Обеспечения национальной безопасности России» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечения национальной безопасности России»



Обеспечения национальной безопасности России»

 

(для курсантов, обучающихся по специальности

030901.65 – Правовое обеспечение национальной безопасности)

 

Время: 4 часа

 

Подготовил: профессор кафедры ГосПД

д.ю.н. Ильичёв И.Е.

 

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической секции кафедры ГосПД

 

«___»___________2011 г.

 

Протокол № _____

 

Белгород - 2011 г.


Цели лекции:

Учебная: введение курсантов в предмет и задачи курса.

Воспитательная: закрепление ранее сформированных (в курсе конституционного права России) представлений о государственном суверенитете Российской Федерации.

Развивающая: формирование базовых представлений об основах теории национальной безопасности.

 

Метод проведения занятия: словесный с использованием ТСО.

 

Примерное распределение учебного времени:

 

План лекции Время Страницы
Введение 5 минут  
1. Роль права в обеспечении международной и национальной безопасности. 30минут  
2. Президент Российской Федерации в системе национальной безопасности РФ. 30 минут  
3. Законодательная власть в системе национальной безопасности Российской Федерации. 25 минут  
4. Исполнительная власть в системе национальной безопасности Российской Федерации. 35 минут  
5. Местное самоуправление в системе национальной безопасности Российской Федерации. 30 минут  
6. Судебная власть в системе национальной безопасности Российской Федерации. 20 минут  
Заключение. 5 минут  

 

 

Основная литература

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

3. Заречанский В.В., Ильичёв И.Е. Безопасность России: вопросы теории. – Белгород: Институт социологии и права, 2009. – 500 c.

4. Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: Монография // Правовая энциклопедия военнослужащего. – Вып. 106. – М.: Изд-во Военного университета, 2009. – 288 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М.: Юридический институт МИИТа, 2002. – 209 с.

2. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Монография / Авдеев Ю.И., Аленкин С.В., Алешин В.В., Башкатов Л.Н., и др.; Под ред.: Опалев А.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 c.

3. Варламов В.Ю. Проблемы совершенствования правовой основы обеспечения национальной безопасности России // Право и безопасность. – 2010. - № 4 (37).

4. Зорькин В.Д. Роль права в обеспечении национальных интересов // Право и безопасность. – 2006. – № 1 – 2.

5. Остроухов Н.В. О понятии «территориальная целостность государств» как основном объекте преступлений, посягающих на безопасность государства // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2010. – № 1.

6. Редкоус В.М. О совершенствовании правового статуса Совета безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – № 10.

 

Введение.

 

Современная Россия – государство, глубоко интегрированное в мировое сообщество стран как на региональном, так и на глобальном уровне, в том числе по решению проблем международной безопасности.

Став правопреемником СССР, Российская Федерация сохранила за собой статус постоянного члена Совета Безопасности Организации Объединённых Наций – высшего арбитра по проблемам международной безопасности.

СССР, а затем и Российская Федерация прошли сложный путь обеспечения своей безопасности. Сотрудничество государств в ходе Второй мировой войны быстро сменилось «холодной войной», в ходе которой 4 апреля 1949 года по инициативе США и их западных союзников была создана Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization, НАТО), которая сегодня объединяет большинство стран Европы, США и Канаду.

После отказа принять в состав НАТО СССР и другие восточноевропейские государства последние в мае 1955 года учредили Организацию Варшавского договора.

Самороспуск Организации Варшавского договора (1 июля 1991 г.) поставил задачу формирования новой региональной системы безопасности с учётом трансформации мира из биполярного в однополярный с доминированием США и их союзников, быстрого продвижения НАТО на восток, непосредственно к границам Российской Федерации.

Формирование системы региональной безопасности в 90-е годы прошлого века существенно осложнялось системным кризисом на постсоветском пространстве.

Наметившийся рост экономики создаёт благоприятные предпосылки для укрепления национальной безопасности как самой России, так и её союзников из ближнего зарубежья.

