Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути реализации государственнойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Молодежной политики
Федеральные программы. Наиболее полное выражение практические меры по реализации государственной молодежной политики нашли в Федеральной программе «Молодежь России», которая была подготовлена в 1993 г. Федеральная программа, пожалуй, наиболее действенный инструмент достижения конечных результатов, она предполагает прежде всего выделение бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики, увязку действий федеральных и местных органов власти и управления, и в то же время достаточную их автономность—все это способствует созданию механизма решения молодежных проблем, способного функционировать в дальнейшем без участия федеральных и даже местных органов власти и управления. Наконец, программно-целевой подход, на наш взгляд, наиболее эффективен при организации государственных мероприятий в области молодежной политики. Программа «Молодежь России» не является сводной. В нее не вошли мероприятия, проводимые в интересах молодежи, если они уже включены в иные программы соответствующего профиля (образования, здравоохранения, занятости и т.д.). Программа имеет мозаичный характер, и мероприятия, включаемые в нее, должны отвечать одному из следующих условий: —иметь комплексный характер, т. е. осуществляться на стыке ведомственных задач, а не только лишь средствами координации усилий соответствующих министерств и ведомств; —не дублировать нормативно определенные функции центральных органов власти и, затрагивать, следовательно, ту сферу на которую юрисдикция этих органов не распространяется; —могут быть осуществлены лишь при взаимодействии государственных органов с общественными, в том числе молодежными и детскими организациями. Таким образом, увязка настоящей программы со смежными программами основывается на разделении задач и взаимодополнении систем планируемых мероприятий. Федеральная программа «Молодежь России», рассчитанная на 1994-1997 гг., состоит из четырех подпрограмм. 1. Подпрограмма «Создание системы информационного обеспечения м о ло дежи» имеет целью создание постоянно действующей общедоступной системы адаптированной информации для подростков и молодежи по основным социальным аспектам: права и возможности в сфере труда, образования, здравоохранения, семьи и т.д. Система предполагает создание центров информации для молодежи на федеральном и местном уровнях. Данная подпрограмма направлена прежде всего на обеспечение соблюдения прав молодежи: благодаря доступности и полноте информации для молодых людей и подростков, а также созданию дополнительных возможностей образования, труда, профессионального, творческого роста и иных. 2. Подпрограмма «Р ешение социально-экономических проблем молодежи» намечает пути решения жилищной проблемы молодежи, определяет меры по поддержке молодой семьи, механизмы содействия предпринимательской деятельности и занятости молодежи. Этот раздел является наиболее объемным по масштабу задач и средствам их решения, однако и здесь программа не носит затратного характера, а предполагает внедрение новых механизмов и активную опору на самопомощь. Так, в области решения жилищной проблемы предлагается активное использование опыта молодежных жилищных комплексов (МЖК), развитие индивидуального жилищного строительства, образование кондоминиумов, привлечение средств населения при помощи выпуска специальных ценных бумаг, участие в реконструкции строительной индустрии и переходе к новым технологиям. Основой поддержки молодой семьи должно стать долгосрочное кредитование, а также дополнительные возможности занятости, в том числе благодаря предпринимательству. Меры поддержки самостоятельного бизнеса состоят, в основном, в возможности получить дополнительное образование и консультации и в создании механизмов кредитования и гарантий. Мероприятия этого раздела весьма тесно соприкасаются с другими федеральными программами: «Жилище», «Занятость населения», «Содействие малому предпринимательству» и т. д. Очевидно, мероприятия этой подпрограммы способны создать условия для разрешения противоречий социального развития молодежи: в сфере ее социально-профессионального и управленческого статусов, материального положения, причем меры носят инициирующий характер, предполагающий активную самопомощь, преодоление патерналистских, с одной стороны, и инфантилистстких тенденций—с другой. Упомянутые федеральные программы и подпрограммы содержат механизмы, позволяющие свести к минимуму упомянутые противоречия и решать задачи государственной молодежной политики в целом. Однако перспективы молодежи определяются исходя не из возрастного, а функционально-проблемного признака. Так, в программе «Жилище» предусматривается, с одной стороны, льготная кредитная политика в сфере строительства и приобретения жилья для малоимущих, в том числе для молодежи, а с другой стороны—участие наиболее активной части молодежи, объединенной в МЖК (точнее, в предприятия МЖК), в реконструкции строительной индустрии. В программе «Занятость населения» предусмотрен комплекс мер, связанных с профпод-готовкой и дополнительными формами занятости молодежи, в том числе предпринимательской деятельностью. 