Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Природные ресурсы и их классификацияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: овладеть понятием «природные ресурсы (ПР); понимать двойственный характер природных ресурсов, определяющий процесс природопользования; знать аспекты охраны природных ресурсов.
Природные ресурсы – это конкретные виды материи и энергии, которые обеспечивают развитие общества, но вырабатываются и формируются в природной среде, являются ее компонентами. Природные ресурсы используются как: - средства труда (земля, водные пути); - источники энергии (горючие ископаемые, вода и т.д.); - сырье и материалы (полезные ископаемые, леса и т.д.); - продукты питания (питьевая вода, биоресурсы, грибы и т.д.); - объекты рекреации (морские побережья и т.д.); - средозащитные объекты (лесозащитные полосы и т.д.).
В природную сферу природные ресурсы входят как неотъемлемые компоненты природной среды; в социальную – как вещественные элементы производства и жизнедеятельности людей. По возможности замены природные ресурсы классифицируются на: 1) заменимые (металл на пластмассу) 2) незаменимые (атмосферный кислород для дыхания).
Аспекты охраны природы
1) хозяйственно-экономический – любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования ПР. В хозяйственный оборот вовлечена масса ПР, поэтому необходимо их бережное расходование. 2) социально-политический – современному обществу присуще хищническое отношение к природе, поэтому необходимо думать о сохранении природы от негативного воздействия человека. 3) здравоохранительный – чистая вода, воздух, лес, необходимые условия для нормальной жизнедеятельности людей. Загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит ущерб здоровью людей. 4) эстетический – природы не только источник материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. Охране эстетически ценных мести Земли необходимо уделять особое внимание. 5) воспитательный – общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного обращения с ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность. 6) научно-познавательный – связан с необходимостью сохранения для исследование естественных, ненарушенных человеком территорий. Это делает возможным разработку практических мер по охране природы.
Конечная цель охраны природы – обеспечение благоприятных условий для жизни настоящего и будущих поколений людей, для развития народного хозяйства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.
Принципы охраны природы
1) Все природные явления имеют для человека множественно значение и должны оцениваться со всех точек зрения. 2) При использовании ПР необходимо руководствоваться правилом региональности. 3) Все явления в природе взаимосвязаны, поэтому охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.
В процессе изучения темы студент должен: знать: - понятие ПР; - виды использования ПР; - классификацию ПР; - аспекты охраны природы; - принципы охраны природы. уметь: - приводить примеры, раскрывать основные принципы охраны природы.
Литература
Тема 5. Экологические проблемы различных отраслей природопользования
Цель: понимать проблемы ресурсного природопользования, знать особенности их проявления и основные пути решения проблем.
Лекция преподавателя, в процессе которой раскрываются: 1) основные проблемы добывающей промышленности; 2) проблемы лесопользования; 3) проблемы промыслового природопользования; 4) проблемы обрабатывающей промышленности; 5) проблемы, связанные с сельским хозяйством; 6) проблемы транспорта; 7) проблемы рекреационного природопользования.
В процессе изучения темы студент должен: знать: - основные проблемы, связанные с ресурсным природопользованием; - пути решения основных видов проблем.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие проблемы природопользования связаны с добывающей промышленностью? 2. К каким последствиям приводит нерациональное природопользование в этой сфере? 3. Как можно решить проблемы, связанные с данной отраслью? 4. Что включает промышленное лесопользование? 5. Что такое продуктивность лесов? От чего она зависит? 6. Дайте оценку с точки зрения промышленного лесопользования лесов европейской и азиатской части России. 7. Какие нарушения возникают в природном комплексе из-за нерационального лесопользования? 8. Какие причины вызывают сокращение промысловых видов? 9. Что означает идея превращения промысла в отрасль хозяйства? 10. От чего зависит острота экологических проблем в обрабатывающей промышленности? 11. Охарактеризуйте сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду. 12. Какие причины вызывают процесс опустынивания? 13. Как решить проблемы с сокращением сельскохозяйственных угодий? 14. Охарактеризуйте транспорт, как фактор воздействия на окружающую среду. 15. Какое воздействие оказывает автомобильный транспорт на окружающую среду? 16. Какие виды воздействия на окружающую среду оказывает: морской, речной, воздушный, трубопроводный транспорт? 17. Какие ресурсы относятся к рекреационным? В чем проявляются особенности этих видов ресурсов? 18. Какие последствия вызывает рекреационное природопользование?
Литература
Тема 6. Загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения На здоровье человека
Цель: овладеть понятием «здоровье», понимать влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, понимать зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды.
Здоровье – состояние полного психического, физического и социального комфорта человека. Это такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. (ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения). Здоровье бывает: 1) личное – здоровье одного человека. 2) популяционное – здоровье группы людей.
Показатели популяционного здоровья: - смертность; - заболеваемость; - продолжительность жизни; - физическое развитие; - индивидуальные особенности.
Факторы, влияющие на здоровье 1) медицинское обслуживание – качество и своевременность оказанной медицинской помощи. Степень влияния – 10%. 2) состояние окружающей среды – природные условия территории, наличие промышленных предприятий, транспортных путей и т.д. Степень влияния – 20%. 3) наследственность – индивидуальные особенности организма, который получил человек на генетическом уровне. Степень влияния – 20%. 4) образ жизни – окружение человека, его привычки и т.д. Степень влияния – 50%.
Виды заболеваний
1) эндемические – вызваны недостатком или переизбытком в окружающей среде каких-либо веществ. 2) антропогенные – вызваны деятельностью человека.
Классификация антропогенных загрязнителей
1) химические вещества; - промышленные яды; - сельскохозяйственные ядохимикаты; - бытовые химикаты; 2) лекарственные средства; 3) биологические и растительные яды; 4) отравляющие вещества.
Наличие загрязняющих веществ опасно тем, что они с избирательной точностью действуют на тот или иной орган.
|
|||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |