Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой статус органов местного самоуправления в системе государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших признаков, основой построения демократического государства является наличие и развитие института местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами: Во-первых, укрепление государственной власти в центре (т.е. централизация) не может быть эффективным и полезным для общества в целом без ее одновременной децентрализации, функционирования первичных территориальных общин, объединенных определенными общими местными интересами. И общество осознало это. Во-вторых, большинство обращений граждан к власти по вопросам, касающимся обеспечения разнообразных условий их жизнеобеспечения, сосредоточиваются именно на местном уровне, и поэтому они должны решаться здесь. Таким образом, именно через местное самоуправление наиболее полно может быть реализована идея осуществления власти народом непосредственно, решены вопросы взаимодействия граждан, территориальной общины, органов власти. Поэтому местное самоуправление должно стать и становится составной частью организации управления обществом. В Украине, которая ставит перед собой цель создания демократического, социального, правового государства, Конституцией на местах также закреплены две системы власти: местные государственные администрации, которые являются соответствующими органами исполнительной власти, и местное самоуправление как институт публичной власти территориальных общин. Следует отметить, что впервые в Украине термин «местное самоуправление» получил законодательное закрепление в Законе УССР «О местных Советах народных депутатов и местном и региональном самоуправлении», принятом 07.12.1990 года и частично измененном в марте 1992 года. Статьей 1 этого Закона местное самоуправление определялось как территориальная самоорганизация граждан для самостоятельного решения непосредственно или через органы, которые они избирают, всех вопросов местной жизни в пределах Конституции Украины, законов Украины и собственной финансово-экономической базы. С принятием Конституции 1996 г. начинается новый этап становления местного самоуправления в качественно новой форме на демократических началах. Конституция (ст. 7) закрепила принцип, согласно которому «в Украине признается и гарантируется местное самоуправление». А принятый Верховной Радой Украины 21.05.1997 г. Закон «О местном самоуправлении в Украине», окончательно вывел институт местного самоуправления на реально демократический уровень, укрепив тем самым его позиции в Украине. Таким образом, правовой основой местного самоуправления в Украине является в настоящее время Конституция Украины, которая определяет систему местного самоуправления, его финансовую и материальную базу, роль территориальной общины, финансовые гарантии местного самоуправления со стороны государства и роль местного самоуправления как гаранта прав и свобод. Все организационные вопросы относительно деятельности органов местного самоуправления и их полномочий регулируются Законом «О местном самоуправлении в Украине». Основные положения этого закона, в свою очередь, базируются на положениях Европейской Хартии местного самоуправления, которая была принята Комитетом министров стран Совета Европы в 1985 г. и которая была ратифицирована Украиной 15 апреля 1997 г. Эта хартия определила принципы, основные направления местного самоуправления, его соотношение с местным управлением. Так какое же определение местного самоуправления дается законодательством Украины? Во 2 статье Закона «О местном самоуправлении в Украине» говорится: Местное самоуправление – это гарантированное государством право и реальная способность территориальной общины – жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Отсюда, признаками местного самоуправления в Украине являются: 1) гарантированность со стороны государства; 2) реальная способность решать вопросы местного значения; 3) самостоятельность (автономность) органов местного самоуправления; 4) ответственность. Самостоятельность (автономность) органов местного самоуправления разделяют на: — правовую (наличие собственных исключительных и делегированных полномочий, определенных Конституцией и законодательством, которые не должны дублироваться в этой сфере другими органами, а также наличие права на судебную защиту по их обеспечению); — финансовую (наличие собственных финансовых и материальных ресурсов, которыми самостоятельно распоряжаются органы местного самоуправления, выполняя свои функции); — организационную (возможность самостоятельного определения внутренней структуры органов местного самоуправления, которая бы отвечала местным потребностям и обеспечивала эффективное управление, самостоятельное формирование инструментов управления в пределах, определенных законом). Действуя в пределах закона, орган местного самоуправления не подчиняется другим органам власти, а любой административный контроль за его действиями возможен лишь при условии обеспечения законности и конституционных принципов местного самоуправления Применение этих основных принципов, гарантирующих самостоятельность местной власти, следует из обязательств, взятых страной после ратификации Европейской Хартии местного самоуправления. Хотя местное самоуправление, его органы согласно Конституции Украины не входят в механизм государственной власти, это не означает его полной автономности от государственной власти, государственного управления. Место и роль органов местного самоуправления в системе государственного управления определяются структурой их полномочий, которые включают: 1) собственные (самоуправляющиеся) полномочия, осуществление которых связано с решением вопросов местного значения, предоставлением общественных услуг населению; 2) делегированные полномочия (отдельные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные законом органам местного самоуправления), осуществление которых связано с выполнением функций исполнительной власти на местах. Местное самоуправление – это многогранное политико-правовое явление. Его можно рассматривать в качестве: основы конституционного строя в Украине (является одним из важнейших принципов организации и функционирования власти в обществе вообще и в государстве в частности, а также необходимым атрибутом любого демократического порядка); специфической формы народовластия (ст. 5 Конституции Украины); права, предоставленного жителям соответствующей территориальной единицы (территориальной общины) на самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также – через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов (ст. 2 ЗУ «О местном самоуправлении»). Т.е., решение территориальной общиной вопросов местного значения может осуществляться в двух формах демократии: непосредственной – через проведение выборов, местных референдумов, решение определенных вопросов на сборах жителей села, определенной территории и т.п.; представительной – через избранные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, уполномоченные на решение вопросов местного значения и которые, согласно ст. 5 Конституции Украины, не принадлежат к системе органов государственной власти. Органы местного самоуправления и их должностные лица, согласно ст. 19 Конституции Украины, обязаны действовать лишь на основании и в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы. Административно-территориальная единица (образование) – это часть единой территории государства (село, поселок, район в городе, город, район, область), являющейся пространственной основой для организации и деятельности местных органов государственной власти и самоуправления. Решение вопросов местного значения и в интересах местного населения определяет основные функции местного самоуправления. А именно: обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; управление коммунальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления; обеспечение комплексного развития территорий; обеспечение нужд населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно необходимых услугах; охрана общественного порядка; защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Украины. К основным принципам местного самоуправления в Украине согласно ст. 4 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», относятся: народовластие: носителем суверенитета и единым источником власти в Украине является народ, который осуществляет ее непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; законность в организации и деятельности органов местного самоуправления, которая подкреплена действующим законодательством Украины; гласность, которая обеспечивает прозрачность деятельности органов местного самоуправления и систематическую информированность населения о ней; коллегиальность, которая означает такую организацию и функционирование соответствующего коллективного органа, в состав которого входит определенное количество лиц, выбранных персонально в определенном законом порядке, и вопросы, которые относятся к его компетенции, решаются большинством голосов на началах коллективного обсуждения; объединение местных и государственных интересов, которое происходит вследствие реализации совместных усилий органов местной власти; выборность: органы местного самоуправления формируются путем свободных выборов, которые осуществляются на основе общего, равного и прямого избирательного права тайным голосованиям сроком на 4 года; правовая, организационная и материально-финансовая самостоятельность в пределах полномочий, определенных действующим законодательством; подотчетность и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед территориальными общинами; государственная поддержка и гарантия местного самоуправления, которая проявляется в предоставлении территориальным общинам и их органам властно-управленческих полномочий, согласно ст. 7 Основного Закона; судебная защита прав местного самоуправления, согласно ст. 145 Основного Закона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.007 с.) |