В правовом государстве цели и задачи национальной безопасности могут быть реализованы только на основе закона, права.

Цель настоящей лекции – исследование конституционно-правовых основ обеспечения национальной безопасности России.

В рамках темы изучаются проблемы правового обеспечения международной (коллективной) безопасности, национальной безопасности Российской Федерации. Исследуется правовой статус Президента Российской Федерации в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Установленный Конституцией РФ принцип разделения властей предопределяет специфические функции законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления в системе национальной безопасности Российской Федерации.

Схема 1.

Совет коллективной безопасности в составе глав государств – участников Договора рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей). Совет министров иностранных дел – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики;Совет министров обороны – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.Постоянно действующим рабочим органом ОДКБ является Секретариат Организации[6] (осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации).

Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается Россией в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

С 02.12.2004 ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

«Группа восьми» («Большая восьмёрка», G8) – международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

«Группа двадцати» («большая развивающаяся двадцатка», «большая индустриальная двадцатка, G20» – формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония) и Европейский союз (ЕС). Учреждена 15-16 декабря 1999 года в Берлине. Является неформальной организацией, объединяющей страны из разных регионов мира и с разным уровнем хозяйственного развития, а также ведущие международные финансовые организации на основе заинтересованности в коллективном решении важнейших мировых экономических и финансовых проблем.

РИК (Россия, Индия и Китай) – консультативный орган глав дипломатических ведомств трёх стран. Учреждён 16 ноября 2010 г. в китайском городе Ухань в целях координации шагов в рамках «двадцатки» и иных международных организаций. Формат работы – поочерёдное председательство и ежегодные рабочие встречи министров иностранных дел.

БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) – группа из быстроразвивающихся стран, объединившихся 16 июня 2009 г. с целью сотрудничества в области борьбы с мировым кризисом, энергетической и продовольственной безопасности, продвижения реформы международных финансовых институтов, создания более диверсифицированной международной валютной системы. Сотрудничество в сфере науки и образования должно поспособствовать фундаментальным исследованиям и развитию продвинутых технологий.

18 февраля 2011 года в состав группы вошла Южно-Африканская Республика.

Ожидается, что к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки). Предполагается, что за счёт роста экономик этих стран во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

На Западе создание БРИК воспринято как вызов мировой гегемонии Соединенных Штатов Америки.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация. Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000 в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Республики Молдавия и Украина (с 2002 г.) и Армения (с 2003 г.) имеют статус наблюдателя.

Основной целью ЕврАзЭС является региональная интеграция путем создания единого экономического пространства на территории входящих в него стран, формирования общих внешних таможенных границ (таможенного союза) входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, научного и культурного взаимодействия.

Организационная структура ШОС представлена на схеме 2.

 

Схема 2.

 

Европейский союз (Евросою́з, ЕС) – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Юридически закреплён Маастрихтским договором (1992 г.). Наиболее важными институтами ЕС являются:

- Европейская Комиссия – один из главных органов ЕС; претворяет в жизнь политику ЕС на основе решений Совета ЕС или путём непосредственной реализации принятых им установлений; члены Комиссии независимы от указаний своих правительств и контролируются Европейским парламентом;

- Совет Европейского союза – один из двух законодательных органов ЕС;

- Европейский совет – орган ЕС, состоящий из глав государств и глав правительств стран, входящих в ЕС, и председателя Европейской Комиссии;

- Суд Европейского союза – орган, рассматривающий претензии государств – членов ЕС друг к другу и принимающий по ним решения, имеющие окончательную силу;

- Европейский центральный банк – центральный банк Евросоюза и зоны евро;

- Европейский парламент – законодательный орган Европейского союза, напрямую избираемый каждые пять лет гражданами государств – членов Союза. Вместе с Советом Европейского союза парламент образует двухпалатную законодательную ветвь власти ЕС.

