ТОП 10:

Возведение земляного полотна на болотах



8.8.1 Замену слабого грунта в основании насыпи следует выполнять на болотах 1 типа механическим, взрывным или гидравлическим способом удаления грунта.

8.8.2 Выторфовывание следует производить, как правило, в зимнее время с заблаговременной подготовкой и содержанием путей для перемещения экскаватора и транспортирования грунта. Насыпь с выторфовыванием следует сооружать, как правило, способом «от себя» с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта вперед бульдозером.

В теплое время года должны быть предприняты меры по обеспечению проходимости экскаваторов и автомашин при выторфовывании (устройство сланей под экскаватор).

8.8.3 Посадку насыпи на прочное основание на болотах II и III типов необходимо выполнять методом выдавливания торфа весом насыпи. Для облегчения выдавливания следует проводить рыхление торфа механическим или взрывным способом, устраивать торфоприемники (траншеи вдоль подошвы насыпи), отсыпать насыпь узким фронтом (способ перегрузки), а также осуществлять воздействие виброударной и ударной нагрузками.

Насыпь при этом следует возводить сразу на полную расчетную высоту.

8.8.4 При сооружении насыпей с использованием в их основании слабых грунтов в целях повышения устойчивости, ускорения осадки и снижения влияния динамической нагрузки предусматриваются следующие конструктивно-технологические мероприятия: отсыпка насыпи с заданным режимом, армирование грунта, частичное выторфовывание, временная пригрузка, устройство вертикальных песчаных дрен или песчаных свай, дренажных прорезей, увеличение толщины насыпи.

8.8.5 При сооружении насыпей с использованием в их основании сжимаемых грунтов должна быть обеспечена требуемая толщина отсыпки. Для этого насыпь следует возводить с запасом на осадку, т.е. в момент завершения отсыпки насыпи ее высота должна соответствовать строительной высоте в соответствии с Пособием П2-01 к СНиП 2.05.02.

8.8.6 Для ускорения осадки плавающих насыпей на болотах I и II типа может быть применена временная пригрузка насыпи дополнительным слоем грунта. Толщина слоя временной пригрузки и время ее выдерживания устанавливают расчетом в индивидуальном проекте. При применении метода временной пригрузки насыпь следует возводить равномерно на всю ее ширину, а грунт из пригрузочного слоя, после того как насыпь достигнет заданной осадки, следует использовать для отсыпки на другом участке.

8.8.7 Вертикальные песчаные дрены, применяемые для ускорения осадки и упрочнения основания, следует устраивать специальным комплектом оборудования, в котором в качестве основной машины используется либо вибровдавливающий погружатель свай, либо экскаватор с погружателем, снабженные специальным рабочим органом в виде обсадной трубы с раскрывающимся наконечником.

Для устройства вертикальных плоских дрен из текстильных и других ленточных дренирующих материалов следует применять специальное оборудование или приспособления к машине для погружения вертикальных песчаных дрен, обеспечивающие закрепление и подачу ленты в обсадную трубу с катушки и обрезку на нужной отметке.

8.8.8 При отсыпке насыпи на слабом основании по специально установленному режиму (метод предварительной консолидации) каждый последующий слой устраивается после набора грунтом основания прочности, достаточной для восприятия дополнительной нагрузки.

В процессе консолидации основания необходимо осуществлять наблюдение за осадкой насыпи для уточнения объема досыпки или снятия излишков грунта и оценки возможности устройства покрытия.

8.8.9 При устройстве в основании земляного полотна прослойки из геотекстиля полотна следует сшивать или склеивать. Для пропуска строительных машин полотна засыпают слоем не менее 0,3 м.

8.8.10 При наличии пней, кочек, углублений, воды на поверхности основания насыпи перед укладкой геотекстиля следует отсыпать песчаный выравнивающий слой, толщина которого должна быть равна величине неровностей. Анкеровку полотен в откосных частях земляного полотна следует производить путем заворачивания свободных концов полотен длиной 1,5-2,0 м вокруг края грунтового слоя, отсыпанного по полотну. Завернутые концы должны быть засыпаны следующим по высоте грунтовым слоем.

8.8.11 Нижнюю часть насыпей на водонасыщенных слабых грунтах следует, как правило, устраивать из дренирующих грунтов. Толщина дренирующего слоя должна быть на 0,5 м больше величины расчетной осадки в осевом сечении.

Глинистые и торфяные грунты допускается укладывать в нижнюю часть насыпи только при соответствующем технико-экономическом обосновании.

8.8.12 В часть насыпи, расположенную ниже уровня грунтовых вод на болотах с полным или частичным выторфовыванием, разрешается укладывать песчаные мерзлые грунты при условии, что верхняя часть насыпи будет возведена из таких же, но талых грунтов.

