Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное развитие молодежиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концепции социального развития молодежи. Концепции социального развития молодежи мы рассматриваем как объективный и вместе с тем регулируемый обществом процесс взаимодействия необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели и прогресс (регресс) этого общества. Из объективности процесса развития молодежи как социальной группы вытекает одна из особенностей социологического метода исследования данного процесса, когда учитывается, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких его свойств, как необратимость и направленность. Если свойство необратимости социальных изменений подрастающего поколения характеризует устойчивость процесса иотличает развитие молодежи от ее функционирования, то направленность изменяющихся характеристик молодежи придает процессу развития внутренне взаимосвязанный характер. Неустойчивость отдельных позитивных социальных изменений в среде молодежи, появление непрогнозируемых, спонтанных явлений свидетельствует о том, что эти изменения еще не стали необратимыми. Ошибки в выборе средств и методов осуществления социально-экономических преобразований в стране, длительное игнорирование многих социальных факторов развития общества, ориентации на командно-административные методы управления не могли не сказаться на направленности молодежной политики. Стало очевидным отсутствие четкой концепции социального развития современной молодежи, а отдельные, по-преимущест-ву административные меры, декларированные в многочисленных постановлениях, не носили взаимосвязанного целенаправленного характера. Выработка целей развития в воспитании молодежи осуществлялась в отрыве от реальных социальных процессов, происходивших в обществе и среди молодежи. Еще более противоречивы процессы, охватившие современное молодое поколение в результате проводящихся реформ. Идет трудный и мучительный поиск путей достижения общественного прогресса, адекватных нынешнему этапу развития российского общества, когда речь идет об обновлении общественной системы с ее внутренним структурным и функциональным преобразованием. Поэтому в самом общем виде под социальным развитием молодежи понимаются количественные и качественные изменения социальных характеристик молодежи в процессе ее становления как субъекта общественного воспроизводства.1 Выделение данной проблематики в качестве самостоятельного направления в социологии молодежи обусловлено возрастающей потребностью в системном изучении этой социальной группы, что связано с рассмотрением социальных процессов в молодежной среде в динамике, а самой молодежи—в развитии. На каждом этапе своего развития общество вырабатывает отдельные требования, предъявляемые к подрастающему поколению, существующие в форме общественных норм, ценностей, морали и др., а также предоставляет различные возможности для успешной интеграции молодежи в общественные структуры. Это реализуется посредством государственной молодежной политики. Отсюда возникает необходимость специального изучения социальных механизмов взаимодействия общества и молодежи, в научном исследовании концептуальных подходов к ее социальному развитию. Л.Розенмайер отмечал, что именно социальное изменение определяет своеобразие поколенного образа жизни, а не наоборот. Как отмечает Ж.Элиль, каждое социальное явление— это эволюция. Нет «внезапных явлений», есть постоянные изменения.2 Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. В современных обществах сознательно развиваемые общественные отношения составляют фундамент научно обоснованного регулирования этот процесса. Отмечая данную особенность, мы имеем в виду не манипулирование молодыми людьми, не волюнтаристское воздействие на их судьбы, о создание необходимых условий социализации, использование всей совокупности регулирующих мер; характеризующих воспитательную практику. Длительное время к социальному развитию наше обществоведение обращалось анализируя главным образом закономерные изменения в нем. Фундаментальная разработка этой проблемы началась десять лет назад в секторе социальных проблем молодежи ИСАН СССР под руководством В. Чупрова и была продолжена в Центре социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. Весомый вклад в ее изучение был внесен работами В. Боровика, С.Быковой, Д. Джумакулиева, Г.Журавлева, Е. Игитханян, И.Казариновой, Е. Катульского, Л.Кок-лягиной, Ю. Качанова, А. Кинсбурского, А. Колесникова, А.Лю-бутова, М. Малышевой, Р. Мамедова, М. Саввы, В. Семеновой, Н. Слепцова, Е. Соловьева, С. Спановского, И. Староверовой, М. Топалова, М. Черныша, А. Шаронова, Ю. Зубок.3 Между тем, являясь составной частью более общих процессов реформирования общественных отношений, социальное развитие молодежи имеет ряд особенностей. Эти особенности коренятся прежде всего в самой объективной сущности молодежи. Объективная основа понятия «молодежь» связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества; т. е. функционирование и развитие молодежи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. В этом своем социальном качестве молодежь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу. Здесь отличительное социальное качество молодежи связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в процесса воспроизводства социальной структуры и определяется способностью молодого поколения воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Иначе говоря, речь идет о потенциальных сущност-ных силах молодого человека. Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ею становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании. Во-вторых, как становящийся субъект общественного производства молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Конкретные условия бытия молодых людей определяют специфику молодежного сознания, диалектического единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотиваци-онные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминации, лежащих в основе молодежных проблем. Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности. Таким образом, в исследовании молодежи рассматриваются следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные составляющие: потенциальные сущностные силы (личностный потенциал); побудительно-мотива-ционные и социальная деятельность, которая является способом реализации сущностных сил. Каждая из перечисленных составляющих является по-существу основанием социального развития молодежи и рассматривается в качестве одного из направлений социологического исследования. Потенциальные социальные силы определяют личностные возможности (потенциал) молодого поколения, т. е. его способность становиться в процессе развития субъектом общественного производства и общественной жизни. Обретая способности к производственному потреблению, каждое новое поколение «становится производительной силой, равно как способности к индивидуально-личностному потреблению обеспечивают развитие сущностных сил человека».4 Именно в двуединой направленности способностей проявляется их роль как потенциальной сущностной силы молодежи. Социальная сущность молодежи. В социологии проблематика способностей развита слабо. Поэтому социологическое изучение данной категории, особенно ее эмпирическая интерпретация, представляются актуальными. Объектом анализа здесь является не отдельный индивид и его индивидуальные задатки и не совокупность (сумма) индивидуальных способностей, а некая равнодействующая личностных возможностей отдельных групп молодежи, что позволяет говорить о личностном потенциале группы, слоя, поколения на основе степени распространенности этого признака в данной совокупности. Для этого существующая в психологии типология способностей (интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные, практические) адаптирована применительно к целям социологического исследования. Мотивационная сфера сознания в проблематике социального развития молодежи рассматривается также в качестве важнейшей сущностной характеристики этой социально-демографической группы. В индивидуально-психологическом плане подобный взгляд на мотивационную сферу можно объяснить ее связью с направленностью личности. «Направленность можно оценить как отношения того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие».5 В социологическом контексте такой подход оправдан с учетом той специфической сущностной функции, которую призвана выполнять молодежь в системе воспроизводства и развития общества. Эта функция реализуется посредством репродуктивной и инновационной деятельности. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Мотивационная сфера молодежного сознания, таким образом, является сложным системным образованием и рассматривается как продукт непосредственных условий ее жизнедеятельности в процессе становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни. Такой подход обеспечивает анализ мотивационной сферы в ее целостности, что позволяет получить представление о мотивации как направленности сознания, отличая его от мотивировки отдельных видов деятельности или конкретных поступков. Фундаментальные мотивационные установки личности формируются в процессе социализации молодежи. Но сама социализация не сводится к имитации социальных ролей, а предполагает «процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в среду».6 Поэтому в социализации выделяются в качестве этапов познавательный и преобразовательный. Молодой человек в процессе социализации не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности. Если для познавательного этапа социализации доминирующим способом деятельности является имитация, то для преобразовательного—новаторство. Соответственно результатом социализации может быть стереотипно-личностный (консервативный) или активно-личностный (продуктивный) этап сознания и поведения. Активность в интериоризации общественного опыта является важной предпосылкой социального творчества молодежи, залогом инновационного процесса. Однако ориентация на творчес-ко-преобразовательную деятельность, даже закрепленная в мотивационной сфере молодых людей, сама по себе не является признаком развития. Под развитием понимается направленный процесс социальных изменений. Лишь изменения, происходящие в сознании молодежи в процессе ее социализации могут, отражать в онтогенетическом плане процесс ее развития. Иначе говоря, развитие молодежи в онтогенезе рассматривается как переход от стереотипно-личностного к активно-личностному типу сознания. Что же касается развития молодежи в филогенезе как межпоколенном процессе, то здесь мы также сталкиваемся с соотношением преемственности и новаторства. Только направленность этого процесса определяется критериями развития общества Если преемственность в социальном плане понимается как простое