Признаки жестокого обращения с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки жестокого обращения с детьми



1. Физическое насилие, имеющее систематический ха­рактер, позволяют распознать особенности психического со­стояния и поведения ребенка:

 

— боязнь физического контакта со взрослыми;

— стремление скрыть причину травм;

— плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

— негативизм, агрессивность, жестокое обращение с жи­вотными;

— суицидальные попытки.

 

3. Сексуальное насилие (или развращение) можно запо­дозрить при следующих особенностях состояния и поведе­ния ребенка:

 

— ночные кошмары, страхи;

— несвойственные характеру сексуальные игры, несвой­ственные возрасту знания о сексуальном поведении;

— стремление полностью закрыть свое тело;

— депрессия, низкая самооценка.

3. Психическое (эмоциональное) насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ре­бенка:

 

— постоянно печальный вид, длительно сохраняющее­ся подавленное состояние;

— различные соматические заболевания;

— беспокойство, тревожность, нарушения сна;

— агрессивность;

— склонность к уединению, неумение общаться;

— плохая успеваемость;

— задержка физического и умственного развития ребенка;

— нервный тик, энурез.

 

4. Признаки, по которым можно заподозрить «забро­шенность» ребенка:

— задержка речевого и моторного развития;

— постоянный голод;

— кража пищи;

— требования ласки и внимания;

— низкая самооценка, низкая успеваемость;

— агрессивность и импульсивность;

— утомленный, сонный вид;

— санитарно-гигиеническая запущенность;

— отставание в физическом развитии;

— частая вялотекущая заболеваемость;

—антиобщественное поведение, вплоть до ванда­лизма.

РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

В настоящее время представляется возможным выделить два основных направления работы психолога по защите детей от же­стокого обращения: диагностическое и коррекционное.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

Данное направление работы преимущественно осуществляет­ся психологом, работающим в дошкольном образовательном уч­реждении. Воспитатели могут к нему привлекаться лишь в силу необходимости и при условии наличия базовых психологических знаний.

Основной целью диагностического направления работы явля­ется выявление родителей, нарушающих права своих детей.

В задачи психолога входит:

 

· выявление родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие;

· диагностика особенностей семейного воспитания и особен­ностей отношений между родителями в тех семьях, где наруша­ются права детей.

 

Диагностика проводится в три этапа.

 

1 этап выявляются дети, имеющие те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные ис­следования показывают, что ребенок, права которого в семье нарушаются, обычно имеет определенные трудности в адаптации: в обучении, в общении со сверстниками и взрослыми.

2 этап происходит выявление родителей, применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей тех детей, ко­торые имеют трудности в адаптации. На этом этапе выявляются также методы воспитательного воздействия, применяемые родителями.

 

3 этап — это диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях, где нарушаются права детей.

 

Первый этап

На первом этапе, по отзывам воспитателей, из всех детей вы­деляются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

 

— трудности в обучении;

— неорганизованность;

— агрессия;

— неуравновешенность, частые смены настроения;

— неуверенность в себе;

— трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрос­лыми;

— воровство и т. п.

 

Основным методом является:

 

· экспертная оценка / В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог дошкольного учрежде­ния просит их в свободной форме ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюдаются вышеперечислен­ные проблемы в адаптации.

 

· наблюдением за поведением детей во время за­нятий, игр, на прогулке /Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами/

 

· психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», проективными рисуночны­ми методиками и др.).

Второй этап

С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей.

· анкета на выявление типичных способов воспитательного воздействия

Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. В нее включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано прежде всего для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди бо­лее социально приемлемых и даже желательных методов воздей­ствия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителя­ми для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после про­ведения с родителями тренинговых занятий, направленных на кор­рекцию детско-родительских отношений).

· опросник Басса-Дарки

 

Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно для выявления тех родителей, у которых выражена физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следую­щей причине.

Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотация», «поучение», «критика», «предупреждение» и др.

Эти способы воздействия на ребенка могут быть проявлениями вербальной аг­рессии, а могут и не быть ими, так как разные родители вкла­дывают различный смысл в слова «критика», «предупреждение» и т. п. Характерна ли для родителей вербальная агрессия, мож­но с большей достоверностью определить с помощью соответст­вующей шкалы опросника Басса-Дарки.

 

Оригинальный вариант опросника включает восемь шкал, однако для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы (а их четыре), с помощью которых можно оценить степень агрессивности родителей.

 

Шкала 1.Физическая агрессия.

Шкала 2. Косвенная агрессия.

Шкала 3. Раздражение.

Шкала 7. Вербальная агрессия.

 

В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.

Время заполнения анкеты — 5 минут. Время заполнения опросника — 10—15 минут.

 

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, систематически занимающимися воспитанием ребенка.

 

Показателями нарушения прав ребенка считаются:

 

1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки;

 

2) констатация факта использования физических наказаний (оценка частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению «в исключительных случаях», и выше).

 

По результатам этого этапа диагностики выделяются семьи, в которых нарушаются права ребенка. В них хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высо­кий балл даже по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

Третий этап

 

Целью этого этапа является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, ко­торые ведут к нарушению прав ребенка в семье.

 

Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем ис­пользовать методику измерения родительских установок и реак­ций (PARY).

Методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания.

Методика PARY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок, такие, как:

Предоставление ребенку возможности высказаться.

Оберегание ребенка от трудностей.

Подавление воли ребенка.

«Жертвенность» родителей.

Строгость родителей.

Раздражительность родителей.

Зависимость ребенка от матери.

 

Время заполнения методики — 25—40 минут.

 

По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы в программе коррекции родительского отношения. Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родите­лей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому с помощью этой ме­тодики можно провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также прове­сти коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны.

Ниже приводятся все используемые на этих трех этапах психологической диагностики методики, инструкции к ним, ключи, бланки для ответов, а также возможные краткие интерпретации получаемых результатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.243.194 (0.015 с.)