ТОП 10:

Права собственности на природные ресурсы ООПТ.



В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (ст. 95 Земельного кодекса).

Животный мир, лесной фонд и водные объекты, в соответствии с законодательством, находятся в федеральной собственности.

Земли и природные ресурсы различных видов охраняемых природных территорий не изымаются у владельцев, пользователей и собственников при их создании.

Земельные участки государственных природных заповедников и национальных парков (за исключением отдельных, специально установленных случаев) относятся к земельным участкам, изъятым из оборота (ст. 27 Земельного кодекса), не могут предоставляться в частную собственность (подлежать приватизации) и использоваться в качестве объектов сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственных природных заповедников. Земли государственных заповедников и национальных парков предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. На территории национальных парков могут располагаться различные населенные пункты.

В пределах иных особо охраняемых природных территорий земельные участки ограничиваются в обороте, т.е. не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Природные парки должны располагаться на землях, находящихся в государственной собственности субъектов Федерации и предоставленных названным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях — на землях частных собственников или других землепользователей.

Заказники создаются как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Если государственный природный заказник образуется на изъятых у землепользователей участках, то земельный участок, на котором располагается такой заказник, будет являться либо федеральной собственностью, либо государственной собственностью субъекта РФ (в зависимости от значения заказника). Участки, не изъятые у землепользователей, могут принадлежать им на праве частной собственности.

Памятники природы образуются как без изъятия, так и с изъятием занимаемых земельных участков у собственников, владельцев, пользователей этих участков (ст. 26 Закона об ООПТ). В последнем случае земля переходит в федеральную собственность или государственную собственность соответствующего субъекта РФ. Если же земельные участки под памятниками природы у землепользователей не изымаются, то они находятся у них на тех правах, на которых были предоставлены. Другие природные ресурсы на территории памятника природы могут использоваться гражданами и юридическими лицами на различных правах в установленном законом порядке.

Дендрологические парки и ботанические сады имеют земельные участки, переданные им, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся, в постоянное (бессрочное) пользование. Земли и природные ресурсы на территории парков и садов находятся в федеральной или государственной собственности субъекта РФ (в зависимости от значения конкретного парка или сада).

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами лечебно-оздоровительных местностей и курортов находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Природные лечебные ресурсы являются федеральной или государственной собственностью субъектов Федерации (ст. 9 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Их разработку и использование осуществляют юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на эти виды деятельности. Другие природные ресурсы на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться у проживающих там граждан и у юридических лиц на различных правах в соответствии с действующим природоресурсным законодательством.

 

Ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена возможность резервирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и ограничения на них хозяйственной деятельности.

 

3. Система государственного управления ООПТ

 

Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

 

Перечень специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды определяется Правительством Российской Федерации и в настоящее время включает:

– Министерство природных ресурсов Российской Федерации;

– Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

– Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

– Федеральная служба геодезии и картографии России;

– Федеральная служба охраны Российской Федерации;

– Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.

 

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Согласно положению об МПР России в ведении министерства наряду с другими объектами и организациями находятся особо охраняемые природные территории.

Одной из основных задач МПР России является координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Для выполнения этой задачи МПР России реализует следующие функции:

– разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий;

– обеспечивает ведение государственного кадастра государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и определяет перечень его показателей;

– формирует систему особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Министерства;

– определяет порядок регулирования численности объектов животного мира на подведомственных особо охраняемых природных территориях.

По состоянию на 1 января 2010 г. из 101 государственного природного заповедника России 97 находились в непосредственном ведении и управлении МПР России; 39 из 40 национальных парков России находятся в ведении МПР России. Управление ими осуществляется Министерством напрямую. В ведении и управлении МПР России, находятся 67 заказников федерального значения, из них 3 («Земля Франца-Иосифа», «Каменная степь» и «Сумароковский») управляются через территориальные органы МПР России (соответственно в Архангельской, Воронежской и Костромской областях), а остальные находятся в непосредственном подчинении близлежащих государственных природных заповедников:

«Североземельский» — заповедник «Большой Арктический»,

«Кабанский» — Байкальский заповедник,

«Цасучейский бор» — заповедник «Даурский»,

«Южно-Камчатский» — Кроноцкий заповедник,

«Малые Курилы» — заповедник «Курильский»,

«Елогуйский» — заповедник «Центральносибирский»,

«Цейский» — Северо-Осетинский заповедник,

«Верхне-Кондинский» — заповедник «Малая Сосьва».

Территориальные органы МПР России осуществляют государственный контроль за функционированием 28 памятников природы федерального значения (в том числе 18, расположенных на землях лесного фонда) и более 10 тысяч памятников природы регионального значения.

