Шанхайская организация сотрудничества как важный фактор региональной и глобальной безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шанхайская организация сотрудничества как важный фактор региональной и глобальной безопасности



Ввиду происходящих в мире геополитических, экономических, социально-политических изменений, вызванных процессами глобализации, вопросы обеспечения безопасности встают на первый план в международных отношениях. Проблема безопасности являлась предметом многочисленных дискуссий. Однако новые вызовы безопасности поставили под сомнение эффективность прежней системы обеспечения безопасности и международные соглашения, подписанные еще в прошлом веке, уже не соответствуют современным реалиям.

Для стран Центральной Азии, занимающих важное геостратегическое положение, вопросы региональной безопасности имеют особое значение. Государства Центральной Азии находятся на перекрестке между Россией, Китаем и южноазиатскими государствами, обладают значительными природными и трудовыми ресурсами, что делает регион привлекательным для различных сил. И чтобы противостоять угрозам Центрально-азиатским государствам нужно давать коллективный отпор. С такой целью в Центральной Азии действуют несколько межправительственных организаций. Наиболее активными являются Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества. Если в ОДКБ входят постсоветские государства, то в ШОС входит Китай, что обуславливает применение различных методов по обеспечению безопасности в регионе.

В 1996 году Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы». Поскольку соглашение было подписано в Шанхае, эту группу стран стали обозначать как «Шанхайская пятерка».

Далее государства проводили ежегодные саммиты в Москве в 1997 году, в Алма-Ате в 1998, в Бишкеке в 1999 году и в Душанбе в 2000 году. На встречах обсуждались вопросы внешней политики, экономики, культуры, использования водных ресурсов, экологии и т.д. К этому времени у «Шанхайской пятерки» наладились постоянные механизмы сотрудничества, в частности стали проводиться встречи министров и экспертных групп, назначались координаторы от каждой страны[55].

В 2001 году прошла встреча стран в Шанхае. Эта встреча была знаменательной, так как к группе присоединился Узбекистан, который ранее имел статус наблюдателя. «Шанхайская пятерка» была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества. На саммите участники подчеркнули, что «сформировавшийся в процессе развития «Шанхайской пятёрки» шанхайский дух, характеризующийся взаимовыгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур будет приумножение в отношениях между государствами-участниками Шанхайской Организации Сотрудничества»[56].

Развитие ШОС проходило в несколько этапов. Первым шагом на пути к становлению уже региональной организации из шести государств был саммит в Шанхае 14-15 июня 2001 года. На встрече государствами была принята Декларация, в которой перечислялись основные цели организации: обеспечение мира и безопасности, подержание стабильности в регионе, развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурно-образовательной, экологической сферах. На саммите также была принята Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Вторым этапом принято считать встречу глав государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге в июне 2002 года. На саммите главы государств подписали Соглашение о Региональной антитеррористической структуре и уставной документ – Хартию ШОС. Также главы государств приняли Декларацию глав государств-членов ШОС, которую министр иностранных дел Игорь Иванов назвал итоговым политическим документом[57]. Принятие этих документов продолжило институционализацию ШОС. В них закреплен статус организации, определена внутренняя структура, обозначены общие позиции по взаимоотношениям с другими государствами и организациями и намечен общий курс развития. Была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС).

Начало третьему этапу развития ШОС положила встреча на высшем уровне в Москве. На саммите были приняты документы, определяющие функционирование органов ШОС, в частности приняты положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав министерств иностранных дел. Был создан Секретариат ШОС со штаб-квартирой в Пекине[58]. Так завершился организационный период ШОС. С 1 января 2004 года ШОС стала функционировать как полноценная международная межправительственная организация со своей структурой, бюджетом и персоналом. 10 июля 2015 года началась процедура принятия Индии и Пакистана в ШОС.

После становления ШОС активно реализовывает поставленные цели. Государства-члены ШОС взаимодействуют в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом в Центрально-азиатском регионе, устанавливают связи с другими международными организациями, расширяют экономические и торговые связи друг с другом.

