Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгбоу впо «ярославский государственный театральный институт»

Поиск

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный театральный институт»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________профессор С.Ф. Куценко

«___» ___________ 2011 г.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, КОСТЮМА И БЫТА»

Специальность АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

Квалификация: АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

Форма обучения: заочная

Утверждена на заседании кафедры

общих гуманитарных наук и театроведения

Протокол № 1 от 15 сентября 2011г.

 

Зав. кафедрой общих гуманитарных наук

и театроведения ____________доцент Родин В.О.

 

Ярославль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины (курса) «История материальной культуры, костюма и быта», являющейся дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом, цикла ОПД учебного плана составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 070201 «Актерское искусство» – квалификация «Артист драматического театра и кино».

Знание явлений материальной культуры прежних исторических эпох, и, тем более, умение их анализировать позволит студентам творческого ВУЗа более глубоко понимать предлагаемый им на специальных дисциплинах драматургический материал и создавать как в учебной, а в будущем и – профессиональной, деятельности наиболее ёмкие, богатые смысловой наполненностью и оригинальные по формальному воплощению, художественные образы.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

ЦЕЛЬ курса

Сформировать у студентов представление об основных стилях материальной культуры, их специфики и преемственности, реализацию их основных характерных черт в историко-культурном контексте сквозь призму социокультурного универсума.

ЗАДАЧИ курса

· познакомить студентов материальной культуры, быта и костюма основных историко-культурных периодов как отражением мировоззрения.

· рассмотреть костюм и материальную культуру, быт исторической эпохи как модель культурного универсума;

· сформировать навык элементарного анализа явлений материальной культуры и костюма с точки зрения воплощения в них определённых стилистических тенденций;

· способствовать развитию у студентов художественного вкуса.

МЕСТО КУРСА в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина (курс) «История материальной культуры, костюма и быта» является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом, цикла ОПД учебного плана.

Данный курс является одним из важных теоретических курсов в становлении студента как яркой творческой индивидуальности. Он существует на грани таких предметов как история изобразительного искусства, история театра и история литературы. Во многом дополняя и уточняя изучаемый на них материал, данный курс позволяет студентам составить более полное впечатление об исторической эпохе, её духовном своеобразии.

ТРЕБОВАНИЯ к уровню освоения курса

В итоге работы по данному курсу необходимо, чтобы студент:

· чётко представлял основные стили культурно-исторических эпох;

· мог определять их хронологические границы и основные художественные и технические приемы, характерные для каждого стиля или направления;

· овладел навыками элементарного искусствоведческого и, по возможности, культурологического анализов и мог применять их на практике.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)  
Аудиторные занятия  
Лекции -
Практические занятия (семинары)  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля зачет

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

Разделы курса

Раздел I. История материальной культуры Древнего мира

Раздел II. История материальной культуры Средних веков и Возрождения

Раздел III. История материальной культуры Нового времени

3.2.Темы и краткое содержание

Раздел I. История материальной культуры Древнего мира

Тема 1. Материальная культура, быт и костюм в

Древнем Египте.

Своеобразие менталитета человека Древнего Египта. Отражение мировоззрения в материальной культуре древнеегипетской цивилизации.

Своеобразие декора интерьеров древнеегипетских храмов и дворцов. Монументальная живопись и рельеф как наиболее характерные для египетской культуры способы интерьерной декорации. Их композиционные решения и сакральные значения.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта: разнообразие древнеегипетских изделий из керамики и стекла, алебастра. Их функциональное назначение и сакральное значение.

Появление в Египте основных типов мебели — стула, ложа, сундука, стола. Специфика древнеегипетской мебели: материалы, форма, декор.

Влияние декоративно-прикладного искусства Египта на художественную культуру других народов.

Зрительный образ человека культуры Древнего Египта. Роль канона в формировании зрительного образа. Его сакральная основа.

