Сотрудничество в области экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотрудничество в области экономики



Экономическое сотрудничество в рамках ШОС продвигается заметно активнее, чем сотрудничество по вопросам безопасности. До недавнего времени, экономическое сотрудничество в рамках ШОС представляло собой совокупность двусторонних экономических связей между странами-участницами. Но уже сейчас мы можем говорить о развитии многостороннего регионального сотрудничества. ШОС постепенно избавляется от препятствий на пути развития торговых отношений, высвобождая ресурсы для инвестирования проектов развития (особенно по развитию инфраструктуры, в частности автомобильных трасс и железных дорог), а также упрощает процедуры для осуществления банковских операций между странами-участницами.

За последние годы экономическое положение стран-участниц ШОС улучшалось, прирост составлял 6% в год, причем Китай и Казахстан демонстрируют самые лучшие результаты. Эти две страны будут и дальше усиливать экономическую мощь ШОС.

Важное место в деятельности Организации отводится инвестиционному сотрудничеству. Китай уже выделил странам Центральной Азии в виде льготных кредитов и экономической помощи около 2 млрд долларов США. Россия также реализует свою инвестиционную программу, особенно по линии Россия-Таджикистан и Россия-Кыргызстан, объемом более 1 млрд долларов.

В то же время разность экономических потенциалов государств-членов ШОС дает знать о себе. Разрыв здесь очень большой. С одной стороны, есть группа стран – лидеров: Россия, Китай, Казахстан. С другой, проблемные страны: Кыргызстан, Таджикистан. Данное обстоятельство объективно затрудняет процесс интеграции в ШОС. В 2004 году Китай выдвинул идею создания зоны свободной торговли (ЗСТ), но она была отвергнута большинством стран Организации, как раз по причине отсутствия соответствующих условий. Разница экономических потенциалов создает определенную экономическую угрозу со стороны Китая для слабых центральноазиатских экономик, их национальных производств.

Китай наиболее заинтересован в том, чтобы экономическая интеграция внутри ШОС содействовала развитию Синьцзян-Уйгурского автономного округа, где торговля со странами ШОС составляет две трети всей внешней торговли Китая. У Индии основные чаяния в отношении ШОС и Центральной Азии также связаны с экономикой. Пакистан и Иран хотели бы стать транзитными странами для экспорта энергоресурсов из стран Центральной Азии.

Сергей Лузянин, руководитель Центра стратегических проблем СВА и ШОС указывает на существование некоторых формальных (статусных) различий отдельных членов ШОС по торгово-экономическим позициям[93]. Так, Китай и Киргизия входят в ВТО, а другие члены Организации – нет. Радикально на эффективность ШОС это не влияет, так как речь идет о двустороннем экономическом сотрудничестве, в основном в сфере торговли. За последние пять лет торговля с Китаем у Киргизии выросла в 10 раз, а в номенклатуре товаров присутствие Китая доходит до 70%, чего нет с другими членами Организации. В целом это не оказывает принципиального влияния на торговый баланс ШОС. Кроме того, утверждает эксперт, существуют разные комбинации и приоритеты внешнеэкономической деятельности отдельных стран. Для Казахстана доминирующими в этой сфере являются Россия и Китай. Для России – страны Европы, Китай, Центральная Азия. Для Китая главные экономические приоритеты находятся на американском, японском, европейском, АСЕАН–овском направлениях. Страны Центральной Азии пока не занимают здесь ведущих позиций.

В 2003 г ШОС приняла программу торгового и экономического сотрудничества, она определила несколько ключевых задач, которые должны быть реализованы к 2020 г. Среди них создание благоприятных условий для свободного передвижения средств, товаров, услуг и технологий. Были созданы также совместные рабочие группы, чтобы развивать практическое сотрудничество в таких областях как электронная торговля, таможенные пошлины и инвестиции. В 2004 г. ШОС одобрила реализацию 120 проектов, включающих в себя построение дорог и железнодорожных путей, общих телекоммуникационных схем и инвестиции, которые способствовали развитию внешних торговых связей. Относительно энергетического сотрудничества, был разработан план, согласно которому будут осуществляться совместные геологические исследования, «строительство трубопровода между Казахстаном и Китаем (проект практически завершен), строительство еще одного трубопровода между Россией и Китаем и капитальный ремонт трубопроводной сети в Кыргызстане.

Основной проблемой в развитии экономического сотрудничества внутри региона являются пути сообщения. Чтобы соединить Китай, Таджикистан, Пакистан и Индию с остальными странами Центральной Азии и Каспийским регионом были построены новые трассы. Значительно улучшилось железнодорожное сообщение между Китаем и Европой. Планируется построить дорогу от севера до юга Азии, а также энергетический коридор, соединяющий Россию и Южную Азию через Иран. Обсуждаются также планы улучшения воздушных путей сообщения внутри региона ШОС.

