Кльтурология как наука, предмет, структура, объект исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кльтурология как наука, предмет, структура, объект исследования



Кльтурология как наука, предмет, структура, объект исследования

Культурология – это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества. Своей задачей культурология считает исследование всех процессов взаимодействия человека с миром природы, миром социума и миром физического и духовного бытия человека.
Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 – 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной).

Предмет культурологии — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных областей общественной жизни, выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Понятие культура, как объект научного исследования

Культура (лат. cultura, от основы colere - возделывать) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура в сочетании с предметом какой–либо из научных дисциплин становится лишь внешним условием для выделения тех или иных исторических, социологических и т. д. закономерностей. В этом случае, используя понятие культуры в ходе разработки собственного предмета, «культурой» именуют особо выделяемые исторические факторы, социальные интересы, этнические особенности, традиции и обычаи, археологические находки и другие компоненты предметной области каждой из гуманитарных наук. Конечно, культура как явление, сопряженное со всеми процессами жизнетворчества человека, в той или иной степени соприкасается с предметной областью любой гуманитарной дисциплины. Но само по себе такое соприкосновение не характеризует культуру полностью, а лишь затрагивает определенное количество ее свойств и отличительных признаков. В связи с этим каждая из гуманитарных наук объявляет одним из своих объектов исследования культуру. Но ограниченность контакта (соприкосновения) не дает гуманитарным наукам возможность понять и увидеть культуру как целостность;
Для исследования культуры в русле культурологии важен не столько учет многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности. В этом и коренится отличие культурологического подхода от подхода любых конкретных наук, в том числе и философии. Специфика культуры как предмета исследования заключается в том, что она трудно вычленяема в ее органической целостности из объектов и явлений окружающего мира. Легче обнаружить ее грани, отдельные стороны, описать и изучить их. Но отдельные стороны не могут дать целостного представления о культуре, на основе которого исследователь именно культуры мог бы подвести содержательные итоги исследования.

Культура в антропологии

Эволюционизм

Первые эволюционистские теории культур

Важнейшими его представителями являются: в Англии - Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан (делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры), Дж.Лебок, Э.Тайлор (Эволюционистская концепция культуры), Дж.Фрезер; в Германии - А.Бастиан (создал эволюционную концепцию культур), Т.Вайц (Его шеститомная "Антропология естественных народов" (1858-1872) была посвящена созданию новой науки, которая должна была бы объединить антропологические, психологические и культурно-исторические подходы к анализу культур), Ю.Липперт; во Франции - О. Конт (составил эволюционную периодизацию исторического процесса), Ш.Летурно, Э. Дюркгейм; в США - Л.Г.Морган.

Концепция Бастиана:

А.Бастиан (1826-1905) одним из первых создал эволюционную концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения". Книга состоит из трех томов, названия которых много говорят об особенностях его концепции культур ("Психология как естественная наука"; "Психология и мифология"; "Политическая психология"). Автор использует психологический метод в исследовании культур и человеческого духа. Единством человеческой психики обусловливается единство человеческой культуры. Каждый народ порождает определенный круг идей, остающийся неизменным, пока он живет изолированно. При общении с другими народами в круг идей вводятся новые положения, побуждающие к новым формам деятельности. Естественно-научный метод А.Бастиана состоял в психологической интерпретации клеточной теории. "Клетки" или "измерительные единицы" были у Бастиана "элементарными идеями". По его мнению, они лежали в основе всех явлений и давали ключ к пониманию исторического развития, которое конкретно проявлялось в различных провинциях земного шара в виде "этнических идей" более высокого уровня организации, чем "элементарные идеи". Он стремился свести все многообразие явлений культур к немногочисленным основным элементам, совокупность которых и составляла его теоретическую конструкцию.

Диффузионизм

В изучении культур оно обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами - торговлю, переселение, завоевание. Представители этого направления считают главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Важной особенностью рассматриваемого подхода является анализ простран, ственных и временных характеристик культур, что представляет собой конкретизацию объекта исследования по сравнению с эволюционизмом.

