Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защитные и ценные леса, защитные участки леса.

Поиск

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

и) нерестоохранные полосы лесов.

К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

В лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В лесопарковых зонах запрещаются:

– использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

– осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

– ведение сельского хозяйства;

– разработка месторождений полезных ископаемых;

– размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

В целях охраны лесопарковых зон допускается возведение ограждений на их территориях.

В зеленых зонах запрещаются: проведение сплошных рубок лесных насаждений; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов.

Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Музеи-заповедники.

Являются традиционной и широко распространенной формой охраны культурных и природных ценностей наследия России. По профилю музеи-заповедники подразделяются на историко-мемориальные, историко-архитектурные, литературные, военно-исторические, музеи под открытым небом, комплексные историко-культурные и природные. Первый раз слово «заповедник» появилось в названии музея «Пушкинский уголок» (ныне Михайловское). С конца 1950-х годов статус музея-заповедника начали присваивать официально. В 2010 г. в России насчитывается порядка 100 музеев-заповедников.

Деятельность музеев-заповедников регламентируется Федеральным законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (от 15.12.1978, в редакции № 73-ФЗ от 25.06.2002) и конкретным «Положением о государственном историко-культурном музее-заповеднике». Как учреждения культурного наследия, музеи-заповедники подчиняются распоряжениям Министерства культуры РФ.

Музей-заповедник — это научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение культуры, создаваемое для полноценного сохранения, изучения, популяризации и использования в музейных и туристическо-рекреационных целях памятников истории и культуры, представляющих особую ценность для обеспечения целостности исторической среды и прилегающих ландшафтов. Для ряда существующих музеев-заповедников природная среда может быть едва ли не основной исторической ценностью — например, Михайловское, Ясная Поляна, Куликово поле.

В Москве функционируют государственные: музей-заповедник «Московский Кремль»; историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицино»; художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское». На территории Московской области открыты 10 государственных музеев-заповедников, из которых следует упомянуть Бородино, Шахматово, Большие Вяземы, Горки Ленинские, Абрамцево, имеющие значительные участки природных комплексов.

Но в законодательной базе недостаточно четко прописаны условия природопользования в музеях-заповедниках, что часто создает почву для разнообразных нарушений.

 

3. Охраняемые территории международного значения

 

Согласно ст. 71 Конституции России внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, а также внешнеэкономические отношения РФ являются вопросами исключительного ведения Российской Федерации. Международные договоры России с зарубежными государствами и международными организациями заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на всей российской территории.

Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15). Той же статьей определен приоритет норм международного законодательства перед национальным, т.к. указано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора: международные договоры, являясь частью национального законодательства, могут рассматриваться как нормативные правовые акты прямого действия (в случае применения конкретных норм).

 

Россия участвует в целом ряде международных соглашений и процессов, в рамках которых проводится работа по развитию системы ООПТ. К наиболее значимым международным инструментам в данной сфере можно отнести:

– Конвенция о биологическом разнообразии;

– Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц;

– Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия;

– программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и ее Всемирная сеть биосферных резерватов;

– Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия.

 

В России существует следующие три категории ООПТ международного статуса:

· участки всемирного природного наследия;

· водно-болотные угодья международного значения;

· биосферные резерваты, включенные во Всемирную сеть биосферных резерватов.

Некоторым российским ООПТ присвоены Европейские дипломы для охраняемых территорий, присуждаемые Советом Европы.

Кроме того, в рамках осуществления двустроннего сотрудничества России с соседними и иными государствами в сфере охраны окружающей среды предусматривается как совместные действия по развитию системы ООПТ, так и создание трансграничных совместных ООПТ (приложение 6).

 

Водно-болотные угодья (ВБУ) международного значения.

На территории России разнообразные водно-болотные угодья занимают огромные пространства: около 2 миллионов озер общей площадью (без Каспия) 370 тыс. км2, 120 тысяч рек длиной около 2,3 млн. км, болота занимают 1,8 млн. км2, протяженность морских побережий составляет десятки тысяч километров (приложение 5).