3. Подпрограмма «О б ее печение условий духовного и физического развития молодежи» состоит из нескольких более узких направлений. Во-первых, это развитие гражданственности и патриотизма российской молодежи, где упор делается на создание механизмов, прививающих молодому поколению чувство долга, причем в данной программе очевидно стремление раздвинуть существующие рамки и отойти лишь от военно-патриотических аспектов. Меры поддержки талантливой молодежи сосредоточены, главным образом, в достаточно новых для нас областях проявления инициативы молодежи—экономике, политике, управлении, поскольку эта деятельность в традиционных сферах (образования, науки, искусства) уже поддерживается рядом ведомств и множеством неправительственных организаций. Инструменты здесь достаточно обычные: конкурсы, стипендии, стажировки для одаренной молодежи. В подпрограмме предложены меры по возрождению массового детского и молодежного спорта—при помощи организации таких общедоступных и привлекательных всероссийских соревнований, как турниры «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья» и т. д. Упор опять-таки сделан на проблемах и мероприятиях, оставшихся за пределами внимания официальных структур, но при этом не происходит «огосударствления» этих сфер деятельности, так как государство выполняет здесь лишь функции гаранта и частичного спонсора, а собственно организационная деятельность и оставшееся финансирование производятся общественными и в первую очередь молодежными организациями. Предложен перечень мер и мероприятий по развитию системы социальных служб для молодежи, причем роль государственных структур здесь вновь ограничена в пользу общественных объединений и свободных носителей социальных услуг для молодежи. Предложены меры поддержки летнего и круглоголичного отдыха и туризма детей и подростков, международного молодежного сотрудничества. Данная подпрограмма содержит предпосылки частичного разрешения противоречий социального развития молодежи в сфере образования и мотивационной сфере. Здесь возобновляются элементы системы поиска и поддержки молодых талантов, причем в новых и перспективных областях, элементы системы нравственного и патриотического воспитания на гуманистической основе. Мы неоднократно обращали внимание на приоритетность сферы образования и серьезность противоречий образовательного статуса молодежи. Меры, которые должны быть приняты в этой области, по необходимости носят институционный характер: должна быть воссоздана эффективная, непрерывная по своему воздействию на подростка и молодого человека, гуманная, вариантная система образования и воспитания, где эти два процесса переплетены и взаимообусловливают, питают друг Друга. Только на основе непрерывной демонстрации образцов поведения, отношения к труду, родителям, Родине, истории можно воспитать нравственную и патриотичную молодежь и тем самым снять основные противоречия в мотивационной сфере. Такая задача может быть отчасти решена при помощи готовящейся сейчас федеральной программы «Образование», однако ее принятие, главным образом по экономическим соображениям, откладывается. 4. Четвертая подпрограмма—«П оддержка деятельности детских молодежных объединений»—представляются чрезвычайно важной, поскольку речь идет об инициативе и инновационной деятельности подростков и молодежи, их социализации в самых непосредственных проявлениях. Как уже говорилось выше, содействие становлению и конструктивной деятельности детских, подростковых и молодежных объединений заслуживает всяческого внимания и поощрения, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, самодеятельное объединение подростков и молодежи представляет собой естественным образом сложившийся институт социализации, по своему влиянию сопоставимый с такими традиционными институтами, как семья и система образования. Во-вторых, многие молодежные организации различного уровня способны на сегодняшний день предложить социальные программы приемлемого уровня для молодежи и подростков своего района, города, профессиональной и иной группы. Это происходит, с одной стороны, в условиях дефицита подобных программ, а с другой—на основе добровольности, интереса к самому процессу и его последствиям, а не материальному вознаграждению. Зарубежный опыт в этой сфере достаточно широк и интересен. Так, в Швеции любая молодежная организация, действующая в рамках закона, объединяющая не менее 