БРИКС как претендент на статус центра силы глобальной политической системы 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

БРИКС как претендент на статус центра силы глобальной политической системы



Ближе к концу ХХ века, когда США стали претендовать на роль лидера во всех сферах мирового развития, страны третьего мира осознали необходимость объединения с целью создать противовес Западу. Это было вызвано пренебрежительным отношением государств Запада к более слабым государствам, которое выражалось в заключении невыгодных торгово-экономических договоров, отказе в доступе к инновационным технологиям. Все это в значительной степени задерживало развитие стран третьего мира, создавая еще большую пропасть между развитыми государствами и более слабыми, ставя первых в более зависимое положение.

Ситуация начала меняться во второй половине 1990-х годов, когда стали проявляться первые попытки объединения крупных государств. В начале 1990-х годов, в период расширения НАТО на восток, была впервые озвучена идея о стратегическом партнерстве трех крупных стран: России, Индии и Китая[37]. Идея о создании интеграционного проекта не вызвала энтузиазма, поскольку отношения между этими государствами были весьма непростыми. Однако, все понимали, что противостоять гегемонии США поодиночке невозможно, и идея о создании интеграционных объединений с участием развивающихся стран более не казалась неосуществимой. Ученые и политики стали проводить исследование проблем сотрудничества России, Индии и Китая в различных областях деятельности с целью найти точки взаимодействия государств и возможности решения существующих проблем. Укрепление связей и постоянное взаимодействие трех государств, а позже и присоединившейся к ним Бразилии, послужили предпосылками образования новой интеграционной структуры.

Впервые, аббревиатура БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) появилась в 2001 году. Британский аналитик Джим О`Нилл проанализировал экономические показатели развитых и развивающихся государств и основываясь на них выявил четверку сильнейших в экономическом плане развивающихся государств: Россию, Индию, Китай и Бразилию. Создавая такое понятие, автор руководствовался экономическим потенциалом стран и перспектив, ожидающих их в будущем. Однако, никто и предположить не мог, что «четыре страны попытаются наладить координацию между собой, а тем более создадут некий экономический блок или даже экономический союз» [38]. Если в первой половине 2000-х годов работа велась на двустороннем уровне, то во второй государства уже перешли к взаимодействию друг с другом в формате «четверки». Государства ориентировались на развитие дипломатических и экономических связей.

В сентябре 2006 года, во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке, состоялась встреча министров иностранных дел четырех государств, где были озвучены декларативные ноты внешнеполитических ведомств в отношении БРИК. Принято считать, что именно с этого момента началось налаживание политических связей между странами. Первая встреча глав государств стран БРИК состоялась в том же 2006 году в Японии, после саммита «Большой восьмерки». На этой встрече приняли участие Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва Президент России Дмитрий Медведев, Премьер-министр Индии Манмохан Сингх, Председатель КНР Ху Цзиньтао. Главы государств договорились о следующей встрече. После встречи в Японии, министры финансов БРИК встречались в Сан-Паулу в 2008 году, в Лондоне в 2009 и в мае 2009 года прошла встреча Президента России Д. М. Медведева с представителями Бразилии, Индии и Китая, отвечающими за вопросы безопасности. Контакты, происходившие между главами государств представителей стран БРИК, послужили почвой для дальнейшего сотрудничества. Особое внимание уделялось сотрудничеству в области экономики, торговли и инвестиций.

Первый саммит БРИК состоялся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. На встрече главы государств обсудили текущую ситуацию в глобальной экономике и проблемы мирового развития, сделали совместное заявление и определили дату следующего саммита[39]. Также главами государств было сделано совместное заявление по глобальной продовольственной безопасности. В заявлении говорится о том, что преодолеть продовольственный кризис возможно с помощью комплексных мер и участия всех государств и международных объединений[40]. Позиции государств совпадали по многим вопросам, что позволило им договориться об отстаивании своих позиций, основанных на принципах равноправия, многополярности и приоритета международного права.

