Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая система Великобритании↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства. Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории. Парламент состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (5 лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает. Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в 20 веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента - 5 лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - в Первую и Вторую Мировую Войны. Парламент ПАЛАТА ОБЩИН Чиновники Чиновниками Палаты Общин являются Спикер и три его Заместителя. Также в парламенте постоянно работают клерки, сержанты полиции, библиотека, администрация и др. Электорат Граждане Великобритании, вместе с гражданами других стран Содружества и гражданами Ирландии, проживающими в Великобритании, могут голосовать по достижении 18 лет и не имеют никаких препятствий, отстраняющих их от голосования. Выборы Британия разделена на 659 избирательных округов, каждый из которых выбирает одного члена Палаты Общин. Каждый избиратель может проголосовать один раз, обычно в избирательном участке. Участие в выборах не обязательно. Система голосования едина: кандидат выбирается, если он набрал больше голосов, чем любой другой кандидат по этому избирательному округу. Кандидаты Граждане Великобритании и граждане других стран Содружества, а также граждане Ирландской республики могут принять участие в выборах по достижении 21 года, с условием, если они не дисквалифицированы по каким-либо причинам. Кандидат также обязан положить в банк 500 фунтов стерлингов, которые ему вернут, если он наберет более 5% голосов. Максимальная сумма денег, которые кандидат может истратить на предвыборную кампанию - 4330 фунтов стерлингов плюс 3,7 пенсов за каждого члена электората в городском избирательном округе или 4,9 пенсов за каждого члена электората в сельском избирательном округе. ПАРТИИ Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий. На общих выборах в 1997 году лейбористы получили 43% голосов, консерваторы 30,7% голосов, а либеральные демократы - 16,8% голосов. С 1945 года власть попеременно переходит из рук Консервативной партии, которая была создана в восемнадцатом веке, в руки Лейбористской партии, которая появилась в последнем десятилетии девятнадцатого века. Новая партия - Либерально-демократическая - была создана в 1988 году, когда Либеральная партия, которая, как и партия Консерваторов, сформировалась в восемнадцатом веке, слилась с Социал-демократической партией, созданной в 1981 году. Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них.Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии. Годовое содержание из средств бюджета помогает оппозиционным партиям выполнять свою работу в парламенте. Оно выплачивается только тем партиям, члены которых получили по крайней мере два места в парламенте или одно место и 150 тысяч голосов избирателей. Сумма дотаций - 2250 фунтов стерлингов за каждое полученное место, плюс 5,1 фунтов стерлингов за каждые 200 голосов. ЗАКОНЫ Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы. Предложения по изменению законов публикуются в правительственной "Белой бумаге". Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента. Билли должны быть приняты в обеих палатах. После принятия закона обеими палатами он поступает на одобрение королеве. На практике это формальность. КОМИТЕТЫ Постоянные комитеты обсуждают и изучают изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают их во втором чтении. Обычные постоянные комитеты не имеют названий и называются обычно Постоянный комитет А, В, С и т.д.; для обсуждения каждого нового Билля в них назначаются новые члены нижней палаты парламента. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте. Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации. Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты. Комитет Консерваторов и Унионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания. ПАЛАТА ЛОРДОВ Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин. Правительство ФОРМИРОВАНИЕ Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться. По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в д.10 на Даунинг Стрит (10 Downing Street) в центре Лондона. Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу. ЛОББИ Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби. Корреспонденты Лобби - это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента. ТАЙНЫЙ СОВЕТ Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность.