В 2004 году ШОС получила статус наблюдателя при Генеральной Асамблее ООН, подписала меморандумы о взаимопонимании с СНГ и АСЕАН. А в 2009 году была принята Резолюция ООН «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Шан­хайской организацией сотрудничества». Это говорит о растущем авторитете ШОС и о признании организации мировым сообществом.

Сегодня ШОС является региональной международной организацией, куда входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Государства занимают более 61% территории всей Евразии, а общее население государств-членов ШОС составляет около 1 млрд 455 миллионов человек или четвертую часть населения планеты[59]. С включением Индии и Пакистана население стран-членов ШОС будет составлять более 3 млрд человек, а это около половины населения Земли. ШОС обладает неслабым экономическим потенциалом. Экономики России, Китая и Казахстана дополняют развивающиеся экономики Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Штаб-квартира ШОС находится в столице Китая – Пекине. Официальными рабочими языками ШОС являются русский и китайский. Статус наблюдателя имеется у шести государств: у Республики Белорусь, Ирана, Афганистана и Монголии и на данном этапе у Индии и Пакистана. Статусом «партнера по диалогу» обладают также шесть стран: Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Деятельность ШОС направлена на развитие сотрудничества государств-членов во всех сферах международного общения. Основными целями и задачами организации являются:

- развитие сотрудничества в области обеспечения мира, безопасности и стабильности в регионе;

- содействие построению демократического и справедливого миропорядка;

- развитие сотрудничества в области противодействия терроризму, экстремизму и сепаратизму, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и оружия, и другими видами международной преступности;

- сотрудничество в политической, экономической, торговой, финансовой, правоохранительной, военной, экологической, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической и других областях;

- предотвращение конфликтов в регионе и их мирное урегулирование;

- координация действий при решении возникающих проблем;

- развитие отношений с другими государствами и международными структурами.

Несмотря на такое разнообразие целей и задач, экономическое сотрудничество и сотрудничество в области безопасности являются приоритетными для государств-членов. Эти две области взаимосвязаны, так как стабильность обеспечивает экономическое процветание, а экономическое развитие способствует стабильности. «Функции безопасности ШОС поставлены во главу угла и несколько выделены среди остальных функций организации»[60].

В целом государства стремятся ослабить влияние США в регионе и направлять свою деятельность в строительство многополярного мира. Однако существует и ряд противоречий, которые порождают ряд проблем и тормозят развитие организации.

На постсоветском пространстве существует ряд межправительственных структур, в рамках которых государства взаимодействуют и разрешают проблемы в регионе. Зачастую их цели совпадают, а компетентные органы дублируют друг друга. Например, при СНГ действует Антитеррористический центр, в компетенцию которого входят те же задачи, которые ставит перед собой Региональный антитеррористический центр ШОС. Функции обеих структур дублируют друг друга, тогда как стоит разграничить их задачи и обеспечить их взаимодействие.

Государства-члены ШОС по разному трактуют понятие «терроризм» и, соответственно, по-разному расставляют приоритеты. Например, Китай ассоциирует террористическую угрозу не с исламским фактором, а скорее с сепаратизмом. Это связано с существующими проблемами в самом Китае, такими как уйгурский сепаратизм и проблема Тибета. Также в Китае принято считать, что причиной терроризма является бедность и низкий уровень развития государств. Поэтому Китай больше заинтересован в борьбе с сепаратизмом нежели с терроризмом. Для России приоритетной областью взаимодействия является международный терроризм, который в условиях глобализации перешел в стадию глобальную.

Интересы государств также различаются. Если Россия заинтересована в усилении своего влияния в Центральной Азии и в обеспечении безопасности в регионе, то у Китая в приоритете экономическая составляющая. Считая, что низкий уровень жизни является причиной террористических угроз, Китай намеревается разрешить эту проблему, решая социально-экономические вопросы.