Советский Союз в 1976 г. ратифицировал «Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» от 2 февраля 1971 г. (Рамсар, Иран). Правительство РФ только в 1994 г. подтвердило международный статус для трех существовавших ранее и 32 новых участков ВБУ. В результате общее количество водно-болотных угодий международного значения в России достигло 35, а их площадь составила 10,7 млн.га. В этих ВБУ к августу скапливается десять миллионов водоплавающих птиц, что составляет 12% их российской популяции.

Российская программа Wetlands International в сотрудничестве с научным органом Рамсарской конвенции в России (Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы) и МПР России подготовила список наиболее ценных ВБУ в России, включающий свыше 200 участков. Из них выбрано 41 ВБУ (общей площадью около 1,7 млн. га) в качестве приоритетных для номинирования в качестве ВБУ международного значения.

 

Определение ВБУ дано в тексте Конвенции и документах ее Конференций Сторон. «Водно-болотное угодье — районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных, пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров» (ст. 1.1 Международной конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц). Водно-болотные угодья могут включать прибрежные речные и морские зоны, смежные с водно-болотными угодьями, острова или морские водоемы с глубиной больше шести метров во время отлива, расположенные в пределах водно-болотных угодий (ст. 2.1 Конвенции), а также подземные карстовые и пещерные гидрологические системы (Резолюция 6.5 Шестой Конференции сторон Конвенции, 1996 г.). Водно-болотное угодье международного значения — водно-болотные угодья, включенные в соответствие с установленным порядком в Список водно-болотных угодий международного значения в рамках Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.

В Российском законодательстве нет единства в отношении самого термина ВБУ. С одной стороны Рамсарская конвенция и данное ею определение ВБУ в соответствии с Конституцией РФ имеют прямое действие. С другой стороны в нормативных правовых актах можно найти и иное толкование, например, Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами» рассматривает низовые болота в качестве водно-болотных угодий. В данном случае необходимо исходить из приоритета норм международного законодательства.

Помимо собственно норм Рамсарской конвенции, единственным законодательным документом, регламентирующим возможность создания ВБУ в качестве категории ООВО является Водный кодекс (ст. 118). В ст. 119 ВК РФ определил, что особо охраняемые водные объекты международного значения водно-болотные угодья могут быть определены в качестве особо охраняемых водных объектов международного значения в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ. Режим использования и охраны ООВО международного значения определяется международными договорами и законодательством РФ.

 

Координация проведения работ, связанных с членством РФ в Рамсарской конвенции и по обеспечению выполнения Россией обязательств, вытекающих из данной конвенции, возложена на МПР России (Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 166-р).

Режимы различных категорий ООПТ, включенных в состав ВБУ международного значения сохраняются. На территориях запрещается:

– нахождение посторонних лиц и туристов без согласования с территориальным органом МПР;

– применение всех видов ядохимикатов;

– уничтожение редких и исчезающих видов растений;

– засорение территории мусором, бытовыми и производственными отходами;

– полеты воздушных судов на высотах ниже 800 м в период пребывания водоплавающих птиц в пределах ВБУ, за исключением установленных пассажирских трасс;

– разорение гнезд и кладок.

 

В 1999 г. при содействии Wetlands International была подготовлена «Стратегия сохранения водно-болотных угодий Российской Федерации». Стратегия определяет основные направления деятельности государства, общественных организаций и граждан по сохранению и рациональному использованию водно-болотных угодий России в интересах настоящего и будущих поколений. Приоритетными задачами в сфере обеспечения сохранения ВБУ в Росси признаны:

– формирование банка данных и создание кадастра водно-болотных угодий страны;

– создание системы регулярного получения и анализа информации по состоянию водно-болотных угодий;

– сохранение наиболее ценных водно-болотных угодий путем придания им статуса угодий особого (международного, федерального, регионального) значения согласно обязательствам страны по Рамсарской конвенции;

– принятие законодательства, обеспечивающего сохранение водно-болотных угодий в масштабах всей страны;

– обеспечение устойчивого природопользования на водно-болотных угодьях;

– формирование у россиян осознания ценности и необходимости охраны водно-болотных угодий;

– привлечение населения к принятию решений по использованию и охране водно-болотных угодий;

– создание научно-методической базы охраны и рационального использования водно-болотных угодий;

– оптимизация системы международных связей России по проблемам сохранения водно-болотных угодий.