Политическая система Германии Разобраться в политической системе Германии довольно нелегко. После объединения ГДР и ФРГ, осталась западная система управления, то есть, ту, которую установили после войны американцы. В итоге образовалась система, в которой толком не разбираются даже большинство немцев. Федеративная Республика Германия является парламентским демократическим и социалистическим государством, в котором каждая федерация – это маленькая республика. Каждая отдельная земля имеет собственную конституцию. Хотя основной конституцией все же является свод главных законов Германии. Иными словами, все, что в конституции страны не описано, может быть записано в конституции конкретной земли. Например, конституция некоторых земель до сих пор предусматривает смертную казнь, хотя в ФРГ такого наказания якобы не существует. Номинальный глава государства – президент. Однако он имеет только представительские функции, не оказывая на политику страны влияния. Выбирают президента на 5-летний срок на съезде всех партий ФРГ, которые имеют в парламенте земли или страны представительство. С другой стороны, выборы президента – единственная задача государственного съезда. Реальной властью в стране обладает глава правительства – бундес-канцлер. Выбирает его парламент. Простые граждане на этот выбор влияют лишь косвенно, голосуя на партийных выборах. Предлагает кандидатуру канцлера бундес-президент. То есть, граждане выбирают парламент, а потом президент предлагает депутатам кандидатуру главы правительства. Канцлер назначает кабинет министров. Собственно, так и формируется немецкое правительство. Вследствие развития такой системы иногда Германию называют канцлер-демократической, так как в итоге страной правят люди, самолично выбранные канцлером. Следует отметить, что в отличие от президентов, бундес-канцлеров очень часто выбирают еще на один срок. Парламент ФРГ именуется бундестагом. Он является единственным немецким всенародно-избранным органом власти. Избирается на 4 года. В настоящее время в немецком парламенте заседают 612 представителей всех шестнадцати земель. Парламент имеет своего бундестаг-президента, или, по аналогии с парламентом России, спикера. Бундестаг – это законодательный орган, который может вносить коррективы в конституцию.
Политическая система Италии Италия — «демократическая республика, основой которой является труд», говорится в Конституции, принятой в 1947. Административное деление включает три вида единиц: районы (их 20), провинции (94) и коммуны, т.е. муниципалитеты (ок. 1 тыс., идёт укрупнение). Принято разделять экономические районы Севера (Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Эмилия-Романья, Валле д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия), Центра (Лацио, Тоскана, Умбрия, Абруцци, Марке) и Юга (Кампания, Молизе, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния). Крупнейшие города (более 1 млн чел., 1995): Рим, Милан и Неаполь. Крупные урбанизированные зоны сложились вокруг городов Турин, Генуя, Венеция, Болонья, Флоренция, Бари, Палермо, Катания и Кальяри. Управление государством осуществляется в соответствии с конституционными принципами и нормами гражданского права. Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти — кабинет министров (правительство). Глава государства — президент. Глава высшего органа законодательной власти — спикер верхней палаты парламента. Глава высшего органа исполнительной власти — премьер-министр. По характеру распределения прерогатив в системе власти Италии является парламентской республикой. Нижняя палата (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя (Сенат) — на 6 лет всеобщим прямым голосованием; в первом случае избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет, во втором — 25 лет. Новый избирательный закон 1993 заменил пропорциональную систему голосования смешанной, с преобладанием мажоритарного принципа. В палате депутатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной основе, остальные — пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом порога доступа (4%). В Сенате 3/4 мест заполняются мажоритарным, остальные — пропорциональным голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата. Небольшое число сенаторов за особые заслуги перед страной может быть назначено пожизненно. По итогам выборов президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем парламенту. Правительство ответственно перед парламентом. Наличие в этом органе большого числа фракций и неустойчивость партийных коалиций обычно приводили к частой смене кабинетов. Правительство С.Берлускони, пришедшее к власти в 2001, является 59-м по счёту за послевоенный период. Президент (согласно закону он не может быть моложе 50 лет) избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат и 58 представителей районов, сроком на 7 лет. Для избрания требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов, но если кандидатура не проходит после 3-го голосования, становится достаточным простое. Президент может распускать парламент, но не позднее чем за 6 мес. до окончания срока его полномочий. Выдающимися деятелями послевоенного периода были: А.де Гаспери — лидер ХДП и премьер-министр в 1945—53, сыгравший ведущую роль в определении стратегии внутренней и внешней политики Италии на этапе перехода к демократии; Л.Эйнауди — первый президент страны, видный экономист; Э.Маттеи — основатель и президент государственного нефтяного холдинга ЭНИ; Дж.