Государства-члены ШОС также расходятся во мнении по поводу военной составляющей организации. Некоторые государства заинтересованы в создании военного блока на базе ШОС, который мог бы стать противовесом НАТО. Однако Китай, ввиду своей внеблоковой политики, не поддерживает эту идею.

В самих государствах есть проблемы, которые они не в состоянии решить на данный момент. Это государства с нестабильным политическим режимом, слабой экономикой, социальными проблемами и межэтническими конфликтами.

Что касается структуры ШОС, то она недостаточно эффективна. Секретариат ШОС подчиняется не столько генеральному секретарю, сколько национальным министерствам. Каждый вопрос требует согласования с министерствами иностранных дел государств, что в значительной мере снижает эффективность работы Секретариата.

Страны-члены ШОС принимают решения методом консенсуса. Этот метод не достаточно эффективен, поскольку любое государство может заблокировать любое решение. Этим в ШОС часто пользуется Узбекистан, который не желает участвовать в совместных образовательных программах. Таким образом одно государство препятствует развитию сотрудничества между государствами.

Также неизвестно, что повлечет за собой членство Индии и Пакистана в ШОС. С одной стороны, экономика Индии стремительно развивается, и это было бы неплохим дополнением к экономическому потенциалу стран-членов ШОС. С другой стороны, вступление Индии могло бы нарушить геополитическое равновесие в ШОС. Масштабная экономика Индии может принизить роль России, которая уступает ей в экономическом плане. Кроме того, у Индии есть территориальные конфликты с Китаем, и вступление Индии может перенести этот конфликт в ШОС. Однако взаимодействие двух государств в рамках одной организации может и разрешить конфликтную ситуацию.

Проблемой также является неосведомленность мирового сообщества о ШОС. Как пишет старший исследователь Нидерландского института международных отношений Марсель де Хаас «Шанхайская Организация Сотрудничества объединяет почти половину населения мира, несколько стран-обладателей ядерного оружия, многих крупных поставщиков энергоресурсов и включает в себя ряд государств с самыми высокими в мире темпами роста экономики. При этом за пределами Центральной Азии мало кто слышал об этой организации»[61]. В западных СМИ все чаще делают акцент на военною составляющей объединения и в публикациях часто можно встретить такие термины, как «антиамериканский союз с военной компонентой» и «Восточный НАТО».

Отмечая, что ШОС не является военным блоком, первый заместитель МИД России Вячеслав Трубников в свое время заявил, что «ШОС — не военный альянс. Поэтому здесь нужно четко понимать, что речь идет о функции ШОС по обеспечению безопасности государств-членов перед лицом так называемых нетрадиционных угроз, а не некой эвентуальной внешней агрессии…Адекватный ответ вызовам, с которыми приходится сталкиваться, неизбежно должен иметь политическое, социально-экономическое и гуманитарное измерения. В этом, собственно, и состоит основное предназначение ШОС как механизма многопрофильного сотрудничества государств-членов — обеспечение мира, спокойствия, благополучия и совместного процветания шести стран, стабильности и безопасности в регионе и за его пределами»[62].

ШОС играет немалую роль в обеспечении безопасности в Центральной Азии. Если другие проекты в регионе воспринимаются как «пророссийские», то ШОС позиционирует себя как внеблоковоя структура, где ни одна из стран не является доминирующей. Как заявляют официальные лица ШОС, особенностью организации является ее отказ от силового воздействия, союзничества и ненаправленности против кого-то. Однако придерживаться этих принципов крайне сложно, поскольку растущая конкуренция, как экономическая, так и политическая, подталкивает государства на формирование блоков.

Не совсем правильным будет называть ШОС противовесом НАТО. В отличии от НАТО ШОС является не военным блоком, а скорее площадкой для взаимодействия государств в политической, экономической областях, сфере безопасности и т.д. Если НАТО создавался с целью борьбы с традиционными военными угрозами, то ШОС выполняет гуманитарные функции и борется с нетрадиционными угрозами[63]. ШОС обеспечивает безопасность посредством сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах. По своим функциям ШОС скорее является «восточным ОБСЕ».