Специфика одежды древнего египтянина: материал, детали костюма, аксессуары. Её связь с «гримом» и архитектурно-живописной декорацией. Археология, изобразительное искусство и скульптура – основные источники знания о материальной культуре, быте и костюме. Варианты костюмов. Типология по социальному статусу человека: раб, простолюдин, придворный, священнослужитель, фараон. Типология по половой принадлежности: мужской и женский. Специфика отношения в культуре Древненго Египта к мужскому и женскому телу. Отражение этого в формах (композиция, детали, аксессуары) костюма. Типология по способу использования: парадный, повседневный.

Сакральное значение элементов костюма на примере анализа парадного наряда фараона.

Тема 2. Материальная культура, быт и костюм в

Древней Греции.

Своеобразие менталитета человека Древней Греции. Отражение мировоззрения в материальной культуре древнегреческой цивилизации. Древнегреческий полис как историко-культурный феномен. Его эволюционирование в культуре от хаотической застройки к гипподамовой системе. Композиция, декор и сакральное и функциональные значения городских площадей в пространстве древнегреческого полиса. Дом в пространстве древнегреческого полиса. Решение интерьера древнегреческого дома: композиция, символическое значение зон и объектов, расположенных в доме, своеобразие декора (мозаичные панно, монументальная живопись, драпировки).

Мебель в пространстве древнегреческого дома. Её виды, формы и способы декорирования.

Трапеза как феномен древнегреческой культуры. Сакральное и культурное значение принятия пищи. Специфика организации приема пищи в Древней Греции: повседневный и парадный варианты. Регламентация поведения человека. Сервировка: посуда, еда, питье. Феномен чернофигурной и краснофигурной керамики. Основные типы греческих сосудов.

Вазопись, скульптура и археология – основные источники изучения зрительного образа древнего грека (гречанки). Костюм в контексте визуального образа человека культуры Древней Греции. Типология по социальному статусу: раб, крестьянин, аристократ. Типология по половой принадлежности: мужской, женский. Типология по месту и времени использования: парадный, военный, повседневный. Основные элементы древнегреческого костюма. Связь костюма с прической, гримом, обувью и архитектурно-живописно-ландшафтным пространством культуры. Основные материалы, цветовая гамма и аксессуары древнегреческого костюма.

Тема 3.

Древний Рим

Своеобразие менталитета человека Римской империи. Отражение мировоззрения в материальной культуре древнеримской цивилизации. Специфика организации городского пространства в Древнем Риме: функционализм и геометризм ее планировки, форум, инсулы, домус, термы, цирки.

Своеобразие композиционной организации интерьера древнеримского дома. Функциональное назначение и сакральное значение помещения в нём (атриумом, таблинум, триклиний, кубикула). Способы декорации его интерьера – мозаичные панно, мраморные облицовки, монументальная живопись.

Своеобразие древнеримской мебели. Заимствования из древнегреческой культуры и декоративистские тенденции в мебели Древнего Рима.

Трапеза как элемент повседневной материальной культуры древнего римлянина. Её ритуализация. Расстановка мебели в триклинии. Его декор: драпировки, посуда (типы сосудов для вина). Возможное меню древнеримской трапезы.

Скульптура и археология – основные источники изучения зрительного образа древнего римлянина (римлянинки). Костюм в контексте визуального образа человека культуры Древнего Рима. Типология по социальному статусу: раб, крестьянин, военачальник, аристократ, император. Типология по половой принадлежности: мужской, женский. Типология по месту и времени использования: парадный, военный, повседневный. Основные элементы древнегреческого костюма. Связь костюма с прической, гримом, обувью и архитектурно-живописно-ландшафтным пространством культуры. Основные материалы, цветовая гамма и аксессуары древнеримского костюма.

Композиция и символика парадного императорского костюма как способа репрезентации власти. Традиция древнеримского императорского костюма в рецепциях последующих культурных традиций. Сферы и практики его использования: придворный церемониал, театральное/театрализованное представление, живопись, скульптура.

Тема 4.

Европейское средневековье сквозь призму материальной культуры, быта и костюма.

Тема 6.

Материальная культура, быт и костюм эпоха Возрождения.

Своеобразие менталитета человека эпохи Ренессанса. Его отражение в объектах материальной культуры эпохи.

Модель нового города в трактатах Л.- Б. Альберти и др. архитекторов эпохи.

