Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В то же время, в 2009 году президент молдовы владимир воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «гуам как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Структура организации Структура Организации включает в себя Совет и Секретариат. Совет ГУАМ является основным органом Организации. Он проводит свою работу на уровнях глав государств (саммит), министров иностранных дел, национальных координаторов и постоянных представителей. По решению Совета могут создаваться рабочие и вспомогательные органы на постоянной или временной основе, а также проводиться встречи представителей соответствующих министерств и/или ведомств государств-участников. Было принято правило, согласно которому председателями Совета на уровне глав государств становятся по очереди все главы стран-участниц в алфавитном порядке. В соответствии с решениями Киевского саммита ГУАМ обеспечение деятельности Совета было возложено на Секретариат, расположенный в Киеве (в настоящее время Секретариат организации еще не сформирован, и его функции выполняет Информационный офис ГУАМ в Киеве). Исполнительным органом ГУАМ, обеспечивающим и координирующим сотрудничество государств-участников Объединения в период между встречами Глав государств ГУАМ, является Совет министров иностранных дел. На СМИД возложено исполнение таких функций как разработка и внесение предложений и рекомендаций для саммитов, заключений о проектах повесток дня и решений саммитов, рассмотрение хода исполнения и содействие реализации решений саммитов и заключенных в рамках ГУАМ договоров и соглашений, проведение консультаций в области внешней политики, содействие обмену опытом и информацией в различных сферах сотрудничества, рассмотрение вопросов взаимодействия государств-участников на других международных форумах. Рабочим органом ГУАМ, который координирует деятельность в рамках организации между государствами-участниками, обеспечивает подготовку встреч глав государств и заседаний Совета министров иностранных дел ГУАМ, является Комитет национальных координаторов. Комитет национальных координаторов состоит из Национальных координаторов - представителей государств-участников ГУАМ, по одному от каждого государства. Национальные координаторы назначаются министрами иностранных дел своих государств. Комитет национальных координаторов обладает следующими полномочиями: принятие решений по всем вопросам деятельности ГУАМ, за исключением тех, которые относятся к компетенции Глав государств и Совета министров иностранных дел ГУАМ, подготовка рекомендаций Совету министров иностранных дел по вопросам, которые относятся к его компетенции, создание вспомогательных органов в случае необходимости экспертного рассмотрения отдельных вопросов. Координация сотрудничества на отраслевом уровне возлагается на Рабочие группы. Рабочие и вспомогательные органы Организации, действующие на постоянной или временной основе, создаются по решению Совета министров иностранных дел. В настоящее время в рамках ГУАМ сформированы и действуют рабочие группы по следующим направлениям: экономика и торговля, вопросы энергетики, вопросы транспорта, вопросы информационных технологий, вопросы культуры, науки и просвещения, туризм, вопросы борьбы с терроризмом, организованной преступностью и распространением наркотиков. С целью развития сотрудничества деловых кругов в Организации действует Деловой совет ГУАМ. Деловой совет содействует выполнению договоров, принятых в рамках ГУАМ, соглашений о развитии сотрудничества между предпринимательскими кругами и субъектами хозяйственной деятельности государств-участников ГУАМ. К числу основных функций совета были отнесены выработка предложений по активизации экономических связей между государствами-участниками ГУАМ, предложений о путях интенсификации деловых связей в интересах субъектов хозяйственной деятельности, подготовка предложений по усовершенствованию национальных законодательств государств-участников ГУАМ в сфере экономических отношений, содействие интеграции государств-участников ГУАМ в мировую хозяйственную систему, развитию сотрудничества с деловыми кругами других стран, обмен информацией в сфере экономического сотрудничества и инвестиций, формирование общего рынка деловой информации. В состав Парламентской Ассамблеи ГУАМ входят три комитета: политический; торгово-экономический; по вопросам науки, культуры и образования. Заседания Парламентской Ассамблеи проходят ежегодно. В ГУАМ существует статус наблюдателя и партнера. Организация декларирует открытость к сотрудничеству с другими государствами и международными организациями, которые разделяют ее цели и принципы, а также готовы участвовать в реализации совместных инициатив. Перспективы развития ГУАМ В настоящее время ГУАМ является международно признанной региональной организацией, предлагающей свой вариант организации постсоветского пространства, ориентирующейся в значительной степени на