Глава IV. Новые региональные модули на постсоветском пространстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV. Новые региональные модули на постсоветском пространстве



 

Причиныобразования новых региональных модулей.

Политические и экономические интересы новых государств, образовавшихся на месте единого СССР, не совпадали по многим аспектам, а нередко являлись диаметрально противоположными. Несмотря на наличие СНГ, объединившего большинство бывших советских республик, характерной чертой отношений между новыми независимыми государствами стало проявление определенной конкуренции.

На территории бывшего СССР начала формироваться особая система отношений, при которой наряду с организациями, направленными на интеграцию (изначально СНГ, впоследствии также ЕврАзЭС и ЕЭП), образовался ряд новых модулей. Важнейшая причина образования отдельных модулей – желание одной страны или группы стран создать структуру, в рамках которой она могла бы играть ключевую роль. В состав этих модулей вошли, в том числе, те государства, которые одновременно являются членами СНГ и других интеграционных объединений, создаваемых с участием России. Однако, в отличие от интеграционных объединений с участием (и при ведущей роли) России, новые региональные модули ориентированы на тесное сотрудничество, прежде всего, со странами ЕС и США, являясь потенциальной площадкой для запуска механизмов интеграции государств-участников этих организаций в Евросоюз и НАТО.

 

Этапы формирования ГУАМ

Наиболее значительным по своему потенциалу модулем в рамках постсоветской политико-экономической системы стала Организация за Демократию и Экономическое Развитие (ГУАМ). Исследователями и экспертами выделяются три основных этапа в развитии ГУАМ: начальный этап формирования организации - 1997-2000 гг., создание инфраструктуры ГУУАМ, оформление основных направлений международного сотрудничества - 2001-2004 гг., активизация деятельности ГУАМ (с 2005 г.).

Существует мнение, что ГУУАМ изначально создавался как экономическая структура. Как заявляли его участники, целью было формирование транспортного коридора «Европа-Кавказ-Азия» (в обход России). Однако проект транспортного коридора так и не был воплощен в жизнь.[73] Объединение постепенно обретало политический формат. 10 октября 1997 г. на саммите Совета Европы в Страсбурге было объявлено о формировании Консультативного форума ГУАМ. Создание нового регионального модуля именно во время саммита Совета Европы не было случайным. Это должно было придать только что образованной организации большую легитимность и значимость в глазах мирового сообщества. Создание ГУАМ с самого начала представляло собой альтернативу интеграционным процессам на постсоветском пространстве, связанным с российским участием.

В состав новой организации вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Среди главных мотивов, приведших к решению об отказе в членстве в ДКБ СНГ Азербайджана, были обвинения в адрес России в поставках ракет и военных самолетов Армении. Но одновременно имело место предложение руководства Азербайджана со стороны НАТО и Турции о размещении на азербайджанской территории части сил, дислоцировавшихся на турецкой базе Инжирлик. С этими событиями совпадает во времени выход из ДКБ и Узбекистана, и Грузии, что свидетельствует о вероятности предварительного согласования этих действий.

С другой стороны, решение Азербайджана, Узбекистана и Грузии совпало с шагом Украины по открытию полигона Явир в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». Примерно в это же время Грузия ужесточила предъявляемые России требования о выводе российских вооруженных сил с российской территории. Созданию ГУУАМ предшествовали и другие объединительные инициативы для постсоветских государств, игнорировавшие Россию.[74]

Еще одним немаловажным фактором создания ГУАМ стали вопросы энергетической политики. Государства-участники ГУАМ изначально выступали за организацию новых маршрутов транзита через их территорию каспийской нефти в Европу, минуя Россию. В этой связи в создании новой организации были заинтересованы также страны Европы и США.

24 апреля 1999 г. в Вашингтоне в рамках встречи Совета Евроатлантического партнерства состоялась встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана. По итогам встречи Узбекистан, чьи отношения с Россией переживали период заметного охлаждения, и, наоборот, активно развивалось военно-политическое сотрудничество с США, вошел в состав ГУАМ. Организация стала именоваться ГУУАМ. В том же году Ташкент вышел из Договора о коллективной безопасности СНГ.

В 2000 г. деятельность ГУУАМ была признана ОБСЕ. Страны-участницы организации провели совместное заседание в ходе «Саммита тысячелетия» ООН, еще раз подчеркивая международный статус и стремление действовать на мировой арене вне контекста СНГ.

Таким образом, ГУУАМ приобрела характер альтернативного объединения на постсоветском пространстве. Именно так ее стали воспринимать и в России, и Европе, и в США. Многие наблюдатели справедливо отмечали, что ГУУАМ стал оперировать в трех ключевых регионах постсоветского пространства – в Закавказье, на юго-востоке Европы и в Центральной Азии.