Воплощение представлений о совершенном городском пространстве в произведениях живописи итальянских мастеров кватроченто. Осуществление этих идей во Флоренции XV века.

Итальянское палаццо.

Композиция и декор экстерьера здания. Композиция внутреннего пространства палац: двор, система галерей и лестниц, анфиладная планировка. Хозяйственный, репрезентативный и жилой этажи итальянского палаццо.

Интерьер репрезентативного этажа палаццо. Система помещений их «функциональное» назначение и репрезентативный смысл: спальня, столовая, танцевальный зал и т.д. Декор репрезентативного этажа. Драпировки, ковры, гирлянды в праздничном убранстве палаццо. Монументальная живопись в декоре палаццо. Её художественные возможности и репрезентативное значение сюжетов, образов фресковых композиций.

Посуда в культуре Ренессанса: металлическая - репрезентативная и керамическая - повседневная. Керамика Фаэнцы, Сиены, Кастель-Дуранте, Урбино.

Феномен венецианского стекла. История промысла. Его технология. Произведения искусства и быта.

Влияние ренессансных тенденций на материальную культуру Франции, Англии, Германии.

Ренессансный костюм. Его типология. Репрезентативный характер придворного костюма. Основные элементы костюма. Их взаимосвязь с аксессуарами, обувью, прической, головным убором. Материалы, цвет, отделка ренессансного костюма.

XVII века.

Специфика мировоззрения человека эпохи барокко. Эстетические принципы и художественные приёмы барочной стилистики. Барочный дворец как универсум культуры. Реализация принципов барочной эстетики и художественные приёмы оформления экстерьера здания. Реализация принципов барочной эстетики и художественные приёмы оформления интерьера здания. Внутренняя организация дворца барокко: хозяйственный, репрезентативный, жилой этажи. Интерьер репрезентативного этажа: композиция и символика. Назначение покоев и апартаментов. Декоративно-прикладное искусство в пространстве барочного дворца. Новые типы мебели. Оригинальность её декора. Барочная посуда. Типы, материалы, декор.

Предпосылки возникновения классицистской эстетики. Основные принципы эстетики классицизма. Стилистика классицизма. Сосуществование и проблема типологизации барочной и классицистской систем.

Своеобразие испанской материальной культуры и быта в разных странах: Англия, Испания, Италия, Франция.

Визуальный образ человека этого периода. Гендерная, социальная и национальная типологии костюма. Композиция костюма, его основные элементы. Их практическое и символическое значения. Эволюция костюма на протяжении столетия.

Феномен театрального костюма эпохи барокко в контексте придворной культуры столетия.

Тема 8.

Материальная культура, быт и костюм западноевропейского культурного пространства XVIIIвека.

Историко-культурный контекст периода. Франция периода Регентства как законодательница рокайльных тенденций в культуре. Смена культурной парадигмы европейского искусства. Полифоничность стилевых тенденций столетия: рококо, сентиментализм, классицизм, предромантизм, реализм.

Феномен дворца эпохи рококо как приватного пространства. Кабинет и гостиная как основные типы помещений рокайльного дворца. Мебель и декоративно-прикладное искусство в интерьере рокайльного дворца. Декоративная и репрезентативная роль живописи в интерьере дворца.

Неоклассицистские тенденции в культуре столетия. Специфика решения интерьеров французского неоклассицизма: мебель, отделка, декоративно-прикладное искусство. Их функциональное, художественное и репрезентативное значения. Возвращение классических форм – ордерной системы, орнаментов, гладкой стены.

Научные достижения и их связь с материальной культурой и декоративно-прикладным искусством. Новые материалы и техники: фарфор, мозаика, стекломасса. Основные центры производства. Художественно-декоративистские возможности новых техник их соответствие игровому и утонченному духу столетия.

Визуальные образы аристократа и буржуа восемнадцатого столетия. Иппология костюмов по сословному, гендерному, функциональному назначениям. Композиция и основные элементы костюма. Экстраординарные формы придворного костюма конца века. Материалы, цвета, аксессуары. Невербальные способы коммуникации в контексте придворной культуры и роль элементов костюма и аксессуаров в их осуществлении (цветы, веера, мушки, перчатки, туфли…).