Саммит, прошедший в июне 2006 г., был ознаменован созданием нескольких новых экономических органов, среди которых и Банковский Консорциум. Консорциум включает в себя по одному банку от каждой страны-участницы. Банки, объединенные в консорциум, призваны развивать более тесные связи по урегулированию споров и другим техническим вопросам. Консорциум и Деловой Совет должны разработать совместную инвестиционную программу для ШОС, действующую с 2006 по 2010 гг. и охватывающую большую часть проектов в области инфраструктуры: пути сообщения, энергоресурсы, телекоммуникации и торговля между странами. Однако стоит отметить, что программа экономического развития ШОС продолжает страдать от внутренних противоречий. Китай активно и последовательно лоббирует идею создания свободной торговой зоны внутри региона ШОС, в то время как большинство стран-участниц, включая Россию, не разделяют энтузиазма Китая на этот счет. Они беспокоятся, что экспорт дешевых товаров из Китая подорвет их экономику. Кроме того, среди государств Центральной Азии существуют определенные опасения по поводу того, куда именно направлена экономическая политика Китая в регионе: то ли на получение доступа к природному газу и нефти, то ли на прямые инвестиции в совместные промышленные предприятия и развитие высоких технологий.

Поэтому скорого прорыва в области создания свободной экономической зоны и единого рынка ожидать не приходится. Тем не менее, заявлено, что экономическое измерение ШОС будет расти. Кыргызстан заявил о своем намерении сделать экономическое сотрудничество приоритетным направлением во время своего председательства. В рамках среднесрочного периода это будет означать развитие торговых и инвестиционных взаимоотношений между странами-участницами, больше финансовой поддержки от Китая, России и Казахстана странам с более слабой экономикой и новые совместные проекты стран-участниц и наблюдателей в сфере энергетических ресурсов. Недавно ШОС создала рабочую группу по вопросам энергетики, информации и коммуникационных технологий. Одной из задач рабочей группы является разработка совместных инвестиционных проектов по добыче и транспортировке центральноазиатских углеводородов.[94]

В сфере двустороннего финансового сотрудничества в рамках ШОС Китай и Россия неоднократно проводили Китайско-российский финансово-банковский форум. Китайский и российский Центробанки подписали ряд соглашений и протоколов; некоммерческие и коммерческие банки двух стран установили более широкие деловые контакты, открыли свои представительства на территории государства-партнера, диверсифицировали сферы сотрудничества и увеличили сумму кредитной линии; стороны также начали диалог и обмены в сфере фондовых и страховых рынков. Кроме того, Китайский комитет по контролю и управлению банковской отраслью и центральноазиатские государства-члены ШОС заключили двусторонние меморандумы о взаимопонимании в сотрудничестве в области мониторинга банковской отрасли.

Сформированы Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, выдвинута идея создания Энергетического клуба. [95]

Екатеринбургский саммит ШОС (15-16 июня 2009 г.) принял два ключевых документа – «Екатеринбургскую декларацию» и «Конвенцию ШОС по борьбе против терроризма». В первом отмечается необратимость многополярности и активизация сотрудничества в сфере контроля и управления международными финансами, сохранения стабильности экономики. Во втором констатируется, что международное сотрудничество является безальтернативным инструментом в решении насущных проблем современности, включая энергетическую и продовольственную безопасность, изменение климата, отмечается необходимость более активного участия государств-членов ШОС в управлении глобальными процессами.

По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное с оглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Д.Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, — она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю.

Кроме того, на саммите лидеры Шанхайской организации сотрудничества высказались за наращивание торгово-экономического сотрудничества и реализацию крупных проектов, в частности, в энергетике. "Осуществление этих проектов, обустройство международных транспортных коридоров, модернизация железных и автомобильных дорог создадут предпосылки для укрепления потенциала региона как трансконтинентального моста и придания нового импульса развитию экономических связей между Европой и Азией", - подчеркивается в декларации.

Согласно декларации, страны ШОС намерены совместно с мировым сообществом прилагать усилия для формирования более справедливого, равноправного, всеобъемлющего и упорядоченного международного финансового порядка, учитывающего реальное соотношение интересов всех его участников и открывающего равный доступ всем государствам к преимуществам глобализации.

Особое внимание главы государств-членов ШОС уделили проблеме влияния мирового финансового кризиса на национальные экономики стран Организации. Здесь важно отметить, что национальные программы по преодолению кризиса в государствах-участниках ШОС имеют схожий характер - жесткая бюджетная экономия, поддержка банковско-финансового сектора, меры по стимулированию внутреннего спроса, созданию рабочих мест. В тоже время ШОС пока не имеет совместной антикризисной программы, хотя кризис обусловливает необходимость активизации деятельности Организации именно на экономическом направлении, в том числе выработку коллективных действий по обеспечению выхода из него, оказание помощи тем странам ШОС, которые в этом остро нуждаются [96].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.006 с.)