Вместе с тем, впечатляющее геостратегическое положение ГУУАМ оказалось не подкрепленным реальными экономическими и политическими возможностями. Так, Узбекистану вхождение в организацию не помогло в решении главной проблемы – соседства с режимом талибов в Афганистане и роста исламского экстремизма внутри страны. Во многом из-за этого, а также по причине несоответствия общей геополитической стратегии планам других государств ГУУАМ уже в 2002 г. Узбекистан приостановил свое участие в организации, хотя формально оставался в ее составе на протяжении еще трех лет.

6 ноября 2000 г. в Нью-Йорке, во время 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоялась встреча президентов государств-участников ГУУАМ, по итогам которой был принят Нью-Йоркский Меморандум, направленный на обеспечение многоуровневого сотрудничества стран-участников организации. Было принято решение проводить регулярные саммиты глав государств и встречи министров иностранных дел государств-участников ГУУАМ, а также создать рабочий орган Объединения - Комитет национальных координаторов.

2001 г. стал годом определения статуса и формирования структуры ГУУАМ. В июне 2001 г. состоялся саммит ГУУАМ в Ялте, на котором статус организации был определен как «Объединение». Были приняты Устав ГУУАМ и Ялтинская хартия ГУУАМ. В хартии определялись цели взаимодействия государств-участников организации в различных сферах экономики, включая энергетику, технологии, транспортную инфраструктуру, телекоммуникации, реализацию совместных инвестиционных и финансовых проектов, сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе, в области культуры, образования и науки, совместные усилия по защите окружающей среды, взаимодействие СМИ. Также была принята Конвенция государств-участников ГУУАМ о взаимном предоставлении помощи по консульским вопросам.

В это же время, по мере того как СНГ было объявлено важнейшим приоритетом российской внешней политики, Россия начала проводить более продуманную политику на постсоветском пространстве. Это коснулось, прежде всего, Узбекистана, который в результате сначала приостановил, а затем и вовсе прекратил свое членство в ГУУАМ и вступил в ШОС и ОБКБ. Корректировка внешнеполитической линии произошла и в Азербайджане. Однако другие члены ГУУАМ пошли по пути радикализации своей антироссийской политики.[75]

С 2001 г. наблюдалось укрепление связей между ГУУАМ и США. 6 декабря 2002 года Совет министров иностранных дел ГУУАМ утвердил «Рамочную Программу ГУУАМ-США по содействию торговле и транспортировке, обеспечению пограничного и таможенного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков». Рамочная Программа ГУУАМ - США включила такие основные направления деятельности как создание Виртуального Центра ГУУАМ, создание единого информационного пространства по обмену данными антитеррористической направленности, предложения в отношении реализации проектов по укреплению сотрудничества и взаимодействия стран ГУУАМ в пограничной и таможенной сферах.

В рамках программы государствами ГУУАМ при содействии США, Центра SECI, экспертов Болгарии, Румынии и Венгрии был реализован ряд совместных проектов, направленных на выработку основ тесного сотрудничества стран ГУУАМ с НАТО, создание новых возможностей для транзита энергоносителей из бассейна Каспийского моря в Европу. В частности, был создан Виртуальный центр ГУУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, распространением наркотиков и другими опасными видами преступлений, началась работа по реализации Проекта по содействию торговле и транспортировке.

19-20 июля 2002 года состоялся очередной саммит ГУУАМ в Ялте. В ходе саммита были подписаны такие важные документы как Соглашение о создании зоны свободной торговли, Протокол о сотрудничестве в области культуры стран ГУУАМ на 2002-2005 гг. Также были подписаны Положение о Совете министров иностранных дел ГУУАМ и Временное положение об Информационном офисе ГУУАМ.

В 2003 г. ГУУАМ получил статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, официально получив, таким образом, международное признание, равное СНГ. Наиболее активное содействие совместным выступлениям государств-членов ГУУАМ на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН оказывали и оказывают Соединенные Штаты. В частности, именно при помощи США в сентябре 2006 г. страны ГУУАМ добились рассмотрения на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН вопроса о «замороженных конфликтах» на постсоветском пространстве.

В 2004 г. была учреждена Парламентская ассамблея ГУУАМ. Учредительное собрание состоялось 23 сентября 2004 г. в г. Киеве, где была подписана Декларация об учреждении Парламентской Ассамблеи и приняты ее Правила процедуры.

Во многом переломным моментом в истории ГУУАМ стал 2005 г. В этом году произошла смена политического режима в Украине, наблюдалось ужесточение позиции Грузии в отношении российского присутствия в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Наконец, президент Молдовы Михаил Воронин также серьезно скорректировал внешнеполитический курс в сторону большего сближения с европейскими институтами и ограниченного участия в работе СНГ. В первой половине 2005 г. состоялся ряд двусторонних встреч между лидерами трех государств, принявших решение об укреплении взаимодействия в рамках ГУУАМ.

