Социализация личности: понимание, этапы и механизмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация личности: понимание, этапы и механизмы



I. Понимание социализации:

- процесс, включающий индивида в социальную группу, в жизнь общества;

- усвоение человеком социального опыта, накопленного другими людьми и обществом в целом;

- становление личности в контексте конкретной культуры;

- процесс навязывания социальной группой или обществом в целях социальной доктрины. Они не противоречат друг другу. Проблема активности-пассивности личности в процессе социализации.

Социализация - есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение индивида в социальной среде (желательные компоненты).

Уровни социализации

I. 1) включенность в микросреду;

2) включенность в мезосреду (на другие организмы);

3) включенность в макросреду (крупные общности).

II. в гносеологическом смысле

1) психологический аспект социализации;

2) социально-психологтический аспект социализации;

3) социальный аспект социализации.

 

49. Общество – открытая, материальная система, развивающаяся на основе объективных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. В основе общественного развития, по Марксу, лежит способ производства. Общество рассматривается в двух аспектах:

система связей и отношений, в которой и посредством которой люди взаимодействуют между собой и природой и осуществляют свою жизнедеятельность.

Особая форма интеграции индивидов, приобретающая системность, относительную самостоятельность и регулирующая отношения людей.

Общество есть подсистема объективной реальности, включающая в себя структурные, функциональные и динамические связи.

Понятие общественно – экономической формации:

Маркс открыл некий новый общественный тип, названный общественно – экономической формацией. Маркс провёл научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из общественно- экономических формацийКак всякое научное понятие, понятие формации есть отражение реальности, но взятой на уровне сущности, а не её многообразных проявлений. Общественно- экономическая формация – это конкретно- исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация – целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют её материальную основу. В формацию также входят определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Марксистская теория естественноисторического развития общественно – исторических формаций придаёт очень большое значение проблеме развития техники и производительных сил в целом.

Общественное сознание. Структурно-компонентный анализ.

В структуре общественного сознания принято выделять уровни и формы. Основные уровни общественного сознания, различающиеся по способу отражения реальности - это обыденное и теоретизированное сознание.

Обыденное сознание отражает поверхностные, внешние стороны реальности, не проникает в сущность и не открывает закономерности природных и общественных процессов. Важной частью обыденного сознания является общественная психология, то есть несистематизированные, стихийно сложившиеся духовные образования, включающее чувства, настроения, обычаи, традиции, иллюзии групп людей.

Теоретизированное сознание раскрывает существенные свойства и законы мира, оно оформляется в виде идей, понятий, концепций. Особым элементом теоретизированного сознания является общественная идеология. Она разрабатывается специалистами -«идеологами» - и представляет собой систему рационализированных, то есть логически обоснованных концепций, выражающих коренные интересы классов и других социальных общностей.

Основными формами общественного сознания являются политическое, правовое, научное, философское, религиозное, нравственное, эстетическое сознание. В наши дни выделяют также экономическую и экологическую формы общественного сознания. Данные формы различаются по предмету отражения, формам отражения, функциям.

 

Как же осуществляется взаимодействие основных подсистем общества? Ведушукэ роль играет экономическая подсистема - именно она определяет особенности социальной структуры и, следовательно, специфику и направленность социального управления. В конечном итоге это оказывает влияние и на духовные запросы людей, воздействует на развитие общественного сознания. Вместе с тем нельзя не учитывать и обратного влияния духовной подсистемы на политическую, социальную и экономическую, ведь все свои действия люди осознают и оценивают. Политическая подсистема, далее, оказывает существенное влияние на функционирование и развитие социальной и экономической подсистем, а действия социальных групп безусловно воздействуют на сферу производства. Таким образом, общественная жизнь реализуется в результате взаимодействия всех подсистем.

 

Общественное сознание.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следующий аспект рассмотрения общественного сознания - по его носителю или субъекту. Таким образом, выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость,отличающая его от других людей. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Общество - сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, интегральные (работники умственного и физического труда, жители города и деревни), этнографические, демографические и профессиональные группы. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании. Групповое сознание связано с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Массовое сознание - это сознание массы, сознание различных типов и видов масс.
С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет его частный случай. Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ.

 

52. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.Законы: общие и специфические. Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрагированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим. Цивилизационный подход.Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Функции цивилизаций: 1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.Специфичность цивилизации придает духовный фактор. Отличие формации и цивилизации: 1.для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций. 2.формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве. Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико- экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры, характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.

