ТОП 10:

Слои износа и защитные слои дорожных одежд



Общие положения

9.9.1.1Слои износа и защитные слои дорожных одежд устраивают с целью повышения шероховатости поверхности покрытия и его водонепроницаемости, а также для предупреждения разрушения и восстановления верхнего слоя покрытия:

– шероховатые слои на новых асфальтобетонных покрытиях из асфальтобетона типов В и Д, а также на покрытиях эксплуатируемых дорог для обеспечения необходимого коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия;

– слои износа на асфальтобетонных и других черных покрытиях предусматриваются для увеличения срока службы покрытий, обеспечения их ровности и улучшения условий движения;

– защитные слои, предусматриваются на конструктивных слоях дорожных одежд из цементобетона (в первый год эксплуатации), из черного щебня, эмульсионно-минеральных смесей при осуществлении строительства в несколько стадий.

9.9.1.2В зависимости от вида верхнего слоя покрытия и его состояния слои износа и защитные слои устраивают способом поверхностной обработки или с использованием асфальтобетонных и других смесей.

На дорогах IV и V категорий допускается устраивать слои износа из смесей мелкозернистых местных каменных материалов, обработанных органическими вяжущими.

9.9.1.3Работы по устройству поверхностной обработки покрытий следует выполнять в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха не ниже 10 °С при использовании в качестве вяжущего битумных эмульсий и не ниже 15 °С – при использовании битумов. Календарные сроки устройства поверхностной обработки для условий Республики Беларусь – с мая по июль месяц включительно; сроки ремонта ранее устроенной поверхностной обработки – с мая по август. Допускается продление сроков для Брестской и Гомельской областей, но не более чем на 15 календарных дней.

Устройство поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня

9.9.2.1При устройстве и ремонте поверхностной обработки следует руководствоваться требованиями [6] и настоящего технического кодекса.

9.9.2.2Для устройства поверхностной обработки применяют следующие материалы:

- щебень фракционированный марки не ниже 1000 из трудношлифуемых изверженных и метаморфических горных пород следующих фракций, мм (по ситам с круглыми отверстиями): от 2,5 до 5; св. 5 до 7,5; св. 5 до 10; св. 7,5 до 12,5; св. 10 до 15; св. 12,5 до 17,5; св. 15 до 20 по ГОСТ 8267 или СТБ 1311;

- битумы нефтяные дорожные вязкие марок БНД 90/130 по ГОСТ 22245 или БД 90/130 по СТБ 1062;

- эмульсии битумные катионные марок ЭБК-Б-65 или ЭБК-Б-70 по СТБ 1245;

- эмульсии битумные модифицированные марок ЭБКМ-Б-65 или ЭБКМ-Б-70 по СТБ 1245;

- битумы модифицированные марок БМП 100/150 или БМП 150/200 по СТБ 1220;

- целевые добавки (адгезионные, модифицирующие, пластифицирующие) согласно ТНПА на них.

Для устройства и ремонта поверхностной обработки следует применять щебень первой или второй группы по ГОСТ 8267, либо щебень кубовидный по СТБ 1311. Для первого слоя двойной поверхностной обработки на автомобильных дорогах II категории и ниже, а также при устройстве и ремонте одиночной поверхностной обработки на автомобильных дорогах IV категории и ниже допускается использование щебня третьей группы по ГОСТ 8267.

Органические вяжущие материалы должны обеспечивать требуемую адгезию (не менее 75 % по [6]) к щебню. При неудовлетворительной адгезии вяжущего к щебню следует использовать ПАВ.

9.9.2.3Нормы расхода материалов для устройства поверхностной обработки устанавливают в зависимости от конструкции поверхностной обработки и размера используемого щебня в соответствии с таблицей 18.

9.9.2.4На автомобильных дорогах с интенсивностью движения более 5 тыс.авт./сут., а также на участках дорог с затрудненными и опасными условиями движения следует, как правило, использовать модифицированные вяжущие.


