Философия Нового времени, учения Бэкона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Нового времени, учения Бэкона.



В 17 веке определилась просветительско формируется вера в неограниченные возможности разума.

Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Формируется механическая и метафизическая картина мира. Развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Френсис Бекон (1561 - 1626 гг.) разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи.

Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент. ФБ выделяет 2 типа опытов:

1. Плодоносные (приносят непосредственную пользу человеку),
2. Светоносные (приводят к новому знанию).

Истина по ФБ - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности.

Истину искажают "идолы" (ложные представления, предрассудки):

1. Идолы "рода" - обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно (т.е. органы чувств),
2. Идолы "пещеры" - (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека).

3. Идолы "площади" - неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях).
4. Идолы "театра" - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.

Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода.

 

19. Эволюция эмпиризма. Гносеология Локка. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на котоой постепенно отражается информация от органов чувств.. Hет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуицияя – сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания – умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта – идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей.

БЕРКЛИ Джордж (1685—1753) -англ. философ, субъективный идеалист. Человек непосредственно воспринимает только свои “идеи” (ощущения), Б. пришел к выводу, что существование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi). Идеи, по Б., усваиваются бестелесной субстанцией, человеческой душой, к-рая обладает способностями воспринимать идеи (разум) и в определенных пределах вызывать их или воздействовать на них (воля). В качестве критерия истины выдвигает яркость, общепризнанность восприятии. Он подвергает критике понятие материи как, по Б., внутренне противоречивое и бесполезное для познания. Основа берк-лианской критики материи — идеалис-тический номинализм. Б. отвергает теорию первичных и вторичных качеств (Локк), объявляя все качества чисто субъективными. Признавал активность лишь духовной субстанции.

ЮМ Давид (1711—76). Задачу знания Ю. видел в способности быть руководством для практической жизни. Единственный предмет достоверного знания, по Ю.,— объекты математики; все др. предметы исследования — это факты, к-рые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Действительность лишь поток “впечатлений”, причины к-рых неизвестны и непостижимы. Ю. отрицал объективный характер причинности. Объявил полезность критерием нравственности. Признал дурным влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь.

20. Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Б. Спинозы, Г. Лейбница. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Рене Декарт (1596 - 1650 гг.)-Родоначальник рационализма. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. Знаменитое высказывание Рене Декарта "Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.

Рене Декарт обращался к разуму.

Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии он отождествил бога и природу. Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы: модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышления и протяженности, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами. Спиноза - последовательный детерминист. Б. Спиноза, различает три вида познания: 1)чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, 2)познание посредством разума, дающее знание о модусах, и 3)самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину.

Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716) В своем произведении "Монадология" он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, так как пространство бесконечно делимо. Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Внешним выражением духовной сущности монады является число. Взаимодействие души и тела монады -это Богом "предустановленная гармония". Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир. Монады Лейбниц подразделял на три категории: монады жизни, монады души и монады духа. Из монад-жизней возникает неорганическая природа; из монад-душ - животные; из монад-духов формируются люди. Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций. Все истины он делит на необходимые(истины разума: понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики, математики,морали) и случайные (истины факта).

 

21. ХVIII в. в истории Франции называется эпохой Просвещения. Идеи этой эпохи во Франции наиболее яркое выражение получили в работах Д. Дидро, П. Гольбаха, Ж. Де Ламетри. Одной из важнейших характеристик философии данной эпохи является рационализм. Интенсивно развивается капитализм, потребности которого стимулировали развитие науки, техники, культуры, образования. Великие философы Франции не признавали никаких внешних авторитетов; религия, понимание природы, государственный строй - всё было подвергнуто жестокой критике; мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. В центре всех философских школ находится, активно действующий субъект, способный познавать, изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум рассматривается как источник всей субъективной деятельности человека. Человек призван стать властелином мира. Идеалистический рационализм стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и её объективизаций. В результате получается образ субстанции, по своим основным характеристикам аналогичной деятельности человека. Представители материалистического рационализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. Гольбах полагал, что Вселенная - это колоссальное соединение всего сущего и она повсюду являет нам материю и движение; природа существует сама по себе. Вечное пространственно-временное существование материи и её непрерывное движение являются для французских материалистов ХVIII в. несомненным фактом. Жюльен де Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела.

Предопределённость всего существующего. Источником всех знаний- ощущения. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным воспринимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов.

 

Кант.

Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздейст. на наши органы чувств и вызыв. ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе”. Достоверное знание - это математика и естествознание. Вещи в себе принципиально непознаваемы. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и объектами суждения. У К. пространство и время перестают быть формами вещей. Они становятся формами нашей чувственности. Категори - понятия рассудка. Это только формы. Ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Вещи сами по себе непознаваемы. Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот.

 

23. Этика Канта. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди других явлений природы и в этом отношен. подчинен необходимости. Но чел также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравств. существо чел принадлежит к миру умопостигаемых вещей в себе. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание. З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважения к нравств. закону.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Существование понятий как свобода, бессмертие и бог объясн. по К. верой в “умопостигаемый” мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.009 с.)