№
| Вопросы для изучения
| Да
| Нет
| Частично
|
1.
| Соответствует ли программное содержание данному возрасту?
|
|
|
|
2.
| Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли?
|
|
|
|
3.
| Имеются ли в занятии элементы занимательности?
|
|
|
|
4.
| Присутствуют ли приемы направленные на:
|
|
|
|
- привлечение и сосредоточение внимания;
|
|
|
|
- активизацию и самостоятельность мысли;
|
|
|
|
- подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей.
|
|
|
|
5.
| Доступно ли воспитатель объясняет задания детям?
|
|
|
|
6.
| Понятно ли ставит вопросы перед детьми?
|
|
|
|
7.
| Повторяются ли вопросы, задания несколько раз?
|
|
|
|
8.
| Имеются ли суждения в ответах детей?
|
|
|
|
9.
| Могут ли дети устанавливать связи?
|
|
|
|
10.
| Поведение ребенка на занятии, в процессе работы:
|
|
|
|
- с удовольствием и интересом;
|
|
|
|
- с увлечением;
|
|
|
|
- помогает при ответах другим детям;
|
|
|
|
- равнодушно;
|
|
|
|
- подсматривает, как выполняет сосед;
|
|
|
|
- пассивно.
|
|
|
|
№
| Вопросы для изучения:
| Да
| Нет
| Частично
|
1.
| Слушает воспитателя, внимательно или отвлекается?
|
|
|
|
2.
| Выполняет задание рассеянно или сосредоточенно?
|
|
|
|
3.
| Особенности процесса выполнения:
|
|
|
|
- самостоятелен от начала до конца;
|
|
|
|
- подражает соседу;
|
|
|
|
- работает быстро или медленно;
|
|
|
|
- увлечен заданием или нет;
|
|
|
|
- выполняет его старательно или небрежно;
|
|
|
|
- успевает закончить или оставляет задание незавершенным.
|
|
|
|
- как реагирует на затруднения и неудачи:
|
|
|
|
а) пытается преодолеть, возобновляет попытки;
|
|
|
|
б) обращается к воспитателю за помощью или с вопросом;
|
|
|
|
в) не обращается, но в помощи нуждается.
|
|
|
|
4.
| Как оценивается полученный результат:
|
|
|
|
- любуется своей работой, удовлетворен;
|
|
|
|
- огорчается, смущается ошибками и недоделками;
|
|
|
|
- проявляет равнодушие.
|
|
|
|
№
| Вопросы для изучения:
| Да
| Нет
| Частично
|
1.
| Достигнуты ли цели занятия?
|
|
|
|
2.
| Как развивался интерес детей в процессе занятия?
|
|
|
|
3.
| Методы и приемы обучения (в зависимости от возраста):
|
|
|
|
- роль образца;
|
|
|
|
- показ действий;
|
|
|
|
- словесные приемы, их характер в зависимости от возраста (вопросы, задания, инструкции, оценка детских ответов);
|
|
|
|
- упражнение детей;
|
|
|
|
- занимательные игры;
|
|
|
|
- задачи, загадки.
|
|
|
|
4.
| Анализ деятельности педагога на занятии:
|
|
|
|
- грамотность, четкость, лаконичность или полнота демонстрации объяснений, заданий, указаний
|
|
|
|
- умение организовать самостоятельную практическую деятельность детей
|
|
|
|
- умение активизировать учебную деятельность детей, подводить к обобщению, делать выводы, доступность обобщения воспитателя;
|
|
|
|
- умение активизировать речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок);
|
|
|
|
- индивидуальная работа на занятии;
|
|
|
|
- воспитательное влияние на детей (демократизм, плюрализм, сотрудничество, культура общения);
|
|
|
|
- подведение итога, обобщение.
|
|
|
|
5.
| Анализ деятельности детей на занятии:
|
|
|
|
- заинтересованность;
|
|
|
|
- внимание;
|
|
|
|
- желание работать;
|
|
|
|
- организованность;
|
|
|
|
- спокойное поведение;
|
|
|
|
- умение и желание отвечать на вопросы;
|
|
|
|
- самостоятельность;
|
|
|
|
- полнота ответов;
|
|
|
|
- желание исправить;
|
|
|
|
- дополнить ответ товарища;
|
|
|
|
- помочь ответу товарища;
|
|
|
|
Основные характеристики (параметры) организации педагогического труда
| Оценки в баллах по периодам обучения
|
|
|
|
|
|
|
А.
| 1. Верно ли определены задачи урока?
|
|
|
|
|
|
2. Ставит ли педагог перед детьми цели и задачи их работы?
|
|
|
|
|
|
3. Привлекает ли к формулировке цели и задачи учащихся?
|
|
|
|
|
|
4. Могут ли дети самостоятельно определять цели и задачи урока после ознакомления с его содержанием?
|
|
|
|
|
|
Б.
| 1. Умеет ли педагог выбирать рациональные приемы и методы труда?
|
|
|
|
|
|
2. Умеет ли рационально использовать их для достижения поставленных целей и задач?