8.8.13 На насыпях, в основании которых используются слабые грунты, сроки стабилизации слабого основания и устройства дорожной одежды устанавливают в соответствии с 8.1.10.

При динамической нагрузке осадка ускоряется, поэтому на переходах через болота целесообразно осуществлять движение автомобилей в период до устройства покрытий по поверхности земляного полотна или слоя основания или по сборным железобетонным плитам с выравниванием и устройством монолитных слоев после достижения требуемой стабильности.

8.8.14 Устройство эстакад, свайных ростверков и других специальных конструкций в основании земляного полотна на переходах через болота или через отложения слабых грунтов должно производиться по специальным ПОС и ППР, разработанным с учетом требований соответствующих нормативных документов.

Контроль качества работ

8.9.1 До начала работ по сооружению земляного полотна должно быть проверено соответствие принятых в проектной документации и фактических показателей состава (крупность частиц, пластичность пылевато-глинистых грунтов) и состояния (влажность, плотность) грунтов в карьерах, резервах, выемках, естественных основаниях.

На участках уширения земляного полотна дополнительно проверяют грунты, используемые в нижней части насыпи, на соответствие требованиям по коэффициенту фильтрации (по ГОСТ 25584) и высоте капиллярного поднятия (по специальной методике).

При наличии в зоне работ склонов и откосов круче 1:3, а также слабых грунтов следует проверять нивелированием отсутствие осадок и сдвигов земляного полотна в период строительства согласно 8.9.13.

8.9.2 При операционном контроле качества сооружения земляного полотна следует проверять:

– правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане и высотные отметки;

– толщину снимаемого плодородного слоя грунта;

– плотность грунта в основании земляного полотна;

– влажность используемого грунта;

– толщину отсыпаемых слоев;

– однородность грунта в слоях насыпи;

– плотность грунта в слоях насыпи;

– ровность поверхности;

– поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон, крутизну откосов);

– правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин.

Допускаемые отклонения контролируемых геометрических параметров и плотности грунта приведены в разделе 11.

При операционном контроле качества земляных работ в зимних условиях дополнительно следует контролировать размер и содержание мерзлых комьев, а также качество очистки поверхности от снега и льда.

При операционном контроле качества устройства земляного полотна на болотах дополнительно следует контролировать: полноту выторфовывания, режим отсыпки, величину осадки, геометрические размеры вертикальных прорезей, дрен и коэффициент фильтрации песка в них.

8.9.3 Проверку правильности размещения оси земляного полотна, высотных отметок, поперечных профилей земляного полотна, обочин, водоотводных и дренажных сооружений и толщин слоев следует производить не реже чем через 100 м (в трех точках на поперечнике), как правило, в местах размещения знаков рабочей разбивки с помощью геодезических инструментов и шаблонов.

Плотность грунта следует контролировать в каждом технологическом слое по оси земляного полотна и на расстоянии 1,5-2,0 м от бровки, а при ширине слоя более 20 м – также в промежутках между ними.

Контроль плотности грунта необходимо осуществлять на каждой сменной захватке работы уплотняющих машин, но не реже чем через 200 м при высоте насыпи до 3 м и не реже чем через 50 м – при высоте насыпи более 3 м. Контроль плотности верхнего слоя следует производить не реже чем через 50 м.

Дополнительный контроль плотности необходимо производить в каждом слое засыпки пазух труб, над трубами, в конусах и в местах сопряжения с мостовыми сооружениями.

Контроль плотности следует производить на глубине, равной 1/3 толщины уплотняемого слоя, но не менее 8 см.

Отклонения от требуемого значения коэффициента уплотнения в сторону уменьшения допускаются не более чем в 10 % определений от их общего числа и не более чем на 0,04.

Глубину промерзания слоя сезонного оттаивания грунта следует проверять по кернам (шурфам) не реже чем через 100 м. Сохранность мохорастительного слоя определяется визуально.

8.9.4 Контроль влажности используемого грунта следует производить, как правило, в месте его получения (в резерве, карьере) не реже одного раза в смену и обязательно при выпадении осадков.

8.9.5 Плотность и влажность грунта следует определять по ГОСТ 5180.

Для контроля уплотнения грунта допускается использовать ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы по Пособию П12-2000 к СНБ 5.01.01 при наличии испытаний по установлению градуировочных зависимостей для грунтов данного объекта.

8.9.6 Однородность грунта следует контролировать визуально. При изменении однородности грунта его тип, вид и разновидность следует определять по СТБ 943.

