Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Государственное управление как системное общественное явление↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 1. Государственное управление как системное общественное явление
1. Управление: понятие и социальная природа. 2. Сущность, содержание и особенности государственного управления.
Управления . В отечественной и зарубежной литературе еще не сложилось устойчивого и общепризнанного понятия государственного управления. Одни его трактуют с точки зрения сущности, реального содержания, другие - форм, которые оно приобретает и в которых функционирует. Чаще всего оно определяется как деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Государственное управление - это управление обществом и отдельными его элементами (группами, организациями, институтами) в разных общественных сферах с целью обеспечения реализации основных общественных и государственных целей. В научной литературе при рассмотрении государственного управления как основной разновидности социального управления определяются следующие характерные его признаки: государственное управление – это, прежде всего, социальное, политическое явление, вид общественной деятельности, связанной с осуществлением государственной власти в демократической стране на началах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную; Собственно, в широком смысле государственное управление распространяется на все эти три ветви власти, в узком – только на исполнительную. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям в парламенте (Верховной Раде, Государственной Думе, Конгрессу, Сейму и др.) государственная власть, которая имеет исключительное право принимать законы. Тем самым государство получает возможность осуществлять свою волю, влиять на деятельность и поведение людей и их объединений с помощью законов и правовых актов. Исполнительная власть – власть, которая имеет право непосредственного государственного управления. Носителем этой власти в масштабах всей страны является правительство. Судебная власть – это самостоятельная и независимая форма государственной власти в лице беспристрастных и независимых судов, осуществляющих правосудие в форме гражданского, хозяйственного, административного, криминального и конституционного судопроизводства с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляет другие, предусмотренные законом функции. государственное управление и государственные органы, которые осуществляют его функции, составляют единый механизм государственной власти; государственное управление - это процесс реализации государственной власти, ее внешнее, материализованное выражение, и вне него она не существует. Содержание власти ярче всего проявляется в государственном управлении; государственное управление имеет процессуальный характер, который охватывает процессы определения цели, целевозлагания и целедостижения. Государственное управление имеет политический и административный аспекты; государственное управление - это систематически осуществляемое целенаправленное влияние государства на общественную систему в целом или на отдельные ее звенья, на состояние и развитие общественных процессов, на сознание, поведение и деятельность лиц и граждан с целью реализации государственной политики, выработанной политической системой и законодательно закрепленной, в интересах оптимального функционирования и развития государства; цели и функции государственного управления адекватны целям, задачам и функциям государства и представляют соответствующие совокупности целей, задач и функций государства, сформированных политической системой с учетом социально-экономического и политического состояния государства; цели государственного управления формируются политической системой и реализуются механизмом государства; органы государственной власти как субъекты государственного управления действуют в пределах компетенции, определенной для них в соответствующих нормативных актах, и наделенные необходимыми государственно-властными полномочиями; исполнительно-распорядительную деятельность по реализации указанных целей в основном осуществляют государственный аппарат и органы местного самоуправления в пределах делегированных полномочий; государственный аппарат формируется на основании законодательных актов по доверенности государства. Приведенные признаки дают возможность предложить такое определение категории "государственное управление": Государственное управление – это целенаправленное организационное и регулирующее влияние государства на состояние и развитие общественных процессов, сознание, поведение и деятельность лиц и граждан с целью достижения целей и реализации функций государства, отраженных в Конституции и законодательных актах, путем внедрения государственной политики, выработанной политической системой и законодательное закрепленной, через деятельность органов государственной власти, наделенных необходимой компетенцией. Важным также является то, что государственное управление существует для того, чтобы познавать общественные потребности и интересы, оценивать и структурировать их, ставить цели, вырабатывать решения и действовать с целью их практической реализации. Поэтому социальный механизм формирования и реализации государственного управления можно изобразить единой цепью взаимосвязанных общественных явлений, которые опосредствованы государством как субъектом управления: Тема 2. Государственная власть и государственное управление 1. Государство как субъект управления. 2. Государственная власть как составная часть государственно-властного механизма. 3. Административный аспект государственного управления. Государство выступает как система представления сообщества людей на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. При всех расхождениях в трактовании государства и разнообразии его проявлений несомненным является то, что центральным моментом в понимании государства есть заложенная в ней мощная властная сила. В сущности говоря, государство потому и является государством и этим отличается от других общественных структур, что только в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть. Государственное управление, как разновидность социального управления и объект исследования науки «государственное управление», определенным образом коррелируется с властью и ее механизмами. Поэтому общество традиционно воспринимает органы государственного управления как носителей власти, часто отождествляют их с властью. Поэтому разобраться в сущности государственного управления, механизме его реализации поможет исследование терминов «власть» и «государственная власть».
