Отношения России с Израилем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношения России с Израилем.



Краткая история:

Ещё в 1947 году СССР принял решение поддержать план раздела Палестины с целью противостояния политики Великобритании. Коммунистическое руководство СССР рассчитывало на дружественные отношения с руководством Израиля, возглавляемое социалистическими лидерами. СССР признал Израиль сразу после провозглашения и установил с ним дипломатические отношения.

Однако Израиль не проводил просоветскую политику, а стал ориентироваться на Запад и США. При этом, СССР поддерживал ряд арабских государств, враждебно настроенных к Израилю.

29 декабря 1955 года на сессии Верховного Совета СССР Никита Хрущёв заявил, что «заслуживающими осуждения являются действия Государства Израиль, которое с первых дней существования начало угрожать своим соседям, проводить по отношению к ним недружелюбную политику».

10 июня 1967 года дипотношения были разорваны по инициативе СССР в связи с началом Шестидневной войны.

Дипломатические отношения между Израилем и СССР были восстановлены 18 октября 1991 года.

Экономический оборот между Россией и Израилем составил 2 млрд. 800 тысяч долларов за 2010. Пик развития торговых и дипломатических отношений между двумя странами пришелся на 2008 год, когда был отменен визовый режим, и сейчас Израиль рассматривает Россию как партнера и готов к сотрудничеству во всех сферах. Имеет место активное сотрудничество израильских и российских компаний во многих сферах - электроника, медицинское оборудование, фармакология и др. Израиль заинтересован в российских специалистах по строительству железных дорог, в газовой сфере и сфере туризма.

Экономическое сотрудничество с аравийскими странами. Общий объем товарооборота России с государствами Аравийского полуострова пока остается незначительным. Россия заинтересована в стимулировании двустороннего торгового обмена, развитии инвестиционных проектов, установлении сотрудничества между предпринимательскими структурами. И в политическом диалоге, и в двусторонних торгово-экономических, культурных связях Россия находится пока в начале пути, прилагая усилия для того, чтобы от заявлений о намерениях перейти к практическим конкретным делам.

Происходящие сегодня на Ближнем Востоке процессы объективно ставят регион в центр мировой политики и оказывают все возрастающее влияние на общую ситуацию в мире, во многом определяя взаимоотношения США, Европы и России в XXI веке. Действительно, политическая ситуация на Ближнем Востоке отличается значительной подвижностью, многоуровневой комплексностью и слабой предсказуемостью развития дальнейших событий. А складывающиеся сегодня тенденции, которым, очевидно, суждено в будущем определять развитие региона, имеют зачастую разновекторную направленность и различную скорость протекания. При этом «проблемный пакет» региона отнюдь не исчерпывается арабо-израильским конфликтом, хотя он и оказывает самое непосредственное воздействие на все составляющие «конфликтного потенциала» Ближнего Востока. Речь идет, прежде всего, о тесной взаимосвязи проблемы смены властных поколений с эффективностью экономических реформ и демократических преобразований на Ближнем Востоке.

И если в ближайшие годы Ближний Восток будет продолжать находиться в центре международных усилий по установлению новой системы международных отношений, то тем самым регион в значительной степени станет определять основные направления развития мировой политики. Данное обстоятельство, несомненно, будет влиять и на рост интереса к региону со стороны российской общественности, а также поставит новые требования перед наукой и политическими организациями России, занимающимися ее связями с международным окружением. Центральное значение Ближнего Востока как сцены международной политики означает потребность в большей компетентности кадров внешнеполитических институтов государства в отношении стране Ближнего Востока.

Это важно еще и потому, что формирующиеся на Ближнем Востоке новые геополитические реалии и тлеющие в регионе конфликты непосредственным образом затрагивают национальные интересы России, в том числе на Кавказе и в Средней Азии. Сохраняется и значение ближневосточного региона для России в качестве одного из основных источников энергоресурсов, важнейшего узла пересечения мировых коммуникаций, емкого рынка сбыта товаров. Поэтому проблема нахождения гармоничного сочетания западного и восточного направлений российской внешней политики, с точки зрения укрепления авторитета России на международной арене и стабилизации социально-экономической ситуации в стране становится крайне актуальной.

Все противоречивые и разноуровневые моменты и факторы, формирующие сегодня ситуацию на Ближнем Востоке, тесно связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Однако, несомненно, наиболее острой проблемой в регионе, определявшей и определяющей в той или иной степени характер остальных противоречий, являлось арабо-израильское противостояние. Хотя, по большому счету, знак равенства между арабо-израильским конфликтом и положением на Ближнем Востоке ставить не корректно, так как происходившие в регионе политические процессы были более сложными и разнообразными, тем не менее именно противостояние и противоборство между евреями и арабами в определяющей степени создавало то, что принято считать положением на Ближнем Востоке. В частности, в докладах ООН под положением на Ближнем Востоке подразумевалось, в первую очередь, состояние отношений между арабскими странами и Израилем. Арабо-израильский конфликт в документах ООН принято разделять на три составляющих: палестино-израильское направление, ливано-израильское направление и сирийско-израильское направление. А во всем этом многообразии составлявших их событий, если иметь в виду именно Ближний Восток, центральной являлась нередко остававшаяся в тени проблема арабских палестинцев, лишенных своего государства.

Основная идея: Россия активно пытается содействовать миру в регионе в формате «четверки» (США, Россия, ООН, ЕС)

“Дорожная карта”. В 2003 года Совет Безопасности ООН в резолюции 1515 утвердил в качестве программы мирного урегулирования на Ближнем Востоке «Дорожную карту», разработанную США в рамках «четверки» (США, Россия, ООН, ЕС), которая в конечном итоге, должна было привести к окончательному и взаимоприемлемому разрешению арабо-израильского конфликта в регионе.