3 тыс. членов и имеющая отделение не менее, чем в половине коммун страны, приобретает право на постоянную ежегодную дотацию от Госсовета по делам молодежи в размере 315 тыс. крон (на каждого члена сверх минимума полагается еще 30 крон). Кроме того, дополнительные средства выделяются на проведение собраний и организацию досуга детей и подростков, в том числе не являющихся членами организации. В ФРГ государственные средства, выделяемые на молодежные программы, выставляются первоначально на конкурс проектов, где приоритет отдается негосударственным структурам, а среди них—молодежным организациям, способным с использованием этих средств выполнить социальный проект по одному из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Данная подпрограмма стимулирует общественно полезную самодеятельность молодежи и подростков, социальное творчество, ответственность. Безусловно, здесь заложены механизмы, повышающие коственно управленческий статус, позитивно влияющие на мотив ационную сферу, способствующие преодолению патернализма и иждивенчества среди молодежи. В данной области, по понятным причинам, в России лишь начинают складываться необходимые условия. Так, летом 1993 г. было утверждено Положение об условиях и порядке финансирования из федерального бюджета части затрат по осуществлению программ и проектов молодежных и детских объединений в области государственной молодежной политики, в котором изложен порядок частичного государственного финансирования социально ориентированных программ детских и молодежных организаций. Новый механизм позволил в 1993 г. Комитету Российской Федерации по делам молодежи частично профинансировать 30 программ молодежных и детских организаций на общую сумму около 200 млн руб. Этот механизм начинает действовать на региональном и местном уровнях. В настоящее время разработан законопроект «О молодежных и детских объединениях в России», в котором определяется прановой статус таких организаций, характер, объем и способы государственной поддержки молодежных и детских организаций на всех уровнях власти. Здесь уместно привести данные Министерства юстиции Российской Федерации: на начало 1995 г. на федеральном уровне зарегистрировано 93 детских и молодежных всероссийских (межрегиональных) объединений. На региональном уровне число зарегистрированных органами юстиции подобных объединений составляет более 450. Таким образом, анализ федеральной программы «Молодежь России» и ряда смежных программ показал, что программы такого рода потенциально являются действенным инструментом реализации молодежной политики (и, следовательно, — разрешения противоречий социального развития молодежи) в силу комплексности, взаимоувязанности со смежными программами, достаточной децентрализации, гибкости. Однако серьезной проблемой остается финансовое обеспечение программ. Недостаток средств приводит к выпадению из контекста логически связанных с ним частей, что резко снижает эффективность, законченность и комплексность программ, сводит их к внеси-стемным мероприятиям. Такие результаты дискредитируют программно-целевой подход и молодежную политику в целом.1 Формирование молодежной политики. Реализация государственной молодежной политики, разрешение противоречий социального развития молодежи предполагают формирование целостной системы, включающей законодательную базу, систему органов и учреждений по делам молодежи и реализацию мероприятий (главным образом, на основе программно-целевого подхода). Органы по делам молодежи не должны подменять отраслевые структуры, включенные в работу с молодежью, а координировать их деятельность в интересах молодежи и общества, формируя государственную молодежную политику. Общественные объединения, и прежде всего молодежные и детские организации, являющиеся и субъектом молодежной политики, и институтом социализации, должны иметь все возможности для активного участия в разработке и реализации такой политики на всех уровнях управления.2 Национальные молодежные программы (планы), осуществляемые государственными и общественными институтами, являются эффективными инструментами молодежной политики. В качестве приоритетных целей современной государственной молодежной политики выступает выравнивание социального статуса различных групп молодежи и становление ее субъективности в сфере труда, духовного и физического развития. В соответствии с этими целями конкретным содержанием наполняются функциональные и структурные меры реализации молодежной политики: 1.