Воздействие международных организаций на мировой правопорядок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздействие международных организаций на мировой правопорядок



Возросшая роль международных организаций в международных отношениях в определенной степени обусловлена их влиянием на мировой правопорядок.

Несмотря на то, что в международном праве пока отсутствуют общие нормы, определяющие деятельность международных организаций, они оказывают заметное влияние на процессы сближения, гармонизации и унификации национальных законодательств. Таким образом они способствуют формированию региональных, а затем и универсальных правовых норм. Международные организации издают модельные акты и проекты, проводят экспертизы, согласовывают и издают проекты нормативных актов с целью внесения изменений во внутренние законодательства государств-членов.

Международные организации можно назвать субъектами международного права, несмотря на то, что по сей день ведутся дискуссии по этому поводу. По мнению профессора В.Л. Толстых, субъект международного права – это образование, способное участвовать в международных отношениях и осуществлять нормотворческую деятельность[10]. Основным признаком правоспособности является способность заключать международные договоры. Венская конвенция 1986 года подтверждает право международных организаций заключать международные договоры. Это подтверждает и профессор М.М.Бирюков, говоря, что «международная правосубъектность означает право заключать международные договоры с третьими государствами и международными организациями, поддерживать с ними дипломатические отношения»[11]. Таким образом, международные организации можно назвать субъектами международного права. Однако они являются вторичными субъектами, основными остаются государства. Именно они наделяют МПО правосубъектностью. Правосубъектность международных организаций отличается от правосубъектности государств. Если международная правосубъектность государств основывается на их суверенитете, то основанием правосубъектности МПО является учредительный акт, который устанавливает границы в рамках которых МПО осуществляют свою деятельность.

В качестве основных источников права международных организаций можно выделить:

- Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;

- Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.;

- соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др[12].

Государства наделяют международные организации правоспособностью, исходя из целей и задач, которые они намерены на нее возложить. От сложности, специфики и многочисленности задач зависит объем международной правосубъектности, которым государства могут наделить МПО. Например, на ООН возложен ряд сложных и ответственных задач в области политического, экономического, культурного сотрудничества, в сфере поддержания мира и безопасности. Именно поэтому ООН наделена объемной компетенцией, которой другие организации не обладают.

Значительно большее влияние на мировой правопорядок оказывают международные межправительственные организации, ввиду того, что в их работе задействованы государства, а не юридические и физические лица как в МНПО. Прежде всего это касается интеграционных объединений. Это обусловлено тем, что интеграционные объединения наделены большими полномочиями и зачастую вносят новшества в международную правовую систему, смелы в правовых экспериментах и используют правовые нормы и применяют их по-своему. Этим самым они вносят вклад в формирование общих региональных норм и принципов и способствуют их дальнейшему закреплению в международной правовой практике. К примеру, на сегодняшний день нормы и принципы Европейской энергетической хартии 1990 г. и Договора к Европейской энергетической хартии 1994 г., разработанные Европейским сообществом, приняты 49 государствами Евразии. А Совет Европы с 1949 по 1996 год принял 160 конвенций, которые заменили десятки тысяч двусторонних межгосударственных соглашений[13]. Евросообществом ежегодно принимаются тысячи таких конвенций.

Наиболее активные процессы унификации наблюдаются в международном экономическом праве[14], праве международной торговли и инвестиций. Интеграционные объединения способствуют внедрению таких принципов, как рыночная экономика, конкурентность, свобода инвестиций, недискриминация, открытость. Они направлены на отмену протекционистской политики государств. Например, вступление в таможенные союзы, зоны свободной торговли, интеграционные союзы позволило странам Европы, Африки, Латинской Америки перейти на общие рыночные правила. Ранее закрытые и протекционистские государства Европы (Румыния, Греция, Ирландия, Венгрия и др.) вступив в ЕС присоединились к единой системе интеграционных правил международного торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества.

МПО реализуют свою правоспособность активно участвуя в международном правотворчестве[15]. Согласно российскому ученому К. Бекяшеву МПО осуществляют правотворческую деятельность, создавая новые нормы, которые затем совершенствуются и принимаются или же отменяются[16]. Правовой основой нормотворческой деятельности МПО является ее учредительный акт, согласно положениям которого, организация уже встроена в процессы регионального правотворчества[17]. МПО осуществляют правотворческую деятельность путем заключения международных соглашений, созданием внутреннего права организации и осуществляя внешнюю регламентацию. Государства оставаясь доминирующими субъектами международного права могут придать образованным организациям право на законодательную инициативу. Такое право предоставлено высшим органам ЕС, где Еврокомиссия является главным инициатором правовых актов. Такие акты международных межправительственных организаций называют «резолюцией межправительственных организаций»[18]. Одной из функций таких резолюций является формирование определенного поведения у участников международных отношений[19].