Феномены театрального и маскарадного костюмов в контексте придворной культуры.

XIX века.

Эволюция классицистских тенденций в материальной культуре. Социо-культурный контекст столетия. Основные исторические события и их эпохальные значения. Актуализация классицистских мотивов в пространстве постреволюционной Франции. Генезис и эволюция ампира. Интернациональность ампира. Его основные черты. Специфика ампирного интерьера: отделка, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства. Роль произведений искусства в ампирном интерьере.

Реформа костюма первой половины столетия. Антикизированные мотивы одежды, прически, обуви, аксессуаров. Репрезентативный и символический характер концепции костюма или его отдельных элементов. Буржуазные тенденции в становлении костюма постреволюционной Франции. Основные детали, цвет, материалы, аксессуары костюма этого времени. Типология костюма. Мировое значение французской моды.

Романтические тенденции в материальной культуре. Влияние произведений художественной литературы на актуализацию исторических стилей. Интерьер «готического возрождения» в Англии и «стиль Трубадур» во Франции, их близость к эстетике романтизма. Проявление интереса к национальным культурам. Отражение этого в материальной культуре, быте и костюме. Формирование исторического национального самосознания этносов. Национальный колорит в организации интерьера.

Обращение к элементам национальной культуры в практике придворного парадного наряда.

Обращение к внутреннему миру человека. Психологизация культуры под воздействием идей романтизма. Костюм и аксессуары, как способ личностной самоидентификации человека в социуме. Костюм как выражение социального протеста, акцентация индивидуальности, репрезентация творческого кредо и т.д. в культурном контексте романтизма.

Бидермайер – как буржуазная адаптация стиля ампир. Простота, функциональность, уют немецкого и австрийского бидермайера. Специфика костюма буржуа. Практицизм и экономичность.

Второе рококо и эклектика как основные стилевые доминанты второй половины столетия. Актуализация мотивов королевской роскоши в эпоху Реставрации (Франция) и влияние этих тенденций на мировую культуру. Помпезность, экстравагантность, масштабность эклектичных проектов. Жилое и репрезентативные пространства этого периода. Специфика декоративно-прикладного искусства. Декоративный характер произведений искусства в интерьере эклектики.

Влияние этих тенденций на формирование визуального образа человека. типология костюма второй половины века. Основной силуэт. Элементы костюма. Их функциональное и декоративное значения. Материалы, цвета, аксессуары.

Тема 10.

Костюм эпохи модерна. Реформаторские тенденции моды начала века. Типология костюма. Его эволюционирование. Использование новых материалов, техник. Цветовая гамма. Ткани. Аксессуары. Костюм в контексте модернистских тенденции мифологизации личности. Костюм или детали костюма как акцентация яркой творческой индивидуальности.

Тема 11.

Россия

Вхутемас и конструктивизм В. Татлина. Работа Татлина в области материальной культуры. Функционализм проектов одежды, печей, стула, посуды. Башня Ш Интернационала и Летатлин.

Интерьер, мебель и предметы быта сталинского времени.

Изменение жилой и предметной среды в 60-е годы. Влияние на нее западного функционализма и дизайна.

Эстетика постмодернизм в интерьере конца ХХ века.

Основные тенденции модной индустрии столетия. Полифоничность и вариативность визуального образа современного человека. Основные модные дома и стилевые тенденции современности.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

№ п/п Наименование тем и разделов   ВСЕГО (часов) Аудиторные практические занятия (часов) Самосто-ятельная работа (часов)
I. История материальной культуры, быта и костюма Древнего мира      
  Материальная культура, быт и костюм в Древнем Египте.      
  Материальная культура, быт и костюм в Древней Греции.      
  Материальная культура, быт и костюм в Древнем Риме.      
II. История материальной культуры Средних веков и Возрождения      
  Европейское средневековье сквозь призму материальной культуры, быта и костюма.      
  Материальная культура, быт и костюм средневековой Японии      
  Материальная культура, быт и костюм эпохи Возрождения.      
III. История материальной культуры Нового времени      
  Материальная культура, быт и костюм западноевропейского культурного пространства XVII века.      
  Материальная культура, быт и костюм западноевропейского культурного пространства XVIII века.      
  Материальная культура, быт, костюм XIX века.      
  Стиль «Модерн»: панэстетизация быта и человека.      
  ХХ век: полифонизм материальной культуры и быта; вариативность костюма.      
  ИТОГО      

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Темы для самостоятельного изучения (могут быть использованы в качестве тем для рефератов).