Таблица 18

Фракция щебня, мм Расход щебня, кг/м2 (количество щебенок на 0,01 м2) Расход битума, л/м2, при использовании щебня Расход битумной эмульсии ЭБК-Б-65, л/м2
обработанного вяжущим не обработанного вяжущим
Одиночная поверхностная обработка
От 2,5 до 5 (для ремонта) 8,0 (не нормируется) 0,60 0,75 1,10
Св. 5 до 7,5 10,0 (210-310) 0,65 0,80 1,20
Св. 5 до 10 11,5 (140-220) 0,70 0,85 1,40
Св. 7,5 до 12,5 13,5 (80-120) 0,75 0,90 1,50
Св. 10 до 15 16,0 (50-80) 0,80 0,95 1,60
Св. 12,5 до 17,5 17,5 (35-55) 0,85 1,00 1,80
Св. 15 до 20 20,0 (25-40) 0,95 1,10 Не применяется
Двойная поверхностная обработка
Св. 10 до 15 (первая россыпь) 14,0 (120-200) 0,80 0,95 1,00
Св. 5 до 7,5 (вторая россыпь) 9,0 0,70 0,85 1,30
Св. 12,5 до 17,5 (первая россыпь) 15,0 0,85 1,00 1,10
Св. 5 до 7,5 (вторая россыпь) 9,0 0,70 0,85 1,30
Св. 12,5 до 17,5 (первая россыпь) 15,0 (80-120) 0,90 1,05 1,10
Св. 5 до 10 (вторая россыпь) 11,0 0,75 0,90 1,40
Св. 15 до 20 (первая россыпь) 16,5 (80-120) 0,90 1,05 Не применяется
Св. 5 до 10 (вторая россыпь) 11,0 0,75 0,90
Св. 15 до 20 (первая россыпь) 16,5 (50-90) 0,95 1,10
Св. 7,5 до 12,5 (вторая россыпь) 12,5 0,85 1,00
Примечание: 1. Если приведенная интенсивность движения автомобилей (Ипр) на участке менее 20 авт./ч, или участок полностью затенен, или поверхностная обработка устраивается на остановочных полосах, или покрытие на участке имеет пористую структуру – расход вяжущего увеличивается на 20 %. 2. Если приведенная интенсивность движения автомобилей (Ипр) более 200 авт./ч, или участок частично затенен, или поверхностная обработка устраивается на внутренних полосах многополосных дорог – расход вяжущего увеличивается на 10 %. 3. Если поверхностная обработка устраивается на покрытии с выпотеванием вяжущего более 75 % площади или используется эмульсия ЭБК-Б-70 вместо ЭБК-Б-65 - расход вяжущего уменьшается на 10 %. 4. Общее увеличение расхода вяжущего не должно превышать 20 %, уменьшение – 10 %.

9.9.2.5Работы по устройству поверхностной обработки следует производить по сухой чистой поверхности. При применении битумных эмульсий допускается проведение работ по увлажненной поверхности покрытия.

9.9.2.6Температура разжиженного битума во время розлива должна быть: для марок БНД и БД – от 140 до 160 °С; для марок БМП – от 150 до 175 °С; для битумной эмульсии – от 65 до 80 °С.

9.9.2.7Щебень следует распределять механизированным способом сразу после розлива вяжущего слоем в одну щебенку и укатывать катками за 4-5 проходов по одному следу.

9.9.2.8В течение первых 10 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части. Незакрепившийся щебень должен быть удален с покрытия.

Устройство поверхностной обработки с использованием холодных литых асфальтобетонных смесей

9.9.3.1Для устройства защитных слоев покрытий применяют холодные литые асфальтобетонные смеси [7], которые представляют собой смесь щебня, песка из отсевов дробления горных пород, минерального наполнителя, регулятора скорости формирования, воды, битумной или битумно-полимерной катионной эмульсии.

9.9.3.2Холодные литые асфальтобетонные смеси в зависимости от назначения, показателей физико-механических свойств, применяемых материалов, сроков формирования и открытия движения подразделяют на два вида: А и Б. По зерновому составу минеральной части холодные литые асфальтобетонные смеси подразделяют на два типа – тип I и тип II

9.9.3.3Область применения холодных литых асфальтобетонных смесей - в соответствии с таблицей 19.

