Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права собственности на природные ресурсы оопт.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Земли ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (ст. 95 Земельного кодекса). Животный мир, лесной фонд и водные объекты, в соответствии с законодательством, находятся в федеральной собственности. Земли и природные ресурсы различных видов охраняемых природных территорий не изымаются у владельцев, пользователей и собственников при их создании. Земельные участки государственных природных заповедников и национальных парков (за исключением отдельных, специально установленных случаев) относятся к земельным участкам, изъятым из оборота (ст. 27 Земельного кодекса), не могут предоставляться в частную собственность (подлежать приватизации) и использоваться в качестве объектов сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственных природных заповедников. Земли государственных заповедников и национальных парков предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. На территории национальных парков могут располагаться различные населенные пункты. В пределах иных особо охраняемых природных территорий земельные участки ограничиваются в обороте, т.е. не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных федеральными законами. Природные парки должны располагаться на землях, находящихся в государственной собственности субъектов Федерации и предоставленных названным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях — на землях частных собственников или других землепользователей. Заказники создаются как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Если государственный природный заказник образуется на изъятых у землепользователей участках, то земельный участок, на котором располагается такой заказник, будет являться либо федеральной собственностью, либо государственной собственностью субъекта РФ (в зависимости от значения заказника). Участки, не изъятые у землепользователей, могут принадлежать им на праве частной собственности. Памятники природы образуются как без изъятия, так и с изъятием занимаемых земельных участков у собственников, владельцев, пользователей этих участков (ст. 26 Закона об ООПТ). В последнем случае земля переходит в федеральную собственность или государственную собственность соответствующего субъекта РФ. Если же земельные участки под памятниками природы у землепользователей не изымаются, то они находятся у них на тех правах, на которых были предоставлены. Другие природные ресурсы на территории памятника природы могут использоваться гражданами и юридическими лицами на различных правах в установленном законом порядке. Дендрологические парки и ботанические сады имеют земельные участки, переданные им, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся, в постоянное (бессрочное) пользование. Земли и природные ресурсы на территории парков и садов находятся в федеральной или государственной собственности субъекта РФ (в зависимости от значения конкретного парка или сада). Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами лечебно-оздоровительных местностей и курортов находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Природные лечебные ресурсы являются федеральной или государственной собственностью субъектов Федерации (ст. 9 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Их разработку и использование осуществляют юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии на эти виды деятельности. Другие природные ресурсы на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться у проживающих там граждан и у юридических лиц на различных правах в соответствии с действующим природоресурсным законодательством.
Ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрена возможность резервирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и ограничения на них хозяйственной деятельности.
3. Система государственного управления ООПТ
Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.
Перечень специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды определяется Правительством Российской Федерации и в настоящее время включает: – Министерство природных ресурсов Российской Федерации; – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; – Федеральная служба геодезии и картографии России; – Федеральная служба охраны Российской Федерации; – Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Согласно положению об МПР России в ведении министерства наряду с другими объектами и организациями находятся особо охраняемые природные территории. Одной из основных задач МПР России является координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Для выполнения этой задачи МПР России реализует следующие функции: – разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий; – обеспечивает ведение государственного кадастра государственного кадастра особо охраняемых природных территорий и определяет перечень его показателей; – формирует систему особо охраняемых природных территорий, осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий, находящихся в ведении Министерства; – определяет порядок регулирования численности объектов животного мира на подведомственных особо охраняемых природных территориях. По состоянию на 1 января 2010 г. из 101 государственного природного заповедника России 97 находились в непосредственном ведении и управлении МПР России; 39 из 40 национальных парков России находятся в ведении МПР России. Управление ими осуществляется Министерством напрямую. В ведении и управлении МПР России, находятся 67 заказников федерального значения, из них 3 («Земля Франца-Иосифа», «Каменная степь» и «Сумароковский») управляются через территориальные органы МПР России (соответственно в Архангельской, Воронежской и Костромской областях), а остальные находятся в непосредственном подчинении близлежащих государственных природных заповедников: «Североземельский» — заповедник «Большой Арктический», «Кабанский» — Байкальский заповедник, «Цасучейский бор» — заповедник «Даурский», «Южно-Камчатский» — Кроноцкий заповедник, «Малые Курилы» — заповедник «Курильский», «Елогуйский» — заповедник «Центральносибирский», «Цейский» — Северо-Осетинский заповедник, «Верхне-Кондинский» — заповедник «Малая Сосьва». Территориальные органы МПР России осуществляют государственный контроль за функционированием 28 памятников природы федерального значения (в том числе 18, расположенных на землях лесного фонда) и более 10 тысяч памятников природы регионального значения.