 

Далеко не все ВБУ международного значения созданы на основе ООПТ. Многие включают территории ООПТ регионального значения. Это вместе с указаниями постановления Правительства РФ № 1050 об установлении границ ВБУ международного значения и утверждения положения о них субъектами РФ привело к ситуации, когда некоторые субъекты РФ стали вводить своими законами специальную категории региональных ООПТ — водно-болотные угодья международного значения. Такая ситуация в целом противоречит духу федерального законодательства, когда объекты международного значения являются федеральными объектами и отвечает за их сохранность РФ (при участии субъектов РФ). В связи с этим представляется целесообразным:

– законодательно утвердить требование о введении федерального статуса всех ВБУ международного значения;

– утвердить Примерное положение о ВБУ международного значения;

– закрепить требование об утверждении положения о ВБУ международного значения федеральным органом, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды при согласовании с субъектами РФ.

 

Объекты всемирного природного наследия.

«Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» была принята 16 ноября 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), собравшейся в Париже с 17 октября по 21 ноября 1972 г. Советский Союз ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия в 1988 г. (указ Президиума ВС СССР от 9 марта 1988 г. № 8595-XI «О ратификации Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия»). Россия продолжает участие в данной Конвенции как правопреемница СССР.

 

В настоящее время в России 6 природных участков включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (приложение 3).

 

Предложения о включении объектов в Список всемирного наследия ЮНЕСКО готовят с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ: в отношении культурного наследия — Министерство культуры Российской Федерации; в отношении природного наследия — Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

ФЗ «Об охране окружающей среды» при определении объектов охраны окружающей среды установил, что помимо иных объектов (дан их перечень) особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия.

В российском законодательстве определенные указания на порядок создания, режим, типы объектов и участков всемирного наследия даны только в отношении культурного наследия. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» среди видов объектов культурного наследия выделяются достопримечательные места (ст. 3). Достопримечательные места включают совместные творения человека и природы, в том числе:

– места бытования народных художественных промыслов;

– памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;

– места совершения религиозных обрядов.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством и данным законом (ст. 5). Земли историко-культурного назначения относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (ст. 94 ЗК РФ). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия ограничиваются в обороте (ст. 27 ЗК РФ).

Установление порядка формирования перечня объектов культурного наследия, рекомендуемых Россией для включения в Список всемирного наследия и утверждение режимов использования территорий и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, отнесено законом к полномочиям Российской Федерации (ст. 9). Для обеспечения сохранности объекта всемирного культурного наследия на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны. Природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, подлежат федеральному государственному экологическому контролю.

В действующем законодательстве фактически отсутствуют нормы, регламентирующие создание, режим управления и охраны участков всемирного природного наследия. На практике их управление и охрана осуществляются в соответствии с положениями об ООПТ, входящими в состав участка. Остается неясным статус собственности, уровень принадлежности участков всемирного природного наследия, поскольку в их состав входят ООПТ как федерального, так и регионального значения.

 

Биосферные резерваты в России.

Концепция биосферных резерватов была разработана в 1974 г. Специальной рабочей группой в рамках программы «Человек и биосфера» (МАБ) ЮНЕСКО. В 1976 г. началось создание Всемирной сети биосферных резерватов, которая к настоящему времени включает 564 резервата, расположенных в 109 странах. В России зарегистрировано 39 биосферных резерватов (приложение 4).

Данная программа и деятельность в ее рамках не является элементами международного права и документы принимаемые в процессе ее деятельности носят лишь рекомендательный характер и их выполнение полностью зависит от доброй воли государств, участвующих в программе.

Биосферный резерват — международно признанная (включенная в систему международных резерватов ЮНЕСКО), номинированная правительствами стран и остающаяся в юрисдикции государств территория наземных или морских экосистем, способствующих совмещению функций сохранения биоразнообразия и его устойчивого использования.