Тем не менее в условиях глобализации, когда угрозы безопасности приобрели глобальные масштабы, эффективная борьба редко может осуществляться без применения военной силы. Террористические группировки сегодня оснащены лучше чем когда-либо, и бороться с ними без привлечения оборонных ведомств практически не возможно. Координацией работы ШОС в сфере обеспечения безопасности занимаются Секретариат ШОС и Региональный антитеррористический центр. Но масштабы трансграничных угроз настолько возросли, что к борьбе против терроризма и экстремизма присоединились и оборонные ведомства государств.

Обеспечением безопасности в регионе занимается Региональный антитеррористический центр.Можно выделить три направления деятельности РАТС:

- координационно-оперативное направление (координация действий и сотрудничество соответствующих органов государств-членов в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, проведении антитеррористических учений);

- международно-правовое направление (подготовка международных межправительственных документов по вопросам борьбы с терроризмом, также в рамках ООН);

- информационно-аналитическое направление (сбор и анализ информации по вопросам безопасности, хранение информации в банке данных РАТС) [64].

В сферу интересов государств-членов ШОС входят процессы, представляющие угрозу безопасности региону. В Декларация пятилетия ШОС обозначено, что организация обладает потенциалом для того, чтобы самостоятельно регулировать поддержание стабильности в регионе. Это говорит о той роли, которую ШОС играет в поддержании не только региональной, но и глобальной безопасности.

Конфликтогенный потенциал в регионе усиливается и он обусловлен рядом внешних и внутренних факторов. К внешним причинам можно отнести следующие:

- распространение международного терроризма, религиозного экстремизма и сепаратизма;

- конфликты, существующие и потенциальные, у границ региона (проблемная ситуация в Афганистане и Ираке, конфликт между Индией и Пакистаном);

- отставание центрально-азиатских стран, связанное с глобализацией;

- незаконный оборот наркотиков и нелегальное распространение оружия;

- борьба ведущих мировых игроков за влияние в Центральной Азии (США, России, Китая);

- расположение в странах Центральной Азии военных баз других государств.

- противоречия в исламском мире, ввиду наличия различных течений Ислама и постоянных противоречий между ними[65];

- активизация радикальных группировок исламистов («Аль-Каида», «Исламское государство», «Хизб ут-Тахрир» и др.), находящихся вблизи границ региона;

- усиление или возникновение новых угроз после вывода войск из Афганистана.

Угрозы безопасности также формируются исходя из внутренних факторов:

- межэтнические противоречия;

- политическая нестабильность;

- невысокий уровень жизни, слабая экономика и социальное развитие государств;

- территориальные споры и приграничные конфликты;

- организованная преступность, осуществляющая свою деятельность у границ государств;

- нелегальная миграция;

- различная структура энергоресурсов и конфликты, возникающие в связи с проблемой водопользования (Таджикистан-Кыргызстан).

Наиболее серьезную угрозу для стран Центральной Азии представляет крайне нестабильная ситуация в Афганистане. Несмотря на то, что мировое сообщество приняло меры для урегулирования конфликта, большого результата достигнуть не удалось. Опасения вызывает продвижение террористических группировок на север Афганистана и незаконный оборот наркотиков. Активизация террористических групп может не только подорвать стабильность в регионе, распространившись в соседние государства, но и представлять угрозу всему миру.

Действия коалиционных войск НАТО в Афганистане недостаточно эффективны, в частности в антинаркотическом направлении. Иностранное военное присутствие и военные инциденты, возникающие на территории страны, вызывают недовольство населения. Вывод коалиционных войск может привести к появлению новых угроз. Афганские военные силы сами исправить сложившуюся ситуацию не в состоянии.