политику США. Говоря о будущем ГУАМ, можно предположить, что в ближайшей перспективе организация продолжит свое развитие на постсоветском пространстве. Однако степень конфронтации с Москвой и, наоборот, сближения с Вашингтоном или Брюсселем, может быть различной. Исследователи и эксперты рассматривают два основных сценария развития ГУАМ: Конфронтационный сценарий. ГУАМ продолжит свое развитие, прежде всего, как политическая организация, главной целью которой станет жесткое оппонирование России и любым попыткам интеграции по линии СНГ. В этом случае ГУАМ будет способствовать распространению влияния НАТО в бассейне Черного и Каспийского морей, созданию под контролем США маршрута транзита каспийской нефти в Европу в обход России, формирование нового транспортного коридора «Ближний Восток – Каспийское море - Европа» с последующим перераспределением в его пользу сложившихся грузопотоков. За реализацию данного сценария ратуют многие представители политической элиты в США, странах Восточной Европы, а также в Грузии и на Украине. В данном сценарии заложен неминуемый конфликт с Россией, рост напряженности в регионе и многолетняя консервация конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье. Интеграционный сценарий. Он предполагает эволюцию ГУАМ в сторону более тесной экономической интеграции между государствами-участниками, рецепцию европейских норм политической и экономической жизни. Реализация такой схемы развития ГУАМ позволит государствам-участникам легче адаптироваться к требованиям, выдвигаемым Европейским Союзом к своим партнерам. Ставка на прагматическое сотрудничество в области экономики позволит в большей степени задействовать потенциал государств-участников ГУАМ в вопросах транзита и переработки энергоресурсов. Такая модель развития ГУАМ согласовывалась бы с нахождением государств-членов организации в составе СНГ и позволила бы при благоприятных условиях возобновить диалог с непризнанными республиками на постсоветском пространстве. Фактически в случае реализации данного сценария государства-участники ГУАМ будут пытаться в обозримой перспективе балансировать между ЕС и США, с одной стороны, и Россией и ее интеграционными структурами, с другой, избегая излишне острого обострения противоречий.
Образование Содружества Демократического Выбора, его цели и задачи В 2006 г. на постсоветском пространстве появился еще один региональный модуль – Содружество демократического выбора (СДВ). 12 августа на встрече в Боржоми (Грузия) Президенты Украины и Грузии В. Ющенко и М.Саакашвили заявили о намерении создать новое межгосударственное объединение в регионах Каспийского, Черного и Балтийского морей – Сообщество демократического выбора. Целью новой организации провозглашалось ее «преобразование в мощный инструмент для освобождения региона от всех оставшихся разделительных линий, нарушений прав человека, от всякого духа конфронтации, от замороженных конфликтов». Здесь же было объявлено о необходимости сформировать «коалицию демократических государств» и было заявлено о намерении включить в состав новой группировки другие государства Центральной и Восточной Европы.[77] Учредительная конференция СДВ состоялась в мае 2006 г. в Вильнюсе. Эта международная региональная организация по своим целям схожа с ГУАМ, однако она включила также государства, никогда не входившие в состав СССР. В состав СДВ вошли Украина, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словения, Македония, Румыния и Грузия. Участие стран-членов ЕС (Польши, Словении, Латвии, Литвы, Эстонии и Румынии) демонстрирует стремление Украины, Молдавии и Грузии к интеграции в единую Европу и поддержку со стороны части государств ЕС. Все страны СДВ подчеркивают факт своего освобождения от социалистического прошлого и построения новой демократии. В целях, которые поставили перед собой главы государств-участников СДВ, как и в ГУАМ, четко прослеживается стремлениевключить интеграционные процессы на постсоветском пространстве в принципиально новый контекст. Важный элемент этой стратегии – содействие смене режимов в государствах-участниках СНГ. Один из наиболее активных деятелей СДВ – президент Грузии Михаил Саакашвили, - заявил, что организация должна действенно поддерживать демократическую оппозицию в тех государствах, где она борется с антидемократическими режимами. В создании СДВ очевиден геополитический мотив, заключающийся в тесном сотрудничестве с НАТО и ОБСЕ в противовес России и интеграционным объединениям с ее участием. Сам концепт макрорегиона, включающего Каспий, Черное и Балтийское моря, был впервые озвучен американской дипломатией, и активно используется для обоснования расширения зоны ответственности НАТО за рамки, прописанные в Атлантической хартии. Характерно, что все государства-участники СДВ относятся к числу приоритетных партнеров Соединенных Штатов на европейском континенте и, как правило, выступают в поддержку основных внешнеполитических инициатив Вашингтона.