воспроизводство молодым поколением существующей системы социальных отношений, то его социальное новаторство проявляется в преобразовании этих отношений, в ходе которого и образуется новое социальное качество. В единстве этих двух сторон социального развития молодежи отражается диалектика перехода от простого к расширенному общественному воспроизводству. Поэтому направленность изменений в мотивационной сфере сознания является важной характеристикой социального развития молодежи. Процесс общественного воспроизводства сопровождается качественным изменением социального положения (статуса) молодого поколения. Это находит отражение в позитивных изменениях социального состава молодежи и степени социальной идентификации молодых людей в процессе включения их в разного уровня социальные общности. Своеобразие молодежи как социальной группы. К своеобразию особенностей социального состава молодого поколения (в силу его переходного положения, а также вследствие изменений, происходящих в самом обществе) необходимо отнести: во-первых, наличие значительной доли молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом—социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой; во-вторых, то, что социальные особенности различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным структурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения. Образуемые таким образом социокультурные модели масс молодежи (неформальные, движенческие, когортные и т.д.) существенно различаются. Понимание природы качественных изменений сущностных характеристик молодежи непосредственно связано с источником ее развития, т. е. с сущностью тех объективных противоречий, которые лежат в основе развития этой социально-демографической группы. Молодежь не является саморазвивающейся системой. Будучи частью общества, она включена во все многообразие его связей и отношений. Вместе с тем ей присущи специфические общественные функции—воспроизводственная, трансляционная, инновационная. Выделение молодежи в качестве относительно самостоятельной общественной группы связывается прежде всего с воспроизводственной функцией. В общественной жизни одновременно осуществляются процессы воспроизводства жизненных средств (предметно-вещественной стороны общественной жизни) и человеческих (духовных и физических) сил. Отсюда следует вывод, что коль скоро мы связываем специфическое положение молодежи в системе воспроизводства общества главным образом с процессом становления субъекта общественного производства и общественной жизни, то именно в противоречии, возникающем между этими двумя сторонами общественного производства, и коренится основной источник развития молодежи. Это противоречие вызвано: во-первых, различным характером деятельности, лежащей в основе каждой из форм общественного производства, а следовательно, различиями в природе и направленности социальных связей, опосредованных этой деятельностью; во-вторых, различным способом присвоения субъектом результатов этой деятельности, в-третьих, различным отношением к каждой из форм общественного производства со стороны общества на разных этапах его развития. Перестройка, призванная активизировать все формы общественного производства, на деле еще больше увеличила разрыв между ними. Попытки добиться единства материального и духовного производства административно-командными методами, в частности, путем активизации так называемого «человеческого фактора», неизбежно пришли в противоречие с существовавшими общественными отношениями. Без коренного изменения базисных структур общества обеспечить его поступательное движение не представлялось возможным. Осуществленные без учета всего комплекса социально-психологических факторов переход к рынку и либерализация цен усугубили кризис в обществе. Вместо ожидаемых заинтересованности молодежи в труде и повышения ее социальной активности приходится констатировать дальнейший рост ее пассивности и равнодушия. Кризисные явления, затронувшие обе стороны процесса становления молодого поколения, как в сфере производства жизненных средств, так и в воспроизводстве собственных духовных и физических сил, полностью разбалансировали этот процесс. Рыночные механизмы все более вытесняют молодых людей из сферы основного производства в сферу общения, и, соответственно, в область потребительства. Резко усилилась тенденция движения к бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения, ухудшению психофизического здоровья молодежи. Критерии оценки тенденций социального развития молодежи. Важную роль в оценке тенденций социального развития молодежи играют критерии и показатели. С их помощью не только фиксируется состояние развития, но и осуществляется управление социальными процессами. При этом показатели развития должны отражать его уровень (темпы), а критерии—направленность происходящих социальных изменений и отвечать требованиям необратимости общественного прогресса в целом. В эмпирическом плане социальное развитие молодежи можно представить как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням, процесс изменения социального положения и детерминированных им сущностных сил молодежи (потенциальных, побудительно-мотивационных), отражающийся в специфических формах ее социальной деятельности. Причем, в отличие от функционирования, развитие предполагает как воспроизводство в молодом поколении социальной структуры общества, так и процесс модернизации