В России (и бывшем СССР) биосферные резерваты стали создаваться с 1978 г. При этом концепция биосферных резерватов была определенным образом адоптирована к условиям страны и статус «международного биосферного резервата», как правило, присуждался наиболее значимым и «элитным» заповедникам, что создавало им дополнительный специальный статус (влияющий также и на дополнительное или преимущественное финансирование). При этом режим использования и охраны территории оставался в соответствии с положением о конкретном заповеднике и был существенно строже, чем предполагалось по концепции биосферных резерватов, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность зонирования территории ГПЗ.

Согласно Федеральным законам «Об особо охраняемых природных территориях» (ст.10) и «Охране окружающей среды» среди категорий ООПТ выделяются государственные природные биосферные заповедники (ГПБЗ). При этом оба закона рассматривают ГПБЗ как разновидность государственных природных заповедников, тем самым фактически задавая соответствующие условия режима и охраны для ГПБЗ. Закон об ООПТ определил, что к территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены биосферные полигоны в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы. Данная норма, по сути, отражает положения Севильской стратегии в части многофункциональности и зонирования территории биосферных резерватов, чего фактически в существовавших ГПБЗ не было.

В 2002 г. впервые статус биосферных резерватов был присвоен национальным паркам. В течение 1990-х годов ряд новых ГПБЗ был спроектирован уже с учетом зонирования территории в соответствии с положениями Севильской стратегии.

 

Изначально заложенный в российском законодательстве принцип создания биосферных резерватов, как полигона для ведения экологического мониторинга оказался на практике практически невыполненным. Помимо собственно закона об ООПТ задачу организации мониторинга в ГПБЗ подтвердили и документы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Данное ведомство может принимать решения об организации и закрытии гидрометеорологических станций и постов, стационарных и подвижных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, в том числе станций комплексного фонового мониторинга в биосферных заповедниках. Однако станции фонового мониторинга практически не функционируют и не выполняются международные обязательства по его комплексному осуществлению в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

 

Применение Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия в России.

Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия (ОЕСБЛР) была принята на Конференции министров «Окружающая среда для Европы» в Софии (Болгария) в 1995 г. Свои подписи под документом поставили 55 министров. В регион действия стратегии входят все страны Евразии в составе стран членов Совета Европы (включая страны Средней Азии). Стратегия закладывает основы и механизмы для стабилизации состояния и охраны биологического и ландшафтного разнообразия в Европе на долгосрочную перспективу. С момента принятия ОЕСБЛР стала наиболее существенным и признанным инструментом пространственного сохранения окружающей среды в Европе, а в 2001 г. на заседании Совета ОЕСБЛР была признана главным инструментом исполнения Конвенции о биологическом разнообразии в Общеевропейском регионе.

 

Основу понятийного аппарата ОЕСБЛР составляют два термина.

Биологическое разнообразие: вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Ландшафтное разнообразие: формальное выражение многочисленных связей, которые существуют в данный период между индивидуумом или обществом и топографически очерченной территорией и внешнее проявление которых является результатом воздействия во времени природных и человеческих факторов и их комбинации.

 

В российском законодательстве термин «биологическое разнообразие» встречается в значительном количестве нормативных правовых актов, однако ни в одном из них не определен, что позволяет говорить об использовании данного понятия так, как оно определено в ст.2 Конвенции о биологическом разнообразии.

Содержание понятия «ландшафт» и способов их сохранения в ОЕСБЛР значительно отличается от российских правовых норм. В федеральном законе «Об охране окружающей среды» природный ландшафт определен как «...территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях». Ссылки на ландшафты также имеются в Земельном Кодексе и иных нормативных правовых актах (в частности, в Градостроительном Кодексе). Само понятие ландшафта (природного и культурного) в российском законодательстве крайне размыто и неопределенно, отсутствуют критериальные оценки для их определения. В официальных документах речь идет, как правило, о природных ландшафтах.