Тема 3. Цели и функциональная структура государственного управления 1. Цели государственного управления, их юридическое и ресурсное обеспечение. Понятие и виды функций государственного управления 3. Функциональная структура государственного управления.
Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1. Сущностные характеристики организационной структуры государственного управления 2. Унитарная и федеративная организация государственного управления 3. Основы построения организационной структуры государственного управления Субъекты федерации не владеют суверенитетом в полном объеме и, как правило, не имеют права на односторонний выход из федерации. Система сдержек и противовесов, установленная Конституцией Украины Противовесы Верховной Раде Противовесы и сдерживания относительно парламента можно распределить на правовые и институциональные. Среди правовых противовесов нужно отметить: особый порядок принятия законов; усложненная процедура внесения изменений в Конституцию (внесение изменений в первый, третьего и тринадцатого разделов требует утверждения всеукраинским референдумом, предназначенным Президентом); отдельные положения Основного Закона (относительно прав человека) совсем не могут стать предметом пересмотра. Институциональные противовесы означают наделение определенных органов специальными полномочиями относительно сдерживания власти Верховной Рады. Со стороны Президента. Прежде всего, необходимо отметить право главы государства на досрочное прекращение полномочий парламента лишь в одном случае: если на протяжении тридцати дней одной очередной сессии не могут начаться его пленарные заседания. Кроме того, Президент активно участвует в законодательном процессе в таких формах: а) имеет право (в том числе неотложное) законодательной инициативы; б) подписывает и официально делает достоянием гласности законы (промульгация), принятые Верховной Радой, владеет при этом правом накладываемого вето; в) до 28 июня 1999 г. имел право издавать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, что предоставляло этим нормативно-правовым актам силу и роль закона; г) обращается с посланием к народу и с ежегодным и внеочередным посланиями к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении государства; д) назначает внеочередные выборы в парламент в сроки, установленные Конституцией. Со стороны Кабинета Министров противовесы Верховной Раде являются не такими значительными. Они выражаются в том, что лишь по его представлению парламент может быть распущен Президентом. Именно правительство имеет исключительное право разрабатывать и выполнять закон о Государственном бюджете Украины, в котором содержатся и расходы на содержание законодательного органа. Со стороны Конституционного Суда противовесы Верховной Раде являются очень весомыми: а) к полномочиям этого органа относится право признать закон или другой правовой акт Верховной Рады неконституционным и, как следствие, -недействующим; б) он - единственный орган, имеющий право официального толкования Конституции и законов Украины (раньше это право принадлежало самой Верховной Раде). Противовесы Президенту Со стороны Верховной Рады конституционно определен целый комплекс рычагов сдерживания президентской власти. Вот основные из них: а) она наделена правом устранения Президента с поста в порядке особой процедуры (импичмента) в случае совершения им государственной измены или другого преступления; б) она может преодолеть вето Президента на принятый закон большинством (2/3 численности) от своего конституционного состава; в) имеет право подавать запрос Президенту по требованию народного депутата, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады, предварительно поддержанный не менее чем одной третью от ее конституционного состава; г) утверждает Государственный бюджет, в котором содержатся и размеры расходов на содержание главы государства и его аппарата; д) определяет основы внутренней и внешней политики, которых должен придерживаться в своей деятельности Президент. Со стороны Кабинета Министров средства влияния на Президента, учитывая форму правления в Украине, конечно, являются ограниченными. Они состоят в том, что все свои недискреционные полномочия глава государства осуществляет по представлению и контрассигнованием (скрепление подписью) соответственно Премьер-министра и министра, ответственного за акт и его выполнение. Кстати, институт контрассигнования как форма правовых отношений между Президентом и Правительством впервые появился в Украине лишь в новой Конституции. Со стороны Конституционного Суда противовесы Президенту как, и Верховной Раде выражаются в праве признания актов главы государства неконституционными. Тема 8. Мировой рынок труда Приложение 1 Приложение 2 Таблица 1 ТЕМА 1. Государственное управление как системное общественное явление
1. Управление: понятие и социальная природа. 2. Сущность, содержание и особенности государственного управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.7.151 (0.007 с.) |