9.9.3.4Холодные литые асфальтобетонные смеси вида «А» укладывают в один слой толщиной, равной размеру самого крупного зерна заполнителя, и применяют:

– тип смесей I – для заполнения поверхностных пустот, ремонта сильной эрозии поверхности покрытия и обеспечения шероховатости, отвечающей легким условиям движения в соответствии с 11.16 либо в качестве изоляционной мастики на слое стабилизированного основания;

– тип смесей II – для восстановления шероховатости существующих асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.


Таблица 19

Тип смеси Вид смеси, область применения
А Б
I Автомобильные дороги общего пользования III-V категорий и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам категории В, Г и Е, автобусные остановки, автомобильные стоянки, ПСП*) Автомобильные дороги общего пользования III-V категорий и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам категории В, Г и Е, – при укладке смесей в один слой и всех категорий – в качестве первого слоя с использованием технологии двухслойного нанесения смесей
II Автомобильные дороги общего пользования и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам всех категорий, кроме Iа, Iб и М, А, соответственно Автомобильные дороги общего пользования и участки автомобильных дорог общего пользования, проходящие по городским и сельским улицам всех категорий
*) ПСП – переходно-скоростная полоса.
Примечание – Категории автомобильных дорог – по ТКП 45-3.03-19; категории городских и сельских улиц – по СНБ 3.03.02.

9.9.3.5Холодные литые асфальтобетонные смеси вида «Б» применяют на автомобильных дорогах в условиях непрерывного движения автотранспорта в соответствии с 9.9.3.4, а также для исправления микропрофиля поверхности, при заполнении колей.

Смеси вида «Б» укладывают толщиной до 15 мм, а при заполнении колей – толщиной до 25 мм в один слой в соответствии с требованиями, изложенными в [7].

9.9.3.6Пригодными для устройства слоев из холодных литых асфальтобетонных смесей являются основания (покрытия), ровность которых соответствует данным таблицы 20.

Таблица 20

Ровность покрытия (максимальный просвет под трехметровой рейкой), мм Вид, тип и способ применения
Любой вид и тип смесей в один слой
6-15 Смеси вида «А», тип II или смеси вида «Б» любого типа в два слоя (первый – тип Б, второй – любой вид и тип смеси)
16 - 25 Ликвидация колейности смесями вида «Б» с устройством защитного слоя
26 - 50 То же

9.9.3.7Непригодными для устройства слоев из холодных литых асфальтобетонных смесей являются «очень мягкие» основания (покрытия). Степень твердости покрытия определяют согласно [6].

9.9.3.8Для приготовления холодных литых асфальтобетонных смесей должен применяться щебень из плотных горных пород по СТБ 1311, песок из отсевов дробления горных пород по ГОСТ 8736 с показателями физико-механических свойств, указанными в таблице 21.

Таблица 21

Наименование показателя Значения показателя
Щебень:
сорт, не ниже II
марка по дробимости горной породы, не ниже
марка по истираемости горной породы, не ниже И-2
морозостойкость, не ниже F 200
Песок из отсевов дробления:
марка по прочности, не ниже
Примечание – Допускается применять щебень из плотных горных пород по ГОСТ 8267 со значениями физико-механических свойств не ниже приведенных в таблице.

9.9.3.9В качестве минерального наполнителя и ускорителя времени формирования покрытия должны применяться цемент по ГОСТ 10178 или другие материалы, расход и эффективность использования которых определяет дорожная лаборатория.

9.9.3.10В качестве вяжущего для приготовления холодных литых асфальтобетонных смесей должны применяться битумные или битумно-полимерные катионные эмульсии, отвечающие требованиям СТБ 1245 и таблицы 22.

Таблица 22

Наименование показателя Значение показателя для смеси вида
А Б
1 Марка эмульсии ЭБК-М-60 ЭБК-М-65 ЭБКМ-М-60 ЭБКМ-М-65
2 Глубина проникания иглы остаточного вяжущего при 25 °С, мм 60-100 60-100
3 Содержание сухого вещества модификатора в остаточном вяжущем, % по массе 0,0 2,5-5,0*)
* В качестве модификатора должны использоваться дивинил-стирольные, стирол-бутадиен-стирольные, стирол-изопрен-стирольные блок-сополимеры и их катионные дисперсии по ТНПА заводов-изготовителей.