Ф.Ратцель (1844-1904) основатель диффузионизма; Л.Фробениус (1873-1928) был крупнейшим специалистом по африканским культурам; Ф.Гребнер (1877-1934) также разрабатывал теорию культурных кругов; В.Шмидт (1868-1954); основателем диффузионизма в Англии был У.Риверс (1864 -1922), который пытался избежать крайностей эволюционизма и дифффузионизма; завершенную форму диффузионизм в Англии приобрел в трудах Г.Эллиота-Смита (1871-1937) и У.Дж.Перри (? - 1949);

Функционализм

Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М.Лацарус (1824-1903) и X.Штейнталь (1823-1899). БОЛЬШУЮ роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых - представителей социально-психологического направления в изучении культур Г.Лебона (1841 -1931) и Г.де Тарда (1843-1904).

Структурализм

В работах представителей философского структурализма — К. Леви-Стросса создатель структурной антропологии, использовал методы структурной лингвистики в этнологии, Ж. Лакана, М. Фуко, Л. Альтюссера и др. — собственно философское содержание тесно переплетено с изучением того или иного конкретного предмета, в чем выразилась антиспекулятивная направленность структурализма.

Витальный уровень культуры

Этот уровень – первичен, необходим, но ограничен. Человек в любую эпоху, в любом возрасте может оставаться на этом уровне культуры. Тогда все элементы действительности и культуры существуют в отношении к витальным потребностям, как обеспечивающие их удовлетворение. Все интересы и страсти могут уходить сюда. Коммерсант, просто обыватель будет стремиться максимально насытить свою жизнь условиями комфорта, отдыха, развлечения, поддержки и восстановления своей жизни. При этом естественно формируется эгоцентрическое сознание, когда ценен именно “я” и те, кто со мной связан, кто важен мне (корпорация приятелей, семья). Вокруг себя человек формирует слой культуры, где порой представлены все ее сферы и элементы: мораль, религия, право, искусство, любовь, дружба. Но во всем доминируют прагматические тенденции использования, в том числе и культуры, в своих непосредственных жизненных интересах. Для слоя людей, находящихся на этом уровне, характерно использование всего престижного, эффектного, нередко и запретного. У “виталистов” обычно обостренный интерес к власти, к ее наличию и использованию для себя. В этом слое человек чувствует себя удовлетворенно и активно действует на расширение своих практических возможностей. Главное же, что для человека этого уровня культуры характерно отношение к другим людям, в том числе и к находящимся на более высоких уровнях культуры, как к объектам корысти, выгоды. Этот уровень, именно низший, он непосредственно граничит с бескультурьем, с отсутствием культуры. Люди этого уровня осваивают лишь минимум культуры.

Элитарный уровень культуры

Уровень полноценной культуры. Доминантная базовая потребность этого уровня – потребность в жизни другого человека, увлеченность жизнью другого. Речь идет не о деятельности, так сказать, на благо общества, не об альтруизме. Яркое проявление выхода на высший уровень культуры (что возможно для каждого) – настоящая любовь, когда хочется приносить радость другому человеку. Но подобное отношение (близкое к такому) может проявляться и через профессию, и через хобби, и через что угодно. В нравственности, например, это направленность на другого даже в самооценках, это – обостренная совесть, это – тактичность, деликатность, терпимость.

Для высшего уровня характерна направленность на культурное самообогащение, живой интерес к разнообразным явлениям культуры, не ограниченный профессиональной однобокостью. На третий уровень культуры в обществе обычно выходят немногие, действительно культурная элита. Но и возможность выхода на него и случаи реализации, пусть даже частичной, этой возможности – крайне важны.

Возникновение культуры

Культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться, когда у человека появляется речь, и он начинает членораздельно выражать свою мысль. появление культуры надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок, протоскульптура, захоронения. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза.

Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.

Поздний (верхний) палеолит.

Ещё более сложный образ жизни кроманьонцев в большей степени способствовал появлению большого количества культур. В самом деле, только на территории Сирии и Палестины археологи регистрируют около 12 культур позднего палеолита. По всему миру их, естественно, гораздо больше. Мы не знаем ни языков этих племен, ни их истории, мало известно об их интересах и духовной жизни.

