Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие менталитета человека средних веков. Отражение его в формах материальной культуры.

Поиск

Византия. Историко–культурный контекст. Дворцовая культура Византийской империи. Композиция и декор интерьера дворца. Его декорация. Предметы мебели. Предметы роскоши и дворцового обихода Византии. Визуальный образ человека культуры. Специфика костюма.

Храмовая культура Византийской империи. Композиция, декор и сакральный смысл интерьера храма. Предметы культа их декоративное решение и сакральное значение.

Западноевропейский средневековый город как феномен культуры. Композиция городского пространства. Функциональные зоны города и их символическое значение. Дом горожанина. Организация внутреннего пространства дома. Функциональность трёхъярусной композиции. Интерьер жилого корпуса.

Замок феодала. Композиция замкового пространства. Башня донжон – центральное сооружение замка. Композиция и символическое значение её элементов башни донжон: кухня, репрезентативный этаж, личные покои. Интерьер парадного зала замка. Соответствие его организации религиозно-социальным представлениям эпохи. Декор парадного зала. Эстетическое и функциональное назначение гобеленов.

Мебель эпохи средневековья. Мебель эпохи раннего христианства, мебель романского и готического стилей.

Посуда знати и простого народа эпохи средневековья.

Пир в замке феодала как феномен праздничной культуры средневековья.

Визуальный образ человека эпохи средневековья. Специфика костюма в зависимости от социального статуса и пола человека. Композиция костюмов. Их основные элементы. Специфика тканей. Основные цвета. Аксессуары. Связь костюма с историко-культурной средой эпохи. Знаки социальной принадлежности в костюме. Религиозное мировоззрение как основа символических кодов костюмов крестьян, сеньора и сеньоры (прекрасной дамы); священника и шута, куртизанки.

Своеобразие древнерусской культуры. Специфика мировоззрения человека Древней Руси и его отражение в культуре быта.

Русская изба как феномен культуры.

Композиция и символика экстерьера. Композиция и символика интерьера русской избы.

Боярский терем как инвариант русской избы.

Княжеский дворец. Композиция и символическое значений интерьера и экстерьера здания.

Стилистика древнерусской мебели различных слоёв населения.

Стилистика древнерусской посуды различных слоёв населения.

Царский пир как феномен культуры. Место пира. Время пира. Участники пира. Связь пира с литургической традицией. Организация пространства и процесса царского пированья. Этапы пира. Космогонический характер царского парования. Принципы сервировки стола и рассадки гостей. Принципы обнесения гостей пищей. Способы приема пищи на царском пиру.

Древнерусский костюм. Отражение дуализма мировоззрения человека Древней Руси в визуальном образе. Языческие и христианские тенденции в костюме. Типология костюма по социальному статусу, полу и времени использования. Феномены народного и аристократического костюма. Народный костюм. Типология народного костюма. Основные «географические» типы. Космогонический характер народного костюма. Его композиция. Основные элементы, ткани, цвета. Гендерная специфика и соответствующие магические значения элементов и декора народного костюма.

Аристократический костюм. Синтез народного/языческого и христианского/византийского в нем. Композиция аристократического костюма. Его гендерная специфика. Соответствующие символические элементы их магическое значение. «Статусные» элементы и аксессуары аристократического костюма Древней Руси.

Визуальный образ царя. Композиция его костюма. Основные элементы, ткани, цвет. Символическое и статусное значение парадного царского облачения.

Переосмысление народного и аристократического древнерусских костюмов в последующие исторические эпохи. Костюмные стилизации и реконструкции в кинематографе (исторические фильмы, фильмы-сказки); народном творчестве (эстрадные, хореографические, хоровые и т.д.) коллективы.

 

Тема 5. Материальная культура, быт и костюм средневековой Японии.

Своеобразие менталитета жителей средневековой Японии. Специфика религиозного контекста и его влияние на менталитет японцев: джайнизм; синтоизм.

Основные принципы японской культурной традиции. Их отражение в культуре повседневности и костюме. Созерцание как основной метод постижения мира и основы японских обычаев: прием пищи, чайная церемония, любование цветением сакуры.

Организация жилого пространства в контексте японского культурного ландшафта. Специфика конструкции и материалов, применяемых для создания японского национального жилища. Декоративно-прикладное искусство японской традиционной культуры. Место предметов декоративно-прикладного искусства в быту. Их практическое и символическое значение.

Основные типы костюмов японской культуры. Их гендерная и сословная специфика. Основные типы национальной одежды. Визуальный образ японца (прическа, грим, костюм, обувь, аксессуары) как культурный универсум. Традиционные и экстраординарные представители японского социума: самурай, придворный, ученый/философ, благородная дама, гейша.

Преломление мотивов японской культуры в современной массовой культуре: дизайн, высокая мода, кинематограф и др.

