Мировозрение.Его структура и исторические типы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировозрение.Его структура и исторические типы.



Мировозрение.Его структура и исторические типы.

М.-это система взглядов на мир и место человека в нем, которая определяет поведение человека. Ступени формирования чел-а: а)познавательная;б)оценочная;в)регулятивная. Как образуется мир-е: 1)по происхождению; 2)по сферам действия: эмоциональная(мироощущение) и рациональная (миропонимание); 3)наше мир-е социально обусловлено: а)образовательный уровень; б)уровень нравственной атмосферы; в) идеалы, которыми руководствуются (буржуазный идеал:успех об-ва зависит от конкретной личности; коммунистический идеал:успех личности зависит от об-ва; мелко-буржуазный идеал: личность не зависит от об-ва, об-во не зависит от личности).Типы мир-я: 1!мифология(миф-сказка, легенда)-исторически первый тип мир-я, из кот-го сформир-ся религия и философия, опыт людей, в кот-ом в образной форме отображен мир. Черты мифа:а) очеловечение неживого мира; б)наличие богов, кот-е олицетворяют превосходство сил природы от человека; в)олицетворяет гармонию мира и чел-ка. Цели мифа: а)решает проблему происхождения земли и чел-ка; б) пытается объяснить природные явления; в)пытается проникнуть в смысл жизни и смерти;;) решает этические вопросы, т.е. формирует отношение к миру, др. людям и к самому себе. 2!религия(святость, благочестие)-генетически связана с мифом, тип мир-я, основанный на вере, на наличии сверхъестественных сил, кот-е влияют на жизнь чел-ка. Специфика: а) религиозное мир-е основано на мироощущении, а не на миропонимании; б) основой явл-ся культовая сис-ма (обряды, определенные действия). Религия основана на беспрекословной вере; в)вера важнее знания; г) мир делится на две части: земной и потусторонний; д)человек делится на тело и душу. Тело временно, а душа бессмертна. Значение как у мифа. Функции: консолидирующая, культурологическая, нравственно-воспитательная. 3!философия.Она содержит всю совокупность вопросов о мире и чел-ке. И.Кант сформулировал в 4 вопросах: что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? что такое человек? Специфика: а)фил-я носит теоретический хар-р.Она не опирается на опыт, она «придирается» к опыту; б) фил-я носит универсальный хар-р.Она оперирует универслаьными понятиями.

 

 

Структура философского знания.

Предмет философии-круг вопросов, которые изучает фил-я. Это круг вопросов, кот-е возникают в сис-ме мир и человек. Структура: 1!онтология (онтос-бытие, логос-учение)-учение о бытие, о том как сущ-т и как устроен мир, как он возник, где место чел-ка; 2!гносеология (гносис-знание)-учение о знании, о том по каким законам человек изучает мир; 3!этика (этос-совместные желания)-учение о морали; 4!эстетика-учение о прекрасном; 5!аксиология-учение о ценностях. Методы (способы получения знаний):а) диалектика-всесторонее, гибкое рассмотрение вещи; б) метафизика-рассмотрение вещи в ее обособленном, изолированном, статичном и однозначном понимании; в) догматизм (догма-вечная истина) носит абсолютный характер; г)эклектика-произвольное соединение, неимеющее общей основы фактов. Философия объясняет, как и почему понимали природу учёные разных эпох и культур, древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т. д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму отношений человека к миру, обществу, другим людям.

 

Религиозная, философская и научная картины мира

Религиозная картина мира

Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей.Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т.е. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Религиозная концепция бытия противопоставляет абсолютное, сверхъестественное бытие, тождественное с Богом, всему многообразию естественных вещей, наделенных бытием. По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях.

Философская картина мира

Философия как тип мировоззрения осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира. Объект мировоззрения - не мир в целом, но его предмет, т.е. то, что мировоззрение выделяет в объекте, - взаимоотношение мира природы и мира человека, или употребляя термин античной философии - макрокосмоса и микрокосмоса. Философия относится к теоретическому способу освоения мира. В качестве системообразующего принципа философской картины мира выступает понятие бытия. Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы и человеческих существ.Второй аспект философской проблемы бытия связан с пониманием целостного единства бесконечного, непреходящего мира.Третий аспект осмысления бытия связан с идеей о действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию, действию отдельных личностей и человечества в целом.