Перспективы СДВ Оценка перспектив СДВ в настоящее время представляется весьма затруднительной. Организация была образована недавно, и ее структура, в отличие от ГУАМ, едва начала формироваться. Очевидно, что в случае последовательной реализации задач, декларируемых участниками организации при создании СДВ, Содружество постарается укрепить как свои позиции на постсоветском пространстве, так и влияние на процессы европейской интеграции. В поддержке СДВ со стороны США прослеживается стремление создать внутри ЕС и за его пределами своеобразное ядро из лояльных государств, которые бы обеспечили эффективное участие американской дипломатии в решении всех ключевых проблем европейской жизни, включая отношения с Россией и будущее государств на постсоветском пространстве. Вполне вероятно использование СДВ как механизма оказания политического давления на российское руководство в решении многих общеевропейских и двусторонних проблем. Нынешний формат организации и риторика ее представителей исключают возможность участия Российской Федерации в Содружестве даже на правах наблюдателя. Это усиливает конфронтационный потенциал СДВ и может способствовать появлению на европейском континенте новых разделительных линий. Между тем в последнее время наблюдается рост беспокойства созданием новой региональной организации, тесно координирующей свою позицию с США, среди «старых» участников Европейского Союза. Потенциально такой союз может вступить в конфликт с руководством ЕС и системообразующих государств Европы по ключевым вопросам внешней политики, что неизбежно приведет к нарушению принципа согласованной дипломатии стран-участниц ЕС. Своеобразным предупреждением о возможной опасности стали события, связанные с наложением Польшей, являющейся членом СДВ, вето на начало переговоров с Россией о подписании нового соглашения с Европейским Союзом. Подобные шаги обостряют отношения как между Европой и Россией, так и внутри ЕС.
ШОС
Формирование ШОС Шанхайская Организация Сотрудничества – это объединение, которое также может быть отнесено к региональным модулям, однако оно значительно отличается от остальных объединений охватом географических территорий и характером интеграции. Этой организации предрекают большое будущее с точки зрения участия в социально-экономических и политических процессах в регионе и в мире. Именно по этой причине изучению ШОС уделяется сегодня столько внимания. Как уже говорилось ШОС является уникальной организацией и с той точки зрения, что за свой небольшой по историческим меркам срок существования она смогла достаточно убедительно продемонстрировать свою дееспособность. Предшественником ШОС была так называемая «Шанхайская пятерка», вышедшая из механизма пограничных переговоров – их сначала вел с КНР Советский Союз, а после его распада – страны, наследовавшие части протяженной границы с КНР: Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. После распада Советского Союза странам Центральной Азии пришлось строить свою государственность буквально с нуля; создавать институты, развивать национальное самосознание, устанавливать географические границы. Последний вопрос оказался наиболее сложным: все, кроме Туркменистана, должны были снова обговаривать этот вопрос с Китаем, поскольку между Китаем и СССР не был окончательно решен вопрос о границе. Казахстан, Киргизстан и Таджикистан согласились совместно с Россией и Китаем сформировать «Шанхайскую Пятерку» как механизм для укрепления доверия между странами. Первая встреча в рамках этого договора состоялась в апреле 1996 г. в Шанхае. Переговоры велись не только о прохождении линии границы и ее делимитации на местности, но и о других связанных с этим проблемах, включая осуществление мер военного доверия, трансграничные контакты и другое. После завершения пограничных переговоров, стороны почувствовали потребность в продолжении переговорного процесса – уже в более широком контексте налаживания всестороннего сотрудничества. «Шанхайская Пятерка» доказала свою эффективность: к 2001 г. все спорные вопросы, связанные с границами, были урегулированы. В то же время, члены Организации начали сотрудничество не только в области экономики, но и в области вопросов обеспечения пограничной безопасности. Последние включали в себя борьбу с терроризмом, организованной преступностью, а также против угроз, которые исходили от раздираемого войнами Афганистана.[78] Позднее, в июне 2001г. к организации присоединился не граничащий с Китаем Узбекистан, и она приобрела современные контуры.[79] В 2004 г. Монголия стала первой страной-наблюдателем в рамках ШОС, Индия, Пакистан и Иран обрели этот статус в 2005 г. Однако роль и статус страны-наблюдателя в этой организации до сих пор остаются неясными. Полноправные члены организации тесно сотрудничают над разработкой совместных заявлений и деклараций на саммитах ШОС, посылают своих представителей в различные институты ШОС, в то время как роль наблюдателей ограничивается присутствием на саммитах. Неясны также критерии, по которым страны-наблюдатели могут или не могут войти в число полноправных членов. Индия, Пакистан и Иран уже выразили свое желание стать полноправными членами, однако действующие члены организации не смогли достичь консенсуса по возможному расширению ее состава.[80] В общем виде вопросам членства в ШОС посвящена статья XIII ее Хартии (Устава). В ней говорится, что организация «открыта для приема других государств региона». Указывается также, что «решение вопроса о приеме в ШОС новых членов принимается Советом глав государств по предоставлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного государства».[81]
