ТОП 10:

Распространение христианства



Часть империи Карфагена

В начале I тысячелетия до н.э. финикийцы на южном побережье Пиренейского п-ова основали свои колонии Гадир (Кадис), Малака, Кордова и др., а греки обосновались на восточном побережье.

В V—IV вв. до н. э. усиливается влияние Карфагена, который стал основным центром финикийской цивилизации. Империя Карфагена занимала большую часть Андалусии и средиземноморское побережье. Карфагеняне установили торговую монополию в Гибралтарском проливе Самой крупной колонией карфагенян на Пиренейском полуострове был Новый Карфаген (современная Картахена). На восточном побережье Пиренейского полуострова были основаны иберийские города, напоминавшие греческие города-государства.

Поражение карфагенян во Второй Пунической войне в 210 г. до н. э. привело к установлению римского господства на полуострове. Карфагеняне окончательно потеряли свои владения после побед Сципиона Старшего (206 год до н. э.).

Под римским владычеством

Римляне установили полный контроль над восточным побережьем Пиренейского п-ова (Ближней Испанией), где заключили союз с греками, предоставив им власть над Карфагенской Андалусией и внутренними районами полуострова (Дальней Испанией).

В 182 году до н.э. римляне вторглись в долину реки Эбро и одержали победу над кельтиберийскими племенами. В 139 до н.э. были завоеваны лузитаны и кельты, войска римлян вошли на территорию Португалии и разместили свои гарнизоны в Галисии.

Между 29 и 19 до н.э. были завоеваны земли кантабров и других племен северного побережья.

К 1 в. н.э. в Андалусии под римским влиянием местные языки были забыты. Римляне проложили сеть дорог во внутренней части Пиренейского полуострова. В крупных центрах Римской Испании, в Тарраконе (Таррагоне), Италике (близ Севильи) и Эмерите (Мериде), были возведены театры и ипподромы, памятники и арены, мосты и акведуки. Через морские порты активно велась торговля оливковым маслом, винами, пшеницей, металлами и другими товарами. Местные племена оказали сопротивление и были переселены в отдаленные районы.

Испания стала второй по значению территорией Римской империи после самой Италии.

Она стала родиной четырех римских императоров. Наиболее известны Траян и Адриан. Южная часть Испании дала Феодосия Великого, писателей Марциала, Квинтилиана, Сенеку и поэта Лукана.

Самым сильным влияние римлян было в Андалусии, южной Португалии и на побережье Каталонии около Таррагоны. Племена басков, населявшие северную часть полуострова, так и не были полностью покорены и романизированы, что объясняет их современный особенный языковой диалект, не имеющий ничего общего с Латинской группой языков. Другие доримские народы Иберии были ассимилированы уже к I – II вв. н. э. Три живых испанских языка уходят корнями в латынь, а римские законы стали основой испанской юридической системы.

Распространение христианства

Весьма рано во II в. н.э. сюда проникло христианство и стало распространяться, несмотря на кровавые преследования. К III в. в главных городах уже существовали христианские общины. Первых христиан в Испании жестоко преследовали, но документы собора, состоявшегося около 306 года в Илиберисе близ Гранады, свидетельствуют, что еще до крещения римского императора Константина в 312 году, христианская церковь в Испании имела хорошую организационную структуру.

В начале V века в Испанию проникли вандалы, аланы и свевы и поселились в Андалузии, Лузитании и Галисии; римляне пока удерживались в восточной половине полуострова.

 

Вестготов, вторгшихся в Италию в 410 году, римляне использовали для восстановления порядка в Испании. В 468 г. король вестготов Эйрих расселил своих подданных в северной Испании. В 475 г. он создал самый ранний в государствах, образованных германскими племенами, письменный свод законов (кодекс Эйриха).

Римский император Зенон в 477 официально признал переход всей Испании под власть Эйриха.

Вестготы приняли арианство и создали касту аристократов. Вестготская верхушка отрицала божественность Христа, тогда как местное население исповедовало католическую религию. Еще в 400 году на Толедском соборе был принят единый для всех христиан Испании католицизм. Жестокое обращение ариан-вестготов с местным населением на юге Пиренейского полуострова послужило причиной вторжения византийских войск Восточной Римской империи, которые оставались в юго-восточных районах Испании до VII века.