В апреле 2005 г. состоялся саммит ГУУАМ в Кишиневе. На нем было заявлено о новой роли организации, которая теперь должна была способствовать распространению демократии на постсоветском пространстве, изменению отношений между государствами бывшего СССР и западными странами в сторону большего их сближения и открытости в противовес России. В этом коренном повороте присутствовало стремление минимизировать влияние Москвы в регионе, представить ее как своего рода оплот противоположной тенденции. Утверждению жесткой позиции ГУУАМ по отношению к СНГ и России способствовали присутствовавшие на саммите президенты Литвы Валдис Адамкус и Румынии Траян Бэсеску, а также представители США и ряда их союзников в Европе.

Участники саммита договорились активизировать энергетическое сотрудничество, направленное на реализацию совместных энергетических программ и проектов на основе их коммерческой рентабельности, в частности, по транспортировке энергоресурсов Каспийского региона на европейский энергетический рынок с использованием территорий государств-участников Объединения без участия России.

На саммите была принята декларация «Во имя стабильности, демократии и развития». Ряд положений Декларации был прямо направлен против России, и может рассматриваться как форма оказания политического давления. Особенно показательным в этом отношении стал пункт 5-й, в котором говорится, что страны ГУУАМ «подчеркивают важность решения Стамбульского Саммита ОБСЕ от 1999 г. и призывают все государства ОБСЕ приложить максимум усилий для исполнения Россией принятых обязательств о полном выводе российских войск и вооружений из Республики Молдова и Грузии».

28 мая 2005 г. состоялось второе заседание Парламентской ассамблеи ГУУАМ в Ялте. В ходе заседания парламентарии заявили о готовности оказать парламентскую поддержку выполнению решений, принятых в ходе Кишиневского саммита глав государств ГУУАМ. Спикеры парламентов стран-участников выступили за активизацию взаимодействия парламентов государств-участников ГУУАМ в парламентских ассамблеях Совета Европы, ОБСЕ, ОЧЕС, НАТО, а также высказали намерение наладить сотрудничество с Европейским Парламентом. Кроме того, была высказана идея о том, что Парламентская ассамблея ГУУАМ должна стать эффективным инструментом дипломатии с целью содействия созданию в Черноморско-Каспийском регионе общего пространства для укрепления демократии, безопасности и углубления экономического, транспортного, научно-культурного и других видов сотрудничества.

Фактически в 2005 г. Украина, Грузия и в меньшей степени Молдова взяли курс на конфронтацию с Россией. Однако в том же 2005 г. ГУУАМ окончательно потерял одного из своих важных участников – Узбекистан, который не подписал Кишиневскую декларацию и в декабре 2005 г. вышел из организации. Основной причиной стало серьезное ухудшение отношений между Ташкентом и Вашингтоном из-за событий в Андижане, а также недовольство Узбекистана резко отрицательной позицией, занятой по отношению к узбекскому руководству лидерами других государств-членов ГУУАМ. Организация снова стала именоваться ГУАМ.

В мае 2006 г. состоялся Киевский саммит ГУАМ, в ходе которого организация стала официально именоваться Организацией за Демократию и Экономическое Развитие (ODED) –ГУАМ. Был принят новый Устав, подтвердивший курс на скорейшую интеграцию с Европейским Союзом и НАТО. Были подтверждены широкие географические границы действия ГУАМ - «от Каспия до Балтики», - что предполагает участие организации в обсуждении и решении практически всего спектра проблем на постсоветском пространстве.

В течение 2005-2006 гг. страны ГУАМ демонстрировали все большее сближение с США в вопросах международных отношений, безопасности и военного сотрудничества. В июне-августе 2005 г. правоохранительные органы стран ГУАМ совместно с США и Региональным центром SECI (South East European Cooperative Initiative) провели операцию «Гармония» по борьбе с контрабандой наркотиков. 22-23 мая 2006 года в Киеве страны-члены ГУАМ и Соединенные Штаты провели встречу в рамках 11-го заседания Совета Министров Иностранных Дел ГУАМ и Саммита ГУАМ. 25 сентября 2006 г. в Нью-Йорке состоялось заседание Совета Министров иностранных дел Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, а также очередная встреча ГУАМ - США. При этом все более важной составляющей отношений ГУАМ-США становится поддержка Вашингтоном государств-членов организации в вопросах сохранении территориальной целостности. В частности, именно в ходе нью-йоркской встречи министры иностранных дел стран-членов «Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ» заявили о решительном неприятии референдума по вопросу о независимости в Приднестровской Молдавской Республике, состоявшегося 17 сентября 2006 г.

После «бархатных» революций в Грузии и на Украине и смены внешнеполитической ориентации властями Молдовы ГУУАМ (ГУАМ) пережил «второе рождение». Объединяющей основой постепенно становится задача минимизации влияния России на постсоветском пространстве и борьба с тяготеющими к ней «непризнанными государствами».[76]

По словам В.Ющенко, с каждым саммитом ГУАМ приобретает все больше международных партнеров. Иллюстрируя результативность ГУАМ, Президент сказал о проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. "Это базовый ключевой фундаментальный проект, реализация которого в ближайшее время будет обеспечена", - сказал В.Ющенко.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.009 с.)