Контрольно-ревизионную функцию для ООПТ федерального уровня осуществляет Росприроднадзор — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (с Управлением ООПТ и разрешительной деятельности), являющийся подведомственным органом Минприроды.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации На Минсельхоз России возложено осуществление в пределах своей компетенции государственного управления в области организации и функционирования государственных природных заказников, находящихся в ведении Министерства. До 2010 г. из 69 государственных природных заказников федерального значения 57 находились в ведении и управлении Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхоза России. В настоящее время все 69 государственных природных заказников находятся в ведомстве МПР России.
Федеральная служба охраны Российской Федерации В ведении Федеральной службы находится: один федеральный заказник — Госкомплекс «Таруса», который является элитным правительственным охотничьим хозяйством; государственный комплекс «Завидово» со статусом национального парка, являющийся загородной резиденцией Президента РФ и охотничьими угодьями администрации Президента.
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству Небольшое количество рыбохозяйственных (ихтиологических) заказников находится в ведении и управлении бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Госкомрыболовство предоставляет своим территориальным органам ряд полномочий по внесению предложений о создании ООПТ. Например, Нижневолжское бассейновое управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства вносит в установленном порядке предложения о создании ихтиологических заповедников, заказников и других особо охраняемых акваторий. Аналогичные функции даны и другим бассейновым управлениям (Камско-Уральское, Амурское, Карельское и др.).
Иные федеральные ведомства Кроме оговоренного перечня специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, есть ряд органов власти и федеральных ведомств, не имеющих полномочий в сфере охраны окружающей природной среды, но осуществляющих управление ООПТ различных категорий.
Министерство образования Российской Федерации В ведении Минобразования России находится заповедник «Галичья гора», который находится в непосредственном управлении Воронежского государственного университета; ботанический заказник «Троицкий» в Челябинской области находится в ведении и управлении Пермского госуниверситета. Министерство здравоохранения Российской Федерации На Минздрав России возложена функция контроля за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в пределах своей компетенции. Министерство уполномочено определять и проводить государственную политику в области курортного дела, а также вести государственный реестр курортного фонда Российской Федерации. Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Имеется прецедент создания ООПТ (дендрологического парка) федерального значения с передачей его в ведение Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу: дендрологический парк федерального значения Министерства строительства РФ в Становлянском районе Липецкой области на базе Лесостепной опытно-селекционной станции указанного Министерства. В ведении Госстроя находится также дендрологический парк федерального значения ФГУП «Совхоз «Южные культуры» (г. Сочи).
Российская академия наук В ведении РАН и в непосредственном управлении ее структурных подразделений в настоящее время находятся 3 заповедника — Ильменский, Уссурийский, Дальневосточный морской. Заповедник «Кедровая падь» в 2009 г. передан под руководство МПР. Кроме того, в ведении РАН могут находиться ботанические сады (например, Ботанический сад Амурского научного центра Дальневосточного отделения РАН).
Органы власти субъектов Российской Федерации Непосредственно в ведении и управлении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации находятся многие природные парки, часть природных парков передано в управление территориальным органов МПР. Широко применяется практика передачи решениями региональных органов государственной власти государственных природных заказников и памятников природы регионального значения в непосредственное управление либо под контроль близлежащим ГПЗ.
Вопросы:
Литература: Законодательство России об использовании и охране биологического разнообразия, 2001. / Ред. А.С. Шестаков. — М.: ГЕОС. 407 с. Ответственность за правонарушения в области использования и охраны биологических ресурсов (практическое пособие). 2007. Авторы-составители: В.Р. Гехт, В.Б. Степаницкий. — Владивосток: Изд-во «Апельсин». 246 с. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства. 2003. Под ред А.С. Шестакова. — М.: Из-во КМК. 352 с. Сборник руководящих документов по заповедному делу. 2000. Сост. В.Б. Степаницкий. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 703 с. Степаницкий В.Б., 2001. Постатейный комментарий к Федеральному Закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях». 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы. 114 с. Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л., Куксин Г.В., 2006. Организация и деятельность службы охраны в государственных природных заповедниках и национальных парках. Справочно-методическое пособие. — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF). 160 с. Степаницкий В.Б., Троицкая Н.И., Федотов М.П., Крейндлин М.Л., Стишов М.С., 2003. Особо охраняемые природные территории России: итоги последнего десятилетия. — М.: МСОП. 64 с. www.mnr.gov.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.75.247 (0.012 с.) |