Вестготы вытеснили пришедших до них вандалов и аланов в северную Африку и создали королевство со столицей в Барселоне. Свевы создалиСвевское королевство на северо-западе в Галисии. Вестготский король Атанагильд (554–567)перенес столицу королевства в Толедо и отвоевал Севилью у византийцев.

Король Леовигильд (568–586)занял Кордову и попытался заменить выборную монархию вестготов на наследственную. Вестготы составляли всего 4% от населения подвластных им земель. Вынужденный считаться с католической верой основной массы населения, Леовигильд реформировал законы в пользу католиков юга.

Король Рекаред (586–601) отказался от арианства и перешел в католицизм. Рекаред созвал совет, на котором смог убедить арианских епископов признать католицизм государственной религией.

После его смерти имел место временный возврат к арианству, но с восшествием на престолСисебута (612–621) католичество вновь стало государственной религией.

Первым вестготским королем, правившим всей Испанией, был

Свинтила (621–631).

При Реккесвинте (653–672) приблизительно в 654 был обнародован выдающийся документ вестготского периода – знаменитый свод законов «Либер Юдициорум». Он отменял имевшиеся правовые различия между вестготами и местными народами.

В вестготском королевстве, в условиях выборной монархии, была неизбежна борьба между претендентами на престол. Мятежи, заговоры и интриги ослабляли королевскую власть. Несмотря на признание вестготами католицизма, религиозные распри лишь усилились. К VII в. все нехристиане, особенно евреи, были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.

Трехсотлетнее правление вестготов оставило значительный след в культуре полуострова, но не привело к созданию единой нации.

Кордовский эмират

Знатный род Омейядов, который в течении продолжительного периода стоял во главе арабского халифата, в конце концов был свергнут с престола представителями другой семьи — Аббасидами.

Смена династий вызвала в арабских владениях всеобщие смуты. При подобных обстоятельствах юноша из семьи Омейядов по имени Абдаррахман в ходе вооруженных действий захватил власть в Испании и стал эмиром, независимым от аббасидского халифа. Главным городом нового государства была Кордова. С этого времени начинается новая эпоха в истории арабской Испании (756 г.).

В течение долгого времени представители различных племен оспаривали или не признавали власть нового независимого эмира. Тридцать два года правления Абдаррахмана были заполнены постоянными войнами. В результате одного из заговоров, организованных против эмира, в Испанию вторгся франкский король Карл Великий. Заговор не удался, завоевав несколько городов на севере Испании, франкский король был вынужден возвратиться со своими войсками, поскольку другие дела требовали присутствия правителя в его королевстве. Арьергард франкского войска был полностью уничтожен в ущелье Ронсеваль непокоренными басками; в этой битве погиб знаменитый франкский воин, граф бретонский Роланд. О смерти Роланда была создана знаменитая легенда, послужившая основой для эпической поэмы «Песнь о Роланде».

Жестоко подавляя возмущения, обуздывая многочисленных противников, Абдаррахман укрепил свою власть и отвоевал города, захваченные франками.

Сын Абдаррахмана Хишам I (788—796 гг.)был набожным, милосердным и скромным государем. Более всего занимали Хишама религиозные дела. Он покровительствовал теологам — факихам, которые приобрели при нем большое влияние. Значение фанатиков стало особенно заметно в правление преемника Хишама, Хакама I (796—822 гг.). Новый эмир ограничил участие факихов в делах управления. Религиозная партия, стремящаяся к власти, принялась вести агитацию, возбуждая народ против эмира и устраивая различные заговоры. Дело дошло до того, что в эмира бросали камни, когда он проезжал по улицам. Хакам I дважды подвергал наказаниям мятежников в Кордове, однако это не помогло. В 814 г. фанатики осадили эмира в его собственном дворце. Войскам эмира удалось подавить восстание, мнгие были убиты, остальных мятежников Хакам выслал из страны. В результате 15 000 семейств переселились в Египет и до 8000 ушли в Фец, в северо-западную Африку.