существующих общественных отношений, когда каждое новое поколение «с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой—видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности».7 В нынешних условиях вопрос о направленности социального развития молодого поколения связывается с перспективами модернизации общества. От того, по какому пути пойдет процесс модернизации, как изменится характер общественного строя в России, будут зависеть и уровень требований, которые предъявит общество к подрастающему поколению, и критерии оценки его развития. Назревшая потребность людей в модернизации общества проявилась в отказе от тоталитаризма и стремлении к современному образу жизни. Однако реально сложившаяся тенденция, отражающая попытку радикальной перестройки российского общества, показывает, что найден не лучший путь преодоления неизбежного противоречия между универсально необходимыми предпосылками экономического роста и обязательными изменениями, какие должны произойти в укладе общественных отношений. Нельзя не учитывать, что нынешняя молодежь, как ее родители и деды, родилась и выросла в условиях, где право на труд, бесплатное образование, всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, другие формы социальной защищенности не на словах, а на деле гарантировались государством.8 Следует считаться и с тем, что модернистские установки большинства членов общества отражают не только стремление ко всему современному, но и недавнее прошлое, а также всю тысячелетнюю историю. В наиболее общей форме об уровне социального развития (зрелости) молодежи можно судить по степени воспроизводства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества фактически происходит трансляция социального опыта. В этом случае молодое поколение репродуцирует его социальную структуру как целое, а данная структура в основе своей отражается в среде молодежи как целостной социально-демографической группе. Молодое поколение, достигшее социальной зрелости, должно также усвоить и воспроизвести весь спектр системных социальных отношений, характеризующих данную структуру. В условиях кризиса и бурных социальных перемен особый смысл приобретает социальное новаторство. Однако оно может сопровождаться даже полным отрицанием предшествующего опыта.9 В настоящее время разработана и эмпирически апробирована система показателей, позволяющая количественно оценить качественные видоизменения. Об уровне и динамике развития молодежи можно судить: а) путем их сравнения со стартовыми позициями в каждой возрастной группе молодого поколения (внутрипоколенный анализ) и б) путем сравнения с родительским поколением (межпоколенный анализ). В соответствии с ролью и местом молодежи в воспроизводстве общества направленность ее развития определяется как мера гармонизации диалектически противоречивых процессов становления субъекта производства жизненных средств и субъекта производства жизненных сил. Иначе говоря, направленность социального развития представляет собой равнодействующую двух диалектически взаимосвязанных направлений становления субъекта общественного производства. В настоящее время сформулированы основные подходы к разработке критериев оценки социального развития молодежи. В свете особенностей нынешнего периода они могут рассматриваться, скорее, как принципиальные и вместе с тем гипотетические требования достижения необходимого консенсуса между обществом и молодежью по поводу ее развития.10 К ним относятся: ——баланс интересов, обеспечивающий общественное согласие различных групп населения, в том числе молодежи в процессе модернизации общества; —возможности, предоставляемые обществом для свободного выбора или иного уклада в многоукладной экономике; —условия, создаваемые обществом для осуществления личной свободы и проявления собственной индивидуальности; —социальные гарантии, предоставляемые обществом молодежи для компенсации обусловленного возрастом социального неравенства; —общественная забота о своем будущем (ресурсы, здоровье, интеллектуальный потенциал, экология, окружающая среда и Др.); —уровень осознания молодежью общественных стандартов и требований будущего; —этические нормы отношений в молодежной среде и в обществе, соответствующие Всемирной декларации прав человека; — степень сформированности исторического сознания как меры между прошлым и будущим. Такие подходы к изучению молодежи, во-первых, создают предпосылки для целостного изучения молодежи во всем многообразии ее общественных связей и проявлений; ее важнейшие сущностные характеристики рассматриваются с точки зрения роли и места в системе воспроизводства и обновления общества. Во-вторых, предметом исследования становится та, наиболее значимая часть социальных проблем, которая вырастает из противоречий взаимодействия «молодежь—общество», а потому имеет принципиальное значение для поиска путей выхода из кризиса. В-третьих, появляется возможность для более углубленного исследования механизма социального воспроизводства, роли и места молодого поколения в этом процессе. В-четвертых, системное исследование социального развития молодежи в рамках единой концептуальной модели и по сопоставимой методике позволяет осуществить сравнительный исторический анализ как внутрипоколенных, так и межпоколенных изменений, а следовательно, глубже оценить социальную эффективность проводимых реформ, обосновать направления их корректировки с позиций будущего России.