Структура ШОС Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства - организатора очередного заседания. Совет глав государств принимает решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии ШОС. Совет глав правительств принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации. Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств государств-членов. Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС. Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов ШОС. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности. Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства – члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств. Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета. Совещания руководителей министерств и/или ведомств. В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств руководители отраслевых министерств и / или ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС. Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства и / или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно. Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договорённости государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств и/или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств и/или ведомств государств-членов. Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами. Совет собирается на заседания не реже трёх раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств. Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов. Региональная антитеррористическая структура является постоянно действующим органом ШОС. Основные ее задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими. Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации. Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел. Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе сроком на три года. Заместители Исполнительного секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь. Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе. Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин (Китайская Народная Республика). Институты ШОС также проводят регулярные встречи министров обороны, внутренних дел, экономики, транспорта, по чрезвычайным ситуациям, культуры. Проводятся форумы для руководителей пограничных служб и генеральных прокуроров. Совет национальных координаторов, состоящий из высокопоставленных чиновников министерств иностранных дел, занимается подготовкой повесток и документов для официальных встреч. Два официальных языка ШОС - русский и китайский.
Деловой совет ШОС 14 июня 2006 года в Шанхае состоялась учредительная Сессия Делового совета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В ней приняли участие представители национальных частей Совета от Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Утверждены основные документы, регламентирующие деятельность Совета и его постоянно действующего Секретариата, который располагается в городе Москве. Совет создан в соответствии с решением Совета Глав Государств-членов ШОС. Он является неправительственной структурой, объединяющей наиболее авторитетных представителей бизнес-сообщества шести стран с целью расширения экономического сотрудничества в рамках Организации, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС, содействия практическому продвижению многосторонних проектов определенных главами правительств в рамках принятой в 2003 году "Программы торгово-экономического сотрудничества". Высшим органом Делового совета (ДС) является ежегодная Сессия, которая определяет приоритеты и вырабатывает основные направления его деятельности, решает наиболее важные вопросы взаимоотношений с деловыми объединениями других государств. Деловой совет ШОС - это самостоятельная структура, способная принимать рекомендательные решения и давать экспертные оценки по перспективным направлениям подключения представителей бизнес-сообщества государств-членов ШОС к торгово-экономическому, инвестиционному взаимодействию в рамках Организации. Среди приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества, наряду с энергетикой, транспортом, телекоммуникациями, кредитно-банковской сферой, Совет уделяет внимание взаимодействию стран ШОС в области образования, науки и инновационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства. Важным аспектом деятельности Делового совета также является гармонизация национальных законодательств в экономической сфере. В этой области ДС предполагает осуществлять подготовку необходимых рекомендаций, вплоть до предложения к рассмотрению проектов законов. В качестве основных рассматриваются