Обеспечение соблюдения прав молодежи. В этой связи предусматривается недопущение каких-либо ограничений прав по мотивам возраста, а также возложение дополнительных обязанностей иначе, как в законодательном порядке, предлагаются специальные требования к процедуре дознания, следствия, судопроизводства. Несоблюдение прав молодежи является одной из главных причин неполноты социального статуса молодого человека. Несмотря на общеконституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. Это объясняется не только незнанием своих прав молодежью, злоупотреблением со стороны администратора, педагогов, родителей, но и вытекает из ряда ведомственных и местных актов, ущемляющих права несовершеннолетних и молодежи. 2.Гарантии в сфере труда, занятости, меры по содействию предпринимательской деятельности и государственной поддержки молодой семьи создают предпосылки для разрешения противоречий в сфере социально-профессионального, семейного, управленческого статусов молодежи, материального положения. В частности, необходимо предусмотреть экономическую заинтересованность предприятий в предоставлении молодежи льготных услуг по трудоустройству и профподготовке, осуществление мер, облегчающих процесс адаптации молодежи к условиям труда, ее участие в общественных работах. Для поддержки предпринимательской деятельности необходимо предоставлять льготы начинающим молодым предпринимателям по налогообложению и кредитованию, обеспечивать средствами производства, помещениями, поручительством и гарантиями. Для молодых семей необходимо предусмотреть льготы на приобретение жилищ, внесение платы за обучение, обзаведение имуществом длительного пользования. 3. Предоставление социальных услуг, меры по поддержке талантливой молодежи, создание условий для духовного и физического развития молодежи. Эти меры направлены на разрешение противо-печий связанных с образовательным статусом молодежи. Той же цели будет служить столь необходимая служба социальной помощи молодежи. Действующие в настоящее время «Основные направления государственной молодежной политики», принятые 3 июня 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации, содержат предпосылки для решения перечисленных противоречий социального развития молодежи. «Основные направления» имеют весьма важное значение, поскольку констатируют молодежную политику как одно из приоритетных направлений государственной деятельности, создают прецедент и основу для принятия развивающихся актов и программ, формируют правовое поле в интересах молодежной политики, с которым вынужден считаться законодатель в зако-нотворческой деятельности в других отраслях права. Однако данный документ не влечет за собой немедленной реализации сформулированных в нем гарантий и мероприятий. Для этого необходимо принятие дополнительных актов прямого действия на федеральном, а главным образом, на региональном и местном уровнях, принятие решений программного характера, обеспеченных финансами. Формирование государственной молодежной политики предполагает наличие целостной системы, включающей законодательную базу, органы и учреждения по делам молодежи и механизмы реализации мероприятий (преимущественно на основе программно-целевого подхода). Органы по делам молодежи должны не подменять отраслевые структуры, включенные в работу с молодежью, а координировать их деятельность в интересах молодежи и общества через механизмы государственной молодежной политики. Общественные объединения, и прежде всего молодежные и детские организации, являющиеся субъектом молодежной политики, смогут активно влиять на процесс социализации, если будут иметь возможность участвовать в разработке и реализации такой политики на всех уровнях управления. Данный механизм реализации молодежной политики позволяет обеспечить согласование общенациональных, государственных интересов с интересами регионов, территориальными, коллективными и личными интересами людей. Местные программы и законодательные акты муниципалитетов, деятельность различного рода негосударственных, общественных, частных фондов должны оптимизировать общенациональную молодежную политику с учетом специфики территории, особенностей жизнедеятельности молодежной популяции на данной территории. Вот почему молодежная политика не может претендовать на некий всеобъемлющий закон о молодежи, универсальный и единый для всей территории (регионов). Молодежная политика формируется и реализуется с учетом специфики краев, областей и городов, а также и районов. Это резко повышает спрос на варианты (модели) молодежной политики, которые лучше всего отвечают той или иной локальной ситуации, ее специфике. Можно говорить о широком спектре вариантов молодежной политики на местах. Истинно политическое содержание молодежная политика получает только при наличии альтернативных вариантов (моделей) решения социальных проблем молодого поколения (различных его составляющих категорий) в конкретный период времени, при соблюдении согласования национальных и местных интересов, включая групповые при улучшении качества жизни подрастающего поколения. Одним из приоритетных направлений в реализации молодежной политики должна стать гармонизация и гуманизация