Андреотти — член руководства ХДП, начиная с 1946 постоянный член парламента, неоднократно возглавлявший правительство или занимавший высокие руководящие посты. Высшим органом судебной власти является Конституционный суд. Он состоит из 15 судей, треть которых назначает президент, треть избирается парламентом, а треть избирается обычным и административным Верховными судами. Система исполнительной и законодательной власти на местах переживает период трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг — передача части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на периферию. В 1993 введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс. чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Всё это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти. Одновременно повысилась роль функциональных автономий — парагосударственных организаций, обладающих специфической формой самоуправления и тесно взаимодействующих с властями в решении местных задач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Появилась и новая структура — совещания, представляющие собой органы постоянного взаимодействия центральной администрации с региональными и местными звеньями власти на консультативной основе. Круг вопросов, входящих в сферу деятельности негосударственных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растёт, что создаёт предпосылки для федеративного переустройства. Однако возникающая система пока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий. Начавшаяся реформа носит в известной степени импровизационный характер: механизм передачи управления на субнациональные уровни недостаточно проработан, многие вопросы разделения полномочий между районами, провинциями и муниципалитетами до конца не прояснены. Партийная система Италии в нач. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предшествовавшая ей система характеризовалась как «несовершенная двухпартийность», поскольку не допускала обычного для демократического государства чередования у власти двух ведущих партий или блоков. Фактической монополией на власть обладала ХДП, вторая крупнейшая политическая сила — ИКП в условиях «холодной войны» была обречена оставаться в оппозиции. Коалиционные правительства во главе с ХДП формировались на основе политического торга, скрепляемого распределением постов в государственном секторе. Это породило массовую коррупцию. По оценкам экспертов, размах нелегального финансирования партий, участвовавших в дележе бюджетных средств через размещение контрактов, подрядов и т.п., достигал 50—100 млрд долл. в год. В 1992 группа миланских прокуроров во главе с А. ди Пьетро начала расследовать коррупционные связи партийных лидеров и бизнес-элиты. В эту операцию («чистые руки») оказались вовлечены более 100 депутатов парламента, многие министры, видные представители промышленного и финансового мира. Её огромный общественный резонанс, волна отставок, арестов и т.д. в условиях развивающегося экономического кризиса привели к слому всей прежней партийной системы. ХДП раскололась и сошла с политической сцены, оставив на ней три небольших группировки. ИСП практически исчезла, как и небольшие «буферные» партии социал-демократов и республиканцев. Из неофашистского Итальянского социального движения выделился Национальный альянс, отмежевавшийся от идеологических корней своего предшественника. ИКП, ещё ранее преобразовавшаяся в Демократическую партию левых сил (ДПЛС), утвердилась как главная альтернативная левая сила. Возникли новые партии — на правом фланге «Вперёд, Италия» и Северная лига, на левом — «Рифондацьоне комуниста» (сторонники марксистского курса). Этот радикальный сдвиг, означавший практическое исчезновение прежнего политического класса, положил начало становлению новой, двухполюсной партийной системы. В 2002 в стране насчитывалось 16 партий, большая часть которых входила в лево- и правоцентристскую коалиции. К первой («Оливковое дерево») относились: ДПЛС, объединение «Маргаритка» (Народная партия, Итальянское возрождение, Союз демократов для Европы, Демократическая партия), объединение «Подсолнечник» (Федерация «зелёных», Итальянские демократы-социалисты) и Итальянская коммунистическая партия. Во вторую («Дом свободы») входили: «Вперёд, Италия», Северная лига, Национальный альянс и объединение «Белый цветок» (Христианско-демократический центр и Объединённые христианские демократы). Неприсоединившимися остались радикалы, партия Южного Тироля и Социалистическое движение. Ведущая сила первого блока — ДПЛС, второго — «Вперёд, Италия»; лидеры блоков — Ф.Рутелли и С.Берлускони. В 1992—94 и 1995—2001 у власти находились лево-центристские коалиции во главе с Дж.Амато, К.Чампи, Л.Дини, Р.Проди и М. Д'Алема, с апреля 1994 по январь 1995 — первое правительство С.