 

Европейский подход основан на имеющейся сегодня в Европе глубокой антропогенной трансформации исходных природных ландшафтов. Ландшафт рассматривается как топографически очерченная однородная территория, сформированная в результате комбинации антропогенных и природных воздействий. В соответствии с этим, понятийные различия определяют и различия в действиях по сохранению ландшафтов. Подходы, содержащиеся в ОЕСБЛР, направлены на интеграцию (в различной степени) механизмов сохранения биоразнообразия и ландшафтов в социально-экономическую жизнь, что обуславливает широкий спектр возможностей и разнообразие гибких механизмов природоохранной политики.

Подходы российского законодательства дают более широкие возможности для жесткой охраны естественных (мало нарушенных) территориальных объектов, однако сохранение ландшафтного разнообразия на территориях старого освоения и традиционного хозяйственного использования затруднено в связи с ограниченностью правового инструментария и некоторыми терминологическими трудностями. Развитие территориальных форм охраны природы в России основано на выделении имеющихся природных комплексов хорошей сохранности и обеспечение их жесткой охраны, в то время как европейские подходы направлены на снижение природопользования на имеющихся природно-антропогенных) территориях. Подходы, близкие к европейским, актуальны в Европейской части России (лесостепная и степная зоны, частично — зона широколиственных лесов), что требует сближения терминологии и введения в российское законодательство принципов аналогичных европейским.

 

В рамках деятельности ОЕСБЛР определено несколько основных направлений, которые непосредственно связаны с сохранением биоразнообразия:

Деятельность 1. Создание европейской экологической сети.

Деятельность 2. Учет соображений, касающихся биологического и ландшафтного разнообразия, в различных секторах.

Деятельность 3. Повышение информированности директивных органов

и общественности и расширение поддержки с их стороны.

Деятельность 4. Сохранение ландшафтов.

Деятельность 5. Прибрежные и морские экосистемы.

Деятельность 6. Речные и связанные с ними водно-болотные экосистемы.

Деятельность 7. Внутренние водно-болотные экосистемы.

Деятельность 8. Пастбищные экосистемы.

Деятельность 9. Лесные экосистемы.

Деятельность 10. Горные экосистемы.

Деятельность 11. Меры по охране находящихся под угрозой видов.

Все перечисленные направления крайне важны, но первое направление деятельности по созданию экосети имеет непосредственное отношение к формированию систем охраняемых территорий на различных уровнях (общеевропейский, национальный региональный и т.д.).

 

Развитие идей экологической сети в России.

Экологические сети, являются одним из основных инструментов пространственного сохранения ландшафтного и биологического разнообразия in-situ. Общеевропейская стратегия в области биологического и ландшафтного разнообразия в качестве одной из главных задач своих задач видит создание Общеевропейской экологической сети, в состав которой включаются и территории России.

По идеологии ОЕСБЛР экологическая сеть должна обеспечивать:

· сохранение всего комплекса экосистем, местообитаний, видов и их генетического разнообразия и ландшафтов особо значения (в случае ОЕСБЛР ландшафтов европейского значения);

· контроль за тем, чтобы местообитания были достаточного размера для создания условий, благоприятствующих сохранению видов;

· создание условий для миграции и расселения видов;

· восстановление нарушенных компонентов ключевых экосистем и их защиты от внешних воздействий.

Несмотря на очень значительное число работ и проектов по созданию эконетов общеевропейского, регионального или национального уровня в большинстве стран Европы, в настоящее время это понятие не имеет общепринятой трактовки и во многом остается «европейским изобретением».

Основные разночтения возникают по принципиальному вопросу, какие территории и объекты включаются в экологическую сеть. Существует два основных альтернативных подхода:

эконет — система охраняемых территорий, имеющих официальный статус и, как правило, изъятых или значительно ограниченных в использовании (в случае России особо охраняемые природные территории);

эконет — система охраняемых территорий различного типа и статуса, сочетающая функции строгой охраны и устойчивого использования (в случае России особо охраняемые природные территории, земли прирооохранного назначения, особо ценные земли).