1. Материальная культура и быт Древнего мира: Индия, Китай, Междуречье.

2. Роль костюма в визуальном образе человека культуры древнего мира: Индия, Китай, междуречье.

3. Материальная культура и быт арабского Востока эпохи средних веков.

4. Костюм в контексте арабской средневековой культуры.

5. Национальное своеобразие материальной культуры и быта XVII века: Россия, Франция, Испания, Италия, Польша и др. европейские государства.

6. Национальное своеобразие материальной культуры и быта XVIII века: Россия, Испания, Италия, Франция, Польша и др. европейские государства.

7. Костюм как средство характеристики художественного образа: социальный, репрезентативный и психологический аспекты. На материале произведения живописи.

8. Костюм как средство характеристики художественного образа: социальный, репрезентативный и психологический аспекты. На материале произведения художественной литературы.

9. Отражение материальной культуры и быта в живописи XIX века.

10. Специфика отражения материальной культуры и быта исторической эпохи в массовой культуре: кинематограф, дизайн, реклама, мода.

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Не предусмотрены.

 

ЛЕКЦИИ

Не предусмотрен.

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

 

Перечень вопросов к зачету:

 

1. Своеобразие менталитета человека Древнего Египта. Отражение мировоззрения в материальной культуре древнеегипетской цивилизации.

2. Своеобразие менталитета человека Древней Греции. Отражение мировоззрения в материальной культуре древнегреческой цивилизации.

3. Своеобразие менталитета человека Римской империи. Отражение мировоззрения в материальной культуре древнеримской цивилизации.

Стиль «Модерн»

16. Стремление создать «универсальный стиль», подчиняющийся лишь функциональности и лишенный традиционного декорирования.

17. Стиль Арт Деко как симбиоз позднего модерна и конструктивизма.

18. Тесная связь художника-дизайнера с интерьером, занимающимся внутренним устройством предмета.

19. Промышленный дизайн, рекламный и графический дизайн, архитектурный и интерьерный дизайн.

20. Вхутемас и конструктивизм.

21. Интерьер, мебель и предметы быта сталинского времени.

22. Изменение жилой и предметной среды в 60-е годы. Влияние на нее западного функионализма и дизайна.

23. Эстетика постмодернизма в интерьере конца ХХ века.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

9.1. Наглядные пособия, учебные модели, муляжи, изобразительные и другие материалы по темам занятий.

 

рекомендуемая литература (основная)

1. Андреева А. Ю. Костюм русской знати. От Византии до модерна. СПб., 2008.

2. Ботт И.К. Канева М.М. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб., 2003.

3. Васильев А.В. Европейская мода. Три столетия. М., 2006.

4. Захаржевская Р.В. История костюма. От Античности до современности. М., 2005.

рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1. Бабичева Н.Н. История художественно-материальной культуры. М., 1957.

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX века. Л., 1984.

4. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994.

5. Вайль П., Генис А. 60-ые. Мир советского человека. 2001.

6. Вейс Г. Внешний быт народов.

7. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., 1993.

8. Данилова У. Итальянский город ХY века. Реальность, миф, образ. М., 2000.

9. Жадова Г. Татлин – проектировщик материальной культуры. В сб.: Советское декоративное искусство-77/78. М., 1980.

10. Кабаков И. 60-70-е… Записки в неофициальной жизни в Москве. М., 2008.

11. Кес Д. Стили мебели. Будапешт, 1979.

12. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

13. Кон-Винер. История стилей изобразительность искусства. М., 2000.

14. Корндорф А.С. Дворцы и химеры. М., 2011.

15. Кром В.В. Историческая антропология. Учебное пособие.СПб., 2010.