Второй саммит глав государств БРИК прошел 15-16 апреля 2010 года в столице Бразилии. Помимо глав государств стран БРИК на саммите присутствовал президент Южно-африканской Республики Джейкоб Зума и министр иностранных дел Палестины Рияд аль-Малики. Главами государств были подписаны межгосударственные договоры и ряд документов. Меморандум о сотрудничестве финансовых институтов БРИК был подписан руководителями банков стран БРИК. Документ предусматривал создание механизмов для взаимодействия финансовых институтов стран и является первым практическим документом, направленным на создание эффективной инфраструктуры для обеспечения многостороннего экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества. Также обсуждались вопросы о преодолении последствий экономического кризиса, проблемы по поводу ядерной программы Ирана и дальнейшее развитие БРИК[41].

На саммите G20, проходившего 12 ноября 2010 в Сеуле, президент ЮАР выразил желание присоединиться к странам БРИК. Позже Д. М. Медведев и премьер министр Индии одобрили идею о включении в число БРИК. 24 декабря 2010 года государства-члены БРИКС пригласили ЮАР стать полноправным членом БРИК. С присоединением ЮАР 18 февраля 2011 года, объединение стало носить название БРИКС. С этого момента БРИКС уже нельзя было назвать сугубо экономическим блоком.

Третий саммит БРИКС прошел в китайском городе Санья 13-14 апреля 2011 года. На саммите ЮАР официально была включена в состав БРИКС. Главами государств обсуждались как вопросы экономического так и политического сотрудничества. Страны БРИКС обсудили вопрос о присоединении России к ВТО и высказались за реформу ООН. Руководители государств подписали совместную декларацию, в которой были отображены основные планы государств на следующий год и сформированы основные направления мировой политики. На этом саммите впервые прозвучала идея об экономическом взаимодействии стран с использованием национальных валют и создании всемирного банка развития. Это предполагало постепенный отказ от евро и доллара и переход на национальные валюты. Идея и способы ее реализации обсуждались и на четвертом саммите БРИКС в Нью-Дели. Д.М. Медведев заявил о том, что происходит «постепенная трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики» [42].

Пятый саммит БРИКС, проходивший в ЮАР, был посвящен сотрудничеству БРИКС и Африки. Главы государств БРИКС встретились с главами африканских государств. В ходе встречи страны БРИКС продемонстрировали готовность к содействию повышению роли африканских государств на международной арене.

На шестом саммите БРИКС в Бразилии произошло значимое событие. Главами государств было подписано соглашение о создании нового Банка развития. Деятельность банка, в основном, будет направлена на реализацию инфраструктурных проектов в странах БРИКС и оказание помощи государствам, чьи экономики пострадали от денежно-кредитной политики Соединенных Штатов. Начало работы банка было запланировано на 2015-2016 г [43].

На седьмом саммите БРИКС, проходившем в Уфе, присутствовали не только главы государств БРИКС, но также главы еще десяти государств, часть из которых прибыла в Уфу на проходивший в то же время саммит ШОС. Самым важным итогом саммита стало создание нового Банка развития. В ходе саммита главы государств обсудили возможность реализации проекта экономической зоны Шелкового пути и поиск путей взаимодействия государств в рамках Евразийского экономического союза.

Большинство российских аналитиков схожи во мнении, что БРИКС в XXI веке будет играть важную геополитическую роль. Сегодня БРИКС уже играет значительную роль в процессе формирования нового многополярного мира. БРИКС, будучи площадкой взаимодействия пяти крупных развивающихся государств, является инструментом построения многополярного мира.

На Западе нередко недооценивают возможности БРИКС, указывая на проблемы взаимодействия пяти государств, отсутствие четких перспектив институционализации и отсталость по технологическим и финансовым показателям[44]. Однако американское руководство не раз давало понять, что видит в группировке растущего конкурента[45]. Что касается Европейского союза, то ЕС не недооценивает возможности группировки. Об этом отчетливо свидетельствует Доклад комитета по международным делам Европарламенту «О внешней политике ЕС по отношению к БРИКС и другим нарождающимся державам: цели и стратегии»[46]. Однако ЕС сотрудничеству с объединением предпочитает развитие двусторонних отношений с каждым членом БРИКС. Да и у стран-членов БРИКС ЕС находится в числе ведущих торговых партнеров. С одной стороны, принимая во внимание кризисную ситуацию в ЕС, страны БРИКС пытаются формировать и следовать собственной позиции. С другой, каждая из стран БРИКС активно взаимодействует с США и ЕС, и, соответственно, не могут вырабатывать совместную политику, которая бы вызвала недовольство Запада. Это значительно ограничивает свободу действий БРИКС.

