Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XVIII век в российской историиСодержание книги Поиск на нашем сайте
В конце XVII века Россия заметно отставала от стран Западной и Центральной Европы по уровню социально-экономического развития. Тому было несколько причин. Одна из них состояла в неблагоприятных для развития земледелия природно-климатических особенностях исторического центра России. Экономику страны подрывали продолжительные войны с Речью Посполитой, Швецией, Османской империей, которые велись в XVI-XVII вв. Большой ущерб наносился набегами крымских и ногайских татар. Россия была отрезана от мировых торговых путей. Она имела лишь один порт для торговли с Европой – Архангельск. Для преодоления экономической изоляции Россия нуждалась в выходах к Балтийскому и Черному морям. Одновременно ее правительство должно было решить другие задачи: создать регулярную армию и морской флот, открыть новые мануфактуры, усовершенствовать систему управления государством, поднять культурный и образовательный уровень населения. Решение этих задач выпало на долю Петра I Алексеевича или Петра Великого (1672-1725, царь с 1682, правил с 1689гг.) и во многом было связано с личностью императора-преобразователя. Несомненно, Петр I - один из величайших реформаторов не только в русской, во и в мировой истории, личность, отличавшаяся многоплановостью дарований (талантливый полководец, проницательный дипломат, одаренный публицист, незаурядный законодатель, великолепный строитель и т.д.). Но, прежде всего он - государь, самовластно пытающийся перестроить свою страну. Какие же цели преследовал правитель-реформатор? Какой он хотел видеть свою страну? Вряд ли у Петра была целостная концепция реформ. Однако генеральная линия преобразовательской деятельности Петра I видна вполне отчетливо - принесение пользы Отечеству. Петр, прежде всего, стремился сделать Россию европейской державой. Очевидно, эта мысль начала складываться у Петра еще во времена юношеских забав в Немецкой слободе и окончательно оформилась во время поездки по Западной Европе в составе "Beликого посольства" (1696-1697 гг.). Тогда же им было найдено средство такого превращения - очень быстрое внедрение в России всего передового, найденного на Западе (техника, технология, достижения науки и культуры и т.п.) Новый толчок к осуществлению реформ был связан с Азовскими походами (1695-1696 гг.). Однако, по мнению многих исследователей, именно события Северной войны (1700-1721 гг.) подвигли Петра I к преобразованиям. Первым серьезным шагом царя стал поход на турецкую крепость Азов в 1695 г., но ее осада закончилась неудачно. Летом 1696 г. состоялся новый поход на Азов. Сухопутную армию поддерживал флот, построенный под Воронежем. На строительство флота в Воронеже было мобилизовано несколько десятков тысяч человек. Уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войска, именно с их помощью Россия в июле 1696 г, овладела турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море. Пребывание Петра I на воронежской земле - одна из интереснейших страниц нашей истории. Приезжая в Воронеж в 1696, 1699, 1701, 1703, 1705, 1709 и 1722 гг., он не только конструировал корабли и сам работал на верфи, но вел дипломатические переговоры с иностранными послами, допрашивал участников Булавинского восстания; успел распорядиться о начале археологических раскопок в Костенках, об открытии в Воронеже первого учебного заведения - школы для младших офицеров флота, а также о выселении всех вольных жителей с Битюга и уничтожении казачьего городка Богучара. В 1698 г. Петр I решает вступить в борьбу со Швецией за выход на Балтику. В 1699 г. между Россией, Данией и Саксонией был заключен Северный союз, направленный против Швеции. В 1700 г. Россия и Османская империя подписали перемирие, и Петр I вступил в войну со Швецией. Началась Северная война (1700-1721 гг.) В ходе этой войны, потерпев ряд поражений, Швеция в 1721 г. заключила Ништадский мирный договор. К России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманляндия (современные Латвия, Эстония, юго-западные окрестности Петербурга), часть Карелии. Россия прочно утвердилась на Балтийском побережье, укрепились ее разносторонние связи с Европой, что благоприятно отразилось на развитии страны. Cтремление России к выходу в Азовское и Балтийское морям означало необходимость победоносных военных действий и, как следствие, создание могучей армии и флота. Именно военная реформа, по мнению большинства исследователей, была первоочередным преобразовательным делом Петра I и определяла порядок, и темпы всех преобразований петровского времени.
Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, - до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.} уставов, - все это делало Россию одним из важнейших государств в Европе. В годы Северной войны основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощным: 32 линейных корабля, 85 галер и других судов. В результате военной реформы уже при жизни царя российская армия стала одной из сильнейших в Европе, а отечественный флот господствовал на Балтике. Необходимо отметить, что общество в допетровский период накопило значительный социально-экономический потенциал, в немалой степени использованный в преобразовательной деятельности Петра. Гений Петра способствовал ускорению и совершенствованию многого из намеченного его предшественниками, особенно Федором Алексеевичем - развитию просвещения, светского книгопечатания и т.д. В первой четверти XVIII в. в России в результате петровских преобразований произошел резкий скачок в промышленности и торговле. В основу этих преобразований были положены идеи меркантилизма и протекционизма. Как известно, меркантилизм - это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь. При этом государство поощряет развитие промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных". Одной из составных частей меркантилизма является протекционизм, т.е. поддержка национальной экономики, осуществляемая главным образом с помощью торгово-политических барьеров (таможенных тарифов и т.п.), защищающих внутренний рынок от избытка иностранных товаров, а отечественного производителя от "лишних" конкурентов. Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Петр I, в отличие от предшественников, поддерживал, прежде всего, развитие национальной промышленности. За первую четверть XVIII в. было создано около 100 (по другим данным - 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г. и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, цементные, стекольные заводы и даже шпалерная фабрика. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой. Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (такие крестьяне стали называться посессионными). Кроме того, указом 1722 г, мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на феодальной, крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью "вольнонаемными"). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях. Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы... Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали и некоторые другие обстоятельства: общественное разделение труда, рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства, строительство городов, появление новых путей и портов (например, пуск в 1709 г. Вышневолоцкого канала; использование приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и других портов). Из России вывозились не только сырье - лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности - железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России - вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства. Мануфактурное производство все же еще было не в состоянии полностью обеспечить население промышленными изделиями. Основную массу промышленных товаров в первой четверти XVIII века по-прежнему поставляли мелкие производители-ремесленники. Правительство Петра I предпринимает попытку организованного использования труда этих людей - по указу 1722 г. городские ремесленники были объединены в цехи. Созданные по инициативе государства, в новую эпоху (одновременно с существованием крупной промышленности), русские цеховые уставы были лишены ряда средневековых ограничений, тормозивших развитие ремесла: например, не регламентировались размеры производства мастера, допускалась конкуренция с внецеховым производством и т.д. Однако подавляющее большинство населения в петровскую эпоху было занято в сельском хозяйстве. Здесь можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна - в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур). Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири). В конце XVII - первой четверти XVIII вв. в сельском хозяйстве происходило дальнейшее развитие крепостнических отношений, что выражалось в расширении дворянского землевладения и укреплении феодальной собственности на землю, а также в росте феодальной эксплуатации. Продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами феодального землевладения - вотчиной и поместьем. Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены "недвижимой" собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать иди делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим". Консолидации дворянства способствовала и "Табель о рангах" 1722 г., определившая новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов - от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий (А.Д. Меншиков, вице-губернатор Москвы В.