Проблемы соблюдения прав детей в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы соблюдения прав детей в РФ.



Как управленческая задача

Большинство опрошенных руководителей образовательных учреждений согласны с тем, что проблема соблюдения прав детей в системе образования существует. Вместе с тем, стоит обратить внимание, что третья часть опрошенных руководителей либо не смогла определить свою позицию, либо пришла к выводу, что такой проблемы нет. Лишь около 40% руководителей учреждений образования готовы согласиться с тем, что проблема соблюдения прав детей касается как системы образования в целом, так и конкретных образовательных учреждений. Объяснить сдержанную позицию многих руководителей по вопросу об ответственности образовательного учреждения за соблюдение прав детей можно, если обратиться к ответам руководителей учреждений образования на вопросы о факторах, имеющих решающее значение для соблюдение прав детей в сфере образования.

В анкете было выделено 10 факторов, места которых по значимости распределились следующим образом:

 

· политическая и экономическая ситуация в стране (72% ответов)

· уровень правовой культуры общества (60%)

· характер взаимоотношений между детьми, родителями, учреждением (31,5%)

· квалификация и уровень культуры педагогов (38,3%)

· состояние нормативной базы для определения прав детей (28,8%)

· материальное и техническое обеспечение деятельности образовательных учреждений (27,6%)

· поддержка системы образования (26,2%)

· взаимодействие образовательного учреждения и родителей (19,9%)

· организация деятельности конкретного образовательного учреждения (18%)

 

Более единодушно опрошенные руководители ответили на вопрос, от кого зависит создание необходимых условий, гарантирующих соблюдение прав детей в системе образования.

«Места ответственных» распределились следующим образом:

 

· федеральные органы власти (67,4% ответов)

· школьная администрация (49,7%)

· педагоги (42%)

· органы управления образования (39,1%)

· муниципальные органы власти (36,5%)

· региональные органы власти (32,9%)

· родители (31%)

· правозащитные организации (13,4%)

· прокуратура, милиция (7%)

 

 

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ЖЕСТОКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

К основным направлениям работы педагога по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия относятся следующие:

 

1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения.

 

2. Профилактика жестокого обращения с детьми:

— трансляция родителям положительного образа ребенка;

— работа по коррекции детско-родительских отношений;

— работа по предотвращению нарушения прав ребенка не­знакомыми взрослыми.

Интернет-адреса Сайты, посвященные защите прав детей

Проект «Гармония». Методические материалы, под­готовленные в рамках программы «Сотрудничество ме­стных сообществ по проблеме насилия в семье».

http://dv.projectharmony.ru/mater/main.html

Сайт «Права ребенка», созданный сотрудниками Том­ской областной детско-юношеской библиотеки. На сай­те можно найти положения Конвенции о правах ребен­ка, информацию о законах, защищающих детей, ссылки на другие ресурсы. Адрес сайта:

http://www.libry.tsu.ru/children/fromh.html

На этом же сайте можно найти список адресов дру­гих сайтов, посвященных защите прав детей:

http://www.libry.tsu.ru/children/read.html

РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

В настоящее время представляется возможным выделить два основных направления работы психолога по защите детей от же­стокого обращения: диагностическое и коррекционное.

Первый этап

На первом этапе, по отзывам воспитателей, из всех детей вы­деляются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

 

— трудности в обучении;

— неорганизованность;

— агрессия;

— неуравновешенность, частые смены настроения;

— неуверенность в себе;

— трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрос­лыми;

— воровство и т. п.

 

Основным методом является:

 

· экспертная оценка / В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог дошкольного учрежде­ния просит их в свободной форме ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются вышеперечислен­ные проблемы в адаптации.

 

· наблюдением за поведением детей во время за­нятий, игр, на прогулке /Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами/

 

· психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», проективными рисуночны­ми методиками и др.).

Второй этап

С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей.

· анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. В нее включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано прежде всего для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди бо­лее социально приемлемых и даже желательных методов воздей­ствия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителя­ми для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после про­ведения с родителями тренинговых занятий, направленных на кор­рекцию детско-родительских отношений).

· опросник Басса-Дарки

 

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно для выявления тех родителей, у которых выражена физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следую­щей причине.

Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотация», «поучение», «критика», «предупреждение» и др.

Эти способы воздействия на ребенка могут быть проявлениями вербальной аг­рессии, а могут и не быть ими, так как разные родители вкла­дывают различный смысл в слова «критика», «предупреждение» и т. п. Характерна ли для родителей вербальная агрессия, мож­но с большей достоверностью определить с помощью соответст­вующей шкалы опросника Басса-Дарки.