24 июня 1994 г. между Российской Федерацией и Евросоюзом подписано двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). Соглашение предусматривает развитие партнёрства в самых разных сферах экономической деятельности, создание предпосылок для формирования совместной зоны свободной торговли, а также сотрудничество с целью предотвращения противоправной деятельности, в частности, нелегальной иммиграции, противоправной деятельности в сфере экономики, включая проблемы коррупции, незаконных сделок с различными видами товаров, включая промышленные отходы, подделок, незаконного оборота наркотических и психотропных веществ[7].

С июля 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН (A ssociation of S outh E ast A sian N ations), межправительственной организацией стран Юго-Восточной Азии, в частности, по вопросам мира и безопасности, а также по борьбе с международным терроризмом.

Таким образом, правовую основу международной (коллективной) безопасности формируют декларации, соглашения, иные акты, принимаемые ООН и другими международными организациями, провозглашающие в качестве цели деятельность по поддержанию международной или региональной безопасности. В частности, Россией подписан и ратифицирован пакет актов о сотрудничестве в сфере коллективной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств[8].

Ответственность и санкции.

 

Право становится эффективным, когда его нормы содержат не только гипотезу и диспозицию, но и санкции – меры принудительного воздействия, предусматривающие неблагоприятные (негативные) последствия для субъекта, нарушающего общепринятые нормы поведения.

Теория национальной безопасности различает международно-правовую ответственность субъектов права[14] и ответственность в соответствии с национальным законодательством и соответствующие санкции по этим видам ответственности.

Международно-правовые санкции – это воздействие на страну - нарушителя международного права или её представителей, принуждающее данную страну (её руководство) соблюдать международный закон.

Международные санкции предусмотрены Уставом ООН. Согласно Уставу, уполномоченным органом, устанавливающим существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии является Совет Безопасности ООН.

Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений[15].

Если Совет Безопасности сочтёт, что меры, предусмотренные в статье 41 Устава ООН, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации[16].

Реализуя своё право, Совет Безопасности ООН вводил санкции в отношении Анголы, Афганистана, Гаити, Демократической Республики Конго, Ирака, Ирана, КНДР, Ливана, Ливии, Руанды, Сомали, Судана, Эфиопии, бывшей Югославии (включая Косово), ЮАР, Южной Родезии и других стран. В 2011 году применены санкции против Ливии, которые привели не только к падению режима М. Каддафи, но и физическому уничтожению главы государства.

Государства – члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали и ратифицировали Соглашение о порядке оперативного развёртывания, применения и всестороннего обеспечения коллективных сил быстрого развёртывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР) (г. Минск, 23 июня 2006 г.).

КСБР ЦАР предназначены для участия в отражении военной агрессии, участия в совместных общевойсковых, контртеррористических и специальных операциях, в том числе для своевременного реагирования государствами ЦАР на вызовы, угрозы национальной и региональной безопасности.

 

 

Решение кадровых вопросов.

Конституция РФ, федеральные законы уделяют значительное внимание вопросам государственной кадровой политики. Это имеет под собой серьёзные основания, в том числе связанные с обеспечением безопасности государства, защитой его конституционных основ.

Конституция РФ (статья 81) устанавливает требования к кандидату на должность Президента РФ: Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет, определяет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Близкие требования формулирует Конституция в отношении кандидатов в депутаты Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (статья 97, ч. 1 Конституции РФ).

Согласно статье 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Согласно статье 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

Соответствующие законы РФ формулируют требования к кандидатам на перечисленные выше должности.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» формулирует требования к кандидату на должность Председателя Правительства Российской Федерации: им может быть только граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Аналогичные требования закон предъявляет к заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам[33].

Федеральный закон устанавливает также требования к кандидату на должность высшего должностного лица – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Лишаются права на замещение должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

в) которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предъявлено обвинение в совершении преступления;

г) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и (или) 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию);

д) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

е) отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну[34].