Научная картина мира

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, возникающую в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий и принципов. В ее структуре можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственнообразный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.), принципами (системное единство мира, всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность явлений), общенаучными понятиями и законами (закон сохранения и превращения энергии). Чувственнообразный компонент научной картины мира - это совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы).

 

 

Философия Древней Индии.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.

Философская мысль возникает в Древней Индии в период формирования там цивилизованных форм общественной жизни. Космос порождает человека. В его физическом воплощении он есть порождение воды, воздуха и огня, но в дальнейшем человек отделяется от физической природы. В рамках древнеиндийской философии подчеркивается значение духовной стороны человека. Здесь она приобретает космический смысл. Единственный путь познания своего «Я» - это обратиться внутрь себя, отрешившись при этом от всего внешнего, чуждого моему «Я». Окончательным решением видится физическая смерть, при которой сознание отделяется от чувственного мира и приобретает свободу, растворяясь в космосе. Но это та же йога, при которой происходит глубокий уход сознания внутрь самого себя, эта практика приближает человека к самому себе, те к его душе. Таким образом, в древнеиндийской философии подлинным объектом познания является сам человек со стороны бытия его духа. Существует круговорот бытия и цель человеческой жизни состоит в том, чтобы вписаться в него, ибо, если человек жил недостойно, его душа может воплотиться в низшем существе – в человеке с пороками, в животном и даже в насекомом. При достойном же поведении душа воплощается в человеке с положительными качествами.

 

 

Философия Древнего Китая.

Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы

к 8-6 вв. до нэ. Ценнейшим источником древнекитайской философии является «Книга перемен», основная концепция которой – концепция изменчивости и неизменности в их непосредственной связи. Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами – вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб.

Существенной чертой древнекитайской философии является ее традиционное обращение к образу совершенно мудрого человека – мудреца. Просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский (политический) и даооский (естественный). Существенным является то, что гармония Поднебесной зависит от соблюдения жесткой иерархии внутри общества и семьи.

 

Ф эпохи Возрождения

"Возрождение" является термином, который в качестве историко-географического понятия вошел в употребление в 19 веке для обозначения периода в развитии стран юга Европы 15-16 веков.

Прелюдия ЭВ начинается в 14 веке с личности Франческо Петрарки, эпилог приходится на начало 17 века, на период творчества Кампанеллы - последнего представителя ЭВ.

Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания.

15 век - период распада феодального строя и зарождения буржуазных отношений. Крупнейшие открытия и изобретения следуют одно за другим, для развития промышленности и торговли требовался прогресс техники и науки.

Особенности философии ЭВ. Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Ф ЭВ тесно связана с естествознанием.

В Ф ЭВ можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта Ф существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.

Философы ЭВ использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.

Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.

Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период Ф ЭВ - натурофилософский.

Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противопо-ложностями - теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей.

Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста.

В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа.

Продолжала существовать натурофи-лософия магикомистического типа. Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик, хирург и терапевт. Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое "архе жизни" - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать (мистическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа.

Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в ЭВ с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платониз-ма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов ЭВ не внесла. Значение имеет лишь племика "превосходства" Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.

В заключение необходимо отметить, что ЭВ породила предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу - автора "Города солнца".

 

Кант.

Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздейст. на наши органы чувств и вызыв. ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о “вещах в себе”. Достоверное знание - это математика и естествознание. Вещи в себе принципиально непознаваемы. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и объектами суждения. У К. пространство и время перестают быть формами вещей. Они становятся формами нашей чувственности. Категори - понятия рассудка. Это только формы. Ни ощущения, ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущений с понятиями. Вещи сами по себе непознаваемы. Закон этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот.

 

23. Этика Канта. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел есть явление среди других явлений природы и в этом отношен. подчинен необходимости. Но чел также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравств. существо чел принадлежит к миру умопостигаемых вещей в себе. И в этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание. З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважения к нравств. закону.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Существование понятий как свобода, бессмертие и бог объясн. по К. верой в “умопостигаемый” мир.

Фейербах.

ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72) — нем. философ-материалист. Атеистические взгляды. Старая, идеалистическая Ф, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая Ф опирается на достижение естествознания.

Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. Фейербах отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Между тем реальный человек не может рассматриваться вне общества, вне общественных отношений. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом.

Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике

 

Позитивизм и его эволюция.

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию, гносеологию) Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т. о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1. Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж. Ст. Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б. Рассел.

О. Конт (1798-1857).

1. Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое.

2. Пытался определить науку по ее предмету.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а) Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б) Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4. Позитивные науки - попытка создания научной религии.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ. - это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1. Эмпирические обобщения 2. Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил, но без метафизики. (т. к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т. е. псих привычки человека.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления. Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали "биолого - экономическую" теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений (элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как "логический анализ языка."

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп. - заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

 

Этапы русской философии

Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации России (конец Х века).
Русская философия всегда имела социальную окрашенность и несла в себе установку на осмысление социально-политических процессов в обществе. Она выступала как историософия ("любовь к истории"), т. е. постижение сущности и смысла, движущих сил и направленности исторического процесса.
На протяжении столетий в русской философской мысли развивается тема выбора пути развития России, определение ее социального идеала. В русле этого сформировалось понятие русской идеи, выражающее представление о месте и роли России в мировой истории.

II. 1. Научно-философский реализм М. В. Ломоносова:

Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - Он заложил основы материалистической традиции русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей атомизма (Демокрит и др.). Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Ломоносов характеризовал материю как нечто "протяжное", непроницаемое, делимое на нечувственные части". Она есть, "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все важнейшие свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутренней природой, а не влиянием каких-либо внешних сверхъестественных сил.
По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойствами.

К числу "вторичных" свойств тел Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают также и движение - вращательным, поступательным и колебательным. 2. Социально-философские взгляды А. Н. Радищева:
Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев (1749-1802). Радищев подверг критике систему крепостного права и самодержавие в России. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души отсутствие совершенное". В своих философских взглядах Радищев в основном придерживался материалистического мировоззрения Он рассматривал окружающую природу как многообразие форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука, как орудие деятельности.

3. П. Я. Чаадаев (1794-1956 гг.) В своих "Философских письмах" он одним из первых в прошлом столетии поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании, осмысливая эти проблемы с позиций религиозной философии. В первых своих письмах Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, технике и культуре. Чаадаев утверждал, что в крови россиян есть нечто враждебное истинному прогрессу и поэтому "ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины". Позже Чаадаев стал критически относится к западной цивилизации. Он выделял в не такие пороки, эгоцентризм, враждебность частных интересов друг другу, жизнь по расчету. Чаадаев "обнаружил" достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Более того, у него постепенно формируется убежденность в способности России выполнить особую ("мессианскую") роль и в ее призвании в мире "дать миру какой-нибудь важный урок" и разрешить наиболее острые проблемы человечества. Философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX века и возникновению в ней в 30-40-х годах двух противоположных течений - славянофильства и западничества.

 

Русская Ф. XX века.

В.С.Соловьёв - идея “всеединого сущего”, т.е. сфера абсолютного, божественного, а реальный мир - её воплощение. Посредник - мировая душа - божественная мудрость. Отдельная вещь - частичное проявление всего в мире в целом. Вершина мира - единое творческое ничто, соединение философского и научного. В обществе это богочеловеческий союз лиц, определяющая цель человечества, преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле “царства божьего”. “Ф. всеединства” - “оправдание добра”, подготовка человечества к переходу на высшую стадию эво-люции, на вершине которой возникает “Богочеловечество”.

Н .А.Бердяев (1874 - 1948) - личностное даёт начало и источник космическому, вселенскому. Понятие объективного мира заменяется объективизацией реальности, порождённой субъективным духом. Главное в человеке - внутренний мир; личность - категория религиозного сознания; сущность человека - в отношении к Богу. Необходимо обратиться к персоналистской философии человека, проявлениям зла противопоставить этику творчества измеряемой не жизнью человека, а вечностью и преображением. Человек постигает диалектику добра и зла через страдание, мучение. Необходимо раскрытие Бога в человеке и человека в Боге.

Булгаков С.Н. (1871-1944) Остро стоял вопрос о теории прогресса и считал, что соц. идеал должен формулир. как религиозно-метаф. проблема. Такой подход способствовал обращению к фил. “всеединства” Соловьева, стремившегося создать систему,в кот. наука, фил. и религия внутренне и органически связаны друг с другом.