С. Ершов, президент Ратуши А. Курбатов). Главной социально-экономической мерой правительства Петра I в отношении крестьян было проведение переписи 1718-1724 гг. (по сути, податной реформы). Эта реформа имела троякое значение: финансовое, социальное и полицейское. Финансовое значение состояло в переходе от подворного обложения к подушному. Перепись учла 5,6 млн. податных душ; была установлена единая подать (с помещичьих крестьян - 74 коп., с государственных - 1 руб. 14 коп., с посадского населения - 1 руб. 20 коп.). Это способствовало значительному увеличению доходов государства - к 1725 г. доходы выросли по сравнению с 1701 г. в 4 раза. Социальное значение податной реформы состоит в распространении крепостной зависимости на ранее свободное население ("гулящих людей", государственных крестьян и др.). Полицейский аспект ревизии состоял во введении в стране паспортной системы, облегчавшей борьбу с бегством крестьян. Каждый крестьянин, уходя на заработки за 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. (Борьбе с бегством способствовал и указ 1721 г., увеличивавший сумму штрафа за приют беглого - 10100 рублей с помещика). Паспортная система затрудняла миграцию населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы. Финансовые нововведения в петровскую эпоху не сводились лишь к реформе 1718-24 гг. Северная война, активная внешняя и внутренняя политика заставляли правительство постоянно расширять косвенные (рыбный, медовый, банный, на бороды, на гробы и др.) и увеличивать прямые налоги (рекрутский, драгунский, корабельный, "экстраординарные" сборы). Все возрастающий гнет государства, новые налоги, насилие, жесткий контроль вызывали недовольство крестьян. Число беглых крестьян к концу правления Петра I достигло 200 тысяч. В 1705-1706 гг. произошло восстание стрельцов в Астрахани, поводом для которого послужило насильственное брадобритие и обязательное ношение иноземной одежды. Наиболее мощным народным движением петровского времени считается восстание казаков под руководством К.Булавина в 1707-1708 гг., охватившее Дон, Слободскую Украину и Поволжье. В то же время серьезной оппозиции петровским реформам в высших слоях российского общества не было. История насчитывает всего 3-4 заговора против царя среди поборников старины. Это говорит о понимании многими членами общества необходимости реформ. Важнейшим направлением преобразований Петра I была административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютистского государства и фактическое уничтожение сословного представительства в государственном управлении. В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов. В 1711 г. взамен Боярской Думы был учрежден Правительствующий Сенат - высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума была аристократической по своему составу и действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствии монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената, как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром. За деятельностью Сената был установлен контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и, особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (44 к концу XVП в.) в 1718-1720 гг. были учреждены коллегии по образцу существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Всего было создано 11 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов. Эти новые учреждения (сначала называвшиеся ратушами) выполняли административно-полицейские и судебные функции, способствовали развитию городских ремесел и торговли. Фактическая власть в Главном и городовых магистратах находилась в руках богатых купцов. Члены городовых магистратов избирались пожизненно и могли быть пожалованы во дворянство. (Городская реформа, таким образом, укрепила права купечества и тем способствовала развитию торговли и промышленности). 25 января 1721 г. Петр I утвердил "Духовный регламент". На его основе была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью образована Духовная коллегия или Святейший Синод во главе с президентом, назначаемым царем. В его ведении находились церковные дела: толкование церковных догм, борьба с ересями, смещение должностных лиц, цензура церковных книг и т.д. С 1722 г. надзор за Синодом осуществлял обер-прокурор, назначавшийся из светских лиц и фактически возглавлявший Синод. Это завершило церковную реформу и превратило Синод в составную часть государственного аппарата. Наряду с укреплением центрального аппарата началась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. С 1713 г. при губернаторах были учреждены выбиравшиеся дворянством советы ландратов, без которых губернатор не мог ничего решать. После отмены этих советов в 1719 г. участие дворянства в местном управлении было перенесено из губернии в уезд. Уездное дворянство ежегодно собиралось для выбора из своей среды земского комиссара, ведавшего сбором податей и полицейскими делами. С 1719 г. основной административной единицей стала провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом. Итогом административной реформы стало оформление в России абсолютной монархии. Петр I, принявший в 1721 г., после подписания Ништадтского мира, титул императора, получил возможность неограниченно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.178 (0.009 с.) |