 

Оригинальный вариант опросника включает восемь шкал, однако для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы (а их четыре), с помощью которых можно оценить степень агрессивности родителей.

 

Шкала 1.Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия.

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

 

В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.

Время заполнения анкеты — 5 минут. Время заполнения опросника — 10—15 минут.

 

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка.

 

Показателями нарушения прав ребенка считаются:

 

1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки;

 

2) констатация факта использования физических наказаний (оценка частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению «в исключительных случаях», и выше).

 

По результатам этого этапа диагностики выделяются семьи, в которых нарушаются права ребенка. В них хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высо­кий балл даже по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

Третий этап

 

Целью этого этапа является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, ко­торые ведут к нарушению прав ребенка в семье.

 

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем ис­пользовать методику измерения родительских установок и реак­ций (PARY).

Методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания.

Методика PARY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок, такие, как:

Предоставление ребенку возможности высказаться.

Оберегание ребенка от трудностей.

Подавление воли ребенка.

«Жертвенность» родителей.

Строгость родителей.

Раздражительность родителей.

Зависимость ребенка от матери.

 

Время заполнения методики — 25—40 минут.

 

По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы в программе коррекции родительского отношения. Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родите­лей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому с помощью этой ме­тодики можно провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также прове­сти коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны.

Ниже приводятся все используемые на этих трех этапах психологической диагностики методики, инструкции к ним, ключи, бланки для ответов, а также возможные краткие интерпретации получаемых результатов.

 

Опросник Басса-Дарки

Инструкция: Здесь приводится список утверждений, с ко­торыми Вы можете согласиться или не согласиться. Прочитайте их внимательно и ответьте, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет. Если Вы согласны с утверждением, отметьте ответ «да» на отдельном бланке напротив номера этого утверждения. Если Вы не согласны с утверждением, отметьте на бланке ответ «нет». Здесь нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

 

  да нет
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.    
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.    
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь    
4. Если я не одобряю поведения друзей, я даю им это почувствовать    
5. Мне кажется, что я не способен ударить человека.    
6. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.    
7. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.    
8. Я часто бываю не согласен с людьми.    
9. Если кто-либо первым ударит меня, я не отвечу ему.    
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.    
11. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.    
12. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной    
13. Тот, кто оскорбляем меня и мою семью, напрашивается на драку    
14. Я не способен на глупые шутки    
15. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются    
16. Я требую, чтобы люди меня уважали    
17. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»    
18. Я никогда не бываю мрачен от злости    
19. Если ко мне относятся хуже, чем я заслуживаю, я не расстраиваюсь    
20. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям    
21. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня    
22. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.    
23. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.    
24. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.    
25. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.    
26. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.    
27. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.    
28. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.    
29. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.    
30. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попав­шуюся мне под руку вещь и ломал ее.    
31. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.    
32. Я ругаюсь только со злости.    
33. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.    
34. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.    
35. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.    
36. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.    
37. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.    
38. Я не огорчаюсь из-за мелочей.    
39. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскор­бить меня.    
40. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.    
41. В последнее время я стал занудой.    
42. В споре я часто повышаю голос.    
43. Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям.    
44. Я лучше соглашусь с кем-нибудь, чем стану спорить.    

 

Обработка данных

Вначале за ответы «да» и «нет» на каждый вопрос в соот­ветствии с ключом начисляется 1 или 0 баллов. Затем баллы за вопросы, относящиеся к одной шкале, суммируются. Таким об­разом, мы получаем баллы по всем четырем шкалам по каждо­му испытуемому.

Затем полученные баллы сравниваются с тестовыми нормами. Если балл родителя по шкале равен граничному значению нор­мы или выше этого значения — у него в высокой степени вы­ражено соответствующее качество. Если балл испытуемого по шкале равен нижнему значению нормы или ниже его, то соот­ветствующее качество выражено у него слабо.

При обработке ответов, полученных с помощью опросника Басса-Дарки, нам важно выявить тех испытуемых, у которых тестовый балл хотя бы по одной шкале опросника Басса-Дарки находится на верхней границе тестовой нормы или выше ее. Сравнивая полученные по каждой шкале баллы с тестовыми нормами, выявляем этих родителей.

Общие положения

Тренинг рассчитан на родителей, имеющих трудности в вос­питании ребенка и осознающих их. Оптимальным является уча­стие обоих родителей. Тренинг помогает освободиться от страхов в воспитании малыша, глубже осмыслить супружеские взаимоот­ношения, пережить состояние равной ответственности за психо­логическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании.