 

Контрольно-ревизионную функцию для ООПТ федерального уровня осуществляет Росприроднадзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования(с Управлением ООПТ и разрешительной деятельности), являющийся подведомственным органом Минприроды.

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

На Минсельхоз России возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного управления в области организации и функционирования государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства. До 2010 г. из 69 государственных природных заказников федерального значения 57 находились в ведении и управлении Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России. В настоящее время все 69 государственных природных заказников находятся в ведомстве МПР России.

 

Федеральная служба охраны Российской Федерации

В ведении Федеральной службы находится: один федеральный заказник — Госкомплекс «Таруса», который является элитным правительственным охотничьим хозяйством; государственный комплекс «Завидово» со статусом национального парка, являющийся загородной резиденцией Президента РФ и охотничьими угодьями администрации Президента.

 

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству

Небольшое количество рыбохозяйственных (ихтиологических) заказников находится в ведении и управлении бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

Госкомрыболовство предоставляет своим территориальным органам ряд полномочий по внесению предложений о создании ООПТ. Например, Нижневолжское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства вносит в установленном порядке предложения о создании ихтиологических заповедников, заказников и других особо охраняемых акваторий. Аналогичные функции даны и другим бассейновым управлениям (Камско-Уральское, Амурское, Карельское и др.).

 

Иные федеральные ведомства

Кроме оговоренного перечня специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, есть ряд органов власти и федеральных ведомств, не имеющих полномочий в сфере охраны окружающей природной среды, но осуществляющих управление ООПТ различных категорий.

 

Министерство образования Российской Федерации

В ведении Минобразования России находится заповедник «Галичья гора», который находится в непосредственном управлении Воронежского государственного университета; ботанический заказник «Троицкий» в Челябинской области находится в ведении и управлении Пермского госуниверситета.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

На Минздрав России возложена функция контроля за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции. Министерство уполномочено определять и проводить государственную политику в области курортного дела, а также вести государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.

Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Имеется прецедент создания ООПТ (дендрологического парка) федерального значения с передачей его в ведение Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу: дендрологический парк федерального значения Министерства строительства РФ в Становлянском районе Липецкой области на базе Лесостепной опытно-селекционной станции указанного Министерства.

В ведении Госстроя находится также дендрологический парк федерального значения ФГУП «Совхоз «Южные культуры» (г. Сочи).

 

Российская академия наук

В ведении РАН и в непосредственном управлении ее структурных подразделений в настоящее время находятся 3 заповедника — Ильменский, Уссурийский, Дальневосточный морской. Заповедник «Кедровая падь» в 2009 г. передан под руководство МПР.

Кроме того, в ведении РАН могут находиться ботанические сады (например, Ботанический сад Амурского научного центра Дальневосточного отделения РАН).

 

Органы власти субъектов Российской Федерации

Непосредственно в ведении и управлении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации находятся многие природные парки, часть природных парков передано в управление территориальным органов МПР.

Широко применяется практика передачи решениями региональных органов государственной власти государственных природных заказников и памятников природы регионального значения в непосредственное управление либо под контроль близлежащим ГПЗ.

 

 

Вопросы:

  1. Какие федеральные законы определяют формы территориальной охраны природы в России?
  2. Как определяется в законодательной базе особо охраняемая природная территория?
  3. Какие основные типы ООПТ закреплены в федеральном законодательстве?
  4. Какие иные формы охраняемых природных территорий возможны в Российской Федерации?
  5. На какие государственные структуры возложены функции организации, координации и контроля в области территориальной охраны природы в Российской Федерации?

 

Литература:

Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия, 2001. / Ред. А.С. Шестаков. — М.: ГЕОС. 407 с.

Ответственность за правонарушения в области использования и охраны биологических ресурсов (практическое пособие). 2007. Авторы-составители: В.Р. Гехт, В.Б. Степаницкий. — Владивосток: Изд-во «Апельсин». 246 с.

Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства. 2003. Под ред А.С. Шестакова. — М.: Из-во КМК. 352 с.

Сборник руководящих документов по заповедному делу. 2000. Сост. В.Б. Степаницкий. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 703 с.

Степаницкий В.Б., 2001. Постатейный комментарий к Федеральному Закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 114 с.

Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л., Куксин Г.В., 2006. Организация и деятельность службы охраны в государственных природных заповедниках и национальных парках. Справочно-методическое пособие. — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF). 160 с.

Степаницкий В.Б., Троицкая Н.И., Федотов М.П., Крейндлин М.Л., Стишов М.С., 2003. Особо охраняемые природные территории России: итоги последнего десятилетия. — М.: МСОП. 64 с.

www.mnr.gov.ru

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.94.109 (0.012 с.)