Булгаков идет от космоса к богу, основа его фил. построений лежат в космологии, поэтому у Б. остается различия между абсол. и космосом. Мир принадлежит самому себе, он действительно имеет в себе творящую и движущую силу. Космо это есть живое, одушевленное целое, поэтому Б. выдвигает понятие ”душа мира”, кот. содержит в себе все, явл. единящим центром мира. Этика Б. связывает существование зла с “ничто”,кот. врывается в осуществленное уже мироздание как хаотизирующая сила. Б. признает что бытие в его свободе не софийно, что и создает возможность зла.

В.И.Ленин: теория и практика политдеятельности, теория госустройства, революция как социальная технология. Внёс вклад в развитие теории и практики госстроительства, осмысление процессов социального развития. Провозгласил о победе социализма через революционную борьбу в слабых звеньях империалистической системы. Обогатил концепцию материализма, обосновал теорию отражения, методологически анализировал взаимосвязи естествознания и философии. Практика выше теории - критерий истины.

Критическое отношение к марксизму-ленинизму, не заслоняет положительный вклад в философию отечественных мыслителей, в развитие философского материализма.

Бытие.

Бытие - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.

Парменид изображал бытие в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею, ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

а) бытие человека в мире вещей

б) специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его природы. Наличие тела делает его конечным, смертным. Два аспекта проблемы бытия: 1) цепочка вопросов, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Мир был, есть и будет, он непреходящ. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. 2) природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.

 

Уровни и виды бытия.

Основные формы бытия.

1. Природное бытие - явления и процессы, протекающие в неживой и живой природе. Природное бытие материально, вечно и бесконечно, оно существует вне и независимо от человеческого сознания.

2. Социальное бытие - явления и события общественной жизни, многообразные исторические процессы, реализующиеся через деятельность людей. Социальное бытие объединяет:

а) материальную сторону общественной жизни, в первую очередь сферу производства и отношения, складывающиеся в ней объективно, то есть независимо от воли и желания людей;

б) духовную сторону общественной жизни, то есть совокупность нематериальных ценностей - знаний, политических и правовых установок, нравственных и эстетических норм, философских и религиозных представлений и др. Духовные ценности фиксируются в материальных памятниках культуры. Благодаря такой фиксации духовная сторона общественной жизни отделена от индивидуальных сознаний людей и вместе с тем открыта, доступна для них.

3. Бытие человека - многообразные процессы реальной человеческой жизни. Бытие человека включает в себя:

а) материальные процессы и состояния. Человек - как телесное существо -подчиняется природным законам (рождение и смерть, здоровье и болезнь, взросление и старение и др.). Вместе с тем личностью он становится под действием социальных, культурных условий и своей деятельностью влияет на их изменение;

б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании - мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также, устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.

СУБСТАНЦИЯ.

СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внут­реннего единства всех форм ее само­развития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундамен­тальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция пони­мается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуа­лизму души и тела. Последний - свое­образное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро про­блема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях мате­риалистической философии осуществил Спиноза, который. считая протяженность и мышление атрибутами единой телес­ной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не су­мел обосновать внутренней активно­сти, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена (хотя и непоследователь­но) в нем. классической философии. Уже Кант понимает субстанцию как «то по­стоянное, лишь в отношении с кото­рым можно определить все временные явления». Однако субстанция трактуется им субъективно. Гегель определяет субстанцию как це­лостность несущественных, изменяю­щихся. преходящих сторон вещей.Понимание субстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеа­листически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксист­ская философия критически перераба­тывает эти идеи с точки зрения материализма. субстанция понимается здесь как материя и одновременно как «субъект» всех сво­их изменений, т. е. активная причина всех собственных формообразований, а потому она не нуждается в извне привходящей деятельности особого, отличного от нее «субъекта» (бога, ду­ха. идеи, «я», сознания, экзистенции и т. д.). В понятии субстанции материя отра­жена не в аспекте ее противополож­ности сознанию, а со стороны внут­реннего единства всех форм ее движения, всех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Антисубстанциалистская позиция в фило­софии отстаивается неопозитивизмом, который объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией.

 

 

Общественное сознание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.062 с.)