Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис трех лет и как его преодолетьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается напрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных стабильных и более коротких, бурных,критических, т. е. кризисы - это переходы между стабильными периодами. Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством. Для детей же собственное ближайшие прошлое и будущее непонятно, остается абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одно- возрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм - в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности: - Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. - Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная. - Пик упрямства приходится на 2,5—3 года жизни. - Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. - Девочки капризначают чаще, чем мальчики. - В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в' день. У некоторых - до 19 раз! - Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия. Что могут сделать родители Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку -- это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно -- взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)!», «А что это там за окном ворона делает?» — подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится. Вспомните, как вы преодолели кризис трех лет, что вынес из него ваш ребенок. Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и те игры и упражнения, которые вы найдете в этой книге.
Особенности эмоционального мира дошкольника
Успешно миновать кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «на войне, как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду -периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Дитя умнеет «на глазах», постоянно любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребенок спрашивает обо всем, что ему интересно, помните: «А почему на небе звезды? А кто их туда набросал?» «А откуда я взялся? А люди кем были раньше? Если люди из обезьян, то почему же бабушка не обезьяна?» Смешно, интересно, радостно общаться в это время с детьми, помогать им разобраться в сложных премудростях жизни и ее явлений. А вот ответы: «Вырастешь - узнаешь», «Ты утомляешь меня», «Спроси у воспитателя» - это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечивание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, формирование недоверчивости и отчужденности по отношению к родителям. А отсюда и конфликты: «Ты что, Вася, меня не понимаешь? Почему ты не делаешь так, как я тебе говорю?» Значение детских фантазий
Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять, придумывать и шкодничать. Многие родители беспокоятся, а не врушка ли растет, не развиваются ли при этом качества обманщика и лжеца? Давайте разберемся поподробнее - что такое детские фантазии, зачем они ребенку, нужно ли их корректировать взрослым? Научиться отличать фантазию от реальности это одна из наиболее трудных задач, с которыми сталкивается маленький ребенок. Дети всех возрастов борются за полную свободу (помните «психологическую пуповину»), резкое и грубое вмешательство взрослых в мир фантазий принесет только вред ребенку и родителям, вызовет протестное поведение, эмоциональные нарушения. Фантазия - - источник творческой духовности человека. Если бы не было фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви. Позволяя ребенку фантазировать, мы уходим от стандартов в мышлении, поведении, выражении эмоций. Эда Ле Жан в своей замечательной книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» так определяет роль фантазий в развитии и жизни ребенка: «Фантазия помогает осознать действия ребенка, понять, что творится в его душе».
Родители заметили, что 5-летний Вася постоянно рассказывает им о том, как он дерется со своим обидчиком, какие удары наносят, как тот падает, переворачивается, летит от одного угла группы до другого, сколько крови из того вытекает, как он просит у Васи прощения, но он достает пистолет и стреляет и т. д. Родители обеспокоены агрессивностью фантазий ребенка, хотя прекрасно знают, что он и «мухи не обидит». Фантазии о победах, превосходстве, свойственные тихому, робкому мальчику, в данном случае источник выхода обид и агрессии, механизм психологической защиты от негативных переживаний своей неспособности постоять за себя. Понимание этого дает возможность родителям узнать о конфликте Васи с обидчиком и помочь разобраться ему в своих чувствах и переживаниях. Вася теперь с удовольствием ходит на занятия по «Ушу», развивается физически, становится спокойнее и увереннее в себе. «Фантазия помогает осознать и признать страхи, мысли, которые ребенок скрывает».
«Мне приснилось ночью, что тебя и папу убили, и я очень испугалась», — говорит 5-летняя дочь матери. Несколько дней спустя она говорит: «А сегодня в детском саду я рисовала картинку и вдруг подумала, что вы с папой попали в аварию и умерли». Когда подобный рассказ повторяется еще несколько раз, родители могут предположить, что девочка за что-то злится на них и боится впрямую столкнуться со своими агрессивными чувствами. Фантазия стала безопасным клапаном, через который выходят негативные ощущения, тревога,, которые сама она осознать не может. Чтобы снять напряжение и помочь дочери, родители могут как бы невзначай заметить: «Нам иногда кажется, что ты на что-то обижаешься и злишься, может быть, потому, что мы много внимания и времени уделяем твоей маленькой сестричке?» Если предположение родителей действительно верное, у девочки исчезнут негативные фантазии и страхи, а родители найдут пути, как помочь ей в ее переживаниях по поводу ревности к сестре. «Фантазии помогают пережить периоды деприваций (лишений чего-либо)».