Расправившись с фанатиками, Хакам занялся устранением опасности, которая исходила от жителей города Толедо.

Этот город, хотя номинально и был подчинен эмирам, фактически пользовался подлинной автономией. Арабов и берберов в городе было немного. Жители Толедо не забывали о том, что их город был столицей независимой Испании. Они гордились этим и упорно отстаивали свою независимость. Хакам решил покончить с этим. Он созвал к себе во дворец наиболее знатных и богатых горожан и перебил их. Толедо, лишенный своих самых влиятельных граждан, остался в подчинении у эмира, но через семь лет, в 829 году, снова провозгласил свою независимость.

Преемнику Хакама Абдаррахману II (829 г.)пришлось воевать с Толедо в течение восьми лет. В 837 г. он овладел городом благодаря начавшимся в Толедо разногласиям между христианами и ренегатами (бывшими христианами, принявшими ислам). При последующих правителях неоднократно предпринимались попытки достижения политической независимости в различных областях страны.

Кордовский халифат

И только Абдаррахман III (912—961), один из величайших омейядских правителей, одаренный большими политическими и военными способностями, за короткое время покорил всех врагов центральной власти. В929 г. он отбросил титул независимого эмира, который носили предыдущие Омейяды. Абдаррахман III принял титулхалифа, приравняв себя тем самым к багдадскому халифу. У нового халифа была цель — основать прочную абсолютную монархию. Предприняв ряд походов против христиан, Абдаррахман III установил затем дружественные отношения с христианскими королями. Эмир вмешивался во внутренние дела Леона, поддерживая угодных ему претендентов на престол и сея смуты в христианском государстве. Его войска овладели Северной Африкой и подчинили ее кордовскому халифату.

Своей мудрой политикой Абдаррахмана III стяжал всеобщее уважение, успехи халифа привлекли к нему внимание всей Европы.

У Абдаррахмана III была большая боеспособная армия и самый могущественный флот на Средиземном море.

Все европейские короли посылали к нему посольства с просьбами о заключении союзов. Арабская Испания превратилась в политический и культурный центр Европы.

Абдаррахман покровительствовал развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли, литературы и просвещения. При нем арабская наука и искусство в Испании достигли высшей степени расцвета Многолюдные города украсили стран, были созданы крупные памятники искусства. В Кордове было около полумиллиона жителей, она стала одним из самых прекрасных городов мира. В городе были возведены множество мечетей, бань, дворцов, разбиты сады. С Кордовой соперничали Гренада, Севилья, Толедо.

Сын Абдаррахмана, поэт и ученый Хакам II (961—976 гг.), продолжал политику отца, особенно в области культуры. Он собрал в своей библиотеке до 400 000 свитков, кордовский университет был тогда самым знаменитым в Европе. Хакам II успешно вел также и войны, сначала с христианами севера, а потом с восставшими африканцами.

Сын халифа Хишам II (976—1009 гг.)вступил на престол в 12-летнем возрасте. В его правление военная мощь халифата достигла апогея. Фактически власть находилась в руках первого министра Мухаммеда-ибн-Абу-Амира, по прозвищу аль-Мансур (победитель). Он правил как бы от имени Хишама II, на самом деле изолировал юного халифа от мира и имел в своих руках всю полноты власти.

Мухаммед по складу своего характера был воителем. Он реорганизовал армию, включив в нее большое число преданных ему лично берберов, которых призвал из Африки. В результате военных кампаний почти все королевство признало свою зависимость от аль-Мансура. Независимыми остались только часть Астурии и Галисии и некоторые земли в Кастилии

После смерти аль-Мансура в 1002 году, заботы по управлению халифатом пали на его сына Музаффара, которого титуловали хаджибом, хотя он был подлинным халифом.

Переход верховной власти к представителям фамилии аль-Мансура возмутил многих. Началась борьба за власть. В 1027 году халифом был избран представитель семьи Омейядов Хишам III. Но у нового халифа не было должных способностей к управлению, и в 1031 году он утратил престол. Спустя 275 лет после своего основания кордовский халифат, основанный Абдаррахманом I, прекратил существование.

На развалинах Кордовского халифата возник целый ряд мелких независимых государств.