Второй подход является реальной теоретической основой создания эконетов, которые призваны обеспечивать сохранение биоразнообразия при достаточно интенсивном хозяйственном использовании территории. Еще одна функция эконета — поддержание экологического баланса крупных регионов за счет создания сети природных и природно-антропогенных территорий различного функционального назначения (и с различными режимами использования). Таким образом, эконет — это оптимальный инструмент территориальной охраны природы. Исходя из указанных особенностей эконетов, они наиболее эффективны в условиях регионов интенсивного старого освоение, где естественные природные комплексы составляют незначительный процент площади и сильно изменены. В данном случае эконет позволяет до определенной степени снизить эффект фрагментации местообитаний и природных «островов», что часто не требуется в малоосвоенных регионах, где сохраняются естественные пространственные связи между ключевыми местообитаниями. В таких регионах создание экосетей может иметь превентивный характер для опережающего создания условий пространственного сохранения биоразнообразия до начала массового освоения и трансформации региона.

 

Развитие экологических сетей получило всемирное признание на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). План выполнения Всемирного саммита по устойчивому развитию (Параграф 42) в качестве одного из направлений действий по обеспечению сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и достижения цели существенного снижения потерь биоразнообразия к 2010 г. определяет развитие и поддержку инициатив по развитию национальных и регио­нальных экологических сетей и коридоров.

 

Понятие экологических сетей, либо альтернативных вариантов «система ООПТ» или «система охраняемых природных территорий» (СОПТ), в российском законодательстве федерального уровня отсутствует.

В соответствии со вторым подходом экологические сети состоят из различных функциональных элементов (территорий):

– ключевые районы или ядра (обеспечивают сохранение экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов особого значения);

– коридоры или переходные зоны (направлены на обеспечение и улучшение взаимосвязей между природными системами и целостности сети);

– восстановительные районы (территории, где требуется восстановление нарушенных элементов экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов особого значения или полное восстановление некоторых территорий);

– буферные зоны (обеспечивают защиту экосети от внешних неблагоприятных факторов).

В российском законодательстве указанных понятий в связи с развитием эконета нет. Однако, можно найти определенные функциональные соответствия между российской системой охраняемых территорий и элементами эконета.

Достаточно четко прописаны в территории, соответствующие ключевым районам и буферным зонам. Значительная часть ООПТ федерального значения способно выполнять функции ключевых районов. Их правовой статус определен федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и позволяет обеспечить все потребности для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Помимо этого, в соответствие с региональным законодательством устанавливаются иные формы ООПТ регионального и местного значений, некоторые из которых (в соответствии с их режимами) могут выполнять функции ядра.

Буферные зоны имеют широкий спектр российских аналогов — различные виды охранных зон и иных охраняемых земель, режим охраны которых также позволяет сохранять объекты, для защиты которых они создавались.

Непосредственных аналогов экологических коридоров и восстановительных районов в федеральном законодательстве нет. Основные методологические подходы ОЕСБЛР — создание территориально целостной системы, обеспечивающей сохранение экосистем, мест обитания, видов и их генетического разнообразия, ландшафтов — также не находят прямого отражения в российском законодательстве. Традиционная ориентация на сохранение отдельных «отгороженных» от человека уникальных в природном отношении территорий, практическая и правовая незащищенность местообитаний местного значения, ориентация на парадигму создания запретительных норм в данной сфере определяет юридический вакуум для развития принципов эконета в концепции ОЕСБЛР. Однако, в функциональном отношении в качестве коридоров в определенных случаях могут выступать водоохранные зоны рек, некоторые категории защитности лесов I группы и некоторые иные виды охраняемых природных территорий, принятые в законодательстве России.

 

При проектировании, создании, управлении, организации охраны и использования экологической сети или отдельных ее элементов должны соблюдаться следующие основные принципы:

– пространственное разделение природных территорий и земель с интенсивным хозяйственным освоением в целях обеспечения их взаимной стабильности и устойчивости;

– репрезентативность экологической сети;

самодостаточность, экологическая устойчивость функциональных элементов;

– дифференцированный подход, обеспечивающий соответствие пространственного размещения участков экологической сети и режима их функцио



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.019 с.)