субъектно-объектных отношений между государственными органами власти и управления и всей системой молодежных объединений и организаций. Этому помогут центры социологической службы, призванные не только осуществлять аналитическую деятельность, но формировать общественное мнение о реальном положении молодежи, ее проблемах и путях их преодоления. Общество, находившееся в 70-80-е годы в состоянии застоя, в своей молодежной политике формировало стереотип «послушного» молодого поколения: делать и поступать так, как большинство. Общественная же активность должна проявиться в борьбе с теми, кто придерживается иных принципов и взглядов. В нынешних условиях важнейшим принципом Государственной Молодежной Политики, или ГМП, должна стать ориентация на укрепление и раскрытие инновационного потенциала молодого поколения. Поэтому важно, чтобы в ГМП были представлены как общество, так и молодежь. Общество в лице государственных органов декларирует цели молодежной политики, намечает конкретные ориентиры, гарантирует свободу выбора и обеспечивает возможности осуществления общественно значимых форм развития молодежи, защищает ее права, противодействует противоправным проявлениям в ее среде. Молодежь в лице своих организаций и движений, в свою очередь, осуществляет выбор конкретных путей форм реализации собственных интересов. Поэтому столь актуальна взаимосвязь ГМП с развитием конкретной общественно-политической ситуации в стране. Необходимо констатировать, что политические перемены в России в начале 90-х годов привели к качественным, своего рода формационным, изменениям процесса социализации молодого поколения. Можно утверждать, что существо изменений социализации молодежи по своим масштабам и глубине аналогично переменам 20-х годов, открывавшим не только новую главу Российской истории, но и определявшим новую сущность российского гражданина. Целевая установка последних лет—откровенное переключение внимания молодых на материальные проблемы: главенство идеологии материального накопительства, эгоизма и индивидуализма. Но это всегда было чуждо русскому характеру.3 Выводы. Исходя из сказанного можно сформулировать главную цель российской молодежной политики: она состоит в создании необходимых социальных условий для развития молодежи посредством массированной государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации. Молодежная политика должна отражать как общие потребности всей молодежи, так и потребности ее различных социальных и возрастных групп с учетом специфических условий регионов и местностей. Должен произойти существенный сдвиг от усилий, которые долгие годы были направлены прежде всего на формирование, воспитание, социализацию молодежи в сторону перестройки самого общества, устранения в нем элементов иррациональности и социальной несправедливости в отношении к молодому поколению. Чтобы адаптировать (приспособить) молодежь к обществу, у которого отсутствует ясный общественный идеал и устойчивая система ценностей, общество должно сделать шаг навстречу самой молодежи, адаптироваться (приспособиться) к ней. Иными словами, социализация молодежи должна происходить одновременно с процессом «омолодеживания» общества путем внедрения в общественное сознание идей, взглядов, установок, ценностей молодежи, высших образцов молодежной культуры. В сфере молодежной политики должны существовать свои приоритетные направления и сферы. Они могут быть выделены в ходе разработки комплексной государственной программы «Российская молодежь XXI в.». Одним из приоритетов молодежной политики, по-видимому, станет формирование новой общественно-государственной системы гражданского воспитания молодежи с целью более интенсивного глубокого освоения ею идеалов и ценностей свободной демократической России. Важнейшим критерием воспитанности молодого человека должно быть признано его участие в общественной жизни на началах добровольности, а высшим показателем—способность служить России, жить не только для себя и своих близких, но также для Отечества. Идея патриотического служения России должна составлять стержень государственного и общественного воспитания, формирования духовных и нравственных ценностей, цементирующих российскую нацию в единое целое. Молодежная политика должна носить дифференцированный характер по направлениям: образования, воспитания, профессиональной подготовки, занятости, здравоохранения, социального обеспечения и т. п. и реализовываться специальными государственными министерствами, ведомствами, структурами при участии общественности. Кроме того молодежная политика дифференцирована по уровням реализации. Сложность и своеобразие в развитии регионов России исключают возможность применения унифицированных моделей и их прямой трансплантации в несовпадающие условия и задачи. Молодежная политика не может быть «задана