Специалист в области коррекции детско-родительских отно­шений А. С. Спиваковская отмечает, что родительская компе­тентность и психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с ребенком имеют несколько составляющих:

 

адекватность родительской позиции — степень ориентировки в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, проявляю­щаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивный компонент);

динамичность родительской позиции — степень подвижности родительских установок, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от возраста и кон­кретной ситуации (поведенческий компонент);

прогностичность родительской позиции — способность роди­телей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, умение «просчитать» следствия своих воспитательных воздейст­вий (когнитивный и поведенческий компоненты).

Эмоциональный компонент родительской позиции проявляет­ся по всем трем параметрам и выражается в преобладании того или иного эмоционального фона детско-родительских отношений.

В программе тренинга соединены элементы тренинга коммуни­кативной компетентности, систематического тренинга педагогиче­ской эффективности (Systematic Training for Effective Teaching — STET), психолого-акмеологического тренинга зрелого отцовствования и материнствования, а также психологические техники, широко применяемые в самых разных тренинговых программах, направленные на осознание взаимовлияния «Я-концепции» и процесса формирования гармоничной диады «родитель — ребенок».

 

В результате прохождения данного вида тренинговых занятий у участников формируются следующие умения и навыки:

 

• умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии сво­их эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ре­бенком;

• внутренняя личностная свобода самих родителей и их собст­венная интернальная позиция по отношению к жизни;

• навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком;

• расширение ролевого репертуара родительского поведения.

Место проведения тренинга

Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запи­ралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений.

Позиция ведущего

Ряд авторов, обозначая различные стили ведущего, говорят о трех формах: свободном ведении, программированном ведении и компромиссной, промежуточной форме. Выбор того или иного стиля определяется складывающейся ситуацией и общими психо­терапевтическими установками самого ведущего, но в любом слу­чае должен обеспечивать возможность «сглаживать» конфликт­ные ситуации и избегать создания барьеров в общении участников.

Продолжительность занятий

Продолжительность одного занятия составляет от 1,5 до 2 ча­сов. Всего 6—10 занятий.

Проблемы соблюдения прав детей в РФ.

 

Сегодня ведется целенаправленная работа как на федеральном, так и на региональных уровнях по созданию нормативной базы, обеспечивающей соблюдение прав детей. Многие документы, гарантирующие соблюдение прав детей или регламентирующие деятельность различных организационных структур по соблюдению прав детей, уже утверждены. Особенно активно ведется работа с целью выработки соответствующих механизмов защиты прав отдельных категорий детей. Имеет место создание различных социальных, педагогических, медицинских служб для оказания помощи и защиты интересов всех категорий нуждающихся детей.

Однако на фоне положительных тенденций имеет место и ярко выраженные проблемы, касающиеся соблюдения прав детей в РФ. Их можно разделить на три группы:

 

Проблемы Неполное соблюдение прав детей
1. Нарушение конкретных прав ребенка, закрепленных Конвенцией о правах ребенка и федеральными нормативными документами · право ребенка на выживание и здоровое развитие /ст.6, п.2 Конвенции/ · право ребенка свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка должно уделяться внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка /ст. I2, п.1 Конвенции/ · право ребенка на оказание помощи его родителям или законным опекунам со стороны государства /помощь родителям в выполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечение развития сети детских учреждений /ст. 18, п.2/ · право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или другого лица, заботящегося о ребенке /ст. 19, п.1/ · право ребенка на пользование наиболее совершенным услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, право на доступ к подобным услугам здравоохранения /ст. 24, п.1/ · право ребенка на образование /ст.28/ · право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования, либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию /ст. 32, п.1,2/ · право ребенка на защиту от незаконного употребления наркотических и психотропных средств, от привлечения к производству таких веществ и торговли ими /ст.33/ · право ребенка на защиту от сексуальной эксплуатации и совращения, включая проституцию и порнографию /ст. 34/
2. Нарушение прав отдельных категорий детей · дети из малообеспеченных семей · дети из неполных семей · дети из многодетных семей · дети из социально неблагополучных семей
3. Нарушение механизма реализации и защиты прав различных категорий детей · дети с ограниченными возможностями здоровья · дети, проживающие в зонах экологических бедствий · дети-инвалиды · дети-сироты · дети беженцев и вынужденных переселенцев · дети, проживающие в районах Крайнего Севера

 

