Влияние родительских установок на развитие детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние родительских установок на развитие детей



Кряжева Н. Л.

Развитие эмоционального мира детей. Попу­лярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с., ил.

В книге представлено свыше 130 игр и упражнений, которые помогут взрослым развить эмоциональную сферу дошкольников и младших школьников (с 4 до 10 лет) и исправить некоторые отклонения (страхи, робость, агрессия). Даны также специальные методы: анимотерапия, арттерапня, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники.

Предназначена для родителей, педагогов, психологов.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Особенности развития эмоциональной сферы ре­бенка

Родительские ожидания как важный фактор формирования психоэмоциональной структуры личности ребенка

Психологическое значение процесса родов

Ранние этапы эмоционального развития

Адаптация малыша к детскому саду

Кризис трех лет и как его преодолеть

Особенности эмоционального мира дошколь­ника

Значение детских фантазий

Рисунок семьи - тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Влияние родительских установок на развитие детей

Темперамент — основа поведения ребенка.

Отклонения в эмоциональном развитии и их коррекция

Игры и упражнения для детей с затрудне­ниями в общении

Игры и упражнения на снятие страхов повышение уверенности в себе

Игры и упражнения на снижение агрес­сии и ослабление негативных эмоций

Методы саморегуляции и снятия психо­эмоционального напряжения у детей

Упражнения на развитие умения чувство­вать настроение и сопереживать окружающим

Специальные методы развития эмоциональной сферы ребенка

Какие игрушки нужны детям

Роль сказки в развитии детской эмоцио­нальности

Домашние животные и их значение в раз­витии детей

Рисуночные игры

Танцевально-двигательные и телесно-ориен­тированные техники

Вместо заключения

Литература

ОТ АВТОРА

Эта книга адресована тем, кого по-настоящему заботит будущее детей, ее можно без особых усилий использовать в качестве увлекательного пособия по диагностике и развитию эмоциональной сферы ре­бенка. Возможно, для многих читателей «открове­нием» станут страницы о важности ожидания по­явления ребенка на свет, моменте рождения и самых ранних этапах общения с малышом. Кто-то с удив­лением узнает, что упрямство и капризность трех­летнего ребенка - - это нормальное, закономерное и во многом полезное явление в личностном развитии детей, а вот поведение родителей при этом — важный фактор в возникновении у него эмоциональных про­блем.

Как подготовить малыша к детскому саду, стоит ли тревожиться по поводу детских фантазий, хорошо ли вашему малышу в семье • на эти и многие другие вопросы вы найдете ответ в книге.

Выполняя необычные упражнения и играя с деть­ми, вы не только поможете им преодолеть эмоцио­нальные проблемы, развить уверенность в себе, во­ображение, ловкость и смекалку, но и получите огромную радость от общения друг с другом, завоюете доверие и дружбу с ребенком. Обязательно обратите внимание при этом на возрастные рекомендации.

Активными помощниками в этом могут стать домашние животные и «игрушки-подружки», которые надо научиться правильно выбрать.

Не всегда рассказываемые ребенку сказки помо­гают благоприятному эмоциональному развитию. Чи­татель искренне удивится, узнав истинный смысл «Курочки-Рябы» и «Колобка», и поймет, как важно вовремя рассказать их ребенку. Вы когда-нибудь слышали про энергетические сказки?

Любимые детьми виды деятельности: рисование, танцы и движение - - можно использовать в целях снятия тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоциональности и общительности. Играя с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии.

Не забывайте, хвалить и поощрять ребенка; если вы хотите, чтобы он не потерял интерес к игре, присоединяйтесь к нему, будьте искренне активны.