Берлускони. На выборах 2001, проведённых по новой системе, правоцентристский блок получил большинство в обеих палатах парламента — 367 мест в нижней и 177 в верхней (из них на долю «Вперёд, И.» пришлось соответственно 189 и 82 места). Левоцентристская коалиция получила 248 мест в нижней палате и 128 в верхней (в том числе ДПЛС — соответственно 138 и 62). Ведущие организации деловых кругов сформированы по отраслевому признаку: в промышленности — Конфиндустрия, в торговле — Конфкоммерчо, в сельском хозяйстве — Конфагрикультура, в сфере малого бизнеса и ремёсел — Конфапи, в финансовом секторе — Ассоциация итальянских банков (АБИ) и Ассоциация сберегательных касс (АКРИ). Эти головные («зонтичные») организации выступают как группы давления в диалоге с социальными партнёрами и правительством. Самая влиятельная из них — Конфиндустрия (Конфедерация итальянских промышленников), основанная в 1910, объединяет 106 территориальных и 99 отраслевых ассоциаций, которые в свою очередь сгруппированы в региональные и отраслевые федерации. Конфиндустрия имеет представительство в ЕС и широкие международные связи. Сфера труда также хорошо организована. В стране сложилось три крупных профсоюзных объединения: Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), основанная в 1906 и исторически связанная с левыми партиями, насчитывает 5,3 млн членов (главным образом «синие воротнички») и имеет прочные позиции на Севере; Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ), по традиции связанная с христианско-демократическим движением, объединяет 4,3 млн чел. (в основном «белые воротнички») и широко представлена на Юге, а также в государственном аппарате; Итальянский союз труда (ИСТ), ориентированный на социал-демократов и республиканцев, имеет численность 1,8 млн чел. (преимущественно менеджеры среднего звена). Есть также автономные профсоюзы — например, работников железных дорог. Кооперативный сектор экономики имеет аналогичные организации. Крупнейшая из них — Национальная лига кооперативов и обществ взаимопомощи (НЛКОВ) — создана в 1893 и исторически связана с левым движением. Её трёхступенчатая структура построена как сеть отраслевых ассоциаций и областных комитетов, опирающаяся на местные комитеты («Федеркооп»), ассоциации и консорциумы. Второе ведущее объединение — Конфедерация итальянских кооперативов (КИК) — создано в 1919 на христианско-демократической основе. В 2002 в НЛКОВ насчитывалось 11,4 тыс. кооперативов с 5,1 млн членов, в КИК — 17,8 тыс. кооперативов с 2,7 млн членов. Есть также два меньших по размерам объединения и определённая часть кооперативов, не входящих ни в одну из этих организаций. Кооперативные структуры развивались в Италии со 2-й пол. 19 в., в ряде районов Севера и Центра их социальная роль очень велика. Важное место в системе общественных организаций занимают Торговые палаты промышленности, сельского хозяйства и ремёсел. Их сеть включает 94 провинциальных палаты, объединённых в головную организацию «Уньонкамере». Имеется также зарубежная сеть, в т.ч. двусторонние палаты, действующие параллельно в Италии и других странах (итало-русская и российско-итальянская палаты были созданы в Милане в 1909 и в Санкт-Петербурге в 1911). Вокруг партий, профсоюзов, кооперативных объединений, церкви, а также независимо от них в стране активно действует св. 220 тыс. общественных организаций и групп различной окраски, образующих ткань гражданского общества. Согласно первому цензу некоммерческих организаций (1999), 2/3 из них относятся к сфере культуры, спорта и организации досуга. В общественных организациях работает 630 тыс. чел. оплачиваемого персонала и 3,2 млн волонтёров. По данным опросов, ок. 25% взрослого населения имеет опыт участия в деятельности религиозных организаций. К влиятельным элементам гражданского общества относятся и упоминавшиеся выше структуры, взаимодействующие с органами местной власти, — функциональные автономии и совещания. Внутренняя политика последних 10—15 лет может быть охарактеризована как постепенный и пока незавершённый переход от 1-й ко 2-й республике. Основные составляющие этого процесса — изменение избирательного закона, расширение прав местных властей, обновление политического класса, разблокирование механизма ротации партийных коалиций у власти, наметившаяся тенденция усиления полномочий президента (обсуждается возможность прямых выборов на этот пост). Политический процесс опирается на широкую программу структурных реформ, инициированную силами левого центра. Приход к власти правоцентристов изменил лишь тактическую позицию правительства в проведении этих реформ, оставив прежним их общий вектор. Роль ЕС и других внешних факторов во внутриполитической жизни Италии возрастает. Общественно-политическая система опирается на развитый механизм демократии и приверженность большинства населения идеям парламентаризма, политического и культурного плюрализма, реформистского пути развития. Слабым местом этой системы является незавершённость процесса национальной консолидации — сохранение традиций регионального партикуляризма и особенно глубоких социокультурных различий между Севером и Югом. Отсюда латентная политическая неустойчивость и, как следствие, торможение необходимых стране реформ. Внешняя политика с первых послевоенных лет строилась на принципах европеизма и атлантизма. Основные направления деятельности Италии на международной арене определялись фактом её принадлежности к НАТО и ЕС. Однако большой авторитет левых сил в стране обязывал её правящие круги учитывать их позицию при выработке внешней политики. На рубеже 1950—60-х гг. Италия оказалась в числе