 

53. Ценность – всё, что имеет для человека определённую значимость, личностный или общественный смысл.Ценностные аспекты человека взаимосвязаны с познавательными и волевыми. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов данного общества. Основное содержание ценностных ориентаций – политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.В систему ценностей человек могут входить различные ценности:1.Смысложизненные (добро и зло);2.Универсальные (семья, образование);3.Межличностные отношения (честность, бескорыстие);4.Общественно – признанные (трудолюбие, социальное положение);5.Демократические (свобода слова, совести).Ценностные установки ориентируют человека в окружающей действительности на:1.Осознание ценностной установки образует мотив деятельности. 2.Мотив определяет способ и характер самой деятельности, т. е. выступает в качестве цели.Философское учение о ценностях называется аксиологией. Учение о ценностях не сразу стало достоянием философов, а только после того, как удалось развести понятия бытия и блага.Ценность – это свойство того или иного общественного предмета и явления удовлетворять потребностям, желаниям, интересам человека.

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на то направлена познавательная деятельность субъекта познания.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания. Познание — это взаимодействие субъекта и объекта.

 

Соотношение науки и техники

В современной литературе по философии техники можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники:

(1) техника рассматривается как прикладная наука;

(2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;

(3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

(4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

(5) до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук.

Линейная модель

Долгое время (особенно в 50-60-е гг. нашего столетия) одной из наиболее распространенных была так называемая линейная модель, рассматривающая технику в качестве простого приложения науки или даже - как прикладную науку. Однако эта точка зрения в последние годы подверглась серьезной критике как слишком упрощенная. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.

Иногда считают, что главное различие между наукой и техникой - лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и более специфичны. Однако в действительности наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает свои цели и систему ценностей.

Такая упрощенная линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию - от научного знания к техническому открытию и инновации - большинством специалистов признана сегодня неадекватной.

Эволюционная модель

Процессы развития науки и техники часто рассматриваются как автономные, независимые друг от друга, но скоординированные. Тогда вопрос их соотношения решается так: (а) полагают, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, и наоборот - бывает так, что техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; (б) высказывается мнение, что техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь - технических. Последнее называют эволюционной моделью.

Рассмотрим последовательно каждую из этих точек зрения.

Первая точка зрения подчеркивает, что представление о технике просто как о прикладной науке должно быть отброшено, так как роль науки в технических инновациях имеет относительное, а не абсолютное значение. Согласно этой точке зрения, технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием, полученным в процессе имманентного развития самой техники, а не теоретическим знанием, привнесенным в нее извне научным исследованием.

Конечно, технику нельзя рассматривать как прикладную науку, а прогресс в ней - в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней является, по нашему мнению, и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно, что современная техника немыслима без глубоких теоретических исследований, которые проводятся сегодня не только в естественных, но и в особых - технических - науках.

В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство (или - более широко - практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.

По нашему мнению, наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения является та, которая утверждает, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со "сциентификацией" техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной модификацией. Другими словами, "сциентизация техники" сопровождалась "технизацией науки".

 

 

Концепции человека.

Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования.

Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.

1.1 Объективистская концепция

Объективистские- такие, где человек и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей. божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью.

1.2 Субъективистская концепция.

Субъективистские- такие где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного “Я”, через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека. На создание синтетической концепции человека с помощью объективистского и субъективистского подходов, в современной философии направлены две философские школы: “философская антропология” и марксистская философия. Рассмотрим более внимательно, как разрешается в данных философских школах проблема человека.

 

57. Феномены человеческой психики Феномены человеческой психики обладают особым статусом: их описание средствами современных научных теорий настолько затруднительно, а зачастую и просто невозможно, что предпочтение отдается объяснению при помощи простого предположения, согласно которому все эти явления по той. или иной причине должны быть ошибками, возникшими в результате психических расстройств наблюдателя, заведомого мошенничества либо мистических устремлений людей, занимающихся исследованиями этого странного мира.

Но со временем число зафиксированных парапсихических феноменов росло, отмахиваться от них становилось все труднее и. наконец, началось массированное наступление на пси-феномены. Была проделана колоссальная и неоценимая работа по обеспечению экспериментальной чистоты проводимых исследований и статистической обработке их результатов (М. Карпенко).