|
|
|
|
|
|
3. Могут ли дети самостоятельно выбирать и рационально использовать приемы и методы труда?
|
|
|
|
|
|
В.
| 1. Применяет ли педагог наглядные пособия?
|
|
|
|
|
|
2. Умеет ли рационально использовать их?
|
|
|
|
|
|
3. Могут ли учащиеся выбирать и рационально использовать ТСО в целях обучения?
|
|
|
|
|
|
Г.
| 1. Соответствует ли план структура урока современным требованиям?
|
|
|
|
|
|
2. Соответствует ли структура урока намеченному плану?
|
|
|
|
|
|
3. Умеет ли педагог корректировать план в соответствии с изменившейся обстановкой?
|
|
|
|
|
|
4. Умеют ли дети планировать свою учебную деятельность?
|
|
|
|
|
|
Д.
| 1. Регламентирует ли педагог элементы урока в плане?
|
|
|
|
|
|
2. Умеет ли он определить объем работы и нормы времени, необходимые для ее выполнения?
|
|
|
|
|
|
3. Умеет ли педагог ценить фактор времени?
|
|
|
|
|
|
4. Учит ли он учащихся беречь свое и чужое время?
|
|
|
|
|
|
5. Могут ли учащиеся беречь свое и чужое время?
|
|
|
|
|
|
Е.
| 1. Умеет ли педагог учитывать свой труд и работу учащихся?
|
|
|
|
|
|
2. Есть ли система учета и самоучета?
|
|
|
|
|
|
3. Учит ли педагог детей методам учета и самоучета?
|
|
|
|
|
|
4. Могут ли учащиеся учитывать свой труд и труд своих товарищей?
|
|
|
|
|
|
Ж.
| 1. Умеет ли педагог контролировать свою работу и труд детей?
|
|
|
|
|
|
2. Есть у педагога система контроля и самоконтроля?
|
|
|
|
|
|
3. Обучает ли он учащихся контролировать свой и чужой труд?
|
|
|
|
|
|
4. Умеют ли ученики контролировать свой и чужой труд?
|
|
|
|
|
|
З.
| 1. Умеет ли педагог принимать оптимальные решения?
|
|
|
|
|
|
2. Умеет ли педагог создавать благоприятные условия труда?
|
|
|
|
|
|
3. Умеет ли он рационально использовать благоприятные условия труда?
|
|
|
|
|
|
4. Учит ли всему этому детей?
|
|
|
|
|
|
И.
| 1. Есть ли у педагога тематический план занятий?
|
|
|
|
|
|
2. Есть ли у педагога тематический план занятий?
|
|
|
|
|
|
3. Умеет ли педагог определить ближнюю, среднюю и дальнюю перспективу?
|
|
|
|
|
|
4. Обучает ли этому умению детей?
|
|
|
|
|
|
К.
| 1. Умеет ли педагог стимулировать труд учащихся?
|
|
|
|
|
|
2. Соответствует ли он современным требованиям?
|
|
|
|
|
|
3. Развивает ли педагог активность и самостоятельность детей?
|
|
|
|
|
|
4. Развивает ли он их внимание, память, воображение, мышление, эмоции, волю?
|
|
|
|
|
|
5. Умеют ли учащиеся стимулировать свой труд?
|
|
|
|
|
|
Л.
| 1. Стремится ли педагог к комплексному решению вопросов?
|
|
|
|
|
|
2. Умеет ли он организовать коллективный труд?
|
|
|
|
|
|
3. Умеет ли он сочетать коллективную работу учащихся с индивидуальной?
|
|
|
|
|
|
4. Есть ли внутренняя логика в проводимых занятиях?
|
|
|
|
|
|
М.
| 1. Верно ли решение вопросов межпредметных связей?
|
|
|
|
|
|
2. Установлены ли связи с жизнью и практикой?
|
|
|
|
|
|
3. Умеют ли дети устанавливать взаимосвязи между изученными явлениями, процессами и т.д.?
|
|
|
|
|
|
4. Умеет ли педагог наблюдать, экспериментировать, вести психолого-педагогические исследования?
|
|
|
|
|
|
5. Изучает ли он процесс и результаты своего труда?
|
|
|
|
|
|
6. Совершенствует ли он в соответствии с этим свой труд?
|
|
|
|
|
|
А
| Каков был замысел данного урока и почему?
|
1. Каково место урока в теме, разделе курса (в системе уроков)?
|
- Как этот урок связан с предыдущими? На что он в них опирается?
|
- Как были поняты программные требования к уроку?
|
- В чем вы видели особенности этого урока?
|
- Как и почему вы определили форму занятия и тип урока?
|
2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку и почему именно эти (особенности)?
|
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
|
4. Почему была выбрана именно такая структура урока?
|
5. Какие условия были созданы для проведения урока?
|
Б.
| Были ли отклонения (или усовершенствования) по данному плану?
|
- Если были, то какие, почему и к чему они привели?
|
В.
| Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и избежать перегрузки учащихся?
|
- Какова общая самооценка урока?
|
Г.
| Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
|
- Что на этом уроке вы сделали бы иначе, по-другому?
|
Д.
| Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
|