проекты оказания помощи населению посредством обязательного и добровольного медицинского страхования, ликвидации и преодолению последствий чрезвычайных ситуаций (с помощью создания совместного Центра медицины катастроф), профилактики распространения на территории стран-участниц ШОС инфекционных заболеваний и туберкулеза, внедрения специальной высокотехнологичной программы «Телемедицина» для населения труднодоступных и отдаленных районов стран-участниц, создания системы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), рекреационных зон и бальнеологических курортов на территории стран-участниц ШОС в первую очередь в России, Казахстане, Китае и Киргизии. В области образования, соответствующей рабочей группой, рассматривается программа формирования в рамках существующих национальных ВУЗов своеобразной площадки по координации усилий групп ВУЗов каждой из стран ШОС в подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики. Обсуждается перспективы создания университета ШОС. Развитие сотрудничества в данной сфере будет способствовать культурному и гуманитарному взаимодействию, дальнейшей модернизации науки и образования в рамках ШОС. Важным для Делового совета ШОС является активное участие в работе по созданию Энергетического клуба (ЭК) Организации, так как многие руководители российских компаний топливно-энергетического комплекса являются членами российской части Делового совета. ДС ШОС видит свою роль в организации взаимодействия между государственными структурами и бизнесом, прежде всего для создания в рамках ЭК ШОС дискуссионной площадки, где на регулярной основе проходило бы предметное обсуждение энергетической стратегии Организации, возможностей совместной реализации проектов в сфере разведки, производства, переработки, транспортировки и транзита энергетических ресурсов. Одновременно, в рамках деятельности российской части Делового совета ШОС обсуждаются перспективы создания нескольких научно исследовательских структур под эгидой ДС ШОС и региональных представительств ДС ШОС, начата подготовка соглашения о перспективном сотрудничестве Делового совета ШОС и Межбанковского объединения ШОС.
Основные документы ШОС сформирована на базе соглашения об укреплении доверия в военной области и по взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы государств-членов организации во второй половине 90-х годов. Декларация о создании ШОС была подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. Деятельность организации регулируют три основополагающих документа – Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001г.). Хартия ШОС (2002 г.) – базовый уставной документ, фиксирующий задачи, цели и принципы ШОС, ее структуру и основные направления деятельности, и Соглашения о создании региональной антитеррористической структуры (РАТС), достигнутое в 2002 году.[82] Саммиты, встречи глав правительств и существующие механизмы консультаций между министерствами иностранных дел позволяют участникам организации согласовывать свои политические инициативы. В этом же ряду стоят Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС (16.08.2007 г.); Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС (16.08.2007 г.); Бишкекская декларация (16.08.2007 г.); Душанбинская декларация (28.08.2008г.); Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС (28.08.2008г.); Положение о статусе партнера по диалогу Шанхайской организации сотрудничества(28.08.2008г.). Декларация специальной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (27.03.2009г.); Екатеринбургская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (16.06.2009г.).
Развитие ШОС Международный вес этой организации определяется не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом входящих в него стран, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов Совета Безопасности ООН – России и Китая. Это определяет роль ШОС в построении системы коллективной безопасности как в Центральной Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ШОС является открытой организацией для приема новых членов, разделяющих ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности были изначально решающими в формировании ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных сегодня, в то же время было бы неверно расценивать ее как военную организацию. Такой статус неприемлем по причине участия входящих в ШОС стран в международных союзах и организациях с различными обязательствами. Как отмечают многие эксперты, членство в ШОС во многом отвечает геополитическим интересам ее участников. Так, Сергей Караганов относит членство в ШОС к ресурсному преимуществу России.[83] В соответствии с «Хартией ШОС», принятой в 2002 г., основными целями ШОС являются: «укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе». ШОС твердо придерживается следующих основных принципов: «взаимное уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности, взаимное невмешательство во внутренние дела, взаимное неприменение военной силы или угрозы применения силы; равноправие всех членов; решение всех вопросов путем взаимных консультаций». Несмотря на то, что вступление в Организацию доступно только для государств региона, ШОС характеризуется готовностью к сотрудничеству в различных формах с другими государствами и международными структурами, к коим относится и ЕС.