На антропологическом уровне в классе явлений типа экстрасенсорного восприятия могут быть представлены феномены, связанные с проявлением только одной компоненты. Так, «чтение и передача мыслей» соответствуют телепатической компоненте. А определение местонахождения и состояния человека (характеристик здоровья, психических функций и т.п.) по образу — фотографии, речи или ее записи, личной вещи, «фантому» или образу искомого человека в памяти другого человека — соответствуют психометрической компоненте. Фантом (фр. fantome) — причудливое видение, призрак, создание воображения, вымысел. Многие экстрасенсы по создаваемым или мысленным фантомам объектов проводят дистантную диагностику и биокоррекцию заболеваний, поиск пропавших предметов и т.д.

58. АКСИОЛОГИЯ (греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

1. Проблема коэволюционного развития. Коэволюция — это совместное развитие человечества и природы, рассматриваемых как части целого. Направленность и темпы развития одной части должны быть согласованы с тем же во второй части.

2. Проблема клонирования. Философские проблемы, связанные с клонированием:

а) значительное число неудачных последствий или результатов, связанных с клонированием (неудачные эксперименты над людьми в науке считаются преступлениями);

б) проблема социализации и адаптации в обществе клонированных людей;

в) конфликт с церковью и религиозными группами;

г) это является скрытой формой поощрения гомосексуальных отношений;

 

д) при клонировании гениальных личностей возможно распространение патологий без гарантированной гениальности клонов.

3. Приостановка старения с помощью пересадки стволовых клеток.

4. Последствия внедрения робототехники — это связано с вытеснением людей из «сферы зарабатывания денег».

5. Проблема генномодифицированных продуктов питания.

Отношение науки и ценности противоречиво. Существуют два крайних направления. Первое когда наука отлучается от мира ценностей гуманитарной, если не вообще культуры. Другая крайность видит в науке, ее понятиях и принципах одни только ценности, не различает должным образом фактуальные (факт) и ценностные суждения. Одна из самых репрезентативных концепций "воздержания от оценки" принадлежит Максу Веберу. Наука для немецкого мыслителя едина, везде - и в естествознании, и в обществознании (истории, социологии) - действуют одни и те же критерии научности, восходящие в конечном счете к каузальному объяснению. Самое большее, что может оценка, - это указать, и то очень приблизительно, направление поиска причинных объяснений. Наука, по Веберу, должна быть ценностно нейтральной, свободной от оценок. При этом защищаются: научная мысль - от "несанкционированного" вторжения идеологии, религии, политики, а университетское преподавание - от кафедральных демагогов, несущих в аудиторию не истины (строгое научное знание), а свои мировоззренческие взгляды, партийно-политические пристрастия, вообще "практические советы" (разговоры "за жизнь").

59. ОСНОВНЫЕ ГЛОБ. ПРОБЛЕМЫ:

1. экологическая – влияние чел-ка на природу.2. демографическая – неконтрол-ая рождаемость насел-я (20в – век демограф-го взрыва).3. пробл. образования – число неграмотных до сих пор велико: функциональная неграм-ть (уровень грам-ти недостаточен для полноцен. жизни и рабо-ты в соврем. общ-ве), неравный доступ к образ-ию.4. пробл. здравоохран-я – измен-ия в природе вызывают измен-я в здоровье чел-ка (инфекц-е, венерические, сердечно-сосуд-ые (стрессы), мало-подвижность, «болезни соврем-ти» (рак, СПИД)).5. пробл. нового экон. порядка – преодоление отсталости развив-ся стран, внедрение во все сферы общ-ой жизни и экон-ку комп-ов и микро-электроники.6. пробл. ресурсов – из-за превышающего числа людей (в 6 р. больше оптим. числа) нехватка нево-зобновимых прир. рес-ов(нефть, уголь, прир газ…)7. военная – устранение войны из жизни общ-ва и обеспеч-е прочного мира на Земле.Роль фил-ии в реш-ии глоб. проблем.Фил-ия играет значит роль вреш-ии глоб. проблем. Гл. ее ф-ия – формир-ть мировоззрение и тем са-мым оказывать влияние на процесс выработки практ-их реш-ий. Ее задача в том, чтобы обеспе-чить мировоззренчесскую, культурологиче-скую, этическую основу реш-ий глоб. роблем со стор. др. наук. Фил-ий подход предполагает рассм-ие глоб. проблем в их единстве, целостности, и взаимо-связи с т-ки зрения их обществ. значим-ти и соц. обусловленности.- такое исслед-ие предполагает прежде всего выявление сущности глоб. проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.037 с.)