ШОС, будучи мощной региональной структурой может выступить как гарант безопасности Центрально-азиатского региона. После вывода войск НАТО ШОС может обеспечить «пояс безопасности» на границах стран-членов организации. В разрешении данной проблемы заинтересованы все государства ШОС, поскольку все они граничат с Афганистаном. Статус наблюдателя позволяет правительству Афганистана координировать свои действия с ШОС. Без участия Афганистана невозможно противодействовать терроризму на его территории, также невозможно реализовать энергетические, коммуникационные проекты[66].

В 2005 году была создана контактная группа Афганистан – ШОС, в рамках которой обсуждались интересующие государства вопросы. ШОС также проводила конференции по стабилизации ситуации в Афганистане. В итоге был принят ряд документов: Декларация специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС, Заявление государств - членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по проблемам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью и План действий государств - членов ШОС и Исламской Республики Афганистан по пробле­мам борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.

Деятельность организации можно охарактеризовать как эффективную. ШОС удалось предотвратить тысячи терактов. Только в 2005-2006 гг. ШОС удалось предотвратить более 450 терактов на территории Центральной Азии. Благодаря деятельности спецслужб организации удалось задержать или уничтожить десятки главарей террористических организаций. Государства-члены ШОС неоднократно проводили совместные военные учения, которые способствуют сдерживанию третьих сил. С момента основания был проведен ряд антитеррористических учений: «Восточное», учения «Тянь-Шань» в Китае, серия учений «Мирная миссия» (2005, 2007 и 2009, 2012 гг.), «Восток-Антитеррор-2012» на территории Узбекистана. Дать оценку эффективности учений достаточно трудно, так как террористическая деятельность осуществляется независимо от границ государств, а операции ШОС ограничены границами государств-членов[67]. Однако такие антитеррористические учения в той или иной мере способствуют поддержанию стабильности в регионе и служат сдерживающими фактором. А активное взаимодействие государств в данном вопросе демонстрирует их готовность и способность противостоять нарастающим угрозам.

 

 

 

 

Заключение.

Процессы глобализации, происходящие в мире, во многом обусловлены появлением международных структур, оперирующих во всех сферах международных отношений. Если еще в XIX веке международные группировки и объединения выступали в качестве вспомогательных элементов для решения определенных вопросов, то уже сегодня они являются неотъемлемой частью международных отношений.

Проследив развитие международных организаций с момента их появления и определив принципы, на базе которых они создаются, можно отметить, что международные организации преобразовали существующую систему международных отношений. Сегодня международные межправительственные организации выступают площадкой для взаимодействия государств и для решения насущных проблем, в основе которых лежит международная договоренность. Международные неправительственные организации выполняют функции, не входящие непосредственно в компетенцию государств, и являются полем взаимодействия гражданских обществ по всему миру.

В целом, международные организации призваны решать самые разнообразные вопросы, включая проблемы мира и безопасности, проблемы экономического характера, демографические, социальные, экологические проблемы. Международные организации стали неотъемлемой частью международного общения и даже потеснили государства с положения единственного актора международных отношений. Но несмотря на это, государства остаются главными акторами в мировой системе, ведь именно они определяют деятельность создаваемых организаций. От них зависит стабильное функционирование международной системы.

В связи с этим можно сделать вывод, что роль и значение международных организаций является одной из приоритетных сфер исследований.

Международные организации надежно укрепились в системе международных отношений, хоть и продолжают видоизменяться. Некоторые даже могут выступать в качестве центра силы глобальной политической системы. Лишь объединившись государства способны изменить неустраивающую их существующую систему.

Межправительственное образование БРИКС стремится к созданию многополярного мира и реформирования международной финансово-экономической системы. Объединив крупнейшие государства трех континентов БРИКС обеспечил себе серьезный политический вес. Однако отсутствие эффективных механизмов сотрудничества пока не позволяет БРИКС претендовать на статус центра силы глобальной политической системы.

В связи с процессами глобализации, процессы, которые происходили в одном государстве, могут с легкостью распространиться на соседние государства. Особенно это касается конфликтов и различного рода незаконной деятельности (терроризм, экстремизм, сепаратизм), вызванных политической, экономической или социальной нестабильностью. В таком случае уже не одна страна заинтересована в разрешении таких вопросов. Повышение роли международных организаций создает для государств определенные гарантии как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов.

