Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О сущности понятия «молодежная политика»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные подходы. В настоящее время термином «молодежная политика» обозначают ряд государственных и социальных функций, осуществляемых в отношении молодого поколения. Во-первых, это очень широкая, многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет (детские сады, поддержка семьи, образование,, социальное обеспечение, занятость, жилье, свободное время, обязательная воинская служба и т. д.). Во-вторых, под «молодежной политикой» подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. Они совместно с другими структурами решают частные вопросы, касающиеся проблем молодежной безработицы, преступности среди подростков, социальной незащищенности молодей семьи. В-третьих, термин «молодежная политика» охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. В некоторых регионах страны комитеты по делам молодежи объединены с соответствующими комитетами по спорту и физической культуре, что отражает прямолинейное и узкое понимание сути молодежной политики на данной территории. Следует заметить: как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергаются ныне критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее «размыванию» в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения. На наш взгляд, целесообразно прежде всего обратиться к анализу сути термина «политика». Под политикой вообще мы понимаем определенную сферу отношений между классами, группами, слоями населения, а также представителями (юридическими и физическими лицами) этих общностей. Отношения эти определяются коренными (экономическими, правовыми, культурологическими и проч.) интересами и тесно связаны с социальным статусом той или иной общности (группы), качеством ее жизни. Когда мы говорим о молодежной политике, то имеем в виду в первую очередь отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как специфической большой демографической группе населения, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества в целом, носителями которых выступают другие группы и слои населения, социальные институты и физические лица (как представители групп или институтов). Уровень слаженности этих многообразных отношений (т. е. политика) и определяет социальный статус, а вместе с ним качество жизни молодежи, условия и образ жизни. Именно социальный статус демографической группы будет детерминировать и опосредовать весь процесс социализации молодого поколения, делая его эффективным или, наоборот, неэффективным.
В научном знании и на практике в нашей стране долгое время постулировалось совпадение государственных и групповых интересов. Господствовало представление о гармоническом единстве в обществе интересов различных групп и слоев населения, при этом вся проблематика интересов молодежи сводилась в лучшем случае к изучению предпочтений юношей и девушек в сфере досуга, образования, труда. Сама постановка вопроса о системе интересов молодежной общности, о ее согласованности или рассогласованности с интересами других групп населения была неприемлема, вне зависимости от наличия реальных проблем в молодежной среде и потребностей в их разрешении. В результате до сих пор нет специальных исследований, в которых изучались бы интересы (экономические, политические, правовые, культурологические и проч.) различных социальных институтов, социальных групп и слоев по отношению к молодежи, ее социальному статусу, качеству жизни. Мы не знаем также, как относятся молодые люди к другим группам общества, институтам, призванным решать молодежные проблемы. Подобное осмысление сути молодежной политики мы считаем весьма перспективным для эффективного формирования и реализации молодежной политики в российском обществе. Опоеделяя изучаемый феномен, мы исходим из того, что мо-плежная политика—это своего рода «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной районной), социально-экономической политики. Она может осуществляться также частными, общественными организациями и фондами. Это система мер по «завоеванию», удержанию и поддержанию определенного социального (экономического правового, политического, этнического, культурологического и т. д.) статуса группы молодежи, которая в силу тех или иных причин оказывалась или может оказаться в перспективе в трудном, ущемленном положении по сравнению с другими группами (слоями) населения и при этом только собственными силами не в состоянии улучшить свое положение.1
Цель и задачи молодежной политики. Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества). Цель определяет две взаимосвязанные задачи: —создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); —создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм социальной жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики). В методологическом отношении в основу молодежной политики целесообразно положить теорию социального развития молодежи, которая пока еще недостаточно разработана. Она охватывает изменения, молодого поколения, которые означают его переход от одного социального статуса и свойственного ему качества жизни к другому. Эти изменения молодежной популяции отражают становление ее как субъекта общественного производства и общественной жизни.2 Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать основные проблемы жизнедеятельности молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложнейшем многообразии современной жизни.3 Права и обязанности молодежи закреплены во всех законодательных актах, ее касающихся, а законодательные нормы не декларативны, а имеют строго нормативное одержание. Как правило, нормотворчество в ряде стран идет по пути дополнения существующих законодательств поправками, затрагивающими проблемы специфических групп молодежи, прежде всего маргиналов и групп риска». Принципы государственной молодежной политики. Молодежь—составная часть любого общества, и возраст есть лишь переходное состояние человека, поэтому молодежная политика государства строится с учетом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близкостоящих демографических общностей, после просчета долгосрочных последствий этих решений для самой молодежи в последующие периоды. Можно утверждать, что государственная молодежная политика—это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. В ряде стран Запада молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью всестороннее развитие личности молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.
