ТОП 10:

Тема 4. Природные ресурсы и их классификация



 

Цель:овладеть понятием «природные ресурсы (ПР); понимать двойственный характер природных ресурсов, определяющий процесс природопользования; знать аспекты охраны природных ресурсов.

 

Природные ресурсы – это конкретные виды материи и энергии, которые обеспечивают развитие общества, но вырабатываются и формируются в природной среде, являются ее компонентами.

Природные ресурсы используются как:

- средства труда (земля, водные пути);

- источники энергии (горючие ископаемые, вода и т.д.);

- сырье и материалы (полезные ископаемые, леса и т.д.);

- продукты питания (питьевая вода, биоресурсы, грибы и т.д.);

- объекты рекреации (морские побережья и т.д.);

- средозащитные объекты (лесозащитные полосы и т.д.).

 

 

Природные ресурсы
Исчерпаемые 1) невозобновляемые (богатства недр) 2) возобновляемые (почва, растительный и животный мир, некоторые минеральные ресурсы) Неисчерпаемые 1) космические (солнечная радиация, морские приливы) 2) климатические (атмосферный воздух, энергия ветра) 3) водные (воды Мирового океана)

 

В природную сферу природные ресурсы входят как неотъемлемые компоненты природной среды; в социальную – как вещественные элементы производства и жизнедеятельности людей.

По возможности замены природные ресурсы классифицируются на:

1) заменимые (металл на пластмассу)

2) незаменимые (атмосферный кислород для дыхания).

 

Аспекты охраны природы

 

1) хозяйственно-экономический – любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования ПР. В хозяйственный оборот вовлечена масса ПР, поэтому необходимо их бережное расходование.

2) социально-политический – современному обществу присуще хищническое отношение к природе, поэтому необходимо думать о сохранении природы от негативного воздействия человека.

3) здравоохранительный – чистая вода, воздух, лес, необходимые условия для нормальной жизнедеятельности людей. Загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит ущерб здоровью людей.

4) эстетический – природы не только источник материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. Охране эстетически ценных мести Земли необходимо уделять особое внимание.

5) воспитательный – общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Любовь к природе, навыки бережного обращения с ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность.

6) научно-познавательный – связан с необходимостью сохранения для исследование естественных, ненарушенных человеком территорий. Это делает возможным разработку практических мер по охране природы.

 

Конечная цель охраны природы – обеспечение благоприятных условий для жизни настоящего и будущих поколений людей, для развития народного хозяйства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету.

 

Принципы охраны природы

 

1) Все природные явления имеют для человека множественно значение и должны оцениваться со всех точек зрения.

2) При использовании ПР необходимо руководствоваться правилом региональности.

3) Все явления в природе взаимосвязаны, поэтому охрана одного природного объекта может означать одновременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

 

В процессе изучения темы студент должен:

знать:

- понятие ПР;

- виды использования ПР;

- классификацию ПР;

- аспекты охраны природы;

- принципы охраны природы.

уметь:

- приводить примеры, раскрывать основные принципы охраны природы.

 

Литература

 

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2003.
  2. Винокурова Н.Ф. Природопользование. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Винклер Х. Мировые ресурсы. – М.: Прогресс, 1986.

 

 

Тема 5. Экологические проблемы различных отраслей природопользования

 

Цель: понимать проблемы ресурсного природопользования, знать особенности их проявления и основные пути решения проблем.

 

Лекция преподавателя, в процессе которой раскрываются:

1) основные проблемы добывающей промышленности;

2) проблемы лесопользования;

3) проблемы промыслового природопользования;

4) проблемы обрабатывающей промышленности;

5) проблемы, связанные с сельским хозяйством;

6) проблемы транспорта;

7) проблемы рекреационного природопользования.

 

В процессе изучения темы студент должен:

знать:

- основные проблемы, связанные с ресурсным природопользованием;

- пути решения основных видов проблем.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие проблемы природопользования связаны с добывающей промышленностью?

2. К каким последствиям приводит нерациональное природопользование в этой сфере?

3. Как можно решить проблемы, связанные с данной отраслью?

4. Что включает промышленное лесопользование?

5. Что такое продуктивность лесов? От чего она зависит?

6. Дайте оценку с точки зрения промышленного лесопользования лесов европейской и азиатской части России.

7. Какие нарушения возникают в природном комплексе из-за нерационального лесопользования?

8. Какие причины вызывают сокращение промысловых видов?

9. Что означает идея превращения промысла в отрасль хозяйства?

10. От чего зависит острота экологических проблем в обрабатывающей промышленности?

11. Охарактеризуйте сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду.

12. Какие причины вызывают процесс опустынивания?

13. Как решить проблемы с сокращением сельскохозяйственных угодий?

14. Охарактеризуйте транспорт, как фактор воздействия на окружающую среду.

15. Какое воздействие оказывает автомобильный транспорт на окружающую среду?

16. Какие виды воздействия на окружающую среду оказывает: морской, речной, воздушный, трубопроводный транспорт?

17. Какие ресурсы относятся к рекреационным? В чем проявляются особенности этих видов ресурсов?

18. Какие последствия вызывает рекреационное природопользование?

 

Литература

 

  1. Винокурова Н.Ф. Природопользование. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Страны и народы. Земля и человечества. Глобальные проблемы. – М.: Мысль, 1985.

 

 

Тема 6. Загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения

На здоровье человека

 

Цель: овладеть понятием «здоровье», понимать влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, понимать зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды.

 

Здоровье – состояние полного психического, физического и социального комфорта человека. Это такое состояние организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. (ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения).

Здоровье бывает:

1) личное – здоровье одного человека.

2) популяционное – здоровье группы людей.

 

Показатели популяционного здоровья:

- смертность;

- заболеваемость;

- продолжительность жизни;

- физическое развитие;

- индивидуальные особенности.

 

Факторы, влияющие на здоровье

1) медицинское обслуживание – качество и своевременность оказанной медицинской помощи. Степень влияния – 10%.

2) состояние окружающей среды – природные условия территории, наличие промышленных предприятий, транспортных путей и т.д. Степень влияния – 20%.

3) наследственность – индивидуальные особенности организма, который получил человек на генетическом уровне. Степень влияния – 20%.

4) образ жизни – окружение человека, его привычки и т.д. Степень влияния – 50%.

 

Виды заболеваний

 

1) эндемические – вызваны недостатком или переизбытком в окружающей среде каких-либо веществ.

2) антропогенные – вызваны деятельностью человека.

 

Классификация антропогенных загрязнителей

 

1) химические вещества;

- промышленные яды;

- сельскохозяйственные ядохимикаты;

- бытовые химикаты;

2) лекарственные средства;

3) биологические и растительные яды;

4) отравляющие вещества.

 

Наличие загрязняющих веществ опасно тем, что они с избирательной точностью действуют на тот или иной орган.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.229.90 (0.011 с.)