сверху», «из центра», она должна быть адекватной в каждой республике, регионе, местности. Вместе с тем молодежная политика не может не быть интеграционной. Задачи молодежной политики вытекают из осознания новых социальных реалий, в которых находится сегодня Россия. Необходима выработка совместной стратегии выживания и развития всех республик и регионов страны с опорой на молодежь. В рамках национального сотрудничества важно развивать скоординированные действия, нацеленные на решение следующих задач: побуждать центральные власти к проведению более радикальных мер и политики по решению общероссийских молодежных проблем; поддерживать акции различных государственных структур и общественных организаций в защиту прав молодежи, улучшать возможности для создания основ формирования разумной модели сбалансированной молодежной политики. Динамизм происходящих социально-экономических изменений в обществе требует постоянного внимания к уровню жизни молодежи. Многие вопросы материального положения молодежи начинают приобретать отчетливо выраженную политическую окраску. Это означает, что любое мероприятие в рамках радикальной экономической реформы следует оценивать с точки зрения его влияния на сферу социальных отношений и принимать с учетом не только экономических, но и социальных последствий. Пока же несогласованность и непроработанность решений, касающихся молодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляют негативные социальные тенденции в ее среде. Концептуальные основы социальной защиты молодежи. Под государственной системой социальной защиты молодежи мы понимаем часть молодежной политики, цель которой—обеспечение правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных со всеми законодательными решениями разных уровней, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это прежде всего право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего ему достойные уровень и качество жизни, отдыха и др. Лля малоимущих групп населения—денежные дотации и натуральные выдачи, причем помощь от государства должны получать только те граждане, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход для нормальной жизни и воспроизводства. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинальности ее социального положения. Сегодняшние молодые россияне поставлены вдвойне в экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения сегодняшней молодежи нечего терять. Но и приобретать нечего, ибо старшие, не жившие в капи-тализирущемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее—быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям? Отрицание прежних моральнонравственных норм или гибкость, приспособляемость к новой действительности? Безграничная свобода межличностных (и межполовых) взаимоотношений или семья как оплот успешного существования? Социологические исследования показывают, что разброс мнений в молодежной среде весьма велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, человеческих взаимоотношений не утрачивают лидирующего положения. Вместе с тем у молодежи появились большой прагматизм, утилитарность. Помочь молодежи обрести будущее способна, во-первых, сама молодежь, активно действующая ее часть; во-вторых, государство в состоянии создать ей необходимые условия для ее самореализации, и наконец, взрослые в гражданах новой России будут воспитывать необходимые для жизни в новом обществе личностные качества, прививать любовь и привычку к самообразованию, подлинной культуре, традиционным ценностям. В условиях социально-экономического кризиса, охватившего современную Россию, в исключительно сложной ситуации оказались многие вступающие в жизнь юноши и девушки. Неопределенность, неуверенность в будущем, необходимость платить большие суммы за образование, рост безработицы (особенно среди женщин с высшим образованием), пренебрежительное отношение Правительства к главным жизненным заботам подрастающего поколения приводят к «запрограммированному неблагополучию» молодежи. В результате появляется все больше и больше люмпенизиро-ванных молодых людей, которые бросают учебу, торгуют везде, всюду и всем. Часть из них попадает под влияние рэкетиров и мафиози, деградирует как личность. Примитиватизация сознания ведет к жестокости. Агрессивность становится одной из черт российского общества. Для этого есть, несомненно, объективные причины: экономический кризис, массово-е обнищание населения, межнациональные конфликты, русофобия, коррупция, правовой беспредел, неуверенность в завтрашнем дне, «нравственный и культурный Чернобыль». Ушел в историю красивый миф о том, что «молодым везде у нас дорога...» Сегодня невозможно удовлетворить свои потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда. Это формирует у одних неуверенность в себе, а у лоугих—циничное отношение к жизни, установку «деньги не пахнут» способствует преступному поведению. Так называемая «рыночная экономика» очень жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным, привыкшим к постоянной опеке. Поэтому важной целью государственной молодежной политики должна стать помощь молодежи в смягчении последствий перехода к рынку. Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодежи—помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться. Социальная защита может быть рассмотрена в четырех аспектах: 1. Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека. Человек, как известно, развивается в соответствии с объективными законами, выработанными в процессе длительной эволюции, развивается постепенно, проходя периоды стабильности и критические периоды. Именно поэтому социальная защита процесса развития направлена прежде всего на обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития. 2. Защита среды формирования и развития личности. Внимание государственных институтов должно быть сосредоточено на среде обитания человека, на экологических элементах среды, на социальных, экономических и нравственных проблемах. Личность нуждается в защите прав, в их приоритете. Она должна жить в обществе, где преобладал бы управленческий подход вопреки господствовавшему долгие годы запретительному. 3. Защита прав молодого человека. 4. Целевая социальная защита. Во-первых, это помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения строго определенных конкретных задач. Во-вторых, это постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет на пороге нищеты и бедности. В условиях всеобщего и ужесточающегося жизненного кризиса это направление становится наиболее важным и актуальным.4 Проф. В. Н. Сагатовский обоснованно заметил: «В той массе населения, где культура погибла, появляются "вырожденные" варианты: толпа, образованщина и бюрократия. Толпа рвется к дармовым удовольствиям, бюрократия упивается властью и берет взятки, образованщина элитно "выступает" и травит анекдоты...». Напомним, что «образованщина»—термин, введенный А. И. Солженициным и обозначающий людей, получивших образование, мнящих себя «элитой», но лишенных духовности, нравственных ценностей, подлинной интеллигентности.5 Сильная молодежная политика должна дать молодым людям не набор лозунгов, а хотя бы небольшой опыт победы, вселить веру в возможность реальных социальных достижений. Однако на практике существует разрыв между целями молодежной политики и государственной деятельностью по отношению к молодежи. Более того, наши представления об образе жизни молодежи очень часто не соответствуют сложившимся реалиям. Очень беспокоит низкая теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодежью.6 Не совпадают требования производства к молодежи и молодежи к производственной деятельности, да и профессиональная квалификация молодежи далека от совершенства. Процесс формирования государственной молодежной политики, стратегические цели этой политики должны определяться исходя из требований и возможностей новых социальных условий, в которых оказались общество и молодежь, потребностей и интересов молодых людей, нужд и интересов общества в нормальном социальном развитии молодого поколения. В связи с этим необходима переориентация и уточнение концептуального ядра философии современной молодежной политики за счет усиления акцентов в одних направлениях и ослабления в других.7 Ключевым инновационным элементом молодежной политики на нынешнем этапе развития России (всеохватный кризис общества, деградация нации и т.п.)8 является курс на ускорение социального развития молодых поколений как решающего условия ускоренного выхода России из кризиса.
Примечания
lCм.: Молодежь в условиях социально-экономических реформ. (Материалы международной научно-практической конференции). Вып. 1-2/ Научи, ред. В.Т. Лисовский. СПб., 1995. 2 Шаронов А. В. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994. ЗCм.: Нехаев В. В. Становление государственной молодежной политики в Российской федерации: первые итоги// Из опыта реализации государственной молодежной политики. Информационный бюллетень/ Ред. совет: В.М.Большаков (председатель), Н. Н. Колмакова, К. А. Северов, М. А. Медведев. Вып. 2. Тула, 1994. С. 1-24. 4 См.: Лисовский В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи// Социальная работа. 1994. №1. С.57-59. 5 Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994. 6 См.: Концепция государственной молодежной политики в Ленинградской области // Молодежь: цифры, факты, мнения. 1995. № 2-3. С. 31-48. 7 См.: Келасьев В. Н.,Я ков ле в а И. В. и др. Диагностика профессиональных педагогов и социальных работников. М., 1994. 8 См.: Россия сегодня: новые горизонты сознания / Отв. ред. В. Н. Келасьев. СПб., 1994.
Глава XIII
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.014 с.) |