9.9.3.11В качестве регулятора скорости формирования холодных литых асфальтобетонных смесей должны применяться хлористые или уксуснокислые соли моноаминов, полиаминов, амидоаминов или четвертичные соли аммония по техническим условиям заводов-изготовителей.

9.9.3.12Содержание составляющих компонентов холодных литых асфальтобетонных смесей должно находиться в пределах, указанных в таблице 23, и назначаться лабораторией на основании результатов лабораторных испытаний.

Нормы расхода холодных литых асфальтобетонных смесей устанавливают в соответствии с таблицей 24.

Таблица 23

Наименование компонента Содержание компонента для смеси вида
А Б
1 Остаточное вяжущее, % по массе:    
смеси типа I 7,5-13,5 5,5-10,5  
смеси типа II   6,5-12
2 Минеральный наполнитель, не более, % по массе
3 Регулятор скорости формирования в соответствии с результатами подбора составов и условиями производства работ
4 Вода

Таблица 24

Вид работы Норма расхода, кг/м2, для смеси вида
А Б
Укладка:
смеси типа I 4,1-9,3 4,0-9,0
смеси типа II 8,3-20,3 8,2-19,5
Заполнение колей глубиной, мм
10-15 6,2-8,0
15-25 9,3-26,0
25-35 15,5-34,0
35-40 21,5-38,0

9.9.3.13Перед укладкой холодных литых асфальтобетонных смесей должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

– ямочный ремонт покрытия (основания) не позднее 1 месяца до начала производства работ по укладке холодных литых асфальтобетонных смесей;

– ремонт и герметизация трещин и швов в основании (покрытии) шириной более 6 мм с применением соответствующих ремонтных материалов;

– грунтовка поверхности катионной эмульсией марок ЭБК–С (М)-60(65), разведенной водой в соотношении 1:3, с расходом 0,2-0,4 л/м2 .

Грунтовку выполняют на цементобетонных покрытиях, сильно изношенных асфальтобетонных покрытиях (основаниях), а также на асфальтобетонных покрытиях (основаниях) со средней плотностью асфальтобетона менее 2,2 г/м3.

Указанная грунтовка должна быть нанесена на поверхность покрытия (основания) не ранее чем за 0,5-2,0 ч до начала укладки холодных литых асфальтобетонных смесей в зависимости от погодных условий.

Предварительная грунтовка поверхностей плотных покрытий (оснований) не требуется в случае укладки смесей при температуре воздуха выше 20 °С. При температуре поверхности покрытия выше 30 °С обязательно предварительное увлажнение покрытия (основания) водой с целью улучшения адгезии холодных литых асфальтобетонных смесей к поверхности и уменьшения расхода регулятора скорости формирования.

Скопление и застой воды в пониженных местах покрытия (основания) должны быть удалены до начала укладки смесей.

9.9.3.14Слои из холодных литых асфальтобетонных смесей при необходимости уплотняют самоходными катками на пневматических шинах массой 8–10 т за два-три прохода по одному следу.

Контроль качества работ

При устройстве поверхностной обработки следует контролировать:

- температуру вяжущего – в каждом битумовозе;

- равномерность распределения вяжущего материала, однородность, чистоту и равномерность распределения щебня – постоянно.

Приемочный контроль проводят через 14-28 суток после завершения работ по устройству или ремонту поверхностной обработки. Приемочный контроль включает:

- визуальную оценку качества поверхностной обработки (сплошность, ровность, отсутствие выкрашивания либо втапливания щебня);

- определение плотности распределения щебня (для поверхностной обработки с использованием фракционированного щебня) – количества зерен щебня на площади 0,01 м2 (в рамке размером 100х100 мм);

- определение шероховатости покрытия и коэффициента сцепления по ГОСТ 30413, СТБ 1566.

Нормируемые значения плотности распределения щебня поверхностной обработки приведены в таблице 18.


Шероховатость поверхности и коэффициент сцепления покрытия должны соответствовать требованиям, приведенным в разделе 11 настоящего технического кодекса.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.59.154 (0.008 с.)