Улыбка на детском лице, веселый смех в семье, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми - всего этого вы добьетесь, если будете пользоваться нашей книгой. Ведь главное ее назна­чение помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

 

 

ОСОБЕННОСТИ

развития эмоциональной сферы ребенка

 

 

Родительские ожидания как важный фактор в формировании психо-эмоциональной структуры личности ребенка

 

Осознанное желание родителей иметь ребенка яв­ляется самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» эта формула, записанная в подсознании,

определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости появления которых на свет долго сомневались родители, суще­ственно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание». В практической работе мне удается отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто наиболее беспокоит и родителей, и педа­гогов, - они не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессив­ность, замкнутость и необщительность, робость, или же напротив - демонстративность, капризность, не­управляемость.

Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребенка, удивляются - почему он такой, что мы делаем не так? И тогда я прошу родителей тактично ответить на вопрос, не было ли каких-либо серьезных причин сомневаться в появлении ребенка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие, с горечью и грустью в глазах, сознаются: *Да, такое было». Глубокое сознание этого момента и его при­нятие дает серьезный толчок в диагностике психо­эмоциональных нарушений у детей и помогает вы­брать правильные и эффективные методы коррекции. Поэтому, будущие родители, желайте и ждите своего ребенка!

Ранние этапы эмоционального развития

 

Но вот малыш и дома, трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по распи­санию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им по­падаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал.

Плач это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пеленки, дать соску и т. д. А задумываются ли родители, что плач это не только сигнал неудобства и недовольства, а и призыв к общению, это самый первый язык ребенка, форма проявления желания в понимании. Вспомните, что вы делали, когда ваш малыш начинал плакать - брали ли вы его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим пред­писаниям, кидались менять пеленки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам»? А ведь телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающи­ми тактильные, телесные контакты. А много ли вы разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любите и понимаете его в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих про­блем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополуч­ные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения де­тских эмоциональных проблем.

Вспомните, было ли такое у вас, и если «да», то это еще одна из причин вашего теперешнего непонимания своего ребенка, это ответ на недоумение: «Ведь мы все для него делаем, ведь все у нас сейчас хорошо».

Что могут сделать родители

Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку -- это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.

Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего по­могает только одно -- взять его за руку и увести.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно.

Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют кап­ризулю, он успокоится.

Вспомните, как вы преодолели кризис трех лет, что вынес из него ваш ребенок.

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и те игры и упражнения, которые вы найдете в этой книге.

 



Особенности эмоционального мира дошкольника

 

Успешно миновать кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду -периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей.

Дитя умнеет «на глазах», постоянно любопыт­ничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребенок спрашивает обо всем, что ему интересно, помните: «А почему на небе звезды? А кто их туда набросал?» «А откуда я взялся? А люди кем были раньше? Если люди из обезьян, то почему же бабушка не обезьяна?» Смешно, интересно, радостно общаться в это время с детьми, помогать им разобраться в сложных премудростях жизни и ее явлений. А вот ответы: «Вырастешь - узнаешь», «Ты утомляешь меня», «Спроси у воспитателя» - это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечи­вание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, фор­мирование недоверчивости и отчужденности по от­ношению к родителям. А отсюда и конфликты: «Ты что, Вася, меня не понимаешь? Почему ты не делаешь так, как я тебе говорю?»

Значение детских фантазий

 

Способность к творчеству проявляется в неизмен­ных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители бес­покоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее - что такое детские фанта­зии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым?

Научиться отличать фантазию от реальности это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок. Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологиче­скую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения.

Фантазия - - источник творческой духовности че­ловека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций.

Эда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка:

«Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе».

 

Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессив­ностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит». Фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому маль­чику, в данном случае источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности по­стоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте Васи с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях. Вася теперь с удовольствием ходит на занятия по «Ушу», развивается физически, становится спокойнее и увереннее в себе.

«Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает».

 

«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», — говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чув­ствами. Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога,, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу ревности к сестре.

«Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений чего-либо)».

 

Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему оди­ноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общи­тельного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и же­лание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка.

Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о

своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых.

«Фантазия — один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире».

Наиболее ярко фантазия проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспи­тателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли.

Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отно­шениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, * прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирую­щим событиям, выработать механизмы психологи­ческой защиты, преодолеть страхи и решать са­мостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки об этом вы прочитаете далее.

«И, наконец, — фантазия — источник творчества».

Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы на­слаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга.

Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фанта­зии в серьезное нарушение психо-эмоционального развития.

У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи — Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды, рассказывает далее мама, — я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки:

 

 

Что же такое, что случилось с нашим ребенком? Это все ее фантазии, как их убрать?»

В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки.

Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа — между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на про­цессе воспитания девочки. Бабушка-учительница счи­тает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши - «Маугли», а пантера Багира — символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из небла­гополучной соседской семьи - это ее Маугли, опе­каемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе -все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно

и радостно.

Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серь­езным проблемам.

Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фан­тазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах.

Рисуноксемьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Хотите глубже понять своего ребенка, его восп­риятие окружающего мира, семьи и вас самих?

С 5 лет вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают анало­гичные нашим выводы. Особенные детские осмысле­ния вызывают эмоциональные реакции, непонятые и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, слу­чайное, создаются фантастические образы, собствен­ные «теории», версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за по­ступки и душевное развитие детей.

В книге даны правила интерпретации рисунка, разработанные известным в нашей стране и за рубежом психоаналитиком, профессором В. К. Лосе­вой, которые не доставят большой сложности для проведения теста родителями, читающими эту книгу.

Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», - очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно попросить нарисо­вать семью зверушек.

Очень интересные творения открываются взору взрослого.

На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама — глава семьи, у нее все большое глаза, нос, а особенно рот. Им она чаще всего и пользуется в общении. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) раз в 6 меньше мамы, спокойно покачивается в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны 12-летний братец с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но закрытый на все пуговички сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого ушки есть, а вот у сыночков стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители.

Вот такая славненькая картинка восприятия ре­бенком взаимоотношений в семье получилась.

А на следующем рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», - постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Но как же так? А обратите внимание на цветовую гамму рисунка -только черный цвет и чуть-чуть зелененького в машине (это папа иногда его катает). Не смущают ли вас две огромные, раскинувшие «руки» антенны над чердаком? Не это ли символическое изображение ребенком его стоящих над ним родителей, подавля­ющих его чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги.

Видя такой рисунок, возникает единственная мысль — ребенку плохо, ему необходимо помочь.

 

Ну, а здесь все здорово!

Семья в сборе, улыбки на лицах, все радостно протягивают руки друг другу, поддерживая и помо­гая, а как любит ребенок всех и себя в том числе, какие яркие, жизнерадостные цвета, сколько мелких, кропотливо, с любовью выписанных деталей. От этого рисунка веет радостью и свободой.

 

 

Если вы решили попросить своего ребенка вы­полнить подобное задание, то понадобится учесть следующее:

 

 

А вот и правила интерпретации:

ПРАВИЛО 1

В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсут­ствует, то это может означать:

1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, восп­ринимает как запретные. Например, сильная ре­вность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».

2. Полное отсутствие эмоционального контакта с «за­бытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.

 

ПРАВИЛО 2

Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:

1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место».

2. Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо».

ПРАВИЛО 3

Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ре­бенка.

Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.

ПРАВИЛО 4

После того как ребенок закончит рисунок, обя­зательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея.

ПРАВИЛО 5

Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлет­воряет их в своей фантазии, в воображаемых отно­шениях.

Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символи­зировать типично детскую потребность в беспре­пятственном, непрерывном и немедленном волшеб­ном удовлетворении всех возникающих у него потребностей.

Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться пола­гаться на собственные усилия.

ПРАВИЛО 6

Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто - - ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ре­бенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.

Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» осталь­ными членами семьи.

 

 

Для этого ребенка самый главный в семье телевизор.

 

 

 

А для этого ребенка - бабушка.