Эти требования – «буква закона». А дух закона таков: лица, замещающие государственные, муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, в том числе командиры Вооружённых Сил Российской Федерации, иных вооружённых формирований системы национальной безопасности, сотрудники правоохранительных органов, должны быть не просто гражданами Российской Федерации, но патриотами России, принимая присягу, действительно соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Государство законами формулирует вполне понятные основания освобождения должностных лиц от занимаемых ими постов. Эти основания могут иметь в том числе и криминальный характер: нарушение законов, превышение должностных полномочий, ущемление прав и свобод личности, уголовное преступление.

Не является исключением из общего правила и высшее должностное лицо – Президент Российской Федерации. Согласно статье 93 Конституции РФ Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации. Основанием для принятия такого решения может служить только выдвинутое Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённое заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Федеральные законы устанавливают основания и процедуры досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации[35], главы муниципального образования и главы местной администрации[36]. В состав этих оснований входят:

- вступления в отношении должностного лица в законную силу обвинительного приговора суда;

- его выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

- утрата им гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- иные основания.

Для высшего должностного лица – руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации такими основаниями также могут быть:

- отрешение его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

- отрешение его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Вопрос 6. Судебная власть

Заключение.

 

Материал, представленный в лекции, позволяет сформулировать главный вывод: в основе функционирования системы национальной безопасности современной России лежат принципы правового, демократического государства.

Россия имеет современную систему права, соответствующую самым высоким международным стандартам.

Россия проявляет приверженность общепризнанным принципам поддержания международного мира и международной безопасности и призывает к неукоснительному соблюдению этих принципов всех без исключения субъектов международного права.

В качестве основополагающих принципов внутренней безопасности Конституция РФ устанавливает разделение ветвей государственной власти и разграничение соответствующих полномочий, признание и защиту местного самоуправления как формы народовластия, стремление государства реализовать социальную функцию через создание необходимых условий, обеспечивающих высокий уровень и надлежащее качество жизни граждан России, обеспечение законности во всех сферах общественного бытия.

В рамках этих принципов осуществляют свои полномочия Президент Российской Федерации, органы законодательной (представительной) власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Созданы все необходимые предпосылки для судебной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо понимать, что Российская Федерация – одно из самых молодых государств мира – несмотря на многовековую свою историю. Правовая система Российской Федерации, включая правовые основы обеспечения национальной безопасности России, формировались всего в течение последних двух десятилетий. Это – очень короткий срок, недостаточный для того, чтобы правовые устои государства «перебродили», обрели необходимую зрелость.

В этой связи понятна критика, подчас звучащая в адрес правовой и организационной основы национальной безопасности России[76], проводимой государством социальной политики[77]. Задача правового государства – знать и учитывать справедливую критику в свой адрес. Задача каждого причастного к обеспечению национальной безопасности, в том числе сотрудника органов внутренних дел – сознавать свой долг перед Отечеством и соответствовать в своих действиях установленным законам требованиям.

Контрольные вопросы для самоподготовки.

 

1. Правовая основа международной (коллективной) безопасности.

2. Принципы международной безопасности ООН.

3. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

4. Правовая основа национальной безопасности РФ.

5. Федеральное законодательство в сфере обороны, обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства.

6. Ответственность и санкции в сфере национальной безопасности.

7. Санкции ООН.

8. Прерогативы Президента РФ в системе национальной безопасности.

9. Гарантии соблюдения Конституции РФ.

10. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

11. Охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

12. Совет Безопасности РФ: состав и правовой статус.

13. Организационная структура Совета Безопасности РФ.

14. Задачи и функции Совет Безопасности РФ.

15. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

16. Государственный совет Российской Федерации: состав и функции.

17. Конституционно-правовая ответственность Президента РФ.

18. Законодательное обеспечение национальной безопасности.

19. Принципы кадрового обеспечения системы органов национальной безопасности.