По ряду признаков человечество позднего палеолита можно разделить на отдельные группы. Группа приледниковых европейских племен, как видно из названия, проживала на территории Европы, непосредственно примыкающей к ледникам. Этот регион изучен наиболее подробно (особенно Южная Франция и Северная Испания). Именно здесь находятся пещеры Альтамира, Ласко, Ла-Мадлен, Ориньяк, холм Кро-Маньон, стоянка Солютре, породившие большинство терминов, связанных с поздним палеолитом.

20.000 лет назад в донских степях (Костёнки - поселок в 40 километрах от Воронежа) жили представители т.н. костёнковской культуры.

Группа средиземноморских культур обитала в более теплом климате. Причём жили они не только по берегам Средиземного моря, но и на Кавказе, в Крыму, Иране и Индии. Здесь не требовались ни утепленные пещеры - достаточно было шалашей или каменных навесов, ни тяжелая меховая одежда. Эти люди охотились на крупных животных - леопардов, львов, буйволов, жирафов.

Одним из первых проявлений искусства человека как на европейском, так и на американском континентах было изображение рук на стенах пещер. Хотя это — просто контуры рук или их отпечатки («окрашенные руки»), но они, вероятно, были первым выражением концепции формы и способствовали появлению идеи о том, чтоб нечто вымышленное, несуществующее, может быть похожим на реальное, существующее.

Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, на манер простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.

В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к симпатической магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.

Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.

При создании этих изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя.

Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием.

Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.

В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.

В эпоху палеолита общество состояло из охотников, которые жили изолированно. Социальные связи между ними были очень слабыми. Это было время, когда действовала «экономика выживания». Ее суть в том, что люди не производили потребляемую ими пищу, а добывали ее. От успеха в добыче пищи зависело их существование. Все это заставляет предполагать, что искусство также исполняло чисто практические функции.

Изображения животных на стенах находятся в наиболее отдаленных и труднодоступных местах пещер. Значит, следует исключить возможность того, что эти изображения имели чисто декоративный характер. На рисунках изображены настоящие, естественные сцены охоты. Судя по тому, как были изображены животные, указанные сцены имели магическое предназначение: облегчить охоту на этого животного. Иными словами, посредством такой «связующей магии» во время охоты живое животное должно было получить такую же рану, как и нарисованное. Изображение животного совпадает с объектом охоты (в данном случае, реальное животное): обладать изображенным животным означало обладать и живым животным.

Точно так же частое изображение чувственных женских фигур в их материнском аспекте, с большой грудью и животом, подобные известной «Венере Виллендорфской» выражает глубокое и настойчивое желание как плодородия, так и защиты репродуктивности матери.

Это означает, что натурализм форм эпохи палеолита связан не с принципом декоративизма, а с имитацией реальности в магических действиях. Таким образом, мысль о том, что искусство есть продолжение реальности, никогда не исчезнет полностью.

В рамках палеолитического искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения — менее реалистичные, чем изображения животных, — в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже.

Женские изображения этой эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции.

За тысячелетия, которые длился верхний палеолит, человеческое общество не стояло на месте - развивалась техника изготовления орудий труда, они сами усложнялись и увеличивалось их разнообразие. Изменялась и техника изображений и их тематика. В соответствии с уровнем развития верхний палеолит делят на три больших периода, особенности которых мы и рассмотрим.

23) Мезолит, или средний каменный век, датируется разному: мезолит Европы - 10-7 тыс. лет, Южной Америки - 6-5 тыс. лет, Ближнего Востока - 12-9 тыс. лет назад Для этих времен характерны черты пе ерехидного периода Обработка камня, дерева и костей совершенствуется Изобретен новые орудия труда Можно говорить о прогрессе в охоте из-за использования лука и стрел, которые начали применять именно в это время Людьми приручен собаку, которая становится теперь домашним животным, в поселениях встречаются и другие животные, которые впоследствии становятся атрибутом хозяйственной деятельности человека-скотовода - корова, овца, св я, коза Рисунки на скалах приобретают более символических форм и определенной условности, свидетельствует об осложнении и углубление интеллектуально-духовной жизни людей (рефлексииефлексії).

Население растет, хотя условия существования остаются тяжелыми, полными опасности, а продолжительность человеческой жизни небольшой, родовые сообщества укрепляются и расширяются Это приводит к появлению новой формы социальной организации людей - племя

В конце мезолита в пределах племя формируются элементы самоуправления: племенная совет, военные и общественные вожди, старейшины и др. Как и в родовой, так и в племенной организации общественное устройство основывает ется на основе матриархата, для которого характерно доминирующее положение женщины, наследования по линии матери, руководящая роль женщины и матери в брачных отношениях В духовной сфере это отражается в ку льтах плодородия, чествовании богинь, в искусстве - в изготовлении культовых статуэток с ярко выраженными женскими половыми признакамми.

Неолит - последний период каменного века - период наступления неолита на разных территориях Земли следует определять не столько по времени, а сколько за признаками, свойственными только этой эпохе Неолит очень часто называют революцией, поскольку за короткий срок происходят разительные качественные изменения во всей популяции людей на земном шаре Вместо одиночных группировок людей, разбросанных по разным уголкам планеты, находим чи тко организовано в племенных структурах многочисленное человечество Последствиями человеческой деятельности покрыты все континенты сравнению с долговременной и медленной эволюцией прежних времен это происходит почти внезапно Люди быстро размножаются, свободных территорий значительно меньше Различные племена все чаще сталкиваются между собой и должны устанавливать правила совместного существованияування.

В неолите происходят как первый, так и второй крупные общественные разделения труда:

выделение скотоводства и земледелия;

выделение ремесла в отдельную область деятельности

Теперь реализуется идея сохранения и воспроизведения того, что надо было искать и долго стремиться Разведение скота, обработка земли и выращивания злаков заменяют сбор съедобных растений и охота Вместо ь общества собирателей и охотников в неолите появляются общество земледельцев и пастухов Позже появляются ремесленники - гончары и ткачи, а изготовление орудий труда становится делом мастеров, посту йно совершенствуются в своем мастерстве В неолите наблюдаем начала металлургииргії.

Концентрация людей в поселениях порождает много новых черт в человеческом существовании Люди испытывают новые вещи окружающей среды, отбирают плоды, злаки, животных для одомашнивания Смело можно говор рыть о зарождении научных исследований и быстрый прогресс в этой области Люди путешествуют на дальние расстояния (например, через Аляску в Америку) и там узнают новые явления и изменяют среду своего иснув Аннння.

В отношениях между людьми психические и духовные аспекты все больше берут верх над биологическими факторами Даже во время военных конфликтов и завоеваний становится правилом определенная ассимиляция между завоевателями и покоренными, а не уничтожение друг друга Политически, экономически, духовно человеческие коллективы пересекаются и сотрудничают между собой Появляются сложные совокупности прав и обязанностей, моральных норм, юридич них кодексов, связанных с межплеменными отношениями Народы постепенно находят окончательное место жительства и благодаря торговли и обмена информацией, объединяются в определенную общемировую сообществноту.

Итак начаты общечеловеческие отношения в разных его проявлениях формируются уже в эту критическую, но вместе с тем решающую и величественную сутки человеческой культуры

Появляются системы письма сначала пиктографического, т.е. рисуночный а потом этот гениальное изобретение совершенствуется, становится более простым и доступным для всеобщего распространения Мышление получает прочный катализатор для своего развития Очень быстро появляются первые образовательные мая адиции, художественные и служебные тексты, а также в эту деятельность вовлекается все большее количество людей На местах многолюдных поселений возникают древнейшие города - Иерихон в Палестине, Анау в Туркестане и Джармо в Иракаку.

Термин "неолитическая революция" впервые ввел английский ученый Гордон Чайлд (археолог, объездивший весь Запад и Восток и погибший в горах Австралии). Он впервые высказал идею о том, что в период неолита произошла революция, но революция, растянувшаяся на тысячелетия (хотя, согласно закону ускорения истории, это вполне соответствовало темпам развития той исторической эпохи).

Суть неолитической революции состоит в том, что человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему: от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.

Неолитическая революция была подготовлена развитием обществ, основанных на присваивающем хозяйстве. Между возникновением общины и переходом к земледелию лежит огромный промежуток времени. Для того, чтобы научиться сеять, людям понадобилось более 30 тысяч лет.