ПРАВИЛО 7

Расстояние между персонажами (линейная дистан­ция) однозначно связано с дистанцией психологиче­ской. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

ПРАВИЛО 8

Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка.

ПРАВИЛО 9

Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Пер­сонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Например,для этого ребенкапапа находитсяв близком психологическом контакте только с автомо­билем.

А для этого ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте только со своей мамой, т. е. с бабушкой.

 

ПРАВИЛО 10

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно за­штрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. Правила интерпретации де­тских рисунков распространяются и на рисунки взрослых.

ПРАВИЛО 11

Голова - важная и самая ценная часть тела.

Ум, умелость - в голове. Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой.

Глаза - не только для рассматривания окружа­ющего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза — «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.

Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокой­ные, желающие, чтобы им помогли.

Персонажи с глазами «точками» или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попро­сить о помощи.

ПРАВИЛО 12

Уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изо­браженный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят.

На этом рисунке послушны все, кроме мамы, хотя и в разной степени. Сама же мама независима и не «слышит» никого.

ПРАВИЛО 13

Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и «орган» нападения.

Персонаж с большим и (или) заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обя­зательно только через крик). Если рта вообще нет или он «точечкой», «черточкой» — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других.

ПРАВИЛО 14

Шея - символизирует способность к рациональ­ному самоконтролю головы над чувствами. Тот пер­сонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами.

Ребенку кажется, что взрослые требуют от него большей способности «держать себя в руках», сдер­живать эмоции. А вот у взрослых персонажей чаще шея есть - - «им можно не сдерживать себя», «они могут делать, что хотят», они, по мнению ребенка, уже воспитаны.

Думающий так ребенок очень хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные по­ступки именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды).

ПРАВИЛО 15

Функции рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предме­тами, то есть быть способным что-то делать, менять.

Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, мо­гущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность дейст­вовать.

Чем значительнее и могущественнее персонаж вос­принимается ребенком, тем больше у него руки.

ПРАВИЛО 16

Ноги для ходьбы, передвижений в расширя­ющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонале стоит на земле.

Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов.

На данном рисунке ребенок воспринимает папу, как человека, который, в отличие от других членов семьи, чувствует опору в работе. «Повисшие в воз­духе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног и вы увидите, у кого опора тверже.

ПРАВИЛО 17

Солнце на рисунке символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защи­щенным, пользоваться энергией и теплом.

Изображение большого количества мелких пред­метов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шафы, пуговицы, ок­на) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается.

Перечисленных правил, рекомендуемых для ин­терпретации рисунков семьи замечательным психо­логом В. К. Лосевой, достаточно для открытия вами неожиданных сторон жизни вашей семьи, замечаемых вашим ребенком.

Уверяю вас, вам будут над чем поразмышлять!

В своем путешествии по этапам раннего эмоцио­нального развития ребенка мы не случайно задер­живались на возрасте 4—6 лет. Именно здесь, как вы убедились в своих ответах на вопросы о фантазиях и детских рисунках семьи, родители и педагоги начинают отслеживать появление эмоциональных про­блем у детей, которые уже беспокоят взрослых и начинают мешать ребенку общаться и спокойно ра­доваться жизни: это и агрессивность, и замкнутость, и страхи, и конфликтность.

Помочь ребенку на этом этапе — значит пред­отвратить множество проблем в школе и дальнейшей подростковой и взрослой жизни. Предлагаемые в следующих главах игры и упражнения предназначены для этой цели. Внимательно задумайтесь над сове­тами, данными в каждом разделе.

задумайтесь!

 

 

ВЛИЯНИЕ

Родительских

Установок

На развитие детей

 

 

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяю­щих составных: осознаваемое и неосознаваемое сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д.

Взрослые люди, способные осознавать и контро­лировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и тре­бованиям окружающих, руководствуясь собственны­ми желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» - хочу и курю!)

Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем сте­реотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты пси­хологической защиты, помогающие ребенку сохра­нить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из по­коления в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и по­говорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.032 с.)