Интеграционные объединения правомочны осуществлять и правоприменительную деятельность, как это делает Еврокомиссия. Однако не все интеграционные структуры так же правоспособны как ЕС. Например, в рамках СНГ «нет специального механизма контроля за реализацией государствами-участниками Содружества принятых ими договоров и соглашений. Отсутствуют и меры принуждения к использованию таких актов»[20]. Государства-члены вправе сами решать рассматривать ли договор в качестве основы для разработки национального закона или же подготовить нормативно-правовой акт самостоятельно. Степень воздействия актов международных организаций на национальные правовые системы зависит от государств-учредителей[21].

Стоит учитывать, что «независимость государства в международных отношениях проявляется, в частности, в том, что обязательной для данного государства международно-правовой нормой может стать лишь такое правило поведения, в отношении которого имеется на то прямое его согласие; никакое другое государство либо группа государств не могут предписывать в одностороннем порядке данному государству нормы его поведения в международных отношениях»[22]. Однако, государства, вступая в интеграционное объединение вынуждены согласовывать свое внутреннее законодательство с актами организации.

«Мягкое право» также играет роль в унификации правовых принципов и норм. Такое право не имеет обязательной юридической силы и носит лишь рекомендательный характер. Тем не менее они влияют на общественное мнение и создают некую основу для формирования норм международного права в будущем. «Мягкое право» имея большое политическое значение, также становится регулятором межгосударственных отношений.

Активны попытки возвысить нормы интеграционного права над конституционными. Например, до вступления в ЕС Ирландия четко разделяла международное и внутреннее право. Согласно Конституции Ирландии «никакое международное соглашение не должно быть частью внутреннего закона государства, если иное не определено парламентом»[23]. Однако интеграционные нормы ЕС требовали открытости национального права и ослабления столь жесткой позиции. Для вступления в ЕС Ирландия внесла поправки в свою Конституцию, чтобы ее положения не препятствовали применению в Ирландии права ЕС и адаптации национального права к требованиям интеграционного. Таким образом сразу несколько норм Европейского права было внесено в Конституцию государства.

Влияние правовых актов международных организаций распространяется не только на конституционное право государства, но также на обычное отраслевое (административное, налоговое, таможенное и др.). Например, ЕС может осуществлять исполнительно-оперативную деятельность и беспрепятственно вмешиваться во внутренние административно-правовые дела государств-членов.

Таким образом, международные интеграционные организации правомочны участвовать в правотворческой (нормотворческой) деятельности, осуществлять правоприменительную и правоохранительную деятельность[24].

Традиционные межправительственные организации тоже оказывают унифицирующее воздействие, хотя и небольшое. Например, Международная морская организация (ИМО) устанавливает единые правила и нормы, которые распространяются не только на государства-члены, а также и на другие государства, взаимодействующие в мировом океане. Однако, правоспособность ИМО ограничивается проведением консультаций и конференций, оказанием помощи во внедрении выработанных норм в законодательство страны[25].

Международные правительственные организации, в частности, интеграционные объединения оказывают мощный унифицирующий эффект на мировой правопорядок и действуют более эффективно, нежели обычные межгосударственные договоры. Конечно же, степень воздействия таких норм определяется государствами-членами.

Международные неправительственные организации также вносят свой вклад в систему международного права. Одной из функций МНПО является правотворческая деятельность. Они могут разрабатывать проекты соглашений, которые затем передаются на рассмотрение государств или международных межправительственных организаций.

Акты МНПО носят рекомендательный характер и не имеют официальной власти. Тем не менее им удается влиять на мировой правопорядок. Например, Институт международного права, являясь частным объединением, оказывает влияние на решения государств. Рекомендации Институты были приняты и включены в ряд международных договоров в 1880-х годах, были рассмотрены при решении вопросы о Суэцком канале. Исследования, проводимые организацией использовались Лигой Наций, а сегодня к организации нередко обращается ООН. Также Международный Комитет Красного Креста внес значительный вклад в формирование гуманитарного права. Организация участвовала в разработке Женевских конвенций 1949 года, с целью оказать помощь государствам, пострадавшим от войны.

МНПО осуществляют контрольную функцию и играют все большую роль в контроле за соблюдением международных норм. Такие МНПО как, Международная амнистия, Международная ассоциация юристов обеспечивают соблюдение норма в области прав человека. Такой же контроль осуществляет Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, только в области охраны окружающей среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.008 с.)