Глава III. Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Механизмы экономической интеграции на постсоветском пространстве



Экономическая интеграция представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.

В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. В то же время, механизмы и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности.

Механизм экономической интеграции следует рассматривать в качестве закономерного проявления эволюции хозяйственной системы постсоветских государств, которая на протяжении последних 15 лет характеризуется столкновением двух противоречивых, но объективных тенденций – глобализации экономической деятельности и ее регионализации на уровне всего постсоветского пространства. Углубление интеграционных процессов на региональном уровне становится значимым фактором экономического развития стран постсоветского пространства: их экономики становятся более устойчивыми, и они легче противостоят жесткому воздействию нарастающей конкуренции. Все это положительным образом сказывается на экономиках этих стран, переживших колоссальный кризис и подвергнутых значительному реформированию.

На современном этапе все более отчетливо проявляется разноуровневый и разноскоростной характер интеграционных процессов в экономике постсоветских стран. Происходит их локализация в рамках более или менее активных интеграционных полей (например, ЕврАзЭС, ЕЭП). Это фактически является отражением стремления различных групп постсоветских государств к оптимальным конфигурациям и эффективным схемам взаимодействия. Однако усиливается и негативное влияние дезинтеграционных процессов. Это обстоятельство выражается, прежде всего, в экономических противоречиях между партнерами по постсоветскому пространству.

 

ЕврАзЭС

 

Предпосылки создания ЕврАзЭС

Уже в первые годы существования СНГ стало очевидно, что руководство новых независимых государств стало подходить к реализации основных задач, стоящих перед Содружеством, с различных позиций, часто продиктованных не экономическими, а политическими интересами (главный из которых – укрепление собственной независимости), по-разному оценивать стратегические цели и механизмы деятельности молодой организации.

В этих условиях ряд государств, в первую очередь, Россия, претендующая на роль лидера в интеграционных процессах, стали искать возможности создания альтернативных структур, способных обеспечить разноуровневую интеграцию в экономической сфере. Первые шаги в этом направлении были сделаны в середине 1990-х гг.

В марте 1994 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, выступая перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В.Ломоносова, предложил создать на постсоветском пространстве новое объединение – Евразийский союз (ЕАС). Именно эта идея заложила основы для образования новой формы интеграции суверенных государств – Таможенного Союза.

По мнению ряда исследователей, создание Таможенного Союза являлось для стран-учредителей не самоцелью, а средством достижения определенной задачи: формирования условий для более глубокой интеграции всех сфер экономического развития его членов[62].

Подписание Соглашения о Таможенном союзе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, к которому впоследствии присоединилась Кыргызская Республика , состоялось 20 января 1995 года. В данном документе Таможенный союз определялся как «экономическое объединение государств», основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономики[63]. Создание Таможенного союза служило цели активизации торгово-экономического сотрудничества и углубления взаиможействия между государствами-членами объединения, отмену ограничений во взаимной торговле и оздоровление национальных экономик постсоветских стран.

В соответствии с пунктами Соглашения, создание Таможенного союза предполагалось провести в два этапа. На первом этапе отменялись тарифные и количественные ограничения в торговых отношениях стран-участниц и формировались идентичные системы регулирования внешних экономических связей, общих таможенных тарифов и мер тарифного регулирования в отношении третьих стран. Второй этап предусматривал объединение таможенных территорий, решение вопроса о признании Таможенного союза в качестве субъекта мирового права[64].

Января 1995 года главы правительств России, Казахстана и Белоруссии выступили с Совместным заявлением, в котором подчеркивалось, что по мере формирования Таможенного союза будут создаваться благоприятные условия для приоритетного развития торговли между странами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сыьевых ресурсов, продовольствием, техническими товарами. Тогда же была утверждена Программа действий правительств по реализации взаимного сотрудничества.

.

29 марта 1996 года президентами четырех стран был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Киргизией. Основной целью этого документа было объявлено создание предпосылок к свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, формирование общего информационного, образовательного и гуманитарного пространства.

В 1997 году Соглашение о Таможенном союзе было дополнено Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза и Протоколом о международных торговых переговорах государств-участников соглашений о Таможенном союзе при вступлении во Всемирную торговую организацию. В этих документах были прописаны общие принципы деятельности и обязательства сторон в соответствующих областях.

В 1998 году интенсивность взаимодействия в экономических вопросах заметно расширилась: были заключены соглашения о формировании Транспортного союза, о международном автомобильном сообщении, о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, о взаимодействии энергетических систем, а также целый ряд межведомственных соглашений и протоколов. Число участников объединения возросло до пяти: членом Таможенного союза стал Таджикистан.

Значительными темпами развивалось сотрудничество государств-членов Таможенного союза в гуманитарной сфере. 24 ноября было подписано межправительственное «Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения».

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, согласно которому были максимально упрощены процедуры таможенного контроля на внутренних границах, согласованы совместные действия по активизации торгово-экономического сотрудничества, заложены основы общего таможенного тарифа и определены принципы применения защитных мер в торговле, меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. По многим наименованиям номенклатуры товаров были введены общие таможенные тарифы, реализованы меры нетарифного регулирования. Государства-партнеры сформулировали основные направления сближения и гармонизации национальных законодательных систем, что могло рассматриваться как начало формирования единого правового пространства.

В то же время, несмотря на большое количество совместных соглашений, к концу 1990-х гг. так и не сложились единая таможенная территория с общими внешними границами и единая система ее управления, режим свободной торговли на практике был реализован лишь частично. Во многом это было обусловлено августовским кризисом 1998 года, в результате которого заметно снизилась общая экономическая активность на постсоветском пространстве, а также отсутствием полноценной стратегии отношений с государствами постсоветского зарубежья со стороны российского руководства в этот период.

Однако данные обстоятельства не означали потери государствами-участниками Договора о Таможенном союзе заинтересованности в расширении сотрудничества в экономической сфере. На рубеже третьего тысячелетия инициатором дальнейшей активизации политики экономического взаимодействия и создания условий для более тесной интеграции снова стала Россия. На заседании Межгосударственного совета государств-членов Договора о Таможенном союзе, состоявшегося 23 мая 2000 года в Минске, В.В. Путин высказался за решительный поворот к повышению эффективности сотрудничества и выдвинул инициативу создания полноценной межгосударственной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. Было принято решение о формировании специальной Межправительственной рабочей группы для подготовки предложений по созданию такой организации и проектов ее уставных документов.

Дискуссию среди членов рабочей группы вызвали вопросы об оптимальной структуре органов управления, роли секретариата. Основная полемика развернулась вокруг выдвинутого российской стороной предложения учитывать при формировании общих координационных органов «экономический вес» участников в соответствии с международной практикой. В итоге за основу была принята модель поэтапного движения по пути экономической интеграции с учетом международного опыта в данной области. Все участники переговоров ясно дали понять, что никто из них не готов передать часть своего суверенитета каким-либо наднациональным структурам.Стороны согласились с концепцией создания международной организации, предусматривающей постепенное расширение экономического сотрудничества между полностью суверенными государствами.

10 октября 2000 года в Астане президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Изначально в состав Евразийского экономического сообщества вошли пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В мае 2002 года по просьбе руководства Молдавии и Украины этим государствам был предоставлен статус наблюдателей при ЕврАзЭС. В 2003 году была удовлетворена аналогичная просьба Армении. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. Организация получила признание на международной арене. В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.029 с.)