8.9.7Ровность поверхности земляного полотна контролируется нивелированием по оси и бровкам в трех точках на поперечнике не реже чем через 50 м. Поверхность основания земляного полотна и промежуточных слоев насыпи в период строительства не должна иметь местных углублений, в которых может застаиваться вода.

8.9.8 Соответствие состава песка, используемого для вертикальных дрен, проектным требованиям следует определять в карьере один раз в смену по ГОСТ 12536.

8.9.9 При приемке сборных железобетонных плит размером 1х1 м и менее не допускаются плиты с отклонением длины, ширины и толщины от проектных размеров более чем на 5 мм, а также плиты с трещинами, раковинами, наплывами, обнажением арматуры. Плиты для укрепительных работ должны соответствовать действующим ТНПА.

8.9.10 Плита или элемент сборной решетчатой конструкции считаются уложенными в соответствии с проектной документацией, если продольные и поперечные швы совпадают, ширина швов между смежными плитами не превышает 0,5 см, а уступ между плитами (элементами) составляет не более 1 см. При нарушении этих требований плита (элемент) должна быть поднята и после устранения причин, вызвавших нарушение ровности конструкции или прямолинейности швов, вновь уложена.

8.9.11 Изменение толщины слоя щебня при заполнении ячеек решетчатой конструкции не должно превышать ±10 %.

8.9.12 При возведении насыпей гидромеханизированным способом должны проверяться: размеры и расположение в плане намытого слоя грунта и отметки поверхности насыпи, соответствие зернового состава намытых грунтов допускаемому проектной документацией, интенсивность намыва грунта в насыпь, плотность грунтов земляного полотна.

8.9.13 При возведении земляного полотна на основаниях из слабых грунтов следует вести наблюдения за деформациями насыпи и ее основания. Горизонтальные смещения, указывающие на недостаточную устойчивость основания, следует контролировать по кольям и вешкам, установленным вдоль подошвы насыпи. Контроль осадки насыпи следует вести по временным реперам (маркам).

Контроль толщины насыпи, возведенной на основании из слабых грунтов, и полноты удаления слабого слоя при погружении насыпи на дно болота следует вести после окончания отсыпки по оси насыпи через 50 м с помощью бурения или глубинного зондирования.

Изменение прочности грунта основания в процессе консолидации следует контролировать методом вращательного среза или зондированием по Пособию П2-02 к СНиП 3.06.03. Данные о результатах наблюдений должны заноситься в журнал и сопоставляться с аналогичными данными проектной документации.

О наличии расхождений в этих данных ставится в известность заказчик и проектная организация.

Устройство дорожных одежд

Общие положения

9.1.1Слои дорожной одежды следует устраивать на готовом и принятом в установленном порядке земляном полотне.

Покрытие и основание с использованием материалов, обработанных вяжущими, следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих, кроме этого, на немерзлом слое.

Непосредственно перед устройством дорожной одежды верхний слой земляного полотна профилируют и при необходимости производят доуплотнение до требуемой плотности.

9.1.2До начала сооружения каждого слоя основания и покрытия следует выполнить разбивочные работы по закреплению положений кромок и высотных отметок слоев. При использовании машин, оборудованных автоматизированными системами управления рабочими органами, закрепление кромок и высотных отметок осуществляется путем установления копирных струн с одной или с обеих сторон устраиваемого слоя. Разбивочные работы и их контроль выполняются с использованием геодезических инструментов.

Применение машин без автоматизированных систем управления при устройстве покрытий допускается только при наличии технико-экономического обоснования и с согласия заказчика.

9.1.3Устройство слоев дорожной одежды в зимний период разрешается только по земляному полотну, которое полностью было построено и принято в теплый период (при положительных температурах), за исключением случаев, указанных в 4.8.

9.1.4Уплотнение материалов слоев оснований и покрытий осуществляется катками. Количество проходов катка и толщина слоя материала устанавливается по результатам пробного уплотнения.

9.1.5При операционном контроле качества работ по строительству дорожной одежды следует контролировать для каждого слоя не реже чем через каждые 100 м:

– высотные отметки вдоль оси дороги;

– ширину;

– толщину слоя неуплотненного материала по оси проезжей части дороги;

– степень уплотнения слоя;

– поперечный уклон;

– ровность;

– шероховатость поверхности (для верхних слоев покрытий дорог I-III категорий).

Перечень параметров, которые требуют контроля, и порядок контроля приведены в соответствующих разделах настоящего технического кодекса и других действующих ТНПА.

9.1.6При уширении проезжей части автомобильных дорог в случаях их реконструкции следует обеспечить плотное и ровное соединение новых слоев с существующей дорожной одеждой.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.016 с.)