первых на Западе стран, заключивших долгосрочные торговые соглашения и коммерческие сделки с СССР. Являясь одним из главных западных партнёров Российской Федерации, она активно высказывается за сближение Российской Федерации с ЕС, за создание общеевропейского экономического пространства. Вооружённые силы Италии включают Сухопутные войска, насчитывающие (1996) 175 тыс. чел. и 520 тыс. резервистов, ВМФ (44 тыс.), ВВС (67,8 тыс.) и корпус карабинеров (111,8 тыс.). Имеется корпус морской пехоты (0,6 тыс.). Главные морские базы располагаются в Специи, Неаполе, Таранто и Анконе, базы меньшей величины — в Бриндизи и Венеции. Воинская обязанность для мужчин установлена с 18 лет, срок службы — 12 мес. Военные расходы в 2002 составили 20,2 млрд долл. (1,6% ВВП). ИСТОКИ ДЕМОКРАТИИ Концепция выборности должностных лиц согражданами и участия граждан в законотворчестве возникла задолго до Соединенных Штатов. Демократия в тех или иных формах существовала еще в Афинах и иных городах-государствах древней Греции. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает «власть народа». На протяжении веков после того, как демократические формы правления пали в древней Элладе, их принципы и идеалы редко где находили практическое воплощение. По большей части народы управлялись императорами, королями и королевами, либо элитарными кликами, не имея доступа к участию в управлении, за исключением определенных аристократических кругов. Так обстояли дела в Европе в 1492 году, когда итальянец Христофор Колумб повел корабли, предоставленные королевской четой Испании, на запад в поисках нового пути в Азию, и высадился на берегах Нового света. КОНСТИТУЦИЯ В процессе работы Конвента делегаты, сознательно превысив свои полномочия, разработали для Соединенных Штатов форму правления. План его был изложен самым простым языком в документе, озаглавленном «Конституция Соединенных Штатов». Эта Конституция создала федеральную систему с сильным центральным правительством. Федерация подразумевает разделение власти между центром и членами федерации, резервируя за каждой стороной определенные права. Конституция предусматривала также избрание руководителя страны, Президента. Согласно Конституции, федеральные законы надлежало принимать лишь Конгрессу, составляемому из избираемых народом представителей. Предусматривала Конституция и общенациональную систему судебной власти, возглавляемую Верховным судом. Создавая Конституцию, делегаты Конвента должны были учитывать два основных опасения, разделяемых большинством американцев. Во-первых, что какое-либо лицо или группа лиц в центральном правительстве сконцентрирует в своих руках, либо захватит власть над страной и создаст режим тирании. Оберегая страну от подобного, делегаты разработали систему управления, состоящую из трех властей — исполнительной, законодательной и судебной. Каждый вид власти имеет полномочия, которых нет у двух других, и каждая обладает возможностью противостоять и другой, сдерживая ее вредоносные действия. Во-вторых, что новое центральное правительство ослабит или аннулирует права штатов управлять своими внутренними делами. Конституция решает проблему, конкретно определяя полномочия, отведенные центральному правительству, и полномочия, закрепленные за властями штатов. За штатами закреплялось право вести внутренние дела по собственному усмотрению при условии соблюдения демократических норм правления. С целью подчеркнуть демократический характер Конституции, она открывается Преамбулой, четко выражающей, кто устанавливает форму правления: «Мы, народ», и зачем: «в целях... содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы». Многие испытывали подозрения. Шестнадцать делегатов отказались подписать документ. Новая форма правления могла вступить в силу, лишь получив поддержку большинства граждан девяти из тринадцати штатов. Сторонники Конституции упорно отстаивали ее в жарких устных и печатных дискуссиях. Наконец, они одержали победу, но штаты четко высказались в пользу введения одного дополнения, сразу по вступлении новой формы правления в силу. Представители различных штатов отмечали, что Конституция не содержит статей, которые гарантировали бы свободы, основные права и привилегии граждан. И если делегаты Конвента не сочли нужным включать в Конституцию подобные гарантии, то в народе многие на подобных письменных гарантиях против тирании настаивали. Так в Конституцию был введен «Билль о правах». Конституция вступила в силу в марте 1789 года. Билль о правах, состоящий из десяти дополнений, именуемых поправками к Конституции, был введен в нее в 1791. С годами принимались и другие поправки к Конституции — к 1985 году их накопилось еще шестнадцать, но в целом политическая система, созданная Конституцией и Биллем о правах, и сегодня в основном носит тот же характер, что в 1790 году. Процессы, столь сильно изменившие облик мира на протяжении последних 200 лет, требуют относиться к Конституции как к живому творческому документу, открытому интерпретации ученых и юристов, призванных приводить ее положения в соответствие с факторами, которые невозможно было предвидеть в период ее создания. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Законодательная власть комплектуется представителями, избираемыми от всех штатов, и единственная имеет право устанавливать федеральные законы, вводить и собирать федеральные налоги, объявлять войну и вводить в действие договоры с иностранными государствами. Законодательную власть олицетворяет Конгресс, состоящий из двух отделений, именуемых палатами: • Палата представителей состоит из законодателей, избираемых на два года. Каждый член Палаты представляет округ своего родного штата. Количество округов в штате определяется на основе подсчета населения, проводимого каждые десять лет. Штаты с большей плотностью населения имеют больше округов и, соответственно, больше представителей, чем менее населенные штаты, некоторые из которых имеют в Палате лишь по одному представителю. В 1980-х годах Палата представителей Соединенных Штатов состоит из 435 представителей. • В Сенат входят законодатели, избираемые сроком на шесть лет. От каждого штата, независимо от количества населения, избирается два сенатора. Таким образом обеспечивается равное представительство малых штатов в одной из палат Конгресса. График выборов в Сенат построен так, что каждые два года переизбирается лишь одна треть сенаторов, благодаря чему после каждых выборов в составе Сената остается известное количество опытных деятелей. Главной обязанностью Конгресса является принятие законов, в том числе и законов о налогах, из которых оплачивается деятельность федерального правительства. Закон начинается с внесения законопроекта, именуемого «биллем». Его читают и изучают в комиссиях, комментируют и вносят в него поправки в той палате, где он был внесен. Затем проводится голосование. Если законопроект одобряется, он направляется в другую палату, где проходит аналогичную процедуру. Если палаты принимают различные редакции одного и того же законопроекта, представители обеих палат совместно работают в «согласительных» комиссиях. Группы, пытающиеся убедить конгрессменов голосовать «за» или «против» того или иного законопроекта, именуются «лоббистами». Пройдя обе палаты Конгресса, согласованный законопроект направляется на подпись Президенту. Только после того, как его подпишет Президент, законопроект становится законом. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Главным должностным лицом Соединенных Штатов является Президент, избираемый вместе с Вице-президентом на четырехлетний срок. Согласно поправке к Конституции, принятой в 1951 году, Президент может избираться лишь на два срока. Кроме права наследования поста Президента, Конституция отводит Вице-президенту лишь функции председателя Сената, предоставляя ему право голосования в Сенате только лишь в случае разделения голосов поровну. Президент наделен внушительными полномочиями, но и на них существуют ограничения. Как главное лицо, формирующее общественную политику, Президент часто направляет проекты законов Конгрессу. Президент имеет право вето на каждый принятый Конгрессом законопроект. Отменить наложенное Президентом вето могут лишь две трети голосов, поданных при голосовании и Сената, и Палаты представителей. Как руководитель своей политической партии Президент, имея легкий доступ к средствам массовой информации, обладает широкими возможностями влиять на общественное мнение касательно законов и проблем, которым придает первостепенное значение. Президент уполномочен назначать федеральных судей по мере возникновения вакансий, в том числе и членов Верховного суда. Все назначения подобного рода подлежат утверждению в Сенате. В пределах действия самой исполнительной власти Президент обладает широкими полномочиями по выпуску правил и инструкций, определяющих деятельность многочисленных министерств и ведомств федерального правительства. Он также является главнокомандующим вооруженными силами. Президент назначает глав и старших должностных лиц органов исполнительной власти, однако большинство федеральных служащих отбирается через неполитическую систему государственной гражданской службы. Ведущие ведомства исполнительной власти возглавляются назначенными Президентом министрами (именуемыми «секретарями»), которые и образуют его кабинет. Каждое назначение должно утверждаться голосованием Сената. На сегодняшний день таких ключевых министерств существует тринадцать: государственный департамент, министерство финансов, министерство обороны, министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство сельского хозяйства, министерство торговли, министерство труда, министерство здравоохранения и гуманитарных служб, министерство жилищного и городского развития, министерство транспорта, министерство энергетики и министерство просвещения. Согласно Конституции, Президент является главным должностным лицом, несущим ответственность за взаимоотношения с иностранными государствами. Президент назначает послов и иных официальных лиц, подлежащих утверждению в Сенате, совместно с государственным секретарем формулирует и направляет внешнюю п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.015 с.) |