Родители переехали в другой район. 6-летний мальчик тяжело переживает разрыв с друзьями по садику и двору, грустит, совсем не играет, сидит и смотрит в окно. Родители чувствуют, как ему одиноко, но мало чем могут помочь, отдают его в новый детский сад, знакомят с соседями. Но ребенок замыкается еще больше. Из подвижного и общительного он превращается в грустного и закрытого. Уходит в свою новую комнату, не трогает игрушки, а просто сидит. Родителям не стоит тормошить его. Он фантазирует, и проблемы, кажущиеся ребенку неразрешимыми, уходят, появляется надежда, которая и спасает от отчаяния. Все наладится, и мальчик найдет новых друзей. Каждому из нас необходима определенная свобода в собственных мыслях, и желание побыть наедине естественно как для взрослого, так и для ребенка. Для ребенка, который правильно развивается, не лишен способностей общаться и действовать, одиночество время, когда он может мечтать о своем, а это очень важно для его духовного развития, фантазия необходимое условие освобождения от постоянного контроля и вмешательства взрослых. «Фантазия — один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире». Наиболее ярко фантазия проявляется в детской ролевой игре. Изображая маму, папу, врача, воспитателя и других людей, ребенок как бы готовит себя к будущему, к взрослой жизни, «примеряет» на себе взрослые роли. Проигрывание фантастических ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. Всю жизнь, естественно, * прорепетировать» нельзя, но игровые фантазии помогают быть готовыми к травмирующим событиям, выработать механизмы психологической защиты, преодолеть страхи и решать самостоятельно свои проблемы. Огромную помощь в реализации детских фантазий оказывают ребенку игрушки об этом вы прочитаете далее. «И, наконец, — фантазия — источник творчества». Фантазеры изменяют мир, творят стихи, музыку, картины, делают невероятные открытия. Если бы наши дети все делали только по образцу, только по указанию взрослого, то мы не смогли бы наслаждаться их сказками, небылицами, необычными рисунками. Все они были бы похожи друг на друга. Хочется привести пример, который ярко демонстрирует родителям динамику превращения фантазии в серьезное нарушение психо-эмоционального развития. У 6-летней Даши мама и папа очень умные, а бабушка, с которой они вместе живут, умнее всех их вместе взятых. Дашенька еще не ходит в школу, но уже умеет писать, считать она тоже очень умная. И вот в этой «образцовой» семье начинают происходить странные вещи — Даша на глазах превращается в лгунью, совсем не хочет заниматься музыкой и английским, нашла себе какую-то глупенькую подружку на 1,5 года ее младше, шепчутся, уединяются, совсем ребенок от рук отбивается. *Вот уже дважды, рассказывает далее мама, — я по ночам заставала Дашу крадущейся по дому, одетой, а на столе находила немыслимые записки:
Что же такое, что случилось с нашим ребенком? Это все ее фантазии, как их убрать?» В долгом и трудном разговоре с мамой удалось выяснить причины поведения девочки. Бабушка (свекровь) и мама 15 лет живут в условиях «скрытых военных действий», борясь за собственное превосходство. Папа — между двух огней. В этом невидимом «перекрестном огне» живет и Даша. Основная сила ударов сосредоточена на процессе воспитания девочки. Бабушка-учительница считает так, а мама иначе. Раздираемая психика ребенка не выдерживает подобной атаки. Не в силах спрятаться от подобной «бомбежки», девочка ищет выход в своих фантазиях. Любимая сказка Даши - «Маугли», а пантера Багира — символ независимости и свободы. Именно поэтому она отождествляет в своих фантазиях себя с этим сильным, гибким и гордым животным. Маленькая подружка из неблагополучной соседской семьи - это ее Маугли, опекаемое и любимое ею существо. Им хорошо вместе - все свои положительные эмоции Даша-пантера отдает подружке-Маугли. Но что-то плохо им обеим в домашних джунглях, и они решаются бежать, бежать от взрослых, не способных понять и помочь им, в свой мир фантазий, где им вместе будет спокойно и радостно. Трудно было маме принять и понять истинные причины серьезного эмоционального расстройства у ребенка. Фантазии до определенного момента были сигналом неблагополучия, но незнание их значения в процессе эмоционального развития привело к серьезным проблемам. Милые родители, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ к детским фантазиям, разберитесь в них, ведь вы уже поняли, что они не бывают случайными? Призванные творить, они нередко сигнализируют взрослым о детских бедах и проблемах. Рисунок семьи — тест на определение эмоционального благополучия ребенка Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих? С 5 лет вы можете провести рисуночный тест «Моя семья». Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее так же, как они, не делают аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятые и непринимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные «теории», версии. Опираясь на них, дети и ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей. В книге даны правила интерпретации рисунка, разработанные известным в нашей стране и за рубежом психоаналитиком, профессором В. К. Лосевой, которые не доставят большой сложности для проведения теста родителями, читающими эту книгу. Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш лучше не давать) и просят: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Недоуменные вопросы: «А кого это?», «А что это такое?», «Я не хочу», - очень диагностичны, они говорят о несформированности у ребенка понятия «семья», либо о наличии тревожности, связанной с семейными отношениями. Можно попросить нарисовать семью зверушек. Очень интересные творения открываются взору взрослого. На этом рисунке ребенок очень тонко уловил особенности распределения семейных ролей. Мама — глава семьи, у нее все большое глаза, нос, а особенно рот. Им она чаще всего и пользуется в общении. Правда, глаза у мамы грустные, да и сердце цветочком прикрыто. Рук у мамы нет, ничего изменить она не может. Папа по размерам (не физическим, а в восприятии ребенка) раз в 6 меньше мамы, спокойно покачивается в верхнем левом углу. По сторонам от мамы выписаны 12-летний братец с дыбом стоящими волосами и аккуратненький, но закрытый на все пуговички сам 6-летний художник такого же роста. Маму любит слушать только папа, у него для этого ушки есть, а вот у сыночков стойкое нежелание воспринимать все, что говорят родители. Вот такая славненькая картинка восприятия ребенком взаимоотношений в семье получилась. А на следующем рисунке тоже семья. Огромный дом с большим количеством пустых, необитаемых окон. На чердаке, за решеткой живет сам художник. «Мама с папой на работе, я гуляю», - постарайтесь рассмотреть автора рисунка внизу, рядом с машиной. Не правда ли, удивительно маленьким, ничтожным, одиноким чувствует себя малыш? Но как же так? А обратите внимание на цветовую гамму рисунка -только черный цвет и чуть-чуть зелененького в машине (это папа иногда его катает). Не смущают ли вас две огромные, раскинувшие «руки» антенны над чердаком? Не это ли символическое изображение ребенком его стоящих над ним родителей, подавляющих его чувства, запирающих его за решетку одиночества и тревоги. Видя такой рисунок, возникает единственная мысль — ребенку плохо, ему необходимо помочь.
Ну, а здесь все здорово! Семья в сборе, улыбки на лицах, все радостно протягивают руки друг другу, поддерживая и помогая, а как любит ребенок всех и себя в том числе, какие яркие, жизнерадостные цвета, сколько мелких, кропотливо, с любовью выписанных деталей. От этого рисунка веет радостью и свободой.
Если вы решили попросить своего ребенка выполнить подобное задание, то понадобится учесть следующее:
А вот и правила интерпретации: ПРАВИЛО 1 В рисунке ничего случайного быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение. Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать: 1. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую». 2. Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» на рисунке человеком. Этого человека как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
ПРАВИЛО 2 Если на рисунке отсутствует сам автор, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях: 1. Либо это трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти свое место». 2. Либо: «Я и не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Мне и без них неплохо». ПРАВИЛО 3 Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, т. е. какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. ПРАВИЛО 4 После того как ребенок закончит рисунок, обязательно спросите его, «кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например, Дед Мороз или фея. ПРАВИЛО 5 Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка, он удовлетворяет их в своей фантазии, в воображаемых отношениях. Если вы встретились с таким персонажем, то подробно расспросите ребенка о нем так вы узнаете, чего ребенку не хватает в жизни. Конечно, это не означает, что вы окажетесь в состоянии немедленно «додать» ребенку недостающее. Или что в неудовлетворенности его желаний виноваты именно вы. Например, образ феи может символизировать типично детскую потребность в беспрепятственном, непрерывном и немедленном волшебном удовлетворении всех возникающих у него потребностей. Невозможность такого удовлетворения ребенку еще предстоит для себя принять, чтобы научиться полагаться на собственные усилия. ПРАВИЛО 6 Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто - - ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех изображен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Для этого ребенка самый главный в семье телевизор.
А для этого ребенка - бабушка. ПРАВИЛО 7 Расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической. Иными словами, кто ребенку в психологическом отношении ближе всех, того он и изобразит ближе к себе. То же относится и к другим персонажам: кого ребенок воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом. ПРАВИЛО 8 Если ребенок рисует себя очень маленьким в пространстве листа, то у него в данный момент низкая самооценка. ПРАВИЛО 9 Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. Например,для этого ребенкапапа находитсяв близком психологическом контакте только с автомобилем. А для этого ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте только со своей мамой, т. е. с бабушкой.