До конца арабского господства продолжались войны, раздробленность, борьба за власть.

 

Правление Карла V

Молодой король Карл I (V) (1516—1555)до вступления на пре стол воспитывался в Нидерландах. Его свита и окружение состояли главным образом из фламандцев, сам король плохо говорил по-испански. В первые годы Карл управлял Испанией из Нидерландов. Избрание на императорский престол Священной Римской империи, путешествие в Германию и расходы на коронацию должна была оплачивать Испания.

Карл V с первых лет своего правления смотрел на Испанию прежде всего как на источник финансовых и людских ресурсов для проведения имперской политики в Европе. Он систематически нарушал обычаи и вольности испанских городов и права кортесов, что вызывало недовольство бюргерства и ремесленников. В первой четверти XVI в. деятельность оппозиционных сил сконцентрировалась вокруг вопроса о принудительных займах, к которым часто прибегал король с первых лет своего правления.

В 1518 г. для расплаты со своими кредиторами—немецкими банкирами Фуггерами Карл V смог с большим трудом получить у кастильских кортесов огромную субсидию, но эти деньги были быстро истрачены. В 1519 году для того, чтобы получить новый займ, король был вынужден принять условия, выдвинутые кортесами, среди которых было требование, чтобы он не покидал Испанию, не назначал иностранцев на государственные должности, не отдавал им на откуп сбор налогов.Но сразу после получения денег король покинул Испанию, назначив наместником фламандца кардинала Адриана Утрехтского.

Государственный строй.

В период правления Карла V (1516— 1555) и Филиппа II (1555—1598) произошло усиление центральной власти, однако испанское государство представляло собой в политическом отношении пестрый конгломерат разобщенных территорий.

Уже в первой четверти XVI века роль кортесов была сведена исключительно к вотированию новых налогов и займов королю. На их заседания все чаще стали приглашаться только представители городов. С 1538 г. дворянство и духовенство официально не были представлены в кортесах. В то же время в связи с массовым переселением дворян в города вспыхнула ожесточенная борьба между бюргерством и дворянством за участие в городском самоуправлении. В итоге дворяне добились закрепления за собой права на занятие половины всех должностей в муниципальных органах. В некоторых городах, например в Мадриде, Саламанке, Саморе, Севилье, во главе городского совета обязательно должен был стоять дворянин; из дворян формировалась и городская конная милиция. Все чаще в кортесах в качестве представителей городов выступали дворяне. Правда, дворяне часто продавали свои муниципальные должности зажиточным горожанам, многие из которых даже не являлись жителями данных мест, или сдавали их в аренду.

Дальнейший упадок кортесов сопровождался в середине XVII в. лишением их права вотировать налоги, которое было передано городским советам, после чего кортесы перестали созываться.

В XVI — начале XVII в. крупные города во многом сохраняли свой средневековый облик. Это были городские коммуны, где у власти стояли городской патрициат и дворяне. Многие городские жители, имевшие достаточно высокие доходы, за деньги приобретали «идальгию», что освобождало их от уплаты налогов.

 

Испания в начале XVII в.

С вступлением на престол Филиппа III (1598—1621) начинается длительная агония некогда могущественного испанского государства. Нищей и обездоленной страной управлял фаворит короля герцог Лерма. Мадридский двор поражал современников пышностью и расточительностью. Сокращались доходы казны, из американских колоний приходило все меньше и меньше галеонов, нагруженных драгоценными металлами, но и этот груз нередко становился добычей английских и голландских пиратов или же попадал в руки банкиров и ростовщиков, ссужавших испанской казне деньги под огромные проценты.

Изгнание морисков.

В 1609 г. был издан эдикт, согласно которому мориски подлежали изгнанию из страны. В течение нескольких дней под страхом смертной казни они должны были сесть на суда и отправиться в Берберию (Северная Африка), имея при себе только то, что могли унести на руках. По пути к портам многие беженцы были ограблены и убиты. В горных районах мориски оказали сопротивление, что ускорило трагическую развязку. К 1610 г. из Валенсии было выселено свыше 100 тыс. человек. Той же участи подверглись мориски Арагона, Мурсии, Андалусии и других провинций. Всего было изгнано около 300 тыс. человек. Многие стали жертвами инквизиции и погибли в момент изгнания.