Почему так долго? Первичное развитие общества во многом зависит от климата, однако природные богатства не всегда являются источником процветания. Например, в тропиках три хлебных дерева могут прокормить человека в течение года» двенадцати бананов хватает работнику на день (по калорийности), к тому же урожайность бананов в 105 раз больше урожайности пшеницы. Зачем тогда трудиться, выращивать? Всего много, а люди бедны!

Не было техники? Была еще в палеолите: каменные серпы, дисковидные каменные терки, впервые появляется мотыга (палочно-мотыжная техника была одним из самых ранних способов обработки земли, тесно связанных с собирательством). В мезолите появились жатвенные ножи (предшественники серпов). Однако сами по себе все эти орудия не совершили неолитической революции. Техника лишь предпосылка, условие переворота, но не активный двигатель. Движущей силой всегда выступают люди, социум.

Для того, чтобы общество охотников и собирателей приступило к сознательным, настойчивым поискам путей освоения экологической действительности, стало не только собирать, но и производить, нужен был мощный толчок: либо в виде изменения природных условий, нарушившего равновесие человека и природы; либо в виде кризиса, вызванного человеческой деятельностью (истребление животных, демографические сдвиги, влияние извне, со стороны развивающихся обществ). К тому же, чтобы воспринять новое, общество должно быть подготовлено к этому, достичь известного уровня развития. А если этого не происходит, то техника так и остается на уровне предпосылки.

Экологический кризис (кризис присваивающего хозяйства) сыграл свою роль. Главным изобретением в период мезолита было изобретение вкладышной техники, а в частности лука и стрелы. С одной стороны, это временно решило проблему питания (путем охоты на мелких животных) и сэкономило силы человека (раньше он сам бежал с копьем, а теперь за него летит стрела), но с другой стороны, это привело к быстрому уничтожению животных на определенной территории, столь быстрому, что животные не успевали воспроизводиться. И проблему питания необходимо было решать уже на другом уровне.

По поводу возникновения земледелия в науке существует две основные точки зрения:

1. Земледелие впервые возникло в IX-VIII тыс. до н. э. в Передней Азии (Иран, Ирак, Сирия, Турция) и оттуда распространилось по всей планете, попав в Европу в VI-IV тыс. до н.э.

2. Земледелие возникло в самых разных уголках планеты, и теперь трудно представить, где оно было самостоятельным, а где заимствованным явлением.

Вторая фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в следующем:

Неолитическая революция – это универсальная закономерность. Ее пережили разные народы, в разное время, в разных условиях. Через этот период прошли все цивилизованные народы, имеющие государственность, а кто не прошел, тот находится на уровне родового строя.

Почему же революция? Революция, как известно, это скачок, резкий переход от одного качественного состояния к другому, а мы говорим, что неолитическая революция растянулась на несколько тысячелетий. А так как изменения, которые произошли, были просто поразительны, кардинальны, они повлияли на дальнейший ход истории.

Неолитическая революция нас интересует здесь потому, что она создала предпосылки цивилизованной, т.е. городской жизни (первые городища очень древни: мертвому Чатал-Гуюку в Малой Азии – свыше 14 тысяч лет, а живому и ныне Иерихону в Палестине – 10 тысяч лет). Неолитическая революция стала логической предпосылкой возникновения государства.

Таким образом, третья фундаментальная идея Гордона Чайлда состоит в том, что универсальной закономерности было суждено продолжиться в городской революции, в создании территориально-поселенческих групп ранней цивилизации и протогосударственных образований.

Любое развитие имеет положительные и отрицательные стороны. Это относится и к изменениям, произошедшим в ходе неолитической революции. Что изменилось?

Изменился сам человек (а точнее его организм – физиология и психика):

· Переход к производящим формам хозяйства изменил физическую активность человека. Сокращение двигательной активности и ослабление кроветворной функции способствовали уменьшению длины тела и массивности скелета.