ПРАВИЛО 10 Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить. Рекомендуем вам использовать для рисования карандаши (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых. ПРАВИЛО 11 Голова - важная и самая ценная часть тела. Ум, умелость - в голове. Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, кого он наделил самой большой головой. Глаза - не только для рассматривания окружающего, глаза, с точки зрения ребенка, даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком эмоций. Поэтому глаза — «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, желающие, чтобы им помогли. Персонажи с глазами «точками» или «щелками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, они не решаются попросить о помощи. ПРАВИЛО 12 Уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонажи с самыми большими ушами должны больше всех слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят. На этом рисунке послушны все, кроме мамы, хотя и в разной степени. Сама же мама независима и не «слышит» никого. ПРАВИЛО 13 Зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? И только? Еще для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, обижаться. Поэтому рот - это еще и «орган» нападения. Персонаж с большим и (или) заштрихованным ртом воспринимается как источник угрозы (не обязательно только через крик). Если рта вообще нет или он «точечкой», «черточкой» — это значит, что он скрывает свои чувства, не может словами их выразить или влиять на других. ПРАВИЛО 14 Шея - символизирует способность к рациональному самоконтролю головы над чувствами. Тот персонаж, у которого она есть, способен управлять своими чувствами. Ребенку кажется, что взрослые требуют от него большей способности «держать себя в руках», сдерживать эмоции. А вот у взрослых персонажей чаще шея есть - - «им можно не сдерживать себя», «они могут делать, что хотят», они, по мнению ребенка, уже воспитаны. Думающий так ребенок очень хочет поскорее повзрослеть, для него характерны необузданные поступки именно тогда, когда он решит, что уже стал взрослым (кризисные периоды). ПРАВИЛО 15 Функции рук - цепляться, присоединяться, взаимодействовать с окружающими людьми и предметами, то есть быть способным что-то делать, менять. Чем больше пальцев на руках, тем больше ребенок ощущает способность персонажа быть сильным, могущим что-либо сделать (если на левой руке - в сфере общения с близкими, в семье, если на правой в мире за пределами семьи, в детском саду, дворе, школе и др.); если пальцев меньше, то ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. Чем значительнее и могущественнее персонаж воспринимается ребенком, тем больше у него руки. ПРАВИЛО 16 Ноги для ходьбы, передвижений в расширяющемся жизненном пространстве, они для опоры в реальности и для свободы передвижений. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже и уверенней персонале стоит на земле. Правая нога символизирует опору во внесемейной реальности, а левая — в мире близких эмоциональных контактов. На данном рисунке ребенок воспринимает папу, как человека, который, в отличие от других членов семьи, чувствует опору в работе. «Повисшие в воздухе», по мнению ребенка, не имеют самостоятельной опоры в жизни. Если персонажи изображены в один ряд, то мысленно проведите горизонтальную линию по самой точке ног и вы увидите, у кого опора тверже.
ПРАВИЛО 17 Солнце на рисунке символ защиты и тепла, источник энергии. Люди и предметы между ребенком и солнцем - то, что мешает ощущать себя защищенным, пользоваться энергией и теплом. Изображение большого количества мелких предметов — фиксация на правилах, порядке, склонность к сдерживанию в себе эмоций. Изображение большого количества закрытых деталей (шафы, пуговицы, окна) сигнализирует для ребенка запреты, тайны, до которых он не допускается. Перечисленных правил, рекомендуемых для интерпретации рисунков семьи замечательным психологом В. К. Лосевой, достаточно для открытия вами неожиданных сторон жизни вашей семьи, замечаемых вашим ребенком. Уверяю вас, вам будут над чем поразмышлять! В своем путешествии по этапам раннего эмоционального развития ребенка мы не случайно задерживались на возрасте 4—6 лет. Именно здесь, как вы убедились в своих ответах на вопросы о фантазиях и детских рисунках семьи, родители и педагоги начинают отслеживать появление эмоциональных проблем у детей, которые уже беспокоят взрослых и начинают мешать ребенку общаться и спокойно радоваться жизни: это и агрессивность, и замкнутость, и страхи, и конфликтность. Помочь ребенку на этом этапе — значит предотвратить множество проблем в школе и дальнейшей подростковой и взрослой жизни. Предлагаемые в следующих главах игры и упражнения предназначены для этой цели. Внимательно задумайтесь над советами, данными в каждом разделе. задумайтесь!
ВЛИЯНИЕ Родительских Установок На развитие детей
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала...», «Папа велел» и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо-экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» - хочу и курю!) Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях. Как часто вы говорите детям... — Я сейчас занят(а)... — Посмотри, что ты натворил! — Это надо делать не так... — Неправильно! — Когда же ты научишься? — Сколько раз я тебе говорила! — Нет! Я не могу! — Ты сведешь меня с ума! — Что бы ты без меня делал! — Вечно ты во все лезешь! — Уйди от меня! — Встань в угол! Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. А эти слова ласкают душу ребенка: — Ты самый любимый! — Ты очень многое можешь! — Спасибо! — Что бы мы без тебя делали?! — Иди ко мне! — Садись с нами!.. — Я помогу тебе... — Я радуюсь твоим успехам! — Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость. — Расскажи мне, что с тобой... Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться. Так догадывайтесь! ТЕМПЕРАМЕНТ Основа Поведения Ребенка
Дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, а нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений? Да
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.11.211 (0.02 с.) |