16. Кучумов А. Убранство русского жилого интерьера. Л., 1977.

17. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античность до наших дней. М., 1990.

18. Махлина С. Образы мира в традиционном жилом интерьере. М., 2012

19. Михайлова И.Б. И здесь сошлись все царства…Очерки по истории государева двора в России XVI в.: повседневная и праздничная культура, семантика этикета и обрядности. СП., 2010.

20. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.

21. Никифорова Л.В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры. СпБ. 2011.

22. Пламер Ян Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. М., 1010.

23. Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени. М., 1971.

24. Русский фарфор. Л., 1968.

25. Соколов М.Н. Принцып Рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. М., 2011.

26. Стерноу С. Арт Деко. Минск, 1997.

27. Харди У. Ар Нуво. Путеводитель по стилю. М., 1998.

28. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XШ веков. М., 1978

 

Интернет ресурсы

ЭБС «IQlib» www.iqlib.ru

 

ОСНАЩЕННОСТЬ ПО ГОС

1. Классы-аудитории, видеомагнитофон, телевизор.

2. Компьютерный класс, доступ в Интернет

3. Лаборатория ТСО, видео и аудиоматериалы.

Составитель: Лётин В.А.,

доцент кафедры общих гуманитарных наук и театроведения, кандидат культурологии

 

 

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный театральный институт»

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Ректор ___________профессор С.Ф. Куценко

«___» ___________ 2011 г.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, КОСТЮМА И БЫТА»

Специальность АКТЕРСКОЕ ИСКУССТВО

Квалификация: АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И КИНО

Форма обучения: заочная

Утверждена на заседании кафедры

общих гуманитарных наук и театроведения

Протокол № 1 от 15 сентября 2011г.

 

Зав. кафедрой общих гуманитарных наук

и театроведения ____________доцент Родин В.О.

 

Ярославль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины (курса) «История материальной культуры, костюма и быта», являющейся дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом, цикла ОПД учебного плана составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 070201 «Актерское искусство» – квалификация «Артист драматического театра и кино».

Знание явлений материальной культуры прежних исторических эпох, и, тем более, умение их анализировать позволит студентам творческого ВУЗа более глубоко понимать предлагаемый им на специальных дисциплинах драматургический материал и создавать как в учебной, а в будущем и – профессиональной, деятельности наиболее ёмкие, богатые смысловой наполненностью и оригинальные по формальному воплощению, художественные образы.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

ЦЕЛЬ курса

Сформировать у студентов представление об основных стилях материальной культуры, их специфики и преемственности, реализацию их основных характерных черт в историко-культурном контексте сквозь призму социокультурного универсума.

ЗАДАЧИ курса

· познакомить студентов материальной культуры, быта и костюма основных историко-культурных периодов как отражением мировоззрения.

· рассмотреть костюм и материальную культуру, быт исторической эпохи как модель культурного универсума;

· сформировать навык элементарного анализа явлений материальной культуры и костюма с точки зрения воплощения в них определённых стилистических тенденций;

· способствовать развитию у студентов художественного вкуса.

МЕСТО КУРСА в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина (курс) «История материальной культуры, костюма и быта» является дисциплиной по выбору студента, устанавливаемой вузом, цикла ОПД учебного плана.

Данный курс является одним из важных теоретических курсов в становлении студента как яркой творческой индивидуальности. Он существует на грани таких предметов как история изобразительного искусства, история театра и история литературы. Во многом дополняя и уточняя изучаемый на них материал, данный курс позволяет студентам составить более полное впечатление об исторической эпохе, её духовном своеобразии.

ТРЕБОВАНИЯ к уровню освоения курса

В итоге работы по данному курсу необходимо, чтобы студент:

· чётко представлял основные стили культурно-исторических эпох;

· мог определять их хронологические границы и основные художественные и технические приемы, характерные для каждого стиля или направления;

· овладел навыками элементарного искусствоведческого и, по возможности, культурологического анализов и мог применять их на практике.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид занятий Всего часов
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)  
Аудиторные занятия  
Лекции -
Практические занятия (семинары)  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля зачет

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)

Разделы курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.016 с.)