Примечания
1 Подробнее см.: Ч у про в В. И. Развитие молодежи: концептуализация понятия// Молодежь России: социальное развитие/ Отв. ред. Н.С.Слепцов. М., 1992. С. 6-22. 2 Подробнее см.: Иконников а С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974. 3 Ч у про в В. И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи. Диссертация в форме научного доклада на соискание учен. степ. докт. социол. наук. М., 1994. С. 6-10. 4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.43. С.118. 5 См.: Л о м о в Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 6 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.119. 8 См.: ЛисовскийА.В., ЛисовскийВ.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994. 9 См.: Молодежь России: тенденции, перспективы/Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993. 10 См.: Молодежь в условиях социально-экономических реформ// Материалы международной научно-практической конференции/ Науч. ред. В.Т.Лисовский. Вып. 1-2. СПб., 1995.
§ 3. Социализация молодежи
Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».1 Крупнейший польский социолог академик Ян Шепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».2 «Социализация, —пишет И. С. Кон, —близка к русскому слову "воспитание", значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»3 В разных словарях социализация определяется как: 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»,4 2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»,5 3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»,6 4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».7 Факторы, влияющие на социализацию. Социальная активность—главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека: 1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье. 2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста. 3. Обучение в школе. Это формальный процесс— определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формулируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние. 4. Средствамассовойинформации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида. 5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида. 6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации. С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является также и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.8 Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем. Социализация молодежи. Социализация молодежи не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли молодежи было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою. Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества».9 Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако здесь важно иметь в виду, что ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство; различные формы отклоняющегося поведения; альтернативные движения. Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения. «Успех» или «неудача» социализации очень часто зависят от методов, применяемых для ее осуществления. Бывает и так, что социализация терпит полное фиаско. Необходимо постоянно оказывать помощь молодежи в преодолении ее духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует разработки программы социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без формирования вдохновляющего образа будущего, основанного на серьезном анализе всего хода как современного, так и предшествующего исторического развития, отказа от грубой политической тенденциозности. В некоторых публикациях последних лет навязывается точка зрения, согласно которой в «прежние времена молодежь выступала лишь объектом социализации, а главным принципом— " старшие знают", "старшие научат"».10 Видимо, авторы подобных «открытий» совершенно не знакомы с социологической литературой 60-х годов, в которой аргументировано критиковалась недопустимость отношения к молодежи лишь как к «объекту воспитания», а не как к субъекту социальной жизни.11 Где-то была и чрезмерная опека молодого поколения, воспитывающая инфантилизм, но именно молодежь первой ехала на целину, на сибирские стройки, защищала рубежи Родины. Об этом следует помнить. Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.) Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания.12 По мнению Нейла Смелзера, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности».13 На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы: —целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле слова; — социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; — активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении; —умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; —активное участие в практической, преобразовательной деятельности. Социализацию нельзя сводить лишь к механическому «наложению на молодежь» готовых социальных «форм», к простому взаимодействию или только к сумме внешних влияний макро- и микросреды. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов своей общественно значимой жизнедеятельности. Молодежь не только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, она—активный субъект социальной жизни. От ее сознания и самосознания, собственной социальной активности во многом зависит конечный «результат» социализации— молодой человек как явление должен «состояться». Социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего общемолодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе. Процесс становления личности. Становление личности представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Лучше сказать, что на различных в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.156.91 (0.014 с.) |