Цели, задачи и структура еэп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, задачи и структура еэп



Главной целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников. Страны, входящие в организацию, обязались содействовать развитию торговли и инвестиций, укреплению экономических потенциалов, а также конкурентоспособности экономик стран-членов ЕЭП на внешних рынках. Подписанное Соглашение постулирует многоуровневую интеграцию, так как каждая страна может самостоятельно определять степень своего участия в ЕЭП.

Деятельность ЕЭП определена Соглашением о формировании ЕЭП и Концепцией формирования ЕЭП. В Соглашение были включены следующие задачи:

- формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений;

- неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер, проведение единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции;

- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

- гармонизация макроэкономической политики;

- создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- гармонизация законодательств в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

- формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий в сфере транспорта, телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и в других сферах, проведение единой конкурентной политики и обеспечение равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

Руководящими органами ЕЭП являются Совет глав государств (СГГ) и Комиссия ЕЭП - единый регулирующий орган. До момента формирования Комиссии ЕЭП основным рабочим органом по формированию ЕЭП выступает Группа высокого уровня, готовящая документы к заседаниям Совета глав государств ЕЭП. Руководящие органы ЕЭП формируются на основе принципа сочетаемости межгосударственных элементов и механизма передачи части полномочий сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

Координацию и управление ЕЭП обеспечивает Совет глав государств. Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ распределяется исходя из принципа «одно государство - один голос». Решения СГГ принимаются консенсусом. Основными полномочиями Совета глав государств являются: определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках ЕЭП; контроль за выполнением Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства; координация применения и контроль над соблюдением основных принципов и мер, принимаемых для формирования ЕЭП; выработка торгово-экономической политики в отношении третьих стран; принятие решений о приеме новых членов ЕЭП; постановка задач по унификации таможенно-тарифной, конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение докладов Комиссии.

Комиссию ЕЭП предполагается наделить следующими полномочиями: обеспечение реализации целей и задач ЕЭП; принятие решений и подготовка заключений по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП; разработка проектов нормативных правовых актов, методических материалов и других документов, необходимых для достижения целей и выполнения задач ЕЭП. Решения Комиссии ЕЭП должны носить обязательный характер для исполнения всеми сторонами. Предусмотрено принятие решений по всем вопросам взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из сторон будет определяться с учетом ее экономического потенциала. Любая сторона получит право внести в СГГ предложение о пересмотре решения единого регулирующего органа ЕЭП. В дальнейшем координацию процессов формирования Единого экономического пространства и управления предполагается осуществлять соответствующими органами, структура которых будет разрабатываться с учетом уровней интеграции.

Финансирование институциональных органов Единого экономического пространства осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов Сторон в едином регулирующем органе.

 

Анализ развития ЕЭП

В настоящее время практически все представители экспертного сообщества признают, что проект ЕЭП реализуется медленно и на нынешнем этапе не отвечает тем целям и задачам, которые были поставлены организаторами Единого экономического пространства в ходе его создания. Пока не удалось согласовать целый ряд документов, создать наднациональный орган ЕЭП. Наконец, главное - страны участники ЕЭП, прежде всего, Россия и Украина, продемонстрировали различное понимание стратегии и тактических задач организации. Отказ Украины от пакетного подписания документов по ЕЭП, отсутствие продвижения на пути практической реализации теоретических установок и положений, положенных в основу идеи ЕЭП, стали ярким свидетельством того, что объединение не стало в полной мере дееспособным.

Показательно, что уже на стадии подготовки концепции и четырехстороннего соглашения о формировании ЕЭП практически исчезли упоминания конечной цели объединения – организации региональной интеграции. В дальнейшем страны отказались от идеи совместного вступления в ВТО единым Таможенным союзом и продолжали вести переговоры сепаратно. Трудноразрешимой проблемой стало учреждение в ЕЭП регулирующей комиссии. В частности, Киев стал трактовать ее как наднациональный орган, угрожающий ее экономическому суверенитету. Подписав рамочное Соглашение о создании ЕЭП в сентябре 2003 г., украинская делегация внесла в текст оговорку, что Украина будет участвовать в проекте Единого экономического пространства «в пределах, соответствующих Конституции». Фактически речь шла только о зоне свободной торговли. Остальные страны были вынуждены принять это условие, ведь в противном случае проект с участием Украины был бы мало осуществим.

Учитывая изменение внешнеполитического вектора Украины после избрания на пост президента В.Ющенко в декабре 2004 года, ЕЭП для Киева перестал входить в число внешнеполитических и экономических приоритетов. Кроме того, проект ЕЭП, по оценке ведущих украинских экспертов, выглядел как сугубо российский, противоречащий курсу на интеграцию в евроатлантические структуры. Эксперты ряда украинских аналитических центров постулировали тезис о невыгодности участия Украины в ЕЭП. Россия, в то же время, не учла ряд механизмов, способных улучшить репутацию ЕЭП в глазах населения и правящей элиты Украины.

В феврале 2007 года кабинет министров Украины принял решение о необходимости активизировать работу по созданию Единого экономического пространства. Однако одновременно украинское руководство констатировало, что в переговорах о создании Единого экономического пространства были упущены инициативы и динамика, и что Россия не заинтересована в реальной интеграции Украины в ЕЭП. Некоторые украинские специалисты даже стали говорить о сознательном выталкивании их страны за рамки ЕЭП, отмечая, что Россия, Казахстан и Беларусь сосредоточились на трехсторонней интеграции.

Серьезной проблемой остается координация позиций стран ЕЭП по условиям вступления в ВТО. Переговоры о вступлении в ВТО являются приоритетными для всех стран участниц проекта. Эти страны испытывают давление со стороны ВТО, навязывающей свои правила в вопросах, связанных с энергетической сферой, банковской отраслью, промышленностью и сельским хозяйством.

Очевидно, что без коренной модернизации проекта ЕЭП он может остаться нереализованным. Поэтому на экспертном уровне началось обсуждение варианта «ЕЭП: 3+1». Данная идея заключается в том, что Российская Федерация, Беларусь и Казахстан интегрируются без Украины, которая участвует в лучшем случае только в создании зоны свободной торговли. Фактически это не будет означать отступление от положений ЕЭП, так как станет воплощением сценария разноскоростной интеграции. Также не исключен вариант реализации Единого экономического пространства в формате трех стран с последующим возможным присоединением к ЕврАзЭС на правовой базе ЕЭП. Цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП при этом останутся практически идентичными: создание общего рынка или, более глобально, единого экономического пространства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.2.54 (0.005 с.)