В системе национальной безопасности РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В системе национальной безопасности РФ.



 

Президент Российской Федерации играет исключительную роль в системе национальной безопасности РФ.

Полномочия и обязанности Президента Российской Федерации в системе национальной безопасности РФ устанавливают Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы РФ.

Прерогативы Президента в системе национальной безопасности – это исключительные полномочия, в соответствии с Конституцией РФ исполняемые Президентом РФ лично как главой государства, без права передачи этих полномочий какому бы то ни было иному лицу. Перечень этих полномочий устанавливают Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы.

Согласно Конституции РФ (глава 4) Президент Российской Федерации:

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации;

- утверждает военную доктрину Российской Федерации;

- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

- в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

- ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

- награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Ежегодные послания Президента уточняют цели и задачи государственного управления, внутренней и внешней политики государства на краткосрочную перспективу.

Вступая в должность, Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Принося присягу, Президент тем самым принимает на себя соответствующие обязанности.

Согласно Конституции РФ Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент РФ принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти[17].

Приведённая формулировка даёт концентрированное определение целей и задач национальной безопасности и важнейших, стратегических приоритетов деятельности Президента РФ в этой сфере. Это, во-первых, гарантии соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, – принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности. Третьей важнейшей задачей для Президента Конституция РФ определяет согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

2.1. Гарантии соблюдения Конституции Российской Федерации лежат в основе функционирования правового государства, развития его политической системы и институтов гражданского общества. Эти гарантии воплощают в себе правовую основу реализации принципа законности, в равной степени обязательного для всех: «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»[18]. Законность необходима в первую очередь как гарантия неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Реализуя полномочия в данной сфере, Президент Ельцин Б.Н. своим указом в 1996 г. учреждает Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Согласно утверждённому Положению[19], указанная Комиссия является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Указом Президента В.В. Путина Комиссия по правам человека при Президенте РФ в ноябре 2004 года преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [20].

Президент Д.А. Медведев своим указом от 1 февраля 2011 года преобразует Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Согласно утверждённому Положению[21] основными задачами Совета являются:

а) оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета;

б) содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов;

в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества;

г) систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;

д) организация проведения экспертизы проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества;

ж) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

з) подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

к) участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

л) содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества;

м) анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

н) рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета[22].

Поскольку и данный Совет работает на общественных началах, обеспечение его деятельности осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

Неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, развитие институтов гражданского общества формируют понимаемую в широком смысле общественную безопасность, согласие в обществе. Именно в этом состоит одна из важнейших обязанностей Президента страны как гаранта Конституции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.012 с.)