Для понимания сущности государственной социальной молодежной политики крайне важно учитывать международный опыт в этой сфере целом, который накоплен в рамках ООН, ЮНЕСКО, МОТ и других международных организаций. Среди множества глобальных проблем, находящихся в центре внимания ООН, забота о молодом поколении была провозглашена в качестве одной из важнейших ее задач, особенно после принятия в 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Проблемы молодежи становятся постоянным объектом внимания всей системы ООН, в том числе ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ. Для реализации молодежных программ ЮНЕСКО уделяет большое внимание соблюдению основных прав и свобод человека, прежде всего права на жизнь. В этих целях ЮНЕСКО оказывает помощь в поиске новых и развитии существующих форм сотрудничества на местном, региональном и международном уровнях. Молодежная политика и деятельность ЮНЕСКО пользуются вниманием и поддержкой правительств многих стран мира, общественных сил, в том числе молодежных объединений и их руководящих органов. В решении проблем молодежи активное участие принимает Международная организация труда (МОТ). В реализации молодежной программы МОТ важное место заняла, например, дискуссия на 72-ой сессии МОТ в 1986 г., которая позволила делегатам многих стран мира рассмотреть и оценить программы и деятельность МОТ по оказанию помощи молодежи с учетом конкретных социально-экономических проблем молодежи в различных государствах и мировом сообществе в целом. Международная организация труда в своих решениях и практической деятельности учитывает долгосрочные перспективы в связи с ростом числа молодых людей в мире, особенно в развивающихся странах, которые, по мнению экспертов МОТ, «встретятся с серьезными, а в отдельных случаях непреодоли-ми, трудностями в поисках производственной занятости».4 Подтверждением активной позиции МОТ стало участие ее представителей в многочисленных региональных и международных правительственных и неправительственных совещаниях, встречах, семинарах по проблемам молодежи. В развитых странах Запада реализуются две основные стратегии молодежной политики.
Первая (ее называют иногда неоконсервативной) предусматривает государственную помощь лишь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодежи при жесткой регламентации расходования средств и категорий нуждающихся в помощи. Вторая, разработанная социал-демократическими правительствами ряда стран Центральной и Северной Европы, исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. Выводы. Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы. 1. Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства. Это связано с процессами усложнения условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов. 2. Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг. 3. Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг. 4. Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, централизованным, гибким проектам, при реализации которых акцент делается на усилиях местных (муниципальных, районных)органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика. В центре и на местах должны существовать детально разработанные программы социальной защиты молодежи, построенные на двух ключевых принципах: самообеспечение и целевая защита. 1. Социальное обеспечение. Социальные подачки не в состоянии обеспечить серьезное и долговременное решение проблем молодежи. Поэтому важно создавать условия, при которых молодые люди и их семьи смогут обеспечить себя сами. Однако существует немало препятствий, сдерживающих инициативы и самостоятельность молодежи, ее стремление к самоутверждению. 2. Целевая защита. В связи с тем, что одни группы молодежи оказались в менее бедственном, а другие—в более уязвимом положении и не в состоянии защитить себя, им должен быть обеспечен гарантированный минимум зарплаты, услуг и т.п. Это касается прежде всего молодых инвалидов, молодых матерей (особенно несовершеннолетних), сирот и т.д. Многие из них находятся на грани выживания и нуждаются в помощи.5 В мае 1993 г. в рамках международного семинара, состоявшегося в г. Коломне, участники секции «Социальная работа с детьми и молодежью» высказали следующие обоснования: 1. Разработать систему мер и законов, обеспечивающих защиту прав подрастающего поколения, выполнять эти законы. 2. Шире использовать систему переподготовки кадров, работающих с детьми и молодежью, ибо сейчас социальной работой пытаются заниматься многие некомпетентные люди.
3. Организовать регулярное изучение молодежных проблем в различных регионах России. Для этого создать при Институте социальной педагогики социологическую группу. 4. Поставить перед Правительством России вопрос о реализации концепции государственной молодежной политики, разработанной группой крупнейших ученых.6 Умная, научно обоснованная и хорошо организованная государственная политика должна оказать действенную помощь в решении социальных проблем молодежи в нашей стране.
Примечания
1 Cм.: ШароновА.В. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи. Автореф. канд. дис. М., 1994. 2 См.: Социология молодежи: Учебное пособие. Кн. 1-3/ Научный ред. В.Т.Лисовский. М., 1995. 3 Фельдман Р. Молодежь и социальные службы// Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3 т. / Главн. научн. ред. Л.Э.Кунель-ский, М.С.Мацковский. Т. 2. М., 1994. С. 82-85. 4 См.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/ Отв. ред. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. В 2 т. T.I. Москва; Тула,1993. 5 См.: С о ц и ал ьн а я защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994. 6 Теория и практика социальной работы. Т. 1-2.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.198 (0.014 с.) |