БРИКС – это объединение государств нового формата и вполне может стать инструментом многополярной дипломатии и вести свои государства в правильном направлении, дав им возможность стать ведущими акторами мировой политики. БРИКС обладает значительными ресурсами, определяющими геополитические, геоэкономические и геостратегические позиции объединения.

Во-первых, страны БРИКС располагают огромным экономическим, демографическим потенциалом, а также значительными природными ресурсами. Вместе пять государств занимают 26% площади мировой суши. Вместе с присоединением Южно-африканской Республики население стран БРИКС увеличилось более чем на 1 миллиард человек. Сегодня в них проживает 42% всего населения мира. Таким образом вырабатывая единую позицию и принимая совместное решение, страны БРИКС выражают волю более 40% населения мира. Их совокупный ВВП составляет более 27% мирового ВВП[47]. Государства БРИКС развиваются большими темпами. Об этом говорят следующие показатели: суммарный объем ВВП стран БРИКС еще в 2001 году составлял 3 трлн. долларов (8% мирового ВВП), а уже в 2011 году составлял 13,6 трлн. долларов (20% мирового ВВП) [48].

Во-вторых, Россия, Индия и Китай - члены Ядерного клуба, а также Россия и Китай являются постоянными членами Совета Безопасности ООН.

В-третьих, государства-члены БРИКС занимают выгодное положение в системе международного разделения труда. Бразилия производит сельскохозяйственную продукцию, Россия обладает крупнейшими запасами минеральных ресурсов и является энергетической сверхдержавой, Индия и Китай обладают значительными трудовыми и интеллектуальными ресурсами, ЮАР обладает разнообразными природными ресурсами. Таким образом страны БРИКС задействованы в основных направлениях мирового хозяйства: сырье (Россия), сельскохозяйственный сектор (Бразилия), промышленное производство (Китай), высокие технологии (Индия).

В-четвертых, согласно многочисленным прогнозам, Всемирного банка в том числе, БРИКС имеют огромный экономический потенциал. Согласно данным, к 2050 году совокупный ВВП стран-членов БРИКС превысит ВВП Соединенных Штатов более чем в 4 раза.

В-пятых, согласованные действия и копромиссные уступки стран-членов БРИКС позволяют ей достигать значительных результатов. Например, значимым достижением был успех БРИК в перераспределении квот Международного валютного фонда в 2009 году. В результате все страны БРИКС вошли в десятку государств с наибольшими квотами МВФ[49].

Таким образом, страны-члены БРИКС обладают экономическим и ресурсным потенциалом, способным перерасти в потенциал политический и составить конкуренцию странам Запада.

Страны группировки, несомненно, имеют общие цели. Они заинтересованы в скорейшем выходе из кризиса мировой экономики, реформе международной финансовой системы и налаживании финансового взаимодействия. Также государства заинтересованы в сотрудничестве в сфере продовольственной и энергетической безопасности. Государства стремятся уменьшить зависимость как своих национальных экономик, так и экономик развивающихся стран от финансовой системы Запада путем создания независимых финансовых образований.

Однако у каждой из пяти стран есть свои интересы, которые они стремятся реализовать в рамках БРИКС. Бразилия заинтересована в развитии связей с Россией в сфере освоения космоса, а также в реализации совместных проектов, нацеленных на улучшение инфраструктуры. Индия стремится к сотрудничеству с Россией в области энергетики, в том числе и атомной. Также, не на последнем месте, заинтересованность Индии в сотрудничестве в области освоения космоса. Индия и Бразилия также заинтересованы в повышении своих позиций в Совете Безопасности ООН, и надеются на поддержку России в данном вопросе. Сама же Россия имеет политический интерес, в частности установление коллективного лидерства ведущих государств[50]. Россия заинтересована в военно-техническом сотрудничестве и расчитывает на поддержку партнеров по ряду политических вопросов. Интересы Китая совпадают с интересами России. ЮАР заинтересована в сотрудничестве с государствами в сфере высоких технологий и освоения космического пространства. В целом, государства-члены БРИКС заинтересованы в двустороннем сотрудничестве.