Одной из таких организаций является Шанхайская организация сотрудничества, которая играет значимую роль в обеспечении мира и безопасности в Центральной Азии. ШОС создала ряд механизмов для взаимодействия государств, координации действий в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом в регионе. Несмотря на то, что организация не позиционирует себя в качестве военного блока, она служит сдерживающим фактором в борьбе с угрозами в Центральной Азии.

Создание международных организаций позволяет государствам сместить баланс преимуществ и недостатков глобализации в свою сторону. Интеграционные объединения государств способствуют укреплению позиций государств-членов в мире, экономическому развитию государств и поддержанию безопасности и стабильности в своем регионе. Но следует помнить, что для эффективной деятельности организации необходимо создание соответствующих механизмов принятия и исполнения решений.

 

 

Список литературы.

Нормативно-правовые акты

1. Устав ООН. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html

2. Совместное заявление глав государств и правительств стран-участниц I саммита БРИК 16 июня 2009 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт представительства РФ в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/documents/

3. Совместное заявление лидеров стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности. [Электронный ресурс] // Официальный сайт представительства РФ в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/documents/

4. Совместное заявление глав государств и правительств стран – участниц Второго саммита БРИК. [Электронный ресурс] // Официальный сайт представительства РФ в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/documents/

5. Декларация и план действий, принятые по итогам IV саммита БРИКС 29 марта 2012 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт представительства РФ в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/documents/

6. Уфимская Декларация глав государств-членов ШОС. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/documents/

7. Декларация о создании ШОС. [Электронный ресурс] // Сайт Делового секретариата ШОС. URL: http://bc-sco.org/?level=26&lng=ru

 

Книги

8. Бекяшев К. А., Серебряков В. В. Международные морские организации. - Л., 1979.

9. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Внешняя культурная политика России и зарубежных стран. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. Университет, 2008.

10. Бирюков М.М. Европейский Союз, Евроконституция и международное право. - М.: Научная книга, 2006.

11. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества. – М.: Ист Брук, 2005.

12. Наумов А.О. Введение в теорию и практику деятельности международных неправительственных организаций. - М.: МАКС Пресс, 2008.

13. Морозов Г. И.. Международные организации: некоторые вопросы теории. Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. 2-е изд. - М.,1974.

14. Международное право. Учебник. Дипломатическая академия МИД России. 3-е изд. / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко.- М., 2008.

15. Международное право. Учебник МГИМО(У) МИД России / Под редакцией А.Н. Вылегжанина. - М.: Юрайт, 2015.

16. Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2003.

17. Мазурова Е.К. Международные экономические организации в системе регулирования мирохозяйственных связей. - М.: МГУ им. Ломоносова, 2003.

18. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Дело, 1998.

19. Общая теория государства и права: академический курс в 2-х томах. Т.1. Теория государства/ Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2000.

20. Право международных организаций / Под ред. А. Х. Абашидзе. Учебник для бакалавриата и магистратуры. Юрайт. – М., 2014.

21. Право и межгосударственные объединения / Под общ. ред. В. Г. Вишнякова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

22. Син Гуанчэн, Син Зжуанджи. Иследования ШОС. М.: Чанчунь, 2012.

23. Современные международные отношения / под ред. А. В. Торкунова.

- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.

24. Сюй Тао, Джи Чжие. ШОС – новая концепция безопасности и новый механизм.- М., 2011.

25. Теория и практика политической глобалистики / Ильин И. В., Леонова О. Г., Розанов А. С. -М.: Издательство Московского Университета, 2013.

26. Ahmed S., Potter D. NGOs in International Politics. Bloomfield, 2006.

27. Andrews M. Do international organizations really shape government solutions in developing countries. Cambridge. 2013.