[84] Вместе с тем, деятельность организации не отрицает и не принижает механизмы сотрудничества, уже наработанные государствами-членами с другими странами или группами стран. Задача ШОС – создать дополнительные сферы сотрудничества, которые ранее не существовали, либо невозможны вне ее рамок. А. Лукин считает, что «судьба организации зависит от того, насколько широки будут эти сферы, а также сможет ли она убедить государства в своей способности добиваться успеха».[85] ШОС оказалась первой международной организацией, призвавшей к коллективной борьбе с терроризмом как глобальной угрозой. Это произошло еще до 11 сентября 2001 г. Повышенное внимание угрозам терроризма, сепаратизма и экстремизма было связано с тем, что страны ШОС столкнулись с ними раньше многих и всерьез. Поэтому они понимают важность эффективного коллективного сотрудничества в противостоянии этим угрозам.[86] После 11 сентября 2001 года вызовы, с которыми сталкивались страны ШОС, стали множиться. Прежде всего, под воздействием изменения геополитического расклада сил в Центральной Азии в результате появления новых, нетрадиционных для него игроков.[87] ШОС вполне адекватно отреагировала на эти угрозы, что стало еще одним подтверждением дееспособности организации. Свидетельством становления ШОС стали и ее усилия по недопущению вмешательства внешних сил в дела стран-участниц. В 2005 году после событий в Узбекистане на очередном саммите была принята «Астанинская декларация» ШОС, в которой содержалось требование к США определиться с конкретными сроками завершения своего военного присутствия в регионе. Вскоре после саммита Ташкент закрыл американскую базу в Узбекистане. В том же году в качестве наблюдателей в ШОС были приняты Иран, Индия, Пакистан и Монголия. [88] Саммит ШОС, прошедший в августе 2007 года в Бишкеке знаменовал собой новый этап в развитии ШОС. Очередной раз отмечалось усиление энергетической составляющей деятельности Организации. Особого внимания удостоилась проблема развития так называемых горизонтальных связей – между странами центрально-азиатского региона, включая Афганистан. Фактически все это означает достаточно мощное продвижение с точки зрения регионального экономического сотрудничества. Здесь же была подчеркнута необходимость продолжения и развития гуманитарных программ, а также сотрудничества в области культуры. [89] На Душанбинском саммите в 2008 году главы государств-членов ШОС поддержали активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в Южной Осетии на основе принятых в Москве шести принципов урегулирования конфликта и призвали стороны к примирению и содействию переговорам. Однако главы стран ШОС не не высказали свою позицию по поводу признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. По завершении встречи президенты также подписали Соглашение о порядке проведения совместных антитеррористических учений и Соглашение о сотрудничестве стран ШОС в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Главы государств были единодушны в том, что вопросы безопасности остаются приоритетными в деятельности ШОС. Неоднократно в ходе саммита звучали предложения по противодействию терроризму и наркоугрозе, исходящим из Афганистана. По решению членов Организации, желание многих стран участвовать в проектах ШОС по политическим либо экономическим соображениям будет удовлетворено через введение нового статуса «партнера по диалогу», положение о котором было утверждено советом глав государств. Специальная экспертная группа, которая будет заниматься вопросами расширения и более активного привлечения стран-наблюдателей к проектам сотрудничества была призвана учесть опыт создания других региональных интеграционных объединений, выработать критерии соответствия той или иной страны духу и фундаментальным принципам Шанхайской организации. В 2009 году на Екатеринбургском саммите подписана Декларация, в которой констатируется, что международное сотрудничество - безальтернативный инструмент в решении насущных проблем современности, включая энергетическую и продовольственную безопасность, изменение климата, финансовый кризис. В документ вошла конвенция Организации против терроризма – подписаны решения о подготовке кадров для антитеррористических формирований и о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. Утверждены положения о политических и дипломатических мерах ШОС на ситуации, угрожающие миру, безопасности и стабильности в регионе. Главы государств-участников ШОС поддержали договор о нераспространении ядерного оружия, выступили за активизацию сотрудничества в сфере контроля и управления международными финансами, сохранения стабильности экономики. Китай уже заявил, что готов выделить странам Шанхайской Организации Сотрудничества 10 миллиардов долларов на преодоление последствий кризиса. Вместе с тем шла речь и о расширении ШОС.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.52.94 (0.016 с.) |