· Охота требовала определенной агрессивности, победить мог сильнейший, и путем естественного отбора выживали именно такие люди- Агрессивность проявлялась не только по отношению к животным, но и по отношению к себе подобным. По археологическим данным, на скелетах периода неолита осталось меньше следов травм, по сравнению с предыдущим периодом. А раз теперь выживали не только сильные, объем мозга постепенно увеличивался, менялась форма головы. Таким образом, скелет стал меньше и стройнее, а объем мозга больше. Уменьшился травматизм.

· Если у охотников развивались в основном, зрение, слух, то с развитием земледелия отбор этих качеств замедлился, а следовательно, зрение и слух стали несколько хуже (в социумах охотников практически нет дальтоников).

· Охотникам приходилось питаться мясом, их зубы были крепкими и острыми, но довольно быстро стирались. С развитием земледелия стали употреблять больше растительной и вареной, а следовательно, более мягкой пиши, и естественный отбор привел к уменьшению размера и остроты зубов. С другой стороны, земледелие способствовало возникновению кариеса и других дефектов зубов (причины этого явления недостаточно ясны, хотя доказано, что ему способствует употребление монокультур).

· Что касается внешнего вида, то челюсти стали меньше, увеличились лобные доли. Изменилась даже форма стопы (в обществах охотников преобладают плоскостопные люди), Замедлилась реакция, движения стали более спокойными. В целом, психика стала более устойчивой (оседлость и производимые продукты давали уверенность в завтрашнем дне). Организм перестраивался к оседлому образу жизни.

· Процессы, сопутствовавшие неолитической революции (переход к оседлости, загрязнение среды, вырубка лесов), способствовали распространению инфекционных болезней, усиливавших естественный отбор по различным биохимическим особенностям.

Например, вырубка лесов (а на наших территориях долгое время использовалось подсечное земледелие) создает благоприятные условия для тех видов малярийных комаров, которые распространяются на открытых водоемах (в древности люди всегда селились у волы). При переложной системе земледелия, когда существует множество заброшенных полей, активными переносчиками инфекций являются клещи и грызуны. Так как люди с разными группами крови неодинаково восприимчивы к чуме, тифу, холере и другим инфекционным заболеваниям, отбор привел к тому, что увеличилось количество людей с первой и второй группой крови.

Увеличилась продолжительность жизни.

В период палеолита и мезолита средняя продолжительность жизни людей составляла 25-30 лет. До 40 лет доживали только 26 процентов населения. В неолите и средневековье (до капитализма) средняя продолжительность жизни была 40-45 лет. Старше этого уровня было около 50 процентов населения. Повысились шансы взрослых людей дожить до более позднего возраста.

Продолжительность жизни напрямую зависит от качества жизни (как от уровня экономики, так и качества жизни самого человека, в какой бы стране он ни жил). Например, в СССР средняя продолжительность жизни составляла 68-72 года, за последние десять лет этот показатель значительно снизился и сегодня в Украине составляет 58-59 лет. Для сравнения: средний возраст древних римлян составлял 23 года, хотя они и жили в процветающем государстве. На сегодняшний лень самая высокая продолжительность жизни в Японии – 80 лет. Народы, которые находятся на архаическом уровне развития, продолжают жить мало, например, современные пигмеи живут 21 год, бушмены – 30, австралийские аборигены – 50-51 год.

Увеличились рождаемость.

· При кочевом образе жизни, сидя на лошади, женщина может держать на руках только одного ребенка (имеются в виду маленькие дети до трех лет, которые не могут обходиться без помощи матери). Земледелие дало оседлость, и в то время, когда мать занималась хозяйством, дети могли лежать, ползать, ходить.

· Так как увеличилась продолжительность жизни, люди успевали родить и воспитать на одного-двух детей больше.

· Если раньше дети были обузой, лишним ртом при разделе добычи, то теперь возникала необходимость в них как рабочей силе для земледелия.

Сократилась детская смертность. Для охотников и собирателей было типичным умерщвление от 15 до 50 процентов детей, которых не могли прокормить. Обычай детоубийства существует и сейчас у австралийских аборигенов. В результате всего этого резко увеличились плотность и концентрация населения.

Плотность населения в обществах земледельцев в 100 раз выше, чем в обществах охотников. Иерархическая структура поселений с крупными центрами складывалась в земледельческо-скотоводческой три польской культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.059 с.)