28. Barkin S. International Organization. Theories and institutions. Palgrave Macmillan. New York. 2012.

29. Barnett M. Rules for the World. International Organizations in Global Politics. Ithaca and London, 2004.

30. Fischer P. International Organizations. Vienna/Bratislava, 2012.

31. Haas, Ernst B. When Knowledge is Power: Three Models of Change in International Organizations.Berkeley,1990.

32. Heins V. Nongovernmental Organizations in International Society: Struggles over Recognition. New York, 2008.

33. MacKenzie D. A World Beyond Borders: An Introduction to the History of International Organizations. University of Toronto Press. Toronto, 2010.

34. Meierhenrich J. International organizations. University of London. London, 2012

35. Rassett B., Starr H. World Politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981.

36. Reinalda B. Routledge history of international organizations. Routledge. New York, 2009.

37. Reinalda B., Verbeek B., Autonomous policy-making by international organizations. London, 1998.

38. The new public diplomacy. Soft power in international relations. Edited by Mellisen J. Palgrave Macmillan. New York. 2013

39. Vibert F. Soft Power and international rule-making. Berlin. 2011.

40. Wouters J., Philip de Man. International organizations as law-makers. Leuven, 2009.

Статьи

41. Барановский В.Г. Международные организации как механизмы

регулирования международных отношений // Современные международные

отношения. М., 1999. С. 220-259.

42. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. К вопросу о культурных связях в современной социокультурной ситуации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 3 (9). 2011.

С. 181-185.

43. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Международные организации как новые участники внешней культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - № 2. 2012. С. 39-43.

44. Воронков Л.С. Международные организации: основные причины их возникновения и развития // Вестник МГИМО Университета. - № 4. 2015. С. 102-110.

45. Воронков Л.С. Международные организации в системе международных отношений: тенденции и перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. - № 3. 2012. С. 9-16.

46. Искандаров А. Безопасность и интеграция в Центральной Азии: роль ОДКБ и ШОС // Центральная Азия и Кавказ. Том 16, выпуск 2. 2013. С. 18-28.

47. Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления // Государственное управление. Электронный вестник. №39. 2013. С. 49-76.

48. Малинин С.А. О правотворческой деятельности межгосударственных организаций // Советский ежегодник международного права. М., 1973.

49. Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1976.

50. Ризоев Б. М., Назаров А. А. Перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества в системе обеспечения региональной и национальной безопасности стран Центральной Азии // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. № 4. 2010. С. 105-117.

51. Стецко Е.В. Неправительственные организации: формирование политического бренда // Вестник МГИМО–Университета. №6. 2010.

52. Султанов И. Р. К вопросу о воздействии международных интеграционных организаций на внутреннее право государств // Вестник Башкирского университета. № 3. 2011. С. 864-870.

53. Толорая Г.Д. БРИКС – «мыльный пузырь» или шанс изменить миропорядок (политические аспекты будущей динамики группировки). Доклад на Ученом совете ОМЭПИ ИЭ РАН. – 2011.

54. Усенко Е. Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1979. С. 45-54.

55. Ушаков Н. А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. №2. 1994. С. 3-21.

56. Щорс Т. С. Концепция общественной информации ООН как фактор формирования имиджа организации в России // "Educatio" IV (11), 2015. С. 57-60.

57. Abbott, Kenneth W./Snidal. Why States Act through Formal International Organizations // Journal of Conflict Resolution 42 (1). Duncan, 1998. pp. 5-36.

58. Haftel, Yoram Z. and Alexander Thompson. The Independence of International Organizations // Journal of Conflict Resolution, 50(2) 2006. pp. 269-281.

59. Robert O. Keohane, Joseph S. Nye. Transgovernmental Relations and International Organizations // World Politics, Vol. 27, No. 1. Oct. 1974. pp. 39-62.

60. Simmons, Beth A. and Lisa L. Martin. International Organizations and Institutions // Handbook of International Relations. London: Sage, 2002. pp.192−211.

