и организаций, директора школ, ПТУ и др.

Важную роль в предупреждении преступлений призваны играть суды. Основные формы их работы связаны с рассмотрением конкретного уголовного дела и осуществлением правосудия. Нельзя признать обоснованной широко бытующую сегодня однобокую точку зрения, представляющую суд как абсолютно изолированный (выпадающий из системы правоохранительных органов) субъект, единственная функция которого – определять наказание. Независимость суда как органа правосудия не освобождает его от обязанности, в соответствии с процедурами, установленными уголовно-процессуальным законом, выяснять причины преступления, условия, способствующие его совершению, и принимать меры по их устранению (ч.4 ст.29 УПК РФ). Названные обстоятельства криминогенного характера выясняются судом с помощью уголовно-процессуальных средств доказывания, а требование об их устранении затем формулируется в частном определении, адресованном ответственным за это лицам. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 1 сентября 1987 г. «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений», рекомендации судов в частных определениях должны быть достаточно конкретны, суды обязаны контролировать их исполнение, а в случае необходимости ставить вопрос об ответственности лиц, не выполняющих требования, содержащиеся в этих определениях. Важную роль в предупредительной работе судов играет обобщение судебной практики. Оно дает возможность выявлять общие данные о преступности, ее субъектах, причинах и условиях преступлений и формулировать соответствующие предложения, рекомендации иным субъектам профилактической деятельности.

 

4. Традиционно к общественным формированиям, призванным осуществлять предупреждение преступных проявлений и иных правонарушений, принято относить добровольные народные дружины (ДНД), общественные пункты охраны порядка, советы профилактики и т.д. Когда-то (в советский период) подобный перечень был более внушительным. Столь же внушительны были цифры, дававшие количественную характеристику этим субъектам. В составе общественных формирований, для которых предупреждение правонарушений являлось профилирующей задачей, в СССР к середине 80-х годов насчитывалось более 13 млн. человек. Сегодня, несмотря на неоднозначное отношение общества и органов государственной власти к участию граждан в охране общественного порядка и профилактике его нарушений, есть основания констатировать, что в ряде регионов страны, особенно со сложной криминогенной обстановкой, начался процесс их возрождения – прежде всего, добровольных народных дружин или их аналогов.

Основные формы предупредительной работы общественных формирований достаточно хорошо известны и довольно разнообразны. К числу главных из них (в локальном масштабе) относятся:

- система мероприятий по организации досуга с целенаправленным вовлечением лиц с отклоняющимся поведением, прежде всего подростков и молодежи, в кружки, секции, клубы;

- вовлечение названных лиц в спортивно-трудовые лагеря, стройотряды и т.п.;

- индивидуальные и групповые беседы, правовая пропаганда;

- возбуждение перед компетентным государственным органом вопроса о вызове конкретного лица для официального предостережения, постановки на профилактический учет, об ограничении дееспособности, лишении родительских прав, выселении за невозможностью совместного проживания, принудительном лечении;

- рейды, патрулирование.

Серьезным недостатком было увлечение «изобретением» новых форм и мероприятий. Между тем, успех дела обеспечивается не их числом, а результативностью. Она-то как раз и была крайне слаба: 10-12 членов общественных формирований работали с одним правонарушителем!

Профилактическая деятельность может самостоятельно осуществляться гражданами вне каких-либо общественных формирований. Речь может идти о непосредственном противодействии совершению преступлений путем использования права на необходимую оборону, на задержание лица, совершившего преступление. Типичными формами индивидуального участия граждан в предупредительной работе являются также различные виды содействия правоохранительным органам в устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, в удержании конкретных лиц от правонарушений, в пресечении подготавливаемых или начатых преступлений. Пример тому – работа общественных помощников участковых уполномоченных милиции, общественных помощников прокуроров и следователей, общественных инспекторов ГИБДД и др.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.47 (0.008 с.)