Соблюдение права на образование в образовательных учреждения РФ

 

Право на образование относится к сущностным правам человека и гарантируется обществом. Концепция образования, воплощенная в Конвенции и других документах о правах человека, признает право на образование как основу практики демократического гражданства. В соответствии с Конвенцией, образование охватывает не только познавательные потребности детей, но и их физическое, социальное, эмоциональное, этическое и духовное развитие. Такая точка зрения на образование опирается на интересы ребенка и учитывает уникальные способности и потребности каждого ребенка. Понятие качества образования в духе Конвенции распространяется на вопросы равенства между полами, здоровья, питания и т.п. Кроме того, она предусматривает, что учреждения должны стать зонами творчества, безопасности, с нормальным водоснабжением и санитарией, с квалифицированными педагогами и актуальными учебными планами. Педагогическое учреждение должно стать местом, где детей уважают и учат уважать других. При таком подходе к обучению педагогам и детям необходимо взаимодействовать новыми способами, с тем чтобы опыт, приобретаемый в учреждении, становился подготовкой к жизни.

 

Таким образом, с позиций Конвенции право на образование включает следующие аспекты:

· возможность посещать педагогическое учреждение

· условия образовательной деятельности

· содержание образования, его соответствие потребностям подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе

· влияние образования на познавательное, физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое и духовное развитие детей

· отношения между участниками образовательного процесса, основанные на взаимном уважении

Материалы социологического исследования, как соблюдаются право на образование в образовательных учреждениях РФ

 

Право на образование соблюдается (в %%)

  Дети Родители Педагоги Администрация ОУ
В полной мере 85,8 85,0 85,8 92,5
Частично 9,2 10,4 8,1 6.5
Не соблюдается 0,8 0,5 0,4 0,2

 

Прямые оценки, данные детьми, родителями свидетельствуют о том, что, по их мнению, ситуация, сложившаяся с соблюдением права на образование в целом по России, достаточно благоприятная. Принимая во внимание указанные факты, рассмотрим, насколько соблюдается право на образование с точки зрения ответов на косвенные вопросы.

Одним из аспектов реализации права ребенка на образование является возможность выбора школы. В целом по России 94,4% опрошенных родителей утверждают, что никто и ничто не помешало осуществлению права ребенка на образование, и лишь 2,3% ответивших признают, что «был случай, когда ребенку отказали в приеме в школу»; 68,9% опрошенных родителей утверждают, что выбор школы производился с учетом мнения ребенка. Однако 38,9% детей были просто записаны в школу по месту жительства, а для31,6% детей школу выбирали сами родители.

 

 

Системы обеспечения прав детей в сфере образования

Как управленческая задача

Большинство опрошенных руководителей образовательных учреждений согласны с тем, что проблема соблюдения прав детей в системе образования существует. Вместе с тем, стоит обратить внимание, что третья часть опрошенных руководителей либо не смогла определить свою позицию, либо пришла к выводу, что такой проблемы нет. Лишь около 40% руководителей учреждений образования готовы согласиться с тем, что проблема соблюдения прав детей касается как системы образования в целом, так и конкретных образовательных учреждений. Объяснить сдержанную позицию многих руководителей по вопросу об ответственности образовательного учреждения за соблюдение прав детей можно, если обратиться к ответам руководителей учреждений образования на вопросы о факторах, имеющих решающее значение для соблюдение прав детей в сфере образования.

В анкете было выделено 10 факторов, места которых по значимости распределились следующим образом:

 

· политическая и экономическая ситуация в стране (72% ответов)

· уровень правовой культуры общества (60%)

· характер взаимоотношений между детьми, родителями, учреждением (31,5%)

· квалификация и уровень культуры педагогов (38,3%)

· состояние нормативной базы для определения прав детей (28,8%)

· материальное и техническое обеспечение деятельности образовательных учреждений (27,6%)

· поддержка системы образования (26,2%)

· взаимодействие образовательного учреждения и родителей (19,9%)

· организация деятельности конкретного образовательного учреждения (18%)

 

Более единодушно опрошенные руководители ответили на вопрос, от кого зависит создание необходимых условий, гарантирующих соблюдение прав детей в системе образования.

«Места ответственных» распределились следующим образом:

 

· федеральные органы власти (67,4% ответов)

· школьная администрация (49,7%)

· педагоги (42%)

· органы управления образования (39,1%)

· муниципальные органы власти (36,5%)

· региональные органы власти (32,9%)

· родители (31%)

· правозащитные организации (13,4%)

· прокуратура, милиция (7%)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.066 с.)