Электронные ресурсы

61. БРИКС – глобальный форум нового поколения. URL: http://archive.mid.ru//bdomp/brics.nsf/WEBforumBric/F8C251DB09032059442579C000531B68

62. БРИК: путь к росту мировой экономики и место России в клубе. URL: http://www.inosmi.ru/ economic/20100503/159691404.html

63. Итоги Делийского саммита БРИКС. URL: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/68247/

64. Лидеры БРИК считают центральной роль G20 в борьбе с мировым кризисом. URL: http://www.rian.ru/world/20100416/222902070.html

65. Медведев Д.А. Выступление на саммите БРИКС. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/14870

66. Может ли ШОС защитить от террористов? Интервью 1-го зам. МИД России В.И.Трубникова. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1082721000

67. Принимать в НАТО страну, которая иногда не очень себя контролирует, рискованно: МИД Бельгии. URL: http://regnum.ru/news/1044177.html

68. Один за всех и шсть за одного. URL: http://rg.ru/2007/08/23/mezencev.html

69. Официальный сайт ШОС. URL: http://rus.sectsco.org/

70. Официальный сайт представительства России в БРИКС. URL: http://brics2015.ru/

71. Сайт Национального комитета по исследованию БРИКС, Россия. URL: http://www.nkibrics.ru/

72. Страны БРИКС договорились о создании Нового банка развития. URL: http://www.rbc.ru/economics/16/07/2014/936727.shtml

73. Таможенное сотрудничество в рамках белорусско-российского интеграционного процесса. URL: http://evolutio.info/content/view/889/140/

74. Четвертый саммит БРИКС. URL: http://www.rbc.ru/photoreport/29/03/2012/643987.shtml

75. USA vs the BRICs: Not Third World America Yet. URL: http://blogs.forbes.com/kenrapoza/2011/04/08/usa-vs-the-brics-not-third-world-america-yet/


[1] Воронков Л.С. Международные организации: основные причины их возникновения и развития // Вестник МГИМО Университета. – 2015. - № 4. – С. 105.

[2] Воронков Л.С. Международные организации в системе международных отношений: тенденции и перспективы развития // Вестник МГИМО Университета. – 2012. - № 3. – С. 9.

[3] Морозов Г. И.. Международные организации: некоторые вопросы теории. Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. 2-е изд. М.: Мысль, 1974. С. 12.

[4] Международное право. Учебник. Дипломатическая академия МИД России. 3-е изд. / Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко.- М.: Издательство «Проспект», 2008. С. 639.

[5] The 1978 International Organizations founded since the Congress of Vienna. Union of International Associations, Document № 7. Brussels, 1957. P. 8.

[6] Rassett B., Starr H. World Politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981, P. 73.

[7] Международное право. Учебник МГИМО(У) МИД России / Под редакцией А.Н. Вылегжанина/ Юрайт, Высшее образование. М., 2009. С. 361.

[8] Там же.

[9] Там же, с. 361.

[10] Толстых, В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации. М.,

Международные отношения. 2004. С. 157.

[11] Бирюков М.М. Европейский Союз, Евроконституция и международное право. М.:

Научная книга. 2006. С. 37.

[12] Право международных организаций / Под ред. А. Х. Абашидзе. Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2014. С. 22-23.

[13] Султанов И. Р. К вопросу о воздействии международных интеграционных организаций на внутреннее право государств // Вестник Башкирского университета. – 2011. - № 3. - С. 864.

[14] Harold James, The End of Globalization: Lesson of the Great Depressions. Cambridge Mass. Harvard University Press, 2001. р.232.

[15] Усенко Е. Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977. М.: Наука, 1979. С. 66.

[16] Международное публичное право / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2003. С. 257.

[17] Ст. ст. 249, 250, 251 Договора, учреждающие Европейское сообщество // Консолидированная версия Договора о Европейском союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество // Малая библиотека Европейского союза на русском яз. Документы Европейского союза, Т.VI. / Отв. ред. Ю. А. Борко. М.: Интердиалект+, 2001.

[18] Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.: Дело, 1998. С. 91.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.148 с.)