Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и проблемы европейской безопасности. Поиск оптимальных форм сотрудничества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Утвержденная 12 июля 2008 года президентом Д.А. Медведевым “Концепция внешней политики Российской Федерации” констатировала в этой связи: “Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание по-настоящему открытой, демократической системы общерегиональной коллективной безопасности и сотрудничества, обеспечивающей единство Евро-Атлантического региона – от Ванкувера до Владивостока, не допуская его новой фрагментации и воспроизводства прежних блоковых подходов, инерция которых сохраняется в нынешней европейской архитектуре, сложившейся в эпоху “холодной войны”. Именно на это была направлена российская инициатива заключения Договора о европейской безопасности, старт разработке которого предлагалось дать на общеевропейском саммите”. Прошло уже более 20 лет после окончания «холодной войны» между Западом (США, НАТО) и Востоком (СССР, Варшавский договор), давно нет противостояния стран и народов по идеологическому признаку, нет ни СССР, ни социалистического лагеря, однако в области укрепления мер взаимного доверия и разоружения в Европе сделано ничтожно мало. Несмотря на появление принципиально новых, общих для всех вызовов и угроз нашей цивилизации в лице международного терроризма, техногенных и природных катаклизмов, наркотрафика, ведущие страны Европы упорно цепляются за накопленные ранее арсеналы ракетно-ядерного оружия, с помощью своих заокеанских партнеров модернизируют имеющиеся вооружения, создают новые системы ПРО, расширяют состав и зону оперативной ответственности НАТО. Именно Россия, откликнувшись на предложения новой администрации США о «перезагрузке» двусторонних отношений, выступила с новыми инициативами по реформированию всей системы безопасности в Европе. Одним из «краеугольных камней» российских мирных шагов стало предложение о заключении Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Евро-Атлантический регион мог бы стать своеобразным пилотным проектом в отладке региональной и международной систем безопасности, по крайней мере, для Северного полушария. При положительных результатах этой инициативы, можно было бы создать подобные механизмы и на других континентах с последующей их интеграцией в единую мировую систему коллективной безопасности под эгидой ООН. Резолюция ГА ООН от 16 сентября 2005 г. предусматривает оформление соответствующих соглашений между секретариатами региональных и международных организаций. Резолюция СБ ООН от 17 октября 2005 г. рекомендует региональным организациям улучшать контакты с ООН и проведение консультаций на всех уровнях, а также информировать Совбез о своей деятельности в целях поддержания международного мира и безопасности. Россия предлагает проводить на регулярной основе встречи представителей ЕС, ОБСЕ, НАТО и ОДКБ в рамках Постоянного комитета ООН по координации деятельности региональных организаций. Хотя масштаб ООН не позволяет ей замыкаться только на европейских проблемах, тем не менее, она могла бы стать универсальной дискуссионной площадкой, в т.ч. и для европейских государств. При этом ДЕБ ни в коей мере не претендует на роль дублера СБ ООН. Дальнейшее обсуждение идеи ДЕБ должно идти во всех форматах, связанных с военно-политическим измерением, в т.ч. по линии общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС и Совета Россия-НАТО (СРН), с привлечением широкой общественности, неправительственных организаций, политических фондов, партийных клубов, научно-академических институтов и т.п. Именно поддержка общественного мнения смогла в 70-х гг. прошлого столетия привести к созыву Хельсинкского совещания. В качестве интеллектуального обеспечения инициативы ДЕБ желательна организация международных тематических дискуссий (конференций, «круглых столов», семинаров) на российских площадках с подключением экспертов и НПО РФ, СНГ и дальнего зарубежья. Эти мероприятия могли бы носить регулярный характер, проходить на высоком уровне и обеспечиваться медийным ресурсом. В качестве примера таких площадок можно привести ежегодный международный форум «Валдай» и Мировой политический форум в Ярославле. Понятие «европейская безопасность», как идея, могла бы быть в перспективе распространена и на все постсоветское пространство: «от Владивостока до Ванкувера». Сегодня объективная тенденция к более тесному взаимодействию охватывает все большее число стран, создаются новые и активизируются имеющиеся региональные организации (СНГ, ЕврАзЭС, ОЧЭС, Союз РФ-Беларусь и др.). Совет МИД ОДКБ поддержал идею ДЕБ уже в сентябре 2008 г., а в марте 2010-го проект был одобрен и Советом МИД СНГ. Состоявшаяся в декабре 2010 г. в рамках юбилейного саммита ОБСЕ в Астане встреча руководителей ООН, ОБСЕ, ЕС, СНГ, ОДКБ и НАТО могла бы со временем трансформироваться в более устойчивый формат, включая такие сферы сотрудничества как борьбу с контрабандой оружия, наркотрафиком, экстремизмом и международным терроризмом. Что касается позиции наших западных партнеров по российской инициативе, то они пока выдвигают различные возражения в отношении самой концепции ДЕБ, как юридически обязывающего документа, и отдельных его элементов. Противопоставляются и «альтернативные» нашим, западные идеи ДЕБ, которые больше носят абстрактный характер. Якобы в Европе нет дефицита в различных документах в сфере безопасности, а действующие институты (НАТО и ОБСЕ) неплохо себя зарекомендовали. Серьезной проблемой остается блокирующая позиция Вашингтона. США выражают свою неготовность к «капитальной перестройке» системы европейской безопасности. Они считают проект чересчур амбициозным и не скрывают своих опасений по поводу серьезных возражений со стороны союзников по НАТО и консервативных кругов США. Генеральный секретарь НАТО А.Фог Расмуссен сходу отверг наше предложение. Румыния квалифицировала присутствие российских миротворцев в зоне молдавско-приднестровского конфликта как «угрозу своей национальной безопасности» и резко дистанцировалась от обсуждения ДЕБ. Несколько более дипломатично высказалась по этому поводу представитель ЕС К.Эштон: «Евросоюз поддержит любую идею, которая повысит его безопасность». Однако одновременно из штаб-квартиры ЕС прозвучали требования к РФ урегулировать все затяжные локальные конфликты на постсоветском пространстве, прежде чем дальше обсуждать проект ДЕБ. Данные обстоятельства не только отодвигают на задний план российскую инициативу по Договору, но и существенно сужают коридор возможностей для превращения Совета Россия-НАТО в настоящий рабочий орган для принятия совместных решений по проблемам безопасности в Европе. Несмотря на явно обструкционистскую позицию Запада по отношению к идее ДЕБ, Россия намерена всячески продвигать эту инициативу и в дальнейшем. А пока мы не отказываемся от любых других форматов и форм двустороннего и многостороннего сотрудничества с ЕС, в частности, в области кризисного урегулирования и постконфликтного восстановления. Положительный опыт совместных действий в Чаде/ЦАР и в ходе операции «Атланта» в Аденском заливе на деле показали, что Россия может успешно решать миротворческие задачи на европейском уровне. К сожалению, дальнейшее взаимодействие со структурами ЕС наталкивается на сопротивление брюссельской бюрократии, исторических фобий, несогласованности позиций стран-членов ЕС в отношении политики на российском направлении. Пока похоже на то, что Запад склонен использовать обсуждение идеи ДЕБ лишь для разменов и увязок в широком геополитическом контексте (США и НАТО – для втягивания РФ в Афганистан, размещения своей военной инфраструктуры в Центральной Азии или давления на Иран, ЕС – для усиления своих позиций на постсоветском пространстве). Дальнейшее продвижение российских инициатив по заключению ДЕБ зависит от ряда объективных и субъективных факторов: внутри и внешнеполитической конъюнктуры, общего психологического климата, готовности западных партнеров к реформированию традиционных структур региональной безопасности и налаживанию более тесного сотрудничества с Россией, характера интеграционных процессов на постсоветском пространстве, социально-экономического развития, нарастания новых вызовов и угроз европейской цивилизации. Желательно, чтобы ДЕБ в окончательной редакции сохранил свою военно-политическую направленность в вопросах региональной безопасности, а также характер юридически обязывающего документа. Только в этом случае он может восстановить доверие к институту международного права, придаст новый импульс урегулированию локальных конфликтов и разоруженческому процессу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.135.82 (0.007 с.) |