Тема 6.

Материальная культура, быт и костюм эпоха Возрождения.

Своеобразие менталитета человека эпохи Ренессанса. Его отражение в объектах материальной культуры эпохи.

Модель нового города в трактатах Л.- Б. Альберти и др. архитекторов эпохи.

Воплощение представлений о совершенном городском пространстве в произведениях живописи итальянских мастеров кватроченто. Осуществление этих идей во Флоренции XV века.

Итальянское палаццо.

Композиция и декор экстерьера здания. Композиция внутреннего пространства палац: двор, система галерей и лестниц, анфиладная планировка. Хозяйственный, репрезентативный и жилой этажи итальянского палаццо.

Интерьер репрезентативного этажа палаццо. Система помещений их «функциональное» назначение и репрезентативный смысл: спальня, столовая, танцевальный зал и т.д. Декор репрезентативного этажа. Драпировки, ковры, гирлянды в праздничном убранстве палаццо. Монументальная живопись в декоре палаццо. Её художественные возможности и репрезентативное значение сюжетов, образов фресковых композиций.

Посуда в культуре Ренессанса: металлическая - репрезентативная и керамическая - повседневная. Керамика Фаэнцы, Сиены, Кастель-Дуранте, Урбино.

Феномен венецианского стекла. История промысла. Его технология. Произведения искусства и быта.

Влияние ренессансных тенденций на материальную культуру Франции, Англии, Германии.

Ренессансный костюм. Его типология. Репрезентативный характер придворного костюма. Основные элементы костюма. Их взаимосвязь с аксессуарами, обувью, прической, головным убором. Материалы, цвет, отделка ренессансного костюма.

Раздел III. История материальной культуры Нового времени

Тема 7. Материальная культура, быт и костюм западноевропейского культурного пространства

XVII века.

Специфика мировоззрения человека эпохи барокко. Эстетические принципы и художественные приёмы барочной стилистики. Барочный дворец как универсум культуры. Реализация принципов барочной эстетики и художественные приёмы оформления экстерьера здания. Реализация принципов барочной эстетики и художественные приёмы оформления интерьера здания. Внутренняя организация дворца барокко: хозяйственный, репрезентативный, жилой этажи. Интерьер репрезентативного этажа: композиция и символика. Назначение покоев и апартаментов. Декоративно-прикладное искусство в пространстве барочного дворца. Новые типы мебели. Оригинальность её декора. Барочная посуда. Типы, материалы, декор.

Предпосылки возникновения классицистской эстетики. Основные принципы эстетики классицизма. Стилистика классицизма. Сосуществование и проблема типологизации барочной и классицистской систем.

Своеобразие испанской материальной культуры и быта в разных странах: Англия, Испания, Италия, Франция.

Визуальный образ человека этого периода. Гендерная, социальная и национальная типологии костюма. Композиция костюма, его основные элементы. Их практическое и символическое значения. Эволюция костюма на протяжении столетия.

Феномен театрального костюма эпохи барокко в контексте придворной культуры столетия.

Тема 8.

Материальная культура, быт и костюм западноевропейского культурного пространства XVIIIвека.

Историко-культурный контекст периода. Франция периода Регентства как законодательница рокайльных тенденций в культуре. Смена культурной парадигмы европейского искусства. Полифоничность стилевых тенденций столетия: рококо, сентиментализм, классицизм, предромантизм, реализм.

Феномен дворца эпохи рококо как приватного пространства. Кабинет и гостиная как основные типы помещений рокайльного дворца. Мебель и декоративно-прикладное искусство в интерьере рокайльного дворца. Декоративная и репрезентативная роль живописи в интерьере дворца.

Неоклассицистские тенденции в культуре столетия. Специфика решения интерьеров французского неоклассицизма: мебель, отделка, декоративно-прикладное искусство. Их функциональное, художественное и репрезентативное значения. Возвращение классических форм – ордерной системы, орнаментов, гладкой стены.

Научные достижения и их связь с материальной культурой и декоративно-прикладным искусством. Новые материалы и техники: фарфор, мозаика, стекломасса. Основные центры производства. Художественно-декоративистские возможности новых техник их соответствие игровому и утонченному духу столетия.

Визуальные образы аристократа и буржуа восемнадцатого столетия. Иппология костюмов по сословному, гендерному, функциональному назначениям. Композиция и основные элементы костюма. Экстраординарные формы придворного костюма конца века. Материалы, цвета, аксессуары. Невербальные способы коммуникации в контексте придворной культуры и роль элементов костюма и аксессуаров в их осуществлении (цветы, веера, мушки, перчатки, туфли…).

Феномены театрального и маскарадного костюмов в контексте придворной культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.56 (0.01 с.)