Испании и ее производительным силам был нанесен еще один удар, ускоривший ее дальнейший экономический упадок.

Отложение Португалии.

После вхождения Португалии в состав испанской монархии ее старинные вольности были оставлены в неприкосновенности: Филипп II стремился не раздражать своих новых подданных. Положение изменилось к худшему при его преемниках, когда Португалия стала объектом такой же беспощадной эксплуатации, как и другие владения испанской монархии. Испания не смогла удержать португальские колонии, которые перешли в руки Голландии. Кадис перетянул к себе торговлю Лиссабона, в Португалии была введена кастильская налоговая система. Глухое недовольство, нараставшее в широких кругах португальского общества, стало явным в 1637 г.; это первое восстание было быстро подавлено. Однако мысль об отложении Португалии и провозглашении ее независимости не исчезла. Кандидатом на престол был выдвинут один из потомков прежней династии. 1 декабря 1640 г., овладев дворцом в Лиссабоне, заговорщики арестовали испанскую наместницу и провозгласили королем Жоана IV Браганцского.

 

Глубокий экономический упадок Испании в конце XVI—XVII вв. привел к крушению ее политической гегемонии в Европе. Разгромленная на суше и на море, почти полностью лишившаяся армии и флота, Испания оказалась вычеркнутой из числа великих европейских держав.

Однако к началу нового времени Испания еще сохраняла обширные территориальные владения в Европе и огромные колонии. Она владела Миланским герцогством, Неаполем, Сардинией, Сицилией, Южными Нидерландами. Ей принадлежали также Канарские, Филиппинские и Каролинские острова и значительные территории в Южной Америке.

В середине XVII в. испанский престол оставался в руках Габсбургов. Если в начале XVII в. еще сохранялась внешняя оболочка прежней могущественной державы, то в царствование Карла II (1665— 1700)разложение и упадок охватили все сферы испанского государства. Деградация испанской монархии нашла отражение в личности самого Карла II. Он был физически и умственно недоразвит, так и не научился грамотно писать. Неспособный самостоятельно править государством, он был игрушкой в руках своих фаворитов — испанских грандов и иностранных авантюристов.

Во второй половине XVII в. Испания утратила самостоятельность и в международной политике, попав в зависимость от Франции и Австрии. Это было связано с династическими связями испанского двора. Одна из сестер Карла II была замужем за Людовиком XIV, вторая — за наследником австрийского престола Леопольдом I. Следствием этого была ожесточенная борьба австрийской и французской группировок при испанском дворе, тем более что из-за бездетности Карла II остро стоял вопрос о будущем наследнике престола. В конце концов победила французская партия, и Карл II завещал престол своему племяннику по французской линии, который в 1700 г. короновался под именем Филиппа V (1700—1746). Переход испанского престола к Бурбонам вызвал резкое обострение противоречий между Австрийской империей и Францией, которое переросло в общеевропейскую войну «за испанское наследство» (1701 —1714) .

Территория Испании стала ареной военных действий соперничавших держав. Война еще больше обострила внутренний кризис испанского государства. Каталония, Арагон и Валенсия приняли сторону австрийского эрцгерцога, надеясь с его помощью сохранить свои древние привилегии. По Утрехтскому миру (1713) Филипп V был признан королем Испании при условии отказа от прав на французский престол. Испания потеряла значительную часть своих владений в Европе: Северная Италия отошла к Австрии, Менорка и Гибралтар — к Англии, Сицилия — к Савойе.

 

После Утрехтского мира Испания оказалась надолго втянутой в русло французской политики. На протяжении XVIII в. она не раз участвовала на стороне Франции в больших европейских войнах (война за австрийское наследство, война за польское наследство, Семилетняя война). Однако Бурбоны не смогли вернуть Испании ее прежнего положения в Европе.

В первые десятилетия XVIII в. длительный упадок постепенно сменяется подъемом в экономическом развитии страны. Этому в немалой степени способствовало то, что с 1713 по 1808 г. Испания не вела войн на своей территории. Значительно возросло население страны: с 7,5 млн. в 1700 г. до 10,4 млн. в 1787 г. и 12 млн. в 1808 г.