Есть ряд факторов, которые препятствуют эффективной деятельности БРИКС. Один из факторов – это большой разрыв в экономических показателях государств. Высокие темпы роста национальных экономик стран обусловлены, в первую очередь, изначальными низкими показателями.

Взаимодействие в рамках БРИКС не является приоритетным ни для одного государства. Все государства участвуют и в других геополитических проектах, некоторые из которых более приоритетны чем БРИКС. Большее взаимодействие России и Китая наблюдается в рамках ШОС. Бразилия является лидером объединения МЕРКОСУР. ЮАР инициировал создание Южно-африканского таможенного союза, и является активным его участником. Бразилия, Индия, Китай и ЮАР вместе с Мексикой активно взаимодействуют в рамках G5.

Разнонаправленность экономик БРИКС является как ее плюсом, так и минусом. Экономики государств БРИКС не являются взаимодополняющими, поскольку каждое государство преследует свои интересы. Так, например, Россия и Бразилия, будучи поставщиками сырьевой продукции, стремятся продать эту продукцию по более высокой цене. В то же время, Китай и Индия, будучи импортерами сырья, хотят купить продукцию по более низкой цене[51].

Многие аналитики утверждают, что несмотря на наличие общих целей и интересов, между государствами отсутствуют прочные связи, так как их не связывает ни общая культура, ни цивилизация, ни история.

Страны-члены БРИКС реализовывают свою экономическую политику ориентируясь на основных экономических партнеров, в частности США и ЕС. А в рамках БРИКС государства лишь сверяют свои позиции по наиболее острым вопросам. Документы, принимаемые БРИКС не носят обязательный характер, а потому не вносят значимых изменений в отношения между государствами.

Многие эксперты уверены в несостоятельности БРИКС как инструмента взаимодействия пяти крупных развивающихся госудраств. Они обосновывают это большой разницей в экономическом, научно-техническом и социальном развитии.

БРИКС сегодня не может претендовать на статус силы глобальной политической системы ввиду наличия ряда проблем.

Во-первых, неясен правовой статус БРИКС. Непонятно, то ли это неформальное объединение, то ли клуб.

Во-вторых, отсутствие или недостаточная согласованность в действиях стран БРИКС (Д.М. Медеведев отмечал, что было бы лучше, если бы государства «предварительно договаривались о чем-то и на «двадцатку» выходили с консолидированной позицией»[52]).

Третьей проблемой являются большие различия в политических, экономических, социальных, цивилизационных моделях.

В-четвертых, латентные конфликты между странами-членами БРИКС играют не последнюю роль в развитии взаимоотношений между государствами (например, пограничный конфликт между Китаем и Индией).

В-пятых, несмотря на схожие позиции государств в рамках БРИКС, за ее пределами существует серьезная геополитическая конкуренция. Китай конкурирует с Россией за влияние в Центральной Азии, а с Индией за влияние в Южной и Юговосточной Азии.

Шестой проблемой является географическая удаленность государств друг от друга, а также самодостаточность государств.

Ну и седьмой проблемой является отсутствие единых военно-стратегических целей. Это значительно осложняет сотрудничество в сфере безопасности.

Однако все это не означает, что БРИКС можно вычеркивать из группы претендентов на статус центра силы. Появление данного объединения было обусловлено происходящими в мире политическими и экономическими процессами. Что касается цивилизационных различий и конкуренции на мировых рынках, то на эту, казалось бы, проблему можно взглянуть и с другой стороны. Профессор Г. Д. Толорая отмечает способность стран БРИКС внести новую идеологию в международные отношения[53]. Причиной неопределенного правового статуса БРИКС может быть новый формат объединения, с которым мировому сообществу не приходилось сталкиваться ранее. Сегодня БРИКС можно назвать «глобальным форумом партнерского диалога и сотрудничества ведущих государств» [54]. Именно такое равноправное сотрудничество государств способно привести к повышению их роли в мировой политике и экономике.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.01 с.)