В заявлении «четверки» от 4 мая 2004 года подчеркивалось:

а) осуждая непрекращающиеся акты террора в отношении Израиля;

б) призывая Палестинскую администрацию незамедлительно принять меры против террористических групп и лиц;

в) признавая законное право Израиля на самооборону (на основе соблюдения международного гуманитарного права);

г) она вместе с тем полагает, что правительство Израиля должно предпринять все возможные шаги по облегчению бедственного гуманитарного и экономического положения палестинского народа.

Речь, таким образом, шла в первую очередь о гуманитарных принципах:

- расширении свободы передвижения людей и товаров как внутри Западного берега и Газы, так и за их пределами;

- ликвидации контрольно-пропускных пунктов;

- прекращении строительства разделительной стены;

- недопущении гибели мирных жителей.

20 сентября 2005 года «четверка» провела встречу для обсуждения результатов и последствий ухода Израиля с некоторых оккупированных территорий и перспектив продвижения к миру на Ближнем Востоке. В опубликованном ею заявлении приветствовалось успешное завершение израильского ухода из сектора Газы и северных районов Западного берега реки Иордан. В нем подчеркивалось, что возникли условия для возобновления усилий по выполнению «Дорожной карты». Обращаясь к Израилю, «четверка» «настоятельно призывала» его к ослаблению системы ограничений передвижения на Западном берегу реки Иордан с учетом потребностей Израиля в сфере безопасности. В документе было сказано, что хотя в районах, подпадающих под план размежевания, по вопросу о еврейских поселениях Израиль даже вышел за рамки своих обязательств по первому этапу «Дорожной карты», однако рост их числа и расширение должно прекратиться повсеместно, а незаконные поселенческие форпосты должны быть ликвидированы.

Отношения России и Сирии.

Сирийско-израильское направление ближневосточного урегулирования. Улучшение положения на Ближнем Востоке невозможно без урегулирования отношений Израиля с Сирией и Ливаном. Только после этого можно будет говорить о безопасности и стабильности во всем регионе. В свою очередь, Сирия и Ливан не согласны нормализовать отношения с Израилем без разрешения палестино-израильского конфликта.

Сирия по праву имеет сегодня статус региональной державы на Арабском Востоке и оказывает все возрастающее влияние на ход важнейших процессов в регионе. Сегодняшняя Сирия переживает переходный период в своей новейшей истории. Происходящие в Сирии процессы имеют, конечно, свою специфику, но в то же время могут служить региональной моделью реформ в условиях смены правящих элит и внешней нестабильности. В ряду других стран Арабского Востока Сирия по многим показателям более восприимчива к демократическим преобразованиям, чем другие государства Ближнего Востока.

По наиболее острым проблемам региона позиции России и Сирии во многом совпадают. Как и Россия, Сирия поддерживала решение иракской проблемы мирным путем и заинтересована в скорейшей нормализации обстановки в Ираке. Исходя из интересов стабилизации региона и придания импульса своим реформам, сирийское руководство продолжает искать справедливое и всеобъемлющее решение ближневосточного конфликта. В этой связи Сирия поддерживает усилия России и других членов «квартета» по реализации положений «дорожной карты», которые также предусматривают продвижение на сирийско-ливанском направлении ближневосточного урегулирования. Дамаск полагает, что всеобъемлющий и прочный мир в регионе может быть достигнут только в ходе многосторонних переговоров при активном участии России в качестве коспонсора, а не наблюдателя ближневосточного мирного процесса. В этой связи, развитие двусторонних российско-сирийских отношений и, соответственно, повышение роли России в миротворческом процессе на Ближнем Востоке способны придать ему дополнительный импульс и наполнить новым содержанием роль основных региональных участников конфликта в его разрешении. Восстановление в полном объеме сотрудничества Сирии и России при активной внешнеполитической роли России на Ближнем Востоке способны сыграть позитивную роль в обеспечении баланса сил и интересов в регионе, способствовать успешному разрешению острых региональных проблем. Тем более, что позиции Москвы и большинства арабских стран по ключевым вопросам развития политической ситуации в регионе в целом совпадают.

Осложнение обстановки вокруг Сирии после войны в Ираке и пробуксовка мирного ближневосточного процесса повышают значимость для сирийского руководства усиления российского присутствия на Ближнем Востоке. При этом Сирия не стремится к заключению военных союзов с ведущими мировыми державами, но хочет сбалансировать отношения с ними в интересах укрепления своих позиций в регионе и реализации своего нового внешнеполитического курса и стратегии национальной безопасности. Россия как член СБ ООН и клуба ведущих мировых индустриальных стран может оказать существенную помощь Сирии в выстраивании равноправных взаимоотношений с ее региональными и международными партнерами.

Сирия всегда рассматривала контроль над Ливаном с его неустойчивой системой власти как ключевой фактор обеспечения собственной национальной безопасности. Жесткая реакция Соединенных Штатов на убийство главы правительства Ливана Рафика Харири вынудили Сирию вывести в конце апреля 2005 года свои войска из Ливана, которые находились в этой стране последние 29 лет. Израиль, США и другие западные страны обвиняют Сирию в поддержке деятельности таких террористических организаций, как «ХАМАС», «Исламский джихад», «Хезбалла», другие радикальные палестинские организации. Поэтому их основным требованием к Сирии остается прекращение поддержки деятельности террористических организаций на ближнем Востоке и в первую очередь “Хезбаллы”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.37.128 (0.017 с.)