Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки жестокого обращения с детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:
— боязнь физического контакта со взрослыми; — стремление скрыть причину травм; — плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; — негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными; — суицидальные попытки.
3. Сексуальное насилие (или развращение) можно заподозрить при следующих особенностях состояния и поведения ребенка:
— ночные кошмары, страхи; — несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; — стремление полностью закрыть свое тело; — депрессия, низкая самооценка. 3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:
— постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние; — различные соматические заболевания; — беспокойство, тревожность, нарушения сна; — агрессивность; — склонность к уединению, неумение общаться; — плохая успеваемость; — задержка физического и умственного развития ребенка; — нервный тик, энурез.
4. Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка: — задержка речевого и моторного развития; — постоянный голод; — кража пищи; — требования ласки и внимания; — низкая самооценка, низкая успеваемость; — агрессивность и импульсивность; — утомленный, сонный вид; — санитарно-гигиеническая запущенность; — отставание в физическом развитии; — частая вялотекущая заболеваемость; —антиобщественное поведение, вплоть до вандализма. РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В настоящее время представляется возможным выделить два основных направления работы психолога по защите детей от жестокого обращения: диагностическое и коррекционное. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом, работающим в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели могут к нему привлекаться лишь в силу необходимости и при условии наличия базовых психологических знаний. Основной целью диагностического направления работы является выявление родителей, нарушающих права своих детей. В задачи психолога входит:
· выявление родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие; · диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, где нарушаются права детей.
Диагностика проводится в три этапа.
1 этап выявляются дети, имеющие те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что ребенок, права которого в семье нарушаются, обычно имеет определенные трудности в адаптации: в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми. 2 этап происходит выявление родителей, применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей тех детей, которые имеют трудности в адаптации. На этом этапе выявляются также методы воспитательного воздействия, применяемые родителями.
3 этап — это диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях, где нарушаются права детей.
Первый этап На первом этапе, по отзывам воспитателей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:
— трудности в обучении; — неорганизованность; — агрессия; — неуравновешенность, частые смены настроения; — неуверенность в себе; — трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми; — воровство и т. п.
Основным методом является:
· экспертная оценка / В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог дошкольного учреждения просит их в свободной форме ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются вышеперечисленные проблемы в адаптации.
· наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке /Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами/
· психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», проективными рисуночными методиками и др.). Второй этап С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. · анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. В нее включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано прежде всего для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально приемлемых и даже желательных методов воздействия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений). · опросник Басса-Дарки
Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно для выявления тех родителей, у которых выражена физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следующей причине. Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотация», «поучение», «критика», «предупреждение» и др. Эти способы воздействия на ребенка могут быть проявлениями вербальной агрессии, а могут и не быть ими, так как разные родители вкладывают различный смысл в слова «критика», «предупреждение» и т. п. Характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки.
Оригинальный вариант опросника включает восемь шкал, однако для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы (а их четыре), с помощью которых можно оценить степень агрессивности родителей.
Шкала 1.Физическая агрессия. Шкала 2. Косвенная агрессия. Шкала 3. Раздражение. Шкала 7. Вербальная агрессия.
В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса. Время заполнения анкеты — 5 минут. Время заполнения опросника — 10—15 минут.
И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка.
Показателями нарушения прав ребенка считаются:
1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки;
2) констатация факта использования физических наказаний (оценка частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению «в исключительных случаях», и выше).
По результатам этого этапа диагностики выделяются семьи, в которых нарушаются права ребенка. В них хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл даже по одной из шкал опросника Басса-Дарки. Третий этап
Целью этого этапа является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.
Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем использовать методику измерения родительских установок и реакций (PARY). Методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания. Методика PARY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок, такие, как: Предоставление ребенку возможности высказаться. Оберегание ребенка от трудностей. Подавление воли ребенка. «Жертвенность» родителей. Строгость родителей. Раздражительность родителей. Зависимость ребенка от матери.
Время заполнения методики — 25—40 минут.
По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы в программе коррекции родительского отношения. Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому с помощью этой методики можно провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также провести коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны. Ниже приводятся все используемые на этих трех этапах психологической диагностики методики, инструкции к ним, ключи, бланки для ответов, а также возможные краткие интерпретации получаемых результатов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.007 с.) |