20. Контрольные функции законодательных (представительных) органов в системе национальной безопасности РФ.

21. Полномочия и функции Правительства РФ в обеспечении национальной безопасности России.

22. Функции федеральных органов исполнительной власти в системе национальной безопасности РФ.

23. Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в системе национальной безопасности РФ.

24. Совет безопасности субъекта Федерации.

25. Органы исполнительной власти субъекта РФ в системе национальной безопасности РФ.

26. Конституционно-правовая ответственность высшего должностного лица субъекта Федерации.

27. Взаимоотношения федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти.

28. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.

29. Местное самоуправление в системе национальной безопасности РФ.

30. Совет безопасности муниципального образования.

31. Судебная власть в системе национальной безопасности РФ.

32. Судебная защита конституционных прав и свобод личности.

33. Преступления против государственности.

34. Преступления против военной службы.

 

 


[1] См.: Русская правда. – в кн.: Кара-Мурза С.Г., Курицын В.М., Чибиряев С.А. История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. – М.: Былина, 2000. – С. 25 – 33.

[2] См.: Устав Организации Объединённых Наций / Подписан Государствами – Учредителями 26 июня 1945 года в г. Сан-Франциско (США) на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации; вступил в силу 24 октября 1945 года

[3] См., например: Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях от 18 ноября 1987 года, резолюция № 42/22; Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области от 5 декабря 1988 года, резолюция № 43/51; - Декларация об установлении фактов Организацией Объединенных Наций в области поддержания международного мира и безопасности от 9 декабря 1991 года, резолюция № 46/59; Декларация о совершенствовании сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности от 9 декабря 1994 года, резолюция № 49/57.

[4] См.: Федоров В.Н. Организация Объединённых Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. – М.: Логос, 2007. – 944 с.

[5] См.: Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. (ред. от 30 августа 2006 г.) – Преамбула.

[6] См.: Устав Организации Договора о коллективной безопасности. – Ст. 11.

[7] См.: Cоглашение «О партнерстве и сотрудничестве» между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 24 июня 1994 г. (вступило в силу 1 декабря 1997 г.).

[8] См., например: Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999; Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности от 07.10.2002 и др.

[9] См., например: Конвенция о защите прав человека и основных свобод; Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней; Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека.

[10] См., например: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительный Протокол к ней.

[11] См., например: Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

[12] См.: Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30.01.2002 № 1-ФКЗ: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ.

[13] См.: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ.

[14] См., например: Международно-правовая ответственность. – В кн.: Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд. – М.: Норма, 2007. – Глава 10.

[15] См.: Устав Организации Объединённых Наций. – Статья 41.

[16] См.: Устав Организации Объединённых Наций. – Статья 42.

[17] См.: Конституция Российской Федерации. – Статья 80, ч. 2.

[18] Там же. – Статья 15, ч. 2.

[19] См.: Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. № 1457.

[20] См.: О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека / Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 1417.

[21] См.: Положение о Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека / Утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2011 г. № 120.

[22] Совет не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания – см. п. 5 Положения о Совете.

[23] См., например: Военная доктрина Российской Федерации / Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146; Доктрина информационной безопасности РФ / Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г.; Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

[24] См., например: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)». 24 февраля 1994 г.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. 30 ноября 2010 г.

[25] См., например: Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29.06. 2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах».

[26] См.: Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. – Статья 13, ч. 1.

[27] См.: Положение об Аппарате Совета Безопасности Российской Федерации / Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590.

 

[28] См.: Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации / Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590.

[29] См.: Положение о Государственном совете Российской Федерации / Утверждено Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602.

[30] См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

[31] См.: Озеров В.А. Итоги работы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности в 2010 году // Документ с официального сайта Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности http://www.council.gov.ru/kom_home/kom_safe/reports/index.html.

[32] См.: Васильев В.А. Отчёт о деятельности Комитета Государственной Думы по безопасности в период работы Государственной Думы пятого созыва /



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.121 с.)