С середины XVIII в. шло постепенное восстановление испанской промышленности, происходил рост городского населения (хотя в целом оно не достигало даже 10%): к началу XIX в. Мадрид насчитывал 160 тыс. жителей, Барселона, Валенсия и Севилья — по 100 тыс. Остальные города были невелики, не более 10—20 тыс. жителей. Подъем в промышленности проявился прежде всего в восстановлении мануфактурного производства. Особенно быстро развивалось производство хлопчатобумажных тканей в экономически наиболее развитой области — Каталонии. За 30 лет население Барселоны выросло в 3 раза (1759—1789). Отмечался подъем металлургии в Астурии, число занятых в ней рабочих выросло почти в два раза.

Однако в большинстве городов еще преобладало цеховое ремесло. Его наиболее развитыми центрами были Галисия, Валенсия и Кастилия. В стране продолжала сохраняться значительная хозяйственная обособленность отдельных провинций, формирование внутреннего рынка шло крайне медленно.

В XVIII в. Испания продолжала оставаться отсталой аграрной страной. В деревне преобладали феодальные отношения. Более половины всех земель в стране принадлежало светским феодалам и церкви. Аграрные отношения в различных областях отличались большим своеобразием.

На севере в Галисии, Бискайе и Стране Басков преобладало мелкое хозяйство крестьян-цензитариев (эредад). В Кастилии наряду с этой формой аграрных отношений была распространена аренда на основе половничества и отработок в хозяйстве помещика. На юге в Андалусии преобладало плантационное хозяйство с использованием сезонных батраков-поденщиков. В XVIII в. во многих районах натуральные и отработочные повинности были заменены денежной рентой. Крестьянин уплачивал денежный ценз сеньору, налоги государству (в том числе алькабалу) и баналитеты.

Большую часть дворянских владений составляли неотчуждаемые майоратные земли. Майораты передавались по наследству старшему сыну, не могли дробиться, их нельзя было продавать и закладывать. Сохранение системы майоратов пагубно отражалось на экономическом развитии страны, препятствовало развитию капитализма. Значительная часть земель изымалась из хозяйственного использования; в Кастилии, где было особенно много майоратов, обрабатывалась всего '/з пригодных для сельского хозяйства земель. Большой урон земледелию по-прежнему наносили ежегодные перегоны стад Месты (привилегированной организации крупных скотоводов-дворян). Как и в XVI в., стада мериносов двигались через засеянные поля, виноградники, оливковые рощи.

Социальная структура страны оставалась архаичной. По-прежнему главенствующее положение принадлежало дворянству, которое сохраняло многочисленные привилегии. В отличие от других стран Европы в Испании в XVII—XVIII вв. возросла численно и укрепила свои экономические позиции титулованная знать. Это было результатом эксплуатации колоний, доходы от которой шли главным образом в руки высшего дворянства, скапливаясь в форме сокровищ. К высшему дворянству принадлежали владельцы майоратов; большинство их не занималось никакой хозяйственной деятельностью. Только на юге, в Андалусии и Эстремадуре, крупные земельные собственники — дворяне вели предпринимательское хозяйство и использовали наемный труд. Многие из них участвовали в колониальной торговле через посредников.

На другом полюсе находилась огромная масса полунищих идальго, ничего не имевших, кроме дворянского титула и «чистоты крови». Многие из них жили в городах, где пользовались до середины века привилегией занимать половину муниципальных должностей, которые часто были для них единственным источником дохода.

В Испании, как ни в одной другой стране, было велико влияние церкви, которая была самой верной последовательницей римского папы и носительницей католической реакции в Европе. Вплоть до начала XIX в. в стране свирепствовала инквизиция. Сильны были и экономические позиции церкви: она владела до 1/3 всех земель, заметную часть населения составляли монахи и служители церкви.

К третьему сословию (95% населения) принадлежали представители различных слоев — от бедных крестьян и поденщиков до купцов и финансистов. Его особенностью в Испании был низкий удельный вес буржуазии, что было связано с длительным экономическим упадком страны. Разбогатевшие выходцы из третьего сословия стремились купить идальгию (дворянское звание), чтобы не платить налогов. Получив дворянство, они, как правило, прекращали экономическую деятельность, так как она считалась несовместимой с идальгией.

В первой половине XVIII в. достигла наиболее законченного развития абсолютная монархия в Испании. После Утрехтского мира были ликвидированы самоуправление и средневековые вольности Арагона, Каталонии и Валенсии. Только Наварра сохранила остатки автономии. Главной тенденцией этого периода была централизация государства. Была проведена реформа органов исполнительной власти и местного самоуправления, по примеру Франции созданы интендантства. Кортесы окончательно потеряли реальное значение, превратившись в чисто церемониальный орган. После 1713 г. они собрались только 3 раза в течение всего XVIII века.

Время правления Карла III (1759— 1788)вошло в историю Испании как период реформ «просвещенного абсолютизма», целью которых было укрепление абсолютной монархии и расширение ее социальной базы.

Испанское Просвещение. Реформы «просвещенного абсолютизма».

Пиренеи не спасли Испанию от вторжения философии XVIII в. Однако из-за засилья католической церкви и инквизиции испанские просветители должны были полностью абстрагироваться от религиозных, философских, а зачастую и политических вопросов. Поэтому наиболее яркое отражение Просвещение получило в экономической литературе, эстетике, исторической науке, искусстве, педагогике. Развитие идей Просвещения в Испании совпало по времени с приходом к власти в стране французской династии Бурбонов. В Испании получили распространение взгляды Вольтера, Монтескье, Руссо. Защита передовых взглядов французского Просвещения была свойственна испанским просветителям. Негативной стороной этого стало чрезмерное преклонение перед всем французским, нигилистическое отношение к национальным традициям и достижениям национальной культуры, даже к огромным достижениям испанской литературы и искусства эпохи Возрождения.

У истоков испанского Просвещения стоит выдающийся мыслитель Бенито Фейхоо (1676—1764), монах-бенедиктинец, профессор университета в Овьедо. В начале XVIII в., когда в Испании еще сильно было влияние схоластики, Фейхоо провозгласил высшими критериями истины разум и опыт. Выступая как горячий проповедник передовой европейской науки своего времени, он в то же время был чужд некоторых слабых сторон испанского Просвещения, выступал за сохранение прогрессивных традиций в национальной культуре, высоко оценивал ее достижения. Фейхоо решительно осуждал сословные и религиозные предрассудки, выступал за всеобщее образование для народа.

Фейхоо явился основоположником целого направления в испанском Просвещении, которое может быть определено как идеологическое. Наиболее влиятельными сторонниками второго направления — экономического — стали «министры-просветители»: Кампоманес, граф Аранда, граф Флоридабланка. Выступая за преодоление отсталости страны, за распространение образования, они исходили из того, что только экономически сильное и процветающее государство может решить эти задачи, и возлагали надежды на «просвещенную монархию». Многие из их сочинений и проектов написаны с позиций физиократов.

Особое место в испанском Просвещении занимает выдающийся ученый, писатель, общественный и государственный деятель Гаспар Мельчор де Ховельянос-и-Рамирес (1744—1811). Как и многие его современники, он видел ключ к решению проблем страны в создании процветающей экономики. Самым значительным его произведением был «Доклад об аграрном законе» (1795). Написанный с позиций физиократов, «Аграрный закон» был направлен против крупного помещичьего землевладения, и прежде всего против майоратов. В нем также содержалось требование ликвидации привилегий Месты, дезамортизации (отмены неотчуждаемости) церковных земель, укрепления мелкого крестьянского хозяйства как важнейшего условия развития промышленности и торговли. Осуществление этих мер создало бы благоприятные условия для капиталистического развития страны.

В своих исторических и философских концепциях Ховельянос был близок к Фейхоо. Являясь горячим защитником прогрессивных традиций испанской культуры, создавая свои проекты, он думал прежде всего об улучшении положения народа. Можно сказать, что Ховельянос соединил в своей деятельности лучшие стороны обоих направлений испанского Просвещения. Несмотря на преклонный возраст, Ховельянос принял участие в испанской революции 1808—1814 гг., вошел в Центральное революционное правительство.

В деятельности испанских просветителей значительное место занимала борьба за развитие народного образования и установление в стране светского образования Однако испанское Просвещение носило элитарный характер, для него типично было слабое распространение его идей среди представителей третьего сословия.

В 60—80-х годах XVIII в. (при Карле III) Кампоманес и его единомышленники, занимая высшие государственные должности, провели ряд реформ, способствовавших оживлению испанской экономики, открывавших определенные возможности для развития капиталистических отношений. К их числу принадлежит реформа, проведенная Кампоманесом и Флоридабланкой. Она ограничила майоратное землевладение, права Месты, отменила средневековые ограничения в торговле и ввела свободную торговлю зерном, ликвидировала монополии Севильи и Кадиса на ведение колониальной торговли; реформа колониального управления значительно увеличила доходы казны. Важной мерой, проведенной графом Арандой, был указ об изгнании иезуитов из Испании и ее колоний; все их владения были конфискованы. Большое значение имел закон 1783 г., который объявил почетными все виды деятельности и ликвидировал запрещение дворянам участвовать в торгово-экономической деятельности.

Отсутствие широкой социальной базы для буржуазных преобразований было причиной неудач многих проектов, а затем отстранения от власти и изгнания прогрессивных деятелей. Реакционные тенденции особенно усилились с началом буржуазной революции во Франции, которая толкнула вправо правящие круги Испании.

Конституция 1812 г.

В сентябре 1810 г. в городе Кадисе были созваны новые однопалатные кортесы. Подавляющее большинство членов кортесов составляли священники, юристы, высшие чиновники и офицерство. В их составе было немало деятелей и прогрессивной интеллигенции, которые внесли свой вклад в разработку конституции, принятой в 1812 г. Важно отметить, что конституция, была основана на принципах народного суверенитета и разделения властей. Прерогативы монарха были ограничены однопалатными кортесами, которые созывались на основе довольно широкого избирательного права. В голосовании принимали участие мужчины с 25 лет, за исключением домашней прислуги и лиц, лишенных прав по суду.

Кортесам принадлежала высшая законодательная власть в стране. За королем сохранялось лишь право отлагательного вето: если законопроект отклонялся монархом, то он возвращался для обсуждения в кортесы и в случае его подтверждения на двух последующих сессиях окончательно вступал в силу. Король тем не менее сохранял значительную власть: он назначал высших государственных чиновников и высших офицеров, объявлял с санкции кортесов войну и заключал мир. Вслед за конституцией кортесы приняли ряд антифеодальных и антицерковных декретов: были отменены феодальные повинности и упразднены феодальные формы аренды, ликвидирована церковная десятина и другие платежи в пользу церкви, объявлялась распродажа части церковных, монастырских и королевских владений. Одновременно была ликвидирована общинная собственность и началась распродажа общинных земель.

Ряд мероприятий кортесов был направлен на то, чтобы ускорить развитие капитализма в стране. Запрещалась работорговля, отменялись ограничения в области экономической деятельности, вводился прогрессивно-подоходный налог на капитал.

В момент принятия конституции 1812 г. осложнилось положение французских оккупационных войск в стране. В связи с началом завоевательного похода Наполеона в Россию в 1812 г. туда была направлена значительная часть армии, находившейся в Испании. Воспользовавшись этим, испанские войска в 1812 г. нанесли ряд сокрушительных поражений французам, и они вынуждены были сначала отвести свои войска за реку Эбро, а затем в ноябре 1813 г. полностью покинуть территорию Испании.

Однако Наполеон предпринял еще одну попытку удержать страну в своих руках. Он вступил в переговоры с Фердинандом VII, который находился в плену во Франции, и предложил ему вернуться в Испанию и восстановить свои права на престол. Фердинанд VII принял это предложение, обязавшись поддерживать дружественные отношения с Францией. Однако кортесы, собравшиеся в Мадриде, отказались признать